Рациовитализм" Х. Ортеги-и-Гассета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 10:32, контрольная работа

Краткое описание

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) принадлежит к числу наиболее известных западных мыслителей XX века. Его идеи в области философии, истории, социологии, эстетики оказали влияние на дальнейшее развитие философии и общественной мысли. Однако стоит отметить объективную сложность изучения его идей в оригинале и малое количество книг, статей, публикаций различных авторов на данную тему. А ведь многие проблемы, поднятые в его трудах, актуальны и сегодня. К тому же я рассматриваю данную тему в связи с многочисленными теориями и спорами, которые возникают вокруг нее, не считая того, что сама философия Хосе Ортеги-и-Гассета крайне противоречива.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Биография философа…………………………………………………………...3
Рациовитализм.....................................................................................................4
Понятие рационализма…………………………………………………………5
Основные компоненты философии рациовитализма………………………...6
Сущность человека и его жизни……………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………......10
Список литературы и использованных источников………………………...11

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

 

    Истина, говорит Ортега-и-Гассет, - это здесь  и сейчас. Истина – то, что истинно  сегодня, а не то, что будет когда-то. Истина – это «моя сегодняшняя  истина», которую открывает мой  жизненный разум во имя моей подлинности, с целью пробудить мою тревогу, вызвать мою озабоченность ситуацией, противостоять навязываемым мне  мнениям и стандартам, реализовывать  мои способности и особенности. Сохранить мою индивидуальность, остаться собой в мире стандартов. «Жизнь – борьба и вечное усилие стать собой. Именно те трудности, что мешают мне осуществиться, будят и напрягают мои силы и способности.»5

 

    Подлинная жизнь, считает Ортега, - это жизнь, делающая свой выбор на основе системы  убеждений, идей-верований, составляющий немалую часть моей жизни. Жизнь  не может ждать, пока наука докажет  и обоснует, как правильно жить, да это и невозможно. Жить – это  всегда здесь и сейчас. Независимо от уровня науки всегда существует культура, которая служит моей ориентацией в мире.

 

    Специфика философии жизни Х. Ортеги-и-Гассета в том, что больший приоритет отдается связи человека и мира: связи с миром человека, живущего в мире, неотрывности человека от мира, не сознания, а жизни как таковой.

 

    Хосе  Ортега-и-Гассет считает лучшим началом  идею, согласно которой Вселенная состоит из бесчисленных живых миров, каждый из которых стремится реализовать свою цель. Высшее место среди этих миров занимает человеческая личность. Личность – это зрелый человек, призванный к тому, чтобы принять «свои обстоятельства», вжиться в свою судьбу и «перевести необходимость в свободу» с помощью разума, воображения, действия. Время, общество, люди, которые нас окружают – все это следует принять в свое бытие и выработать, свою жизнь. Сущность человека не сводится к разуму.

 

    Не совсем верно и мнение Гете, который утверждал, что «сначала было дело». Разум и действие слиты воедино в жизни, которую человек открывает, опираясь на все способности своей души и ясное понимание обстоятельств. Разум призван организовывать жизнь. Нет мирового или коллективного разума. Есть разум личности, действующей в потоке жизни. Каждый индивид - часть своего поколения, имеющего общие проблемы, верования, способы мышления.

 

    Х. Ортега-и-Гассет выделяет различия между  идеями-верованиями и идеями-изобретениями. Верования – это наше наследие, они составляют каркас нашей жизни. Можно сказать, что мы сами и есть наши верования. Что же касается идей-изобретений, то они плод нашего интеллекта. Это  мысли, возникающие в уме по разным поводам. Часто мы не принимаем их всерьез, полагая, что рискованно жить по «своему уму».

 

    Реальная  жизнь сегодня часто противоречит идеям. Великолепные, продуманные схемы  развития идеального общества встречаются  с иронией. В традицию прошлого тоже не верят. Нет больше «точки опоры» для ума. Там, где она была, мы находим пустоту. Нас одолевают сомнения.

