Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:25, реферат
Романтизм – это очень большой пласт различных видов искусства. Цель моей работы – проследить условия зарождения и причины возникновения романтизма в России, исследовать развитие романтизма в таких видах искусства, как литература, живопись и архитектура, и сопоставить их. Главной задачей для меня было выделить основные черты романтизма, характерные для всех видов искусств, определить, какое влияние оказал романтизм на развитие других направлений в искусстве.
При разработке темы я использовала учебные пособия по искусству, таких авторов, как Филимонова, Воротников и др., энциклопедические издания, монографии, посвященные различным авторам эпохи романтизма, биографические материалы таких авторов, как Аминская, Ацаркина, Некрасова и др.
Введение.......................................................3
1.Общая характеристика периода
Причины возникновения романтизма:
1.1 Влияние идей великой Французской революции.................4
1.2 События Отечественной войны, движения декабристов - историческая почва для возникновения романтизма................6
2. Творчество русских романтиков, поэтов и писателей декабристской эпохи, развитие общественного сознания последних поколений......................................................7
2.1 В.А.Жуковский(1783-1852гг.)................................9
2.2 К.Н.Батюшков(1787-1855гг.)................................10
2.3 К.Ф.Рылеев(1795-1826гг.)..................................12
2.4 В.К.Кюхельбекер (1797-1846гг.) - революционная тема в творчестве....................................................13
2.5 Романтизм в творчестве А.С.Пушкина(1799-1837гг.)..........15
2.6 М.Ю.Лермонтов(1814-1841гг.)...............................17
2.7 Ф.И.Тютчев(1803-1873гг.)..................................20
2.8 А.И.Герцен(1812-1870гг.)..................................22
3. Художественное совершенство непроходная ценность русского романтизма....................................................24
3.1 Андрей Рублёв «Троица»....................................24
3.2 Дионисий «Распятие».......................................27
3.3 Д.Г.Левицкий «Портрет Урсулы Мнишек»......................27
3.4 А.П.Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»...............29
4. Русское искусство первой половины девятнадцатого века......30
4.1 Архитектурные памятники первой половины XIX века..........30
4.2 Отечественная классическая живопись в XIX веке............33
4.3 О.А.Кипренский(1782-1836гг.)..............................33
4.3.1 Портрет А. С. Пушкина кисти О. Кипренского..............33
4.3.2 Картина Кипренского «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)»..............................................34
4.4 В.А.Тропинин(1776-1857гг.)................................36
4.5 К.П.Брюллов(1799-1852гг.).................................40
4.6 И.Н.Крамской(1837-1887гг.)................................40
4.7 В.Г.Перов(1834-1882гг.)...................................41
4.8 Н.Н.Ге(1831-1894гг.) ....................................42
4.9 И.Е.Репин(1844-1930гг.)...................................43
4.10 В.М.Васнецов(1848-1926гг.)...............................44
Заключение.................................................45
Список использованной литературы...........................48
В иконе Дионисия фон… плоскостный, но он вызывает ощущение воздушности и не давит на фигуры. К тому же сами фигуры лишены объёма, почти невесомы… ». Вся икона проникнута светлой умиротворённостью.
3.3 Д.Г.Левицкий «Портрет Урсулы Мнишек»
Рисунок 11
Надменно и холодно смотрит с портрета (написанного в 1782 году) графиня Урсула Мнишек. Портрет поражает своим художественным совершенством: великолепием цвета, точностью и изяществом композиционного построения. Но, пожалуй, самое удивительное в нем то, что одними и теми же живописными приемами художник с одинаковым успехом решает две, казалось бы, совершенно несовместимые задачи. Силой своего мастерства он совершает чудо превращения не отличающейся в жизни большой внешней привлекательностью и внутренним обаянием женщины в неотразимую, блестящую светскую красавицу и в то же время дает ей объективную и далеко не лестную характеристику.
