Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть проблему толерантности в современном мире и попытаться найти некоторые способы решения этой проблемы.
Для это поставлены следующие задачи:
- рассмотреть различные подходы к определению понятия «толерантность»;
- изучить, как проблема толерантности проявляется в современном мире;
- привести доводы, что действительно толерантность – залог выживания человечества;
- рассмотреть теорию и методику воспитания толерантности в начальном, среднем и профессиональном образовании;
- сделать соответствующие выводы по исследуемой теме.
Введение 3
1. Проблема толерантности в мире 4
1.1. Определение категории «толерантность» и ее парадоксы 4
1.2. Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе 6
1.3. Проблема толерантности в современном мире 9
2. Толерантность – залог выживания человечества 11
2.1. Сила, необходимая для выживания 11
2.2. Самосознание и целостность я 13
2.3. Внимание к другому - шаг толерантности 14
3. Теория и методика воспитания толерантности в начальном, среднем и профессиональном образовании 16
3.1. Воспитание толерантности 16
3.2. Путь к толерантности 17
3.3. Воспитание толерантности у молодежи 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Толерантность в наши дни стала не просто ценным качеством, но и правовой потребностью. Благодаря чему достижение гармонии становится возможным.
Тем не менее, возникает не менее важный вопрос. Например, Кофи Аннан однажды сказал, что «толерантность не следует путать ни с пассивностью, ни с согласием или равнодушием. 17 Это активное, положительное и ответственное отношение к человеческому разнообразию». И нельзя не согласиться с его мнением. Невозможно замаскировать равнодушие под толерантностью, поскольку последнее является более чем просто солидарностью к другим, но умением выслушать и спокойно принять чужую точку зрения, не посягая на чужие права и ценности.
Наблюдая в хрониках телевизионных, радийных и печатных новостей шокирующие известия о всевозможных терактах и войнах, задаешься вопросом: «Что толкает одного человека лишить жизни другого?». И не приходишь к однозначному выводу. Вероятно, что такие люди росли в обстановке постоянной нетерпимости, что безусловно отразилось на их мировоззрении. Может, что это происходит из-за неопределенности, отсутствия денег, прочного статуса. Но ответа всё нет.
Существует множество решений для такой животрепещущей темы.18 Ведь если каждый человек поверит в то, что он способен изменить мир к лучшему и сделает хотя бы небольшой шаг, жить станет гораздо легче. Но, к сожалению, не все осознают свой «вес» в ходе формирования единого государства, вероятно, из-за отсутствия гражданской позиции или политической неграмотности. И чтобы будущие поколения избежали такой проблемы, можно привести несколько уместных решений:
- обеспечить
активную пропаганду
- разработать
механизм на единых принципах
контроля за соблюдением
- позволить толерантности проникнуть во все сферы нашей жизни;
- перейти
от жарких призывов к
Очевидно, что толерантность является не полностью врожденным качеством, и порой бывает тяжело принять непривычные для нас вещи. Как тренируется спортсмен, чтобы не ослабли его мышцы, так и мы тренируемся терпимости, чтобы не атрофировались наши чувства. Ведь самое страшное - это остаться равнодушным. Равнодушным ко всему, что происходит вокруг тебя. Толерантность – это ключ к взаимопониманию и дружбе.
И, наконец, мы должны понять, что торжество толерантности приведет к общей гармонии в мире, страны не будут стараться завладеть политическим превосходством, люди поднимут свою культуру поведения. А враждебная настроенность - только к бесконечным спорам и конфликтам.
Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.
Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. И это страшно.20
Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.
Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.
Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа. Толерантности и его производным отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому нам следует воспитывать у детей именно такое понимание толерантности, как восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого (в том числе и права быть иным). Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в семейный лексикон.21
Человек на протяжении всей жизни строит, достраивает и перестраивает собственную личность. Весь опыт его жизни, а также предвосхищаемое будущее закрепляются в виде убеждений и ценностей, которые регулируют восприятие понимание окружающего мира. Траектория жизни человека, состоящая из множества разных форм поведения, представляет собой результат непрерывного взаимодействия трех факторов: наследственности, среды и личности. Именно они делают человека уникальным и неповторимым. Жизненный путь личности (выбор профессии карьера, преодоление жизненных кризисов, общение в семье), охватывающий все многообразие жизни человека, отражает развитие личности.
