Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть проблему толерантности в современном мире и попытаться найти некоторые способы решения этой проблемы.
Для это поставлены следующие задачи:
- рассмотреть различные подходы к определению понятия «толерантность»;
- изучить, как проблема толерантности проявляется в современном мире;
- привести доводы, что действительно толерантность – залог выживания человечества;
- рассмотреть теорию и методику воспитания толерантности в начальном, среднем и профессиональном образовании;
- сделать соответствующие выводы по исследуемой теме.
Введение 3
1. Проблема толерантности в мире 4
1.1. Определение категории «толерантность» и ее парадоксы 4
1.2. Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе 6
1.3. Проблема толерантности в современном мире 9
2. Толерантность – залог выживания человечества 11
2.1. Сила, необходимая для выживания 11
2.2. Самосознание и целостность я 13
2.3. Внимание к другому - шаг толерантности 14
3. Теория и методика воспитания толерантности в начальном, среднем и профессиональном образовании 16
3.1. Воспитание толерантности 16
3.2. Путь к толерантности 17
3.3. Воспитание толерантности у молодежи 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21
-
здоровый юмор скрашивает
-
уважайте людей и не унижайте
их достоинств.26
3. Теория и методика воспитания толерантности в начальном, среднем и профессиональном образовании
3.1. Воспитание толерантности
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.27
2003
год был объявлен ЮНЕСКО годом
толерантности. Это объяснимо,
ибо события, происходящие в
мире, часто носят характер
В.В. Путиным была разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе. Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.28
Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.29
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.30
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.31
3.2. Путь к толерантности
Путь
к толерантности – это
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.
Можно выделит две группы методов понимания:
1.
Методы интерпретации. При
2.
Методы, помогающие педагогу постичь
внутренний мир ребенка в его
своеобразии и целостности,
Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.
Представленная ниже система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
Программа «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста» предназначена для реализации в 1 - 4 классах и предусматривает следующие направления обучения толерантности:
- знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
- понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
- понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
- понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. 33
И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений. Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:
- ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
- ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;
- социально адаптированный ребенок.
Можно предложить следующую последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:
1-5
классы: воспитание эмпатии,
7-9
классы: обучение учащихся пониманию
друг друга, умению признавать
точку зрения другого, умению
выходить из конфликтной
10-11
классы: формирование активной
3.3. Воспитание толерантности у молодежи
Воспитывая толерантность у молодежи, рекомендуется использовать интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, развивающая умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.
Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии студента с другими студентами и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).34
Цели методики
-
развитие эмпатических
воспитание терпимости к инакомыслию;
-
развитие коммуникативных
-
воспитание неприятия к
Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:
-
снимается страх перед
- развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;
-
формируется умение ценить
-
закрепляется чувство радости
от совместного труда и
Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.
Занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы оказываются готовы участники и руководитель, которые более свободно чувствуют себя в условно-импровизационной ситуации, где общение строится по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивному. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения.
В задачи игр этого блока входит: развивать уважение и самоуважение, преодолевать внутреннее беспокойство, учиться поддерживать друг друга, уметь доверять и доверяться, преуспевать без соперничества, верить, что все это необходимо и в школе.
Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии студентов.35
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Информация о работе Проблема толерантности в современном мире