Рациовитализм" Х. Ортеги-и-Гассета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 10:32, контрольная работа

Краткое описание

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) принадлежит к числу наиболее известных западных мыслителей XX века. Его идеи в области философии, истории, социологии, эстетики оказали влияние на дальнейшее развитие философии и общественной мысли. Однако стоит отметить объективную сложность изучения его идей в оригинале и малое количество книг, статей, публикаций различных авторов на данную тему. А ведь многие проблемы, поднятые в его трудах, актуальны и сегодня. К тому же я рассматриваю данную тему в связи с многочисленными теориями и спорами, которые возникают вокруг нее, не считая того, что сама философия Хосе Ортеги-и-Гассета крайне противоречива.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Биография философа…………………………………………………………...3
Рациовитализм.....................................................................................................4
Понятие рационализма…………………………………………………………5
Основные компоненты философии рациовитализма………………………...6
Сущность человека и его жизни……………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………......10
Список литературы и использованных источников………………………...11

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 73.00 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

Биография философа…………………………………………………………...3

Рациовитализм.....................................................................................................4

Понятие рационализма…………………………………………………………5

Основные компоненты философии рациовитализма………………………...6

Сущность человека и его жизни……………………………………………….8

Заключение…………………………………………………………………......10

Список  литературы и использованных источников………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) принадлежит к числу наиболее известных западных мыслителей XX века. Его идеи в области философии, истории, социологии, эстетики оказали  влияние на дальнейшее развитие философии  и общественной мысли. Однако стоит  отметить объективную сложность  изучения его идей в оригинале  и малое количество книг, статей, публикаций различных авторов на данную тему. А ведь многие проблемы, поднятые в его трудах, актуальны и сегодня. К тому же я рассматриваю данную тему в связи с многочисленными теориями и спорами, которые возникают вокруг нее, не считая того, что сама философия Хосе Ортеги-и-Гассета крайне противоречива.

 

    Целью проведенного исследования является анализ идей и взглядов испанского философа Ортеги-и-Гассета в рамках его  философии рациовитализма.

 

    Объективный интерес представляют не только сами идеи учений Х. Ортеги-и-Гассета, но и  предпосылки его обращения к  той или проблеме, путь его духовных исканий.

 

    Стоит отметить писательский талант философа. Стиль его трудов прост и лаконичен. В его работах чувствуется неповторимый стиль. Они красочны, так как он использует огромное количество средств художественной выразительности и примеры, позволяющие осмыслить и согласиться с тем или иным убеждением философа.

 

 

Биография философа.

 

    Хосе  Ортега-и-Гассет (1883-1955) – испанский философ, культуролог, мыслитель, общественный деятель. Ортега-и-Гассет родился 9 мая 1883 года в Мадриде. Получил докторскую степень в 1904 году. В 1914 опубликовал свою первую книгу «Размышления о Дон-Кихоте», где появляется его учение, называемое им самим рациовитализмом. Ортега-и-Гассет занимался преподавательской деятельностью, активно участвовал в политической жизни страны.

 

    В 1923 основал журнал «Ревиста де Оксиденте», главной целью которого было ознакомление испанского и латиноамериканского  читателя с лучшими произведениями европейских философов и ученых. Всемирную известность  Ортега-и-Гассет получил в 30-х годах после публикации таких его трудов, как «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1929). В этих трудах он впервые изложил основные принципы, доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Запале в результате кризиса общественной демократии, бюрократизации общественных институтов. Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя частицей безличного начала – толпы. В 1931 образовал небольшой политический союз «Группа на службе республики».

 

    После начала гражданской войны, Х. Ортеги-и-Гассет покинул Испанию и в 1936-1945 жил  в Европе, Аргентине и Португалии. Вернувшись в Испанию, жил «во  внутренней эмиграции», так как был противником франкистского режима. Умер 18 октября 1955.

 

    Писательский  талант философа восхищает. В его сочинениях форма и содержание неразрывно связаны. Стиль изобилует необычными и изящными метафорами.

 

    Хосе  Ортега-и-Гассет оказал решающее влияние на формирование испанской философии XX века

 

 

Рациовитализм.

 

    Рациовитализм – учение X.Ортеги-и-Гассета, в котором обосновывается идея единства жизни и разума. Традиционный рационализм, по мнению Ортеги, анализирует разум в отрыве от жизни. Концепция рационализма основывается на понимании жизни, соединяющем в себе элементы философии жизни (как Ф.Ницше, так и В.Дильтея) и экзистенциализма. Жизнь понимается Ортегой как особый способ бытия, неподвластный теоретическому анализу рационалистического мышления, и определяется как «единство драматического динамизма» между Я человека и окружающим его миром обстоятельств, ситуаций. Жизнь – это всегда жизнь каждого, и ее носитель, человек, должен прожить определенную жизнь, для которой характерны постоянное становление, непрерывное движение в границах исторического времени, незавершенность и изменчивость, незаданность и необусловленность; поэтому с ней несовместимо представление о субстанциальности. Жизнь человека – это постоянная устремленность в будущее; она определяется также как «драма», как «чистое и универсальное бытие», «чистый случай» и, в конце концов, как «история» человека.