Сознание человека исследует окружающие предметы и явления, а самосознание (как особая форма познания человека) направлено на самого себя. Развитие самосознания идет от простого к сложному. Младенцы, по началу, не способны отделить себя от окружающего мира. До определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинить себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений. Первое, что осознает ребенок в возрасте до года,- границы своего тела. Тело для нас - это система, это система координат, относительно которой мы воспринимаем верх, низ, право, лево. При потере такой способности у человека возникает чувство нереальности происходящего. Я, начинает все больше сознавать собственное тело, убеждаясь, что оно существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему.22
Следующий
этап развития связан с формированием
у ребенка способности к
В дошкольном возрасте самооценка ребенка основывается на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей, постоянно оценивающих его. Представления ребенка о себе у дошкольников весьма ситуативные, неустойчивы и эмоционально окрашены.
В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление, в это время начинает возрастать роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Дети могут демонстрировать свои способности, а также заявлять о своих предпочтениях и правах.
Следующий этап - старший подростковый возраст- связан с развитием моральной самооценки, которая строится на основе его способности к выяснению моральных суждений о чужих и собственных поступках. Самооценка принимает все более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Обнаружение в себе новых способностей в юношеском возрасте приводит к целостному, связному представлению о себе - к формированию Я- концепции.23
Я- концепция - совокупность всех представлений о различных сторонах личности и организма. Она состоит из многочисленных образов Я. Все образы служат регуляторами поведения человека и взаимодействия с другими людьми. Поэтому наряду с отражением информации о самом себе, самосознание выполняет еще функцию саморегуляции. На протяжении всего взрослого периода Я- концепция человека одновременно стремится сохраниться и претерпевает изменения.
Я - концепция играет важную роль в формировании целостной личности. Представления человека о себе даже в детском возрасте, не говоря уже о взрослом, должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе произойдет фрагментация личности и человек будет страдать от смещения ролей. Представление о себе и то, каким знают его люди, иногда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных переживаний нечто существенное со своей точки зрения и создает образ человека, как он его представляет. Всем известно, что человек идеализирует объект своей любви, «выдумывает его» и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается образ себя любимого. Ни создать, ни сохранить свое Я в одиночестве не возможно. Так, порой хороший ребенок попадает под дурное влияние.
Однако возможен и другой путь, человек может почувствовать, что он не может рассчитывать на признание со стороны авторитетных для него людей, тогда остается одно - найти другую группу, отличную от данной и провозгласить ее единственно заслуживающей признания. Если такой группы не существует, это не так уж важно: ее можно придумать, отнести в прошлое или будущее. 24
Попадая в конфликтные ситуации, следует помнить, что конфликты могут нас разрушить. Любые постоянные разногласия, ссоры, сопровождаемые негативными переживаниями способны превратить нашу жизнь в кошмар.
Для того чтобы качественно жить и работать, важно этому учиться, корректируя свое отношение к себе и к окружающему миру. Например, уступить место в транспорте тому, кто в том нуждается, не с сожалением или раздражением, а рассматривать этот акт, как реализацию своего желания жить в обществе людей, внимательных друг к другу.
Толерантность
способствует саморегуляции личности
в сложных жизненных ситуациях
благодаря осознанному
Ребенку, в процессе его развития, необходима толерантность воспитателя, предполагающая готовность не только к солнышку и теплу, но к «тучам», и к ненастной погоде, дающая ему уверенность не в том, что ребенок станет отражением его ожиданий, а в том, что разовьет и раскроет свои способности. Лишь это даст возможность воспринимать ребенка, как партнера во всей его уникальности и неповторимости и предоставить ему возможность самому принимать решения, доверяя ему и веря в него.
Толерантность воспитателя - его умение управлять совой в любых ситуациях и в любых условиях, сохраняя при этом приветливость, способность замечать не только себя, а прежде другого.
Готовность прийти на помощь человеку, который в этом нуждается и при этом не навязывать ему своих взглядов, быть требовательным к себе больше, чем к другим, уметь брать на себя ответственность за то, что происходит вокруг, чаще улыбаться и стремиться поддерживать хорошее настроение.
Существуют правила, которые могут помочь каждому в развития этого качества:
-
безразличие к людям порождает
соответствующее отношение с
их стороны. Отношение
- не «искать соринку в чужом глазу»;
-
начинать отстаивать свои
-
насилием и силой можно
- люди судят о нас, не по словам, а по поступкам;
-
полезно не допускать
Информация о работе Проблема толерантности в современном мире