Романтизм в художественной культуре России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:25, реферат

Краткое описание

Романтизм – это очень большой пласт различных видов искусства. Цель моей работы – проследить условия зарождения и причины возникновения романтизма в России, исследовать развитие романтизма в таких видах искусства, как литература, живопись и архитектура, и сопоставить их. Главной задачей для меня было выделить основные черты романтизма, характерные для всех видов искусств, определить, какое влияние оказал романтизм на развитие других направлений в искусстве.

При разработке темы я использовала учебные пособия по искусству, таких авторов, как Филимонова, Воротников и др., энциклопедические издания, монографии, посвященные различным авторам эпохи романтизма, биографические материалы таких авторов, как Аминская, Ацаркина, Некрасова и др.

Оглавление

Введение.......................................................3

1.Общая характеристика периода

Причины возникновения романтизма:

1.1 Влияние идей великой Французской революции.................4

1.2 События Отечественной войны, движения декабристов - историческая почва для возникновения романтизма................6

2. Творчество русских романтиков, поэтов и писателей декабристской эпохи, развитие общественного сознания последних поколений......................................................7

2.1 В.А.Жуковский(1783-1852гг.)................................9

2.2 К.Н.Батюшков(1787-1855гг.)................................10

2.3 К.Ф.Рылеев(1795-1826гг.)..................................12

2.4 В.К.Кюхельбекер (1797-1846гг.) - революционная тема в творчестве....................................................13

2.5 Романтизм в творчестве А.С.Пушкина(1799-1837гг.)..........15

2.6 М.Ю.Лермонтов(1814-1841гг.)...............................17

2.7 Ф.И.Тютчев(1803-1873гг.)..................................20

2.8 А.И.Герцен(1812-1870гг.)..................................22

3. Художественное совершенство непроходная ценность русского романтизма....................................................24

3.1 Андрей Рублёв «Троица»....................................24

3.2 Дионисий «Распятие».......................................27

3.3 Д.Г.Левицкий «Портрет Урсулы Мнишек»......................27

3.4 А.П.Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»...............29

4. Русское искусство первой половины девятнадцатого века......30

4.1 Архитектурные памятники первой половины XIX века..........30

4.2 Отечественная классическая живопись в XIX веке............33

4.3 О.А.Кипренский(1782-1836гг.)..............................33

4.3.1 Портрет А. С. Пушкина кисти О. Кипренского..............33

4.3.2 Картина Кипренского «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)»..............................................34

4.4 В.А.Тропинин(1776-1857гг.)................................36

4.5 К.П.Брюллов(1799-1852гг.).................................40

4.6 И.Н.Крамской(1837-1887гг.)................................40

4.7 В.Г.Перов(1834-1882гг.)...................................41

4.8 Н.Н.Ге(1831-1894гг.) ....................................42

4.9 И.Е.Репин(1844-1930гг.)...................................43

4.10 В.М.Васнецов(1848-1926гг.)...............................44

Заключение.................................................45

Список использованной литературы...........................48

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО МХК.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

  В иконе  Дионисия фон… плоскостный, но он вызывает ощущение воздушности и не давит  на фигуры. К тому же сами фигуры лишены объёма, почти невесомы… ». Вся икона проникнута светлой умиротворённостью.

  3.3 Д.Г.Левицкий «Портрет Урсулы Мнишек»

      Рисунок 11

Надменно  и холодно смотрит с портрета (написанного в 1782 году) графиня Урсула Мнишек. Портрет поражает своим художественным совершенством: великолепием цвета, точностью и изяществом композиционного построения. Но, пожалуй, самое удивительное в нем то, что одними и теми же живописными приемами художник с одинаковым успехом решает две, казалось бы, совершенно несовместимые задачи. Силой своего мастерства он совершает чудо превращения не отличающейся в жизни большой внешней привлекательностью и внутренним обаянием женщины в неотразимую, блестящую светскую красавицу и в то же время дает ей объективную и далеко не лестную характеристику.