 

В этой перспективе разум воспринимается как понимание «драмы», как истолкование ситуации, обстоятельств жизни; давая жизни ее ориентиры, истину, он придает ей смысл. В конечном счете разум выступает самосознанием жизни, ее инструментом, но одновременно сама жизнь становится разумом – «жизненным разумом», который Ортега называет также «историческим». В исследовании человека, по Ортеге, наступает новый период: провал «чистого разума», «физического разума» в понимании человека «открывает свободный путь для жизненного, или исторического, разума».

 

 

Понятие рациовитализма.

 

    Учение  испанского философа и публициста Хосе Ортеги-и-Гассета с трудом можно отнести к какой-либо классической философской школе. По смыслу его философия один из вариантов историцизма, но с ярко выраженной направленностью в будущее. «Настоящее не заботит меня, - писал он, - потому что я в нем уже существую. Серьезная вещь – будущее». Ортега-и-Гассет стремился предсказать возможные перспективы в развитии человека, культуры, общества в ближайшем будущем.

 

    Ортегу-и-Гассета  мало интересовали проблемы собственно теории познания и философии науки. В центре его исследования стояли вопросы человека, истории, культуры. Свою близость с данным направлением он подчеркнул, назвав свое учение рациовитализмом. Остановимся на определении этого понятия.

 

    Рационализм - философско-мировоззренческое учение, согласно которому истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума.

 

    Витализм - учение о качественном отличии жизни от неживой природы, о наличии особых факторов и сил, от которых зависят свойства живых структур. Это и есть философия жизни, где центральное понятие «жизнь» достаточно многозначно и неопределенно. Жизнь – непосредственное переживание человека, в котом слиты воедино переживающий субъект (мое Я) и переживаемое содержание (предметно-вещественная сторона). Жизнь постигается человеком непосредственно, интуитивно, то есть «понимается» в отличие от внешних предметов, явлений, которые полежат «объяснению» с помощью научных понятий.

 

Традиционный  рационализм, по мнению Ортеги-и-Гассета, наоборот, анализирует разум в  отрыве от жизни.

 

    Испанский философ не принял определения «жизни»  через ее противоположность разуму, избегая крайностей, он искал их соединения, единства. Итак, рациовитализм – учение Х. Ортеги-и-Гассета, в котором обосновывается идея единства жизни и равенства.

 

 

 

 

Основные компоненты философии рациовитализма.

 

    Первый  компонент данной философии – разум, как продолжение жизни. Сама жизнь, устремляясь за свои пределы, заставляет человека участвовать в делах, не касающихся себя, находиться за своими границами – в мире. Разум – способ такого выхода, но далеко не единственный, аналогичной природой обладают и желания, и эмоции, и религиозные потребности.

 

    Жить  с самого начала в своей основе – значит находиться перед лицом  мира, с миром, погруженным в его  дела, судьбу. Для Ортеги-и-Гассета жизнь неотделима от мира. Он ведет речь не об абстрактном мире, исследуемом наукой, а о мире каждого человека. Мыслить, познавать – значит постигать человека в его мире, не изнутри «истинного разума», не из разума в себе, а из цельности мира-человека с реальностью, с порядком и хаосом, с неразумностью и иррациональностью. Ортега желает восприятия мира как он есть – с его светом и тенями, реальной историей и антагонизмами, борьбой и сосуществованием.

 

    Так Хосе Ортега-и-Гассет приходит к понятию  «жизненного разума», к рациовитализму.

 

    Второй  компонент философии рациовитализма – свобода философствования. Каждый человек – философ «по природе». Философия – не профессия. Она есть сама жизнь, которая нуждается в философии для того, чтобы «выйти» в общество, в природу, в культуру, отталкиваясь от «обстоятельств». Эти «обстоятельства» у каждого свои. Они «неотчуждаемы», как неотчуждаемы особенности темперамента, характера, внешности каждого человека. Находясь в центре обстоятельств, человек свободен определить свой путь среди них.

 

    Третий  компонент – человеческая жизнь. Там, где жизнь и разум слиты воедино, жизнь освобождается от авторитетов, традиций, канонов. Философствование становится «подлинным бытием». Жизнь дана нам, но «войти в жизнь», жить полноценно – это великая задача, которую каждый решает по-своему. Известный русский философ Соколов Э. В. в своей книге «Хосе Ортега-и-Гассет: искусство и массовая культура в ХХ веке» определил четыре этапа, которые проходит каждый человек, «вступая в жизнь».3

 

   Во-первых, осознает себя, свою жизнь в ее обособленности. Каждый человек одинок. Честно, спокойно, трезво увидеть себя изнутри, осознать свое одиночество – это наша первейшая  обязанность.

