Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 10:32, контрольная работа
Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) принадлежит к числу наиболее известных западных мыслителей XX века. Его идеи в области философии, истории, социологии, эстетики оказали влияние на дальнейшее развитие философии и общественной мысли. Однако стоит отметить объективную сложность изучения его идей в оригинале и малое количество книг, статей, публикаций различных авторов на данную тему. А ведь многие проблемы, поднятые в его трудах, актуальны и сегодня. К тому же я рассматриваю данную тему в связи с многочисленными теориями и спорами, которые возникают вокруг нее, не считая того, что сама философия Хосе Ортеги-и-Гассета крайне противоречива.
Введение………………………………………………………………………...3
Биография философа…………………………………………………………...3
Рациовитализм.....................................................................................................4
Понятие рационализма…………………………………………………………5
Основные компоненты философии рациовитализма………………………...6
Сущность человека и его жизни……………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………......10
Список литературы и использованных источников………………………...11
Истина, говорит Ортега-и-Гассет, - это здесь и сейчас. Истина – то, что истинно сегодня, а не то, что будет когда-то. Истина – это «моя сегодняшняя истина», которую открывает мой жизненный разум во имя моей подлинности, с целью пробудить мою тревогу, вызвать мою озабоченность ситуацией, противостоять навязываемым мне мнениям и стандартам, реализовывать мои способности и особенности. Сохранить мою индивидуальность, остаться собой в мире стандартов. «Жизнь – борьба и вечное усилие стать собой. Именно те трудности, что мешают мне осуществиться, будят и напрягают мои силы и способности.»5
Подлинная жизнь, считает Ортега, - это жизнь, делающая свой выбор на основе системы убеждений, идей-верований, составляющий немалую часть моей жизни. Жизнь не может ждать, пока наука докажет и обоснует, как правильно жить, да это и невозможно. Жить – это всегда здесь и сейчас. Независимо от уровня науки всегда существует культура, которая служит моей ориентацией в мире.
Специфика философии жизни Х. Ортеги-и-Гассета в том, что больший приоритет отдается связи человека и мира: связи с миром человека, живущего в мире, неотрывности человека от мира, не сознания, а жизни как таковой.
Хосе Ортега-и-Гассет считает лучшим началом идею, согласно которой Вселенная состоит из бесчисленных живых миров, каждый из которых стремится реализовать свою цель. Высшее место среди этих миров занимает человеческая личность. Личность – это зрелый человек, призванный к тому, чтобы принять «свои обстоятельства», вжиться в свою судьбу и «перевести необходимость в свободу» с помощью разума, воображения, действия. Время, общество, люди, которые нас окружают – все это следует принять в свое бытие и выработать, свою жизнь. Сущность человека не сводится к разуму.
Не совсем верно и мнение Гете, который утверждал, что «сначала было дело». Разум и действие слиты воедино в жизни, которую человек открывает, опираясь на все способности своей души и ясное понимание обстоятельств. Разум призван организовывать жизнь. Нет мирового или коллективного разума. Есть разум личности, действующей в потоке жизни. Каждый индивид - часть своего поколения, имеющего общие проблемы, верования, способы мышления.
Х. Ортега-и-Гассет выделяет различия между идеями-верованиями и идеями-изобретениями. Верования – это наше наследие, они составляют каркас нашей жизни. Можно сказать, что мы сами и есть наши верования. Что же касается идей-изобретений, то они плод нашего интеллекта. Это мысли, возникающие в уме по разным поводам. Часто мы не принимаем их всерьез, полагая, что рискованно жить по «своему уму».
Реальная жизнь сегодня часто противоречит идеям. Великолепные, продуманные схемы развития идеального общества встречаются с иронией. В традицию прошлого тоже не верят. Нет больше «точки опоры» для ума. Там, где она была, мы находим пустоту. Нас одолевают сомнения.
Сомнение – не только логическая пауза в цепочке размышления. Сомнение – подлинная и постоянная почва, на которой мы трудимся. В сомнениях тоже «пребывают», как пребывают в верованиях. В сомнении человек начинает думать, воображать. Пока он твердо верит, он не склонен пользоваться интеллектом, интеллектуальное усилие – обременительно.
Человек должен постоянно конструировать новые миры и выбирать из них «истинный». Мировоззрение формируется эпохой и умирает вместе с ней. История – кладбище отмерших идеалов и верований. Вряд ли возможно из массы выделить одно, единственно верное.
История культур – это история великих людей и великих иллюзий. Смысл истории не в становлении социальной справедливости, а в духовном творчестве, которое представляется Ортеге-и-Гассету уделом избранного меньшинства, благородных чувствительных умов, способных понимать и принимать «вызовы» истории.
С большим талантом и темпераментом Ортега выразил одно из самых распространенных убеждений нашего века: человек творит мир и самого себя, единственная подлинная реальность — сам процесс исторического творчества, вне его и выше него ничего нет. Рациовитализм Ортеги-и-Гассета — гимн человеческому творчеству.
Однако любой мыслитель имеет право предложить свой взгляд на историю. Ортега-и-Гассет выбрал свой специфический аспект событий и явлений — ив этом он интересен и достаточно глубок. Его "Восстание масс" проливает дополнительный свет и на события в России — и те, что происходили в нашей стране после 1917 г., и те, что происходят сейчас. Картина европейского кризиса ХХ века, так ярко нарисованная Ортегой, тоже должна быть принята во внимание, когда мы размышляем об исторической судьбе России. При всем своеобразии русской культуры и истории, она не может быть понята вне контекста общеевропейского и мирового развития.
Заключение.
Итак, была рассмотрена тема: «Рациовитализм Хосе Ортеги-и-Гассета». Можно обозначить следующие выводы.
Во-первых, мы проанализировали идеи и взгляды испанского философа в рамках философии рациовитализма. Мы определили понятие рациовитализма, которое является синтезом двух противоположных философских учений. Мы просмотрели как Ортега-и-Гассет обосновал свою теорию единства жизни и равенства.
Во-вторых, сформулировали основные компоненты философии рациовитализма.
В-третьих, обосновали сущность человека и его жизни. Изучили мнение Ортеги-и-Гассета относительно истины и ее характерных чертах.
В-четвертых, изучили обоснование Ортеги-и-Гассета о наличии исторического кризиса. Обозначили основные предпосылки его возникновения.
Хосе Ортега-и-Гассет разносторонне развитая личность, его труды охватывают многие стороны общественной жизни.
Список литературы и использованных источников.
Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991. – 591 с.
Соколов Э. В. Хосе Ортега-и-Гассет: искусство и массовая культура в ХХ веке: URL: http://elmarsokolov.narod.ru/
Философия XX века. В. И. Добрынина, В.С. Грехнев, В. В. Добрынин, Н. Н. Лысенко. – М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1997. – 288 с.
Гарин И. И. Воскрешение духа. - М.: ТЕРРА, 1992. - 640 с.
Культурология. История мировой культуры / под ред. А. Н. Марковой, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 600с.
Культурология. XX век. Энциклопедия / под ред. С. Я. Левит. – в 2-х т. – СПб.: Университетская школа, 1998. – 640 с.
Новейший философский словарь / под ред. А. А. Грицанова. – 3-е изд., испр. – Мн.: Книжный дом, 2003. – 1280с.
Никоненко С. В. Современная западная философия. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. – 433 с.
2