Проблема толерантности в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть проблему толерантности в современном мире и попытаться найти некоторые способы решения этой проблемы.

Для это поставлены следующие задачи:

- рассмотреть различные подходы к определению понятия «толерантность»;

- изучить, как проблема толерантности проявляется в современном мире;

- привести доводы, что действительно толерантность – залог выживания человечества;

- рассмотреть теорию и методику воспитания толерантности в начальном, среднем и профессиональном образовании;

- сделать соответствующие выводы по исследуемой теме.

Оглавление

Введение 3

1. Проблема толерантности в мире 4

1.1. Определение категории «толерантность» и ее парадоксы 4

1.2. Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе 6

1.3. Проблема толерантности в современном мире 9

2. Толерантность – залог выживания человечества 11

2.1. Сила, необходимая для выживания 11

2.2. Самосознание и целостность я 13

2.3. Внимание к другому - шаг толерантности 14

3. Теория и методика воспитания толерантности в начальном, среднем и профессиональном образовании 16

3.1. Воспитание толерантности 16

3.2. Путь к толерантности 17

3.3. Воспитание толерантности у молодежи 18

Заключение 20

Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

реферат по АУ.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     - здоровый юмор скрашивает темные  стороны нашей жизни и подбадривает  других;

     - уважайте людей и не унижайте  их достоинств.26 
 
 

 

      3.  Теория и методика воспитания толерантности в начальном, среднем и профессиональном образовании

3.1. Воспитание толерантности

     Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей  и идей, способность иметь права  и свободы, при этом, не нарушая  прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это  не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.27

     2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом  толерантности. Это объяснимо,  ибо события, происходящие в  мире, часто носят характер межэтнических,  религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

     В.В. Путиным была разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

     Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

     Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе. Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.28

     Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

     Принятие - это положительное отношение  к таким отличиям. Понимание - это  умение видеть другого из нутрии, способность  взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

     Толерантность являет собой новую основу педагогического  общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам  обучения, которые создают оптимальные  условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

     Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.29

     Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.30

     Ориентация  педагога на постижение смыслов поведения  и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

     Мероприятия, в которых принимают участие  родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и  семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.31

3.2. Путь к толерантности

     Путь  к толерантности – это серьезный  эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.32

     В основе педагогической деятельности учителя  должен быть живой смысл и живое  общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно  не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

     Можно выделит две группы методов понимания:

     1. Методы интерпретации. При интерпретации  педагогом поведения ребенка  исходной позицией является признание  ребенка, уважение его «самости»,  индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для  него самого субъективный, аутентичный смысл.

     2. Методы, помогающие педагогу постичь  внутренний мир ребенка в его  своеобразии и целостности, проникнуть  в глубину его переживаний,  опираясь на чувства исследователя  и интуицию. Данный подход связан  с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, соучастное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

     Воспитание  толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

     Представленная ниже система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

     Программа «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста» предназначена для реализации в 1 - 4 классах и предусматривает следующие направления обучения толерантности:

     - знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

     - понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

     - понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

     - понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. 33

     И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что  такое уважение и терпимость по отношению  к другим получают основы, необходимые  для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими  для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

     Основной  целью программы является формирование у детей навыков толерантных  отношений. Как итог реализации программы  ожидаются следующие результаты:

     - ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

     - ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

     - социально адаптированный ребенок.

     Можно предложить следующую последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:

     1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения  учащихся в открытое детское  движение.

     7-9 классы: обучение учащихся пониманию  друг друга, умению признавать  точку зрения другого, умению  выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейной педагогики, педагогики поддержки, работы учащихся по сохранению школьных традиций.

     10-11 классы: формирование активной жизненной  позиции, развитие способности  жить в мире разных людей  и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся.

3.3. Воспитание толерантности  у молодежи

       Воспитывая толерантность у молодежи, рекомендуется использовать интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, развивающая умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

     Интерактивное обучение - обучение, погруженное в  процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии студента с другими студентами и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).34

     Цели  методики

     - развитие эмпатических способностей  у педагогов, студентов и родителей;

     воспитание  терпимости к инакомыслию;

     - развитие коммуникативных способностей  как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием; 

     - воспитание неприятия к проявлению  жестокости, насилия к природе,  людям, ко всему окружающему  миру.

     Цель  урока-тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

     - снимается страх перед самостоятельным  высказыванием; - развивается готовность  принять и оказать помощь в  нужной ситуации;

     - развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

     - формируется умение ценить свою  и чужую работу;

     - закрепляется чувство радости  от совместного труда и творчества.

     Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.

     Занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы оказываются готовы участники  и руководитель, которые более  свободно чувствуют себя в условно-импровизационной ситуации, где общение строится по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивному. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения.

     В задачи игр этого блока входит: развивать уважение и самоуважение, преодолевать внутреннее беспокойство, учиться поддерживать друг друга, уметь доверять и доверяться, преуспевать без соперничества, верить, что все это необходимо и в школе.

     Обучение  через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии студентов.35

     Воспитание  в духе толерантности следует  рассматривать в качестве безотлагательного  императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

     Воспитание  в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему  чувство страха и отчуждения по отношению  к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков  независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Информация о работе Проблема толерантности в современном мире