Прозрачные голубоватые тени, лежащие на лице, волосах, груди, оттеняют фарфоровую белизну кожи, яркий и нежный румянец щек, блеск зеленоватых прозрачных глаз. Поворот головы Урсулы Мнишек, так удачно вписывающий ее силуэт в овальную форму портрета, позволяет оценить стройность ее шеи и изящный овал лица. Прихотливые линии перехваченных шитыми золотом лентами пышных рукавов и спадающего с плеча каскадом крупных ломающихся складок шарфа придают особую изысканность очертаниям ее тонкой и стройной фигуры.
В лучах холодного света, заливающего портрет, начинают чудесно мерцать и переливаться серебристая ткань платья и голубая, звонкая — шарфа. Игра двух этих интенсивных, богатых оттенками тонов составляет яркий, праздничный цветовой аккорд, придает сравнительно небольшому портрету торжественную парадность. И в то же время холодное сверкание красок, ровная, плотная и гладкая манера письма, в результате которой красочная поверхность полотна начинает напоминать блестящую эмаль, пластическая четкость объемов создают у зрителя ощущение отчужденности образа этой великолепной и надменной светской львицы. И, пожалуй, именно благодаря живописному очарованию портрета вдруг начинаешь понимать, что перед тобой изображение пустой и суетной женщины, что в блестящем взгляде ее прозрачных глаз, в высокомерной улыбке лишь привычное оживление светской дамы, за которым нет ни искренности, ни подлинного чувства, ни живого темперамента.
Когда смотришь на портреты, созданные Левицким в пору расцвета творчества, начинает казаться, что для него просто не существует технических трудностей: он виртуозно владеет колоритом, композицией, формой. Небольшие, казалось бы, изменения особенностей художественного языка и приемы, прекрасно служившие для раскрытия одного характера, для передачи одного образного строя, вдруг с неменьшим эффектом используются для достижения иной цели, приводят к иным результатам.
Эта сторона мастерства художника наглядно подтверждается сравнением трех написанных почти одновременно и очень близких по манере исполнения портретов: Урсулы Мнишек, Анны Давиа и неизвестной молодой женщины в голубом (1784).
Миловидное лицо «неизвестной в голубом» с подвижными черными бровями и чуточку утиным носом окружено ореолом серебристых пудреных волос. В больших, удлиненных глазах — озорные искорки того же задора, что притаился и где-то в уголках губ. Кажется, что блеск глаз усиливается богатством голубых красок, отливающих то густой синевой, то приближающихся к мягким оттенкам облачного неба.
Не только
обворожительное сочетание
3.4
А.П.Лосенко «Прощание
Гектора с Андромахой»
Рисунок 12 |
У древних греков был великий поэт Гомер. В его поэме "Илиада" рассказывается о событиях давнего времени. Полчища врагов подступили к стенам города Трои. Вождь троянцев Гектор собирается начать бой. У городских ворот он прощается со своей женой, Андромахой. Она держит на руках маленького сына и умоляет мужа остаться дома: "Сына не сделай ты сирым, супруги не сделай вдовою..." Но для Гектора свобода родного города дороже собственного счастья и собственной жизни. Он бросается на врагов и погибает.
Картину "Прощание Гектора с Андромахой" написал Антон Павлович Лосенко.
То, что изобразил художник, происходило три тысячи лет назад в Древней Греции. Но картина Лосенко была близка русским зрителям. Она учила их тому, что важно во все времена: любить родину больше всего на свете.
Антон Лосенко был сыном крестьянина. Он рано остался сиротой. Мальчик очень любил петь, и голос имел хороший. Однажды его пение услышал чиновник придворного хора. Он увез семилетнего Антона в Петербург и отдал в певчие. Но через несколько лет юный певчий потерял свой приятный голос. Лосенко очень огорчался. Ему казалось, что жизнь его устроена, а теперь все надо было начинать сначала. Придворные чиновники решили отправить юношу "в обучение живописи" - авось хоть маляр из него выйдет. И тут обнаружилось, что неудачный певчий - необыкновенно одаренный художник. Лосенко потерял голос и нашел свою настоящую судьбу.