 

    Сомнение  – не только логическая пауза в  цепочке размышления. Сомнение –  подлинная и постоянная почва, на которой мы трудимся. В сомнениях  тоже «пребывают», как пребывают  в верованиях. В сомнении человек начинает думать, воображать. Пока он твердо верит, он не склонен пользоваться интеллектом, интеллектуальное усилие – обременительно.

 

    Человек должен постоянно конструировать новые  миры и выбирать из них «истинный». Мировоззрение формируется эпохой и умирает вместе с ней. История  – кладбище отмерших идеалов и  верований. Вряд ли возможно из массы  выделить одно, единственно верное.
     История культур – это история великих  людей и великих иллюзий. Смысл  истории не в становлении социальной справедливости, а в духовном творчестве, которое представляется Ортеге-и-Гассету  уделом избранного меньшинства, благородных  чувствительных умов, способных понимать и принимать «вызовы» истории.

 

     С большим талантом и темпераментом Ортега выразил одно из самых распространенных убеждений нашего века: человек творит мир и самого себя, единственная подлинная реальность — сам процесс исторического творчества, вне его и выше него ничего нет. Рациовитализм Ортеги-и-Гассета — гимн человеческому творчеству.

     Однако любой мыслитель имеет право предложить свой взгляд на историю. Ортега-и-Гассет выбрал свой специфический аспект событий и явлений — ив этом он интересен и достаточно глубок. Его "Восстание масс" проливает дополнительный свет и на события в России — и те, что происходили в нашей стране после 1917 г., и те, что происходят сейчас. Картина европейского кризиса ХХ века, так ярко нарисованная Ортегой, тоже должна быть принята во внимание, когда мы размышляем об исторической судьбе России. При всем своеобразии русской культуры и истории, она не может быть понята вне контекста общеевропейского и мирового развития.

 

 

Заключение.

 

    Итак, была рассмотрена тема: «Рациовитализм Хосе Ортеги-и-Гассета». Можно обозначить следующие выводы.

 

   Во-первых, мы проанализировали идеи и взгляды  испанского философа в рамках философии  рациовитализма. Мы определили понятие  рациовитализма, которое является синтезом двух противоположных философских  учений. Мы просмотрели как Ортега-и-Гассет обосновал свою теорию единства жизни и равенства.

     Во-вторых, сформулировали основные компоненты философии рациовитализма.

    В-третьих, обосновали сущность человека и его жизни. Изучили мнение Ортеги-и-Гассета относительно истины и ее характерных чертах.

    В-четвертых, изучили обоснование Ортеги-и-Гассета  о наличии исторического кризиса. Обозначили основные предпосылки его  возникновения.

     Хосе Ортега-и-Гассет разносторонне развитая личность, его труды охватывают многие стороны общественной жизни.

   

 

 

Список  литературы и использованных источников.

 

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991. – 591 с.

Соколов Э. В. Хосе Ортега-и-Гассет: искусство и массовая культура в ХХ веке:  URL: http://elmarsokolov.narod.ru/stati/Ortega.htm.

Философия XX века. В. И. Добрынина, В.С. Грехнев, В. В. Добрынин, Н. Н. Лысенко. – М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1997. – 288 с.

Гарин И. И. Воскрешение духа. - М.: ТЕРРА, 1992. - 640 с.

Культурология. История мировой культуры / под ред. А. Н. Марковой, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 600с.

Культурология. XX век. Энциклопедия / под ред. С. Я. Левит. – в 2-х т. – СПб.: Университетская школа, 1998. – 640 с.

Новейший философский словарь / под ред. А. А. Грицанова. – 3-е изд., испр. – Мн.: Книжный дом, 2003. – 1280с.

Никоненко С. В. Современная западная философия. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. – 433 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

2

 



Информация о работе Рациовитализм" Х. Ортеги-и-Гассета