Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:33, научная работа
Цель данной работы – определить место рекламы в современном социокультурном пространстве.
К достижению поставленной цели должно привести решение следующих задач:
1. проанализировать рекламу как социокультурное явление;
2. изучить историю рекламы;
Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Реклама в современном социокультурном пространстве…………………………………………………………………..…..5
1.1 Реклама как социокультурное явление…………………………..………….5
1.2 История рекламы…………………………………………………………….12
1.3 Структура и функции рекламы……………………………………………..19
Глава 2.Реклама и массовая потребительская культура………………………24
2.1 Реклама как манипуляция массовым сознанием……………………….….24
2.2 Язык рекламы как средство воздействия на массовое сознание…………29
2.3 Место рекламы в современной потребительской культуре………………40
2.4 Методическая разработка урока культурологи
«Реклама в современном обществе»……………………………………..…….42
Заключение………………………………………………………………………44
Библиография……………………………………………………………………45
· принцип найденного преимущества (показать преимущества: стоимость зависит не от низкой цены, а от лучшего обслуживания, высокого качества; важно обращаться к чувствам собственного достоинства клиента, вызывать у него соответствующие ассоциации);
· принцип организации (организовать (облегчить) покупку: необходимо проинформировать клиентов о том, где и как они могут реализовать конкретные предложения (относительно продукта или услуги));
· принцип активной деятельности
(дать сигнал к действию: «не трать
времени», «поторопись», «счастливый
случай», то есть заинтересовать клиентов
срочным исполнением
Функции рекламы определяются её целями и задачами. Из всего их разнообразия можно указать следующие:
1. Экономическая функция,
опирающаяся на экономический
подход к рекламной
2. Социальная функция
рекламы особенно тщательно
3. Культурологическая
функция рекламы выделяется в
работах С. Кнабе, М.А.
4. Креативная функция
рекламы изучается в трудах
О.А. Феофанова, Л.Л.
В автореферате на соискание учёной степени кандидата философских наук Е.А. Макаровой, помимо вышеперечисленных, рассматриваются также прагматическая функция рекламы. Достаточно глубоко автор изучает гендерную и этническую функции рекламной деятельности. Однако, на наш взгляд, эти функции являются скорее дополнительными, нежели основными функциями рекламы, так как носят в достаточной степени частный характер.
Как видим, феномен рекламы
многоаспектен, поэтому его изучение
носит междисциплинарный
Глава 2. Реклама и массовая потребительская культура
2.1 Реклама как манипуляция массовым сознанием.
Современную социокультурную среду начала XXI века принято называть «информационным обществом», обществом, в котором «главным условием благополучия каждого человека становится информация, обмен которой не имеет ни временных, ни пространственных границ» [5, с. 3]. Наравне с информационным современный этап общественного развития называют и постиндустриальным. Безусловно, переход к подобному типу общественного устройства во многом определяет и мировоззрение людей, и их ценностные ориентации, а также такой феномен человеческой деятельности как реклама. Реклама в современных социокультурных условиях становится мощным средством продвижения товаров на рынке услуг. Именно от разрекламированности определенного «бренда» (товара) зависит потребительский спрос на него, а, в конечном счете, и благополучие его производителей. В середине XX века в американской психологии (Лун Ческин, Дэвид Огилви, Эрнест Дихтер,) стали активно разрабатываться теории применения массового психоанализа в рекламе.
Психоаналитики предположили,
что «главная задача рекламодателей
состоит в поисках
Так, однажды один специалист-психоаналитик в области рекламы сказал, что женщины платят за крем во много раз дороже, чем за мыло, потому что мыло сулит им только чистоту, а крем – красоту. «Люди покупают не ланолин, а надежду, не апельсины, а жизненную силу, не автомобили, а престиж».
Для нахождения и определения мотивов и желаний потребителей пользуются разнообразными, иногда довольно остроумными методами. Прежде всего – это классические методы наблюдения, беседы, опроса, анкетирования и интервьюирования. Кроме этих, преимущественно вербальных средств, сейчас довольно широко используются методы психофизиологического характера, фиксирующие реакции человека при разглядывании товара или восприятии информации о нем. Это могут быть методы фиксации частоты моргания, расширения зрачков, пристальности взгляда, кожно-гальванической реакции, потоотделения. Методы такого типа носят скрытый характер – типа скрытой камеры. Например, в ручки магазинной тележки могут быть вмонтированы датчики для фиксации потоотделения ладоней, сжимающих ручки в момент экспозиции наиболее понравившегося товара.
Современные рекламные специалисты США придерживаются теории трех психологических состояний:
1) человек знает, что с ним происходит, и может объяснить это;
2) человек отдает себе отчет в своих чувствах, но не может объяснить их причину;
3) человек ничего не знает ни о своем состоянии, ни о вызвавших его причинах.