Лосенко писал картины о прошлом и стал нашим первым историческим живописцем. Он написал первую картину из русской истории. На ней изображен князь Владимир, который захватил город Полоцк и явился к полоцкой княжне Рогнеде, чтобы взять ее в жены. Событие, которое увлекло художника, произошло тысячу лет назад.
Картины Лосенко похожи на сцены из театральных представлений. Комната Рогнеды или площадь втрое напоминают декорации. Пышные и яркие костюмы героев тоже напоминают театральные. Люди в жизни более сдержанно выказывают свои чувства, чем на картинах Лосенко. Но современники художника были в восторге от его полотен. В тогдашнем журнале писали, что картины Лосенко "приводят зрителей вне себя". Ведь никто до него не писал таких.
И сам художник, и его первые зрители любили ходить в театр. Они смотрели трагедии, которые рассказывали о событиях прошлого. Артисты выходили на сцену, наряженные в роскошные одежды. Богатые декорации изображали дворцы и украшенные колоннами площади. Движения артистов были не такие, какие бывают в жизни. Свои чувства - любовь, радость, горе, гнев - они выражали преувеличенно. Если герой объяснялся в любви, он низко склонялся перед возлюбленной, прижимая ладонь к груди, как Владимир на картине Лосенко. Если он уходил в бой, он поднимал вверх руку, как поднял изображенный Лосенко троянец Гектор.
Артисты в трагедиях говорили величавыми словами, из которых были составлены торжественные стихи. Язык живописи, которым "говорил" Лосенко, был близок языку тогдашних трагедий. Лосенко дружил с лучшими русскими артистами. Он оставил нам портрет Федора Григорьевича Волкова, которого называют "отцом русского театра".
В старинной книге рассказывается, что Волков был очень умен, отлично образован и к тому же "был друг совершенный, великодушный, благородный". Он прославился как артист, но также "был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант на многих инструментах". В книге описана и внешность Волкова: "Физиономию он имел важную, глаза быстрые, карие. С первого взгляда казался несколько суров и угрюм, но сие исчезало, когда находился он с хорошими своими приятелями..." Книга немало рассказала нам о великом русском актере. Но мы никогда не узнали бы его лица, если бы не кисть Лосенко.
4. Русское искусство первой половины девятнадцатого века
Девятнадцатый век в России начался знаменательным событием: первого марта 1801 года в Петербурге был убит Павел первый. Александр первый, пришедший к власти, обещал реформы. Россия готовилась к войне Францией. Патриотические чувства воодушевляли русское общество. Эти чувства достигли наивысшей силы, когда Россия победила наполеона в 1812 году.
Все эти события не могли не повлиять искусство. С 1800 – 1830 годы произошёл небывалый расцвет архитектуры и градостроительства. Нынешние Москва и Петербург сохранили многие постройки того времени:
- реконструированная Красная площадь в Москве
- заново построенная театральная площадь
- в Петербурге были завершены ансамбли Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской площадей.
Именно в
это время работала целая
1). А.Д.Захаров – Адмиралтейство;
2). В.П.Стасов –
Павловские казармы,
3). О.И.Бове – Красная площадь, торговые ряды на ней, Александровский сад, Театральная площадь;
4). Д.И.Жилярди –
перестроил здание МГУ.
4.1 Архитектурные памятники первой половины XIX века
В первой трети
девятнадцатого века создаются ни с
чем не сравнимые шедевры архитектуры
высокого классицизма, ансамбли красивейших
площадей Петербурга. При Александре первом
господствовал упрощённый, лишённый фантазии
стиль. Как и в восемнадцатом веке, в девятнадцатом
в основу был взят принцип регулярности
застройки. С особой силой проявляется
значение Невы как главной артерии и основной
композиционной образующей в центре Санкт-Петербурга.