Прозрачные  голубоватые тени, лежащие на лице, волосах, груди, оттеняют фарфоровую белизну  кожи, яркий и нежный румянец щек, блеск зеленоватых прозрачных глаз. Поворот головы Урсулы Мнишек, так удачно вписывающий ее силуэт в овальную форму портрета, позволяет оценить стройность ее шеи и изящный овал лица. Прихотливые линии перехваченных шитыми золотом лентами пышных рукавов и спадающего с плеча каскадом крупных ломающихся складок шарфа придают особую изысканность очертаниям ее тонкой и стройной фигуры.

В лучах  холодного света, заливающего портрет, начинают чудесно мерцать и переливаться серебристая ткань платья и голубая, звонкая — шарфа. Игра двух этих интенсивных, богатых оттенками тонов составляет яркий, праздничный цветовой аккорд, придает сравнительно небольшому портрету торжественную парадность. И в то же время холодное сверкание красок, ровная, плотная и гладкая манера письма, в результате которой красочная поверхность полотна начинает напоминать блестящую эмаль, пластическая четкость объемов создают у зрителя ощущение отчужденности образа этой великолепной и надменной светской львицы. И, пожалуй, именно благодаря живописному очарованию портрета вдруг начинаешь понимать, что перед тобой изображение пустой и суетной женщины, что в блестящем взгляде ее прозрачных глаз, в высокомерной улыбке лишь привычное оживление светской дамы, за которым нет ни искренности, ни подлинного чувства, ни живого темперамента.

Когда смотришь на портреты, созданные Левицким в  пору расцвета творчества, начинает казаться, что для него просто не существует технических трудностей: он виртуозно  владеет колоритом, композицией, формой. Небольшие, казалось бы, изменения особенностей художественного языка и приемы, прекрасно служившие для раскрытия одного характера, для передачи одного образного строя, вдруг с неменьшим эффектом используются для достижения иной цели, приводят к иным результатам.

Эта сторона  мастерства художника наглядно подтверждается сравнением трех написанных почти одновременно и очень близких по манере исполнения портретов: Урсулы Мнишек, Анны Давиа  и неизвестной молодой женщины  в голубом (1784).

Миловидное  лицо «неизвестной в голубом» с подвижными черными бровями и чуточку утиным носом окружено ореолом серебристых пудреных волос. В больших, удлиненных глазах — озорные искорки того же задора, что притаился и где-то в уголках губ. Кажется, что блеск глаз усиливается богатством голубых красок, отливающих то густой синевой, то приближающихся к мягким оттенкам облачного неба.

Не только обворожительное сочетание своеволия, женственности и кокетливого  лукавства увидел художник в героине  своего портрета. Острый ум, склонность к юмору и уверенное достоинство подчеркивает он в своей модели. Но, раскрыв богатство и прихотливость характера незнакомки в голубом, Левицкий отказал ей в сердечной доброте и душевной мягкости - Образ ее не согрет теплотой живого чувства. Это ощущение создает весь комплекс используемых художественных приемов, и, прежде всего, сдержанный колорит и живописная поверхность картины, напоминающая холодный гладкий фарфор. 

3.4 А.П.Лосенко «Прощание  Гектора с Андромахой» 
 
 

Рисунок 12
 
 

У древних греков был великий поэт Гомер. В его поэме "Илиада" рассказывается о событиях давнего времени. Полчища врагов подступили к стенам города Трои. Вождь троянцев Гектор собирается начать бой. У городских ворот он прощается со своей женой, Андромахой. Она держит на руках маленького сына и умоляет мужа остаться дома: "Сына не сделай ты сирым, супруги не сделай вдовою..." Но для Гектора свобода родного города дороже собственного счастья и собственной жизни. Он бросается на врагов и погибает.

Картину "Прощание Гектора с Андромахой" написал Антон Павлович Лосенко.

То, что изобразил  художник, происходило три тысячи лет назад в Древней Греции. Но картина Лосенко была близка русским  зрителям. Она учила их тому, что  важно во все времена: любить родину больше всего на свете.