Особенно усиленно изучаются в последнее время состояния второе и третье. Так один из исследователей в данной области пишет: «Если падает спрос на какой-либо товар, то необходимо оглушить потребителя таким образом, чтобы он сделал покупку пока находится в бессознательном состоянии» [46]. Таким образом, слово «массовое бессознательное» стало девизом и содержанием нового направления в рекламе. Одной из особенностей этого массового бессознательного является создание для широкого круга потребителей яркого запоминающегося образа, то есть задача рекламы состоит в том, чтобы создать в умах потребителей такие образы товаров, которые в условиях конкуренции побуждали бы их приобрести рекламируемое. Это тем более необходимо, что многие предметы потребления стандартизированы. Только шесть человек из 300 испытуемых смогли различить марку трех предложенных им сигарет. Лун Ческин создал образ маргарина в виде цветка клевера, а Дэвид Огилви – образ мужской рубашки в виде усатого мужчины с черной повязкой на глазу.
Другим мощным стимулом воздействия рекламы на массовое сознание потребителей является активное рекламирование символов значимости общественного положения. Современное постиндустриальное общество состоит из многочисленных классов и классовых прослоек, для которых характерно стремление вверх по общественной лестнице. Огромную роль играют при этом материальные символы общественного положения, с громадной выгодой эксплуатируемые рекламой. Торговые фирмы продают символы, а население охотно их покупает. Это значит, что можно успешно рекламировать более дорогие и изысканные продукты питания, одежду, убранство жилья, автомобили. Большую помощь оказывают специальные исследования. Так, Ческин установил, что покупка платья продолжается 90 минут и основана на 3 основных мотивах:
1) влюбленность в платье – его цвет, покрой и т.д.
2) сама женщина в платье;
3) мода.
Решающую роль (40% покупок) играет мода, побуждающая принять положительное решение даже в тех случаях, когда платье не нравится. Другие исследования привели к заключению, что есть три важнейших средства воздействия на покупателя (имея в виду его стремление, занять более высокое общественное положение): 1. Предлагать предметы большого размера. Это касается, например, кухонных плит, но больше всего – автомобилей. Маленькая машина – низкий престиж, большая машина – высокий престиж.
2. Указывать на ярлыке
соответствующего предмета
3. Заручаться отзывами
знаменитостей о продаваемом
товаре. Имеются специальные фирмы,
организующие сбор таких
― чувства уверенности (домашние холодильники, кондиционеры воздуха);
― чувства надежности (мыло, патентованные фармацевтические средства);
― самоудовлетворения (экскаваторы: машинисты обижались на то, что их изображают едва видными по сравнению с машинами; продажа усилилась, когда на рекламе стали показывать машинистов хозяевами машин, а не придатком к ней).
― реализации творческих наклонностей (садоводством увлекаются пожилые люди, которые не могут уже иметь детей; работа на земле – компенсация бездетности. Печение торта напоминает рождение ребенка, торт – символ ребенка. При продаже готовых домов умышленно оставляют некоторые мелкие недоделки, чтобы удовлетворить потребность покупателей в самодеятельности).
― культивирования объектов любви
― ощущению силы (мощные автомобильные моторы; «полная мощность» на рекламе бензина «ЭССО»; моторные лодки).
― воспоминанию о семейных традициях (вино: «Добрые старые времена – родное сладкое домашнее вино – вино, которое делала бабушка». С такой рекламой фирма вдвое увеличила сбыт своего вина и стала тратить на рекламу 2 млн. долларов – самая крупная сумма в винодельческой промышленности).
― ощущению бессмертия (страхование
жизни: женщин надо страховать, не напоминая
им, что они стареют; мотивы настойчивости
и пользы страхового агента, а также
обеспеченности семьи после смерти
застрахованного кормильца
2.2 Язык рекламы как
средство воздействия на
Известно, что язык – определяет сознание людей, являясь важнейшим средством коммуникации. Реклама также является феноменом коммуникативной культуры, поэтому проблема языка рекламы представляется нам достаточно актуальной. Язык рекламы занимает особое место среди тех функционально-стилевых образований, которые относятся к массовой информации, объединены массовой коммуникацией. Рекламная коммуникация выполняет задачи удовлетворения интересов потребителей, формирует и консолидирует общественные группы, формирует социальный опыт общества, выполняя тем самым одну из важнейших функций культуры – социокультурной интеграции. Рекламная коммуникация – это особый инструмент социокультурного формирования предпочтений, стандартов, определяющий нормы и стили социального поведения людей, а также сущностно затрагивающий ценностно-смысловые аспекты их общественного бытия, включая эстетические, художественно-творческие предпочтения.