     Во-вторых, Я открываю Другого, вступаю в  контакт с ближним. Жизнь Другого  – всегда чужая, странная, непостижимая. Для меня чужая жизнь это и  обстоятельство, и цель, и фактор судьбы. Преодолеть чуждость другого, вступить с ним в контакт –  наша вторая обязанность.

     В-третьих, я должен принять жизнь Другого, как мою проблему, разрешимую только исходя из моих внутренних возможностей и обстоятельств. Другой – не вещь, не объективный феномен, но и не Я. Я с ним борюсь, подчиняюсь ему, властвую над ним. Жизнь – непрерывный диалог с другим. Придать смысл и форму этому диалогу – третья обязанность.

     В-четвертых, Я должен достигнуть живого соучастия  с Другим. Это – путь Любви, Дружбы, совместного творчества, но также  и ненависти, ревности, которые иногда возникают между близкими людьми. Полное единение с Другим – невозможно, но и отказ от соучастия – равносилен духовной смерти.

 

Суть  бытия в том, что каждый человек есть замкнутый мир. Человек не может ни полностью замкнуться в себе, ни полностью раствориться в других. Колебания между двумя этими крайностями, пребывание в борьбе и душевном сближении – в этом – судьба человека. Диалектика характеров, обстоятельств, свободных решений составляет драму жизни, не имеющую конца.

 

    Четвертый компонент философии рациовитализма – познание истории. Ортега-и-Гассет утверждал, что человек не имеет природы, но имеет историю. Человек есть то, что с ним происходит, это его прошлое. Не жить в истории, не мыслить исторически – значит, не быть человеком. В истории взаимодействуют постоянные и переменные величины, но все они связаны с человеком, с его решениями и поступками, с борьбой, победой, поражением. Только человеческая жизнь интересна историку. История – это усилие разума и воображения, направленная на то чтобы воспроизвести прошлое в настоящем и настоящее перевести в прошлое. Наука и жизнь сближаются в историческом разуме. Разум меняется вместе с эпохой. Поэтому в истории человек встречается с самим собой. Ортега-и-Гассет утверждает, что история в целом есть плод воображения. А             источники главных достижений культуры – спонтанное вдохновение и мощная фантазия творческих личностей.

 

Дон-Кихот, которому посвящена ранняя работа Ортеги-и-Гассета, один из самых значительных человеческих образов. Дон-Кихот воплощает в себе великую жажду истины, тоску по идеалу, он утверждает ценности, которые большинство даже не осознает. Чтобы идеал стал реальностью, нужно в него верить. Перед лицом хаотического мира человек должен быть источником творчества, вдохновения. Культура прошлого служит, по словам Х. Ортеги-и-Гассета лишь почвой, материалом для культуры будущего. Дон-Кихот отвечает за свои обстоятельства, бросает вызов устоявшимся представлениям.

 

 

  Сущность  человека и его жизни.

 

    Жизнь человека, утверждал Ортега-и-Гассет, есть чистый случай. Жизнь не дана человека готовой. Она дает ему возможности, и каждый сам строит свою жизнь. Жизнь – это деяние. Каждый сам определяет, чем он будет заниматься. Человеку необходимо делать выбор каждый момент, решать, что он будет делать в следующее мгновение. Жизнь – быстротечна, «жизнь это выстрел в упор», и человек должен в любой момент знать истину. Истина – это то, что истинно сегодня, а не то, что будет открыто в ближайшем будущем. Человек живет странным образом – ради будущего, во имя следующих поколений, не имея четких знаний ни в одном вопросе. Так как знания непрерывно изменяются, развиваются, можно утверждать, что абсолютных истин нет, все истины относительны. Ортега утверждал, что человеку стоит жить, постоянно создавая идеи относительно «моих обстоятельств». Цель рациовитализма – ориентирование в моих обстоятельствах, интерпретация мира, необходимая для того, чтобы укрепиться в жизни. Мир в такой же мере создает нас, в какой мы создаем мир. Я должен каждое мгновение решать, что буду делать в следующую минуту, и никто не может это сделать за меня. Но чтобы решить вопросы своего существования, сделать тот или иной выбор, человек должен иметь совокупность убеждений о мире, свое мнение. Необходимо, чтобы эти мнения были именно моими, чтобы я был убежден в них; а это возможно только в том случае, если я продумываю их с самого начала и если они возникают во мне, побуждаемые очевидностью. Эта очевидность возникает тогда, когда человек сам пытается мыслить, пытается найти ответы, на волнующие его вопросы. Иметь убеждение по поводу какой-либо вещи означает определить мою позицию в отношении этой вещи.

Информация о работе Рациовитализм" Х. Ортеги-и-Гассета