Почти всё пространство, занимаемое в
настоящее время Петербургом, в середине
девятнадцатого века уже вошло в черту
города, и было застроено. Были возведены
важнейшие здания, сохранившиеся до наших
дней с небольшими изменениями. Частных
построек было мало. Прокладывались новые
улицы, обстраивались площади. Улицы мостились
крупным булыжником.
Ансамбль Смольного.
Проект комплекса монастыря состоит из собора с колокольней, служебных и жилых корпусом, трапезной и других помещений. Собор монастыря – замечательный образец архитектуры этого периода, одно из лучших произведений Ф. Б. Растрелли. Великолепный комплекс создан в стиле русского барокко. Ансамбль был запроектирован в традициях русских монастырских комплексов с пятиглавым собором в центре огромного крестообразного в план двора, ограждённого по периметру протяжённым монастырским зданием. Отдельно стоящая колокольня представляет собой многоярусное сооружение высотой 140 метров, – так пожелал император, чтобы превзойти колокольню Ивана Великого. Достройка и внутренняя отделка собора была осуществлена архитектором Стасовых в 1832-1835-х годах. Монастырь был первым женским учебным заведением в России для девушек дворянского происхождения.
К югу от монастыря в 1806-1808 годах по проекту Д. Кваренги было построено здание Смольного института со служебными корпусами, садом ми оградой. Здание предназначалось для закрытого учебного заведения – Института благородных девиц, который стал называться институтом благородных девиц. Широкий курдонер охвачен в плане зданием с великолепным восьмиколонным портиком ионического ордера, поднятым на аркаду цокольного этажа главного западного фасада. Здание Смольного построено в формах, свойственных становлению стиля высокого классицизма.
Михайловский замок.
Территория ансамбля располагалась на правом берегу реки Фонтанки, недалеко от её истока, за вторым летним садом, с южной стороны верховья реки Мойки, и занимала часть обширной территории Третьего Летнего сада. Здесь, на берегу Фонтанки и Мойки, Пётр I для Екатерины I когда-то построил летний дом, вокруг которого был разведён сад. Дом этот посещался редко и мало-помалу обветшал. В конце 30-х годов восемнадцатого века для Анны Иоанновны был выстроен новый дворец, а старый разобран. Строился он Ф.Б. Растрелли и был шедевром русского барокко. Жила же в новом дворце Елизавета Петровна, здесь Екатерина I принимала официальное поздравление по случаю вступления на престол. В нём же родился будущий император Павел I. После смерти Екатерины II Павел I приказал в 1779 году разобрать дворец и на его месте построить дворец-замок, при котором должна была быть церковь архистратига Михаила, сам же замок было принято называть Михайловским. В его торжественноё закладке принимал участие и сам император с императрицей Марией Фёдоровной. Замок был готов к 1800 году, 8 ноября состоялось освещение, одновременно с освящением его церкви. Потайные ходы, окружавшие его земляные валы и каналы с подъёмными мостами, казались Павлу I надёжной защитой от дворцовых переворотов. Но императору удалось пожить в новой резиденции недолго. Здесь же, в ночь на 11 марта 1801 года, он был задушен заговорщиками. Михайловский замок и площадь-плац называемая Коннетабльской, отделялась от окружающей территории глубокими каналами с переброшенными через них подъёмными мостами. Каждый из четырёх фасадов замка решён своеобразно и не повторяет другой. Стилевые особенности архитектуры замка открывают перед нами двери в XIX век.
В ансамбль Михайловского замка включают так же Михайловский манеж, конюшни.
В 1823 году в замке было размещено Главное инженерное училище, с этого времени он стал называться Инженерным замком.
Александринский театр
Информация о работе Романтизм в художественной культуре России