Антон Лосенко  был сыном крестьянина. Он рано остался сиротой. Мальчик очень любил петь, и голос имел хороший. Однажды его пение услышал чиновник придворного хора. Он увез семилетнего Антона в Петербург и отдал в певчие. Но через несколько лет юный певчий потерял свой приятный голос. Лосенко очень огорчался. Ему казалось, что жизнь его устроена, а теперь все надо было начинать сначала. Придворные чиновники решили отправить юношу "в обучение живописи" - авось хоть маляр из него выйдет. И тут обнаружилось, что неудачный певчий - необыкновенно одаренный художник. Лосенко потерял голос и нашел свою настоящую судьбу.

Лосенко писал  картины о прошлом и стал нашим  первым историческим живописцем. Он написал  первую картину из русской истории. На ней изображен князь Владимир, который захватил город Полоцк и явился к полоцкой княжне Рогнеде, чтобы взять ее в жены. Событие, которое увлекло художника, произошло тысячу лет назад.

Картины Лосенко  похожи на сцены из театральных представлений. Комната Рогнеды или площадь  втрое напоминают декорации. Пышные и яркие костюмы героев тоже напоминают театральные. Люди в жизни более сдержанно выказывают свои чувства, чем на картинах Лосенко. Но современники художника были в восторге от его полотен. В тогдашнем журнале писали, что картины Лосенко "приводят зрителей вне себя". Ведь никто до него не писал таких.

И сам художник, и его первые зрители любили ходить в театр. Они смотрели трагедии, которые рассказывали о событиях прошлого. Артисты выходили на сцену, наряженные в роскошные одежды. Богатые декорации изображали дворцы и украшенные колоннами площади. Движения артистов были не такие, какие бывают в жизни. Свои чувства - любовь, радость, горе, гнев - они выражали преувеличенно. Если герой объяснялся в любви, он низко склонялся перед возлюбленной, прижимая ладонь к груди, как Владимир на картине Лосенко. Если он уходил в бой, он поднимал вверх руку, как поднял изображенный Лосенко троянец Гектор.

Артисты в трагедиях  говорили величавыми словами, из которых  были составлены торжественные стихи. Язык живописи, которым "говорил" Лосенко, был близок языку тогдашних трагедий. Лосенко дружил с лучшими русскими артистами. Он оставил нам портрет Федора Григорьевича Волкова, которого называют "отцом русского театра".

В старинной книге  рассказывается, что Волков был очень умен, отлично образован и к тому же "был друг совершенный, великодушный, благородный". Он прославился как артист, но также "был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант на многих инструментах". В книге описана и внешность Волкова: "Физиономию он имел важную, глаза быстрые, карие. С первого взгляда казался несколько суров и угрюм, но сие исчезало, когда находился он с хорошими своими приятелями..." Книга немало рассказала нам о великом русском актере. Но мы никогда не узнали бы его лица, если бы не кисть Лосенко.

4. Русское искусство  первой половины  девятнадцатого века

 Девятнадцатый век в России начался знаменательным событием: первого марта 1801 года в Петербурге был убит Павел первый. Александр первый, пришедший к власти, обещал реформы. Россия готовилась к войне Францией. Патриотические чувства воодушевляли русское общество. Эти чувства достигли наивысшей силы, когда Россия победила наполеона в 1812 году.

 Все эти события не могли не повлиять искусство. С 1800 – 1830 годы произошёл небывалый расцвет архитектуры и градостроительства. Нынешние Москва и Петербург сохранили многие постройки того времени:

- реконструированная  Красная площадь в Москве

- заново построенная  театральная площадь

- в Петербурге  были завершены ансамбли Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской площадей.

 Именно в  это время работала целая плеяда  самых известных архитекторов:

1). А.Д.Захаров –  Адмиралтейство;

2). В.П.Стасов –  Павловские казармы, Провиантские  склады;

3). О.И.Бове –  Красная площадь, торговые ряды на ней, Александровский сад, Театральная площадь;

4). Д.И.Жилярди –  перестроил здание МГУ. 

 4.1 Архитектурные памятники первой половины XIX века

 

В первой трети  девятнадцатого века создаются ни с  чем не сравнимые шедевры архитектуры  высокого классицизма, ансамбли красивейших площадей Петербурга. При Александре первом господствовал упрощённый, лишённый фантазии стиль. Как и в восемнадцатом веке, в девятнадцатом в основу был взят принцип регулярности застройки. С особой силой проявляется значение Невы как главной артерии и основной композиционной образующей в центре Санкт-Петербурга. Почти всё пространство, занимаемое в настоящее время Петербургом, в середине девятнадцатого века уже вошло в черту города, и было застроено. Были возведены важнейшие здания, сохранившиеся до наших дней с небольшими изменениями. Частных построек было мало. Прокладывались новые улицы, обстраивались площади. Улицы мостились крупным булыжником. 

  Ансамбль  Смольного.

  Проект комплекса  монастыря состоит из собора с  колокольней, служебных и жилых корпусом, трапезной и других помещений. Собор монастыря – замечательный образец архитектуры этого периода, одно из лучших произведений Ф. Б. Растрелли. Великолепный комплекс создан в стиле русского барокко. Ансамбль был запроектирован в традициях русских монастырских комплексов с пятиглавым собором в центре огромного крестообразного в план двора, ограждённого по периметру протяжённым монастырским зданием. Отдельно стоящая колокольня представляет собой многоярусное сооружение высотой 140 метров, – так пожелал император, чтобы превзойти колокольню Ивана Великого. Достройка и внутренняя отделка собора была осуществлена архитектором Стасовых в 1832-1835-х годах. Монастырь был первым женским учебным заведением в России для девушек дворянского происхождения.

  К югу от монастыря в 1806-1808 годах по проекту  Д. Кваренги было построено здание Смольного  института со служебными корпусами, садом ми оградой. Здание предназначалось  для закрытого учебного заведения  – Института благородных девиц, который стал называться институтом благородных девиц. Широкий курдонер охвачен в плане зданием с великолепным восьмиколонным портиком ионического ордера, поднятым на аркаду цокольного этажа главного западного фасада. Здание Смольного построено в формах, свойственных становлению стиля высокого классицизма.

  Михайловский  замок.

  Территория  ансамбля располагалась на правом берегу реки Фонтанки, недалеко от её истока, за вторым летним садом, с южной стороны  верховья реки Мойки, и занимала часть  обширной территории Третьего Летнего сада. Здесь, на берегу Фонтанки и Мойки, Пётр I для Екатерины I когда-то построил летний дом, вокруг которого был разведён сад. Дом этот посещался редко и мало-помалу обветшал. В конце 30-х годов восемнадцатого века для Анны Иоанновны был выстроен новый дворец, а старый разобран. Строился он Ф.Б. Растрелли и был шедевром русского барокко. Жила же в новом дворце Елизавета Петровна, здесь Екатерина I принимала официальное поздравление по случаю вступления на престол. В нём же родился будущий император Павел I. После смерти Екатерины II Павел I приказал в 1779 году разобрать дворец и на его месте построить дворец-замок, при котором должна была быть церковь архистратига Михаила, сам же замок было принято называть Михайловским. В его торжественноё закладке принимал участие и сам император с императрицей Марией Фёдоровной. Замок был готов к 1800 году, 8 ноября состоялось освещение, одновременно с освящением его церкви. Потайные ходы, окружавшие его земляные валы и каналы с подъёмными мостами, казались Павлу I надёжной защитой от дворцовых переворотов. Но императору удалось пожить в новой резиденции недолго. Здесь же, в ночь на 11 марта 1801 года, он был задушен заговорщиками. Михайловский замок и площадь-плац называемая Коннетабльской, отделялась от окружающей территории глубокими каналами с переброшенными через них подъёмными мостами. Каждый из четырёх фасадов замка решён своеобразно и не повторяет другой. Стилевые особенности архитектуры замка открывают перед нами двери в XIX век.

  В ансамбль Михайловского замка включают так же Михайловский манеж, конюшни.

  В 1823 году в  замке было размещено Главное  инженерное училище, с этого времени  он стал называться Инженерным замком.

  Александринский театр

Информация о работе Романтизм в художественной культуре России