Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:54, реферат
Русь с XII в. сталкивается с нашествием с Запада. Первый натиск она легко отбивает: князь Александр Невский "с небольшой дружиной" разбил немецких и шведских рыцарей. А позднее западные страны сами попадают в "полосу стратегической нестабильности" и давление на "Восток" ослабевает. Нельзя считать возникновение "могучего военного государства на Руси результатом "татарского ига", так как на Западе также происходил процесс "огосударствления" - возникали централизованные национальные государства, "абсолютные монархии".
Истоки и вехи становления русской культуры.
I. Политические и экономические предпосылки. Киевская Русь.
II. Московское княжество. Концепция «Третьего Рима»,
как источник духовного роста.
III. Факторы влияния древней Руси на формирование русской культуры.
2. Литература
3. Иконопись
Военное ремесло и оружие
Петровские реформы и их влияние на культуру России
Поводом для
выделения направлений
Российское общество разделилось на "славянофилов" и "западников" - "врагов-друзей", как их назвал Н. А. Бердяев. К "западникам" относились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, М. А. Бакунин и др. "Славянофилов" представляли А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. В. Самарин.
Для "западничества" был характерен определённый набор идей, который они отстаивали в спорах. В частности, в этот идейный комплекс входили: отрицание самобытности культуры любого народа; критика культурной отсталости России; преклонение перед культурой Запада, её идеализация; признание необходимости модернизации, "осовременивания" российской культуры, как заимствования западноевропейских, по сути буржуазных, ценностей; представление о человеке как прообразе культуры общества, порядка. Идеалом человека западники считали европейца - "делового, прагматичного, эмоционально сдержанного, рационального существа, отличающегося "здоровым эгоизмом", типичным образом которого у писателя Гончарова выступает Штольц в его противостоянии Обломову. Характерной для "западников" была и религиозная ориентация на католицизм и экуменизм (слияние католицизма с православием, что привело бы на практике к ликвидации православия, его поглощению католицизмом), а также космополитизм. По политическим симпатиям "западники" являлись республиканцами, им присущи были антимонархические настроения.
По сути, "западники" были сторонниками индустриальной культуры - развития промышленности, естествознания, техники, но в рамках капиталистических, частнособственнических отношений.
Им противостояли "славянофилы", отличавшиеся своим комплексом стереотипов. Для них были характерны критическое отношение к культуре Европы; её неприятие как антигуманной, безнравственной, бездуховной; абсолютизация в ней черт упадка, декаданса, разложения. С другой стороны, их отличало преклонение перед культурой России, абсолютизация её уникальности, самобытности; героизация исторического прошлого; затушёвывание социальных противоречий в городе и деревне. Славянофилы свои ожидания связывали с крестьянской общиной, рассматривая её как хранительницу всего "святого" в культуре. Духовным ядром культуры считалось православие, которое также рассматривалось некритически, преувеличивалась его роль в духовной жизни России. Соответственно, утверждался антикатолицизм и отрицательное отношение к экуменизму. Славянофилов отличала монархическая ориентация, преклонение перед фигурой крестьянина - собственника, "хозяина", и негативное отношение к рабочим как "язве общества", продукту разложения его культуры.
Таким образом, славянофилы, по сути, отстаивали идеалы аграрной культуры и занимали охранительные, консервативные позиции. Их отличали национализм и патриотизм.
Противостояние западников и славянофилов отражало растущее противоречие между аграрной и промышленной культурами, между двумя формами собственности - феодальной и буржуазной, между двумя классами - дворянством и капиталистами. Но подспудно обострялись противоречия и внутри капиталистических отношений - между пролетариатом и буржуазией. Революционное, пролетарское направление в культуре выделяется в качестве самостоятельного и, по сути, определит развитие культуры России в ХХ веке. Оно будет представлено многообразными направлениями в культуре: в философии - марксизм и ленинизм, в литературе, поэзии, живописи - социалистический реализм, в социальной сфере - движением рабочего класса за свои права и освобождение.
Культурный конфликт на стыке двух формаций.
В целом, для культуры России конца 18 века были характерны:
1. Политизация.
Она обнаруживается в том, что
культура прямо и открыто
2. Потеря общественного "идеала", цели развития для большинства культурных течений. Горьковский провозглашает ценность обыденного бытия, его идеал - чтобы в жизни было "тепло и сыро", он противостоит стремлению Сокола "видеть Небо".
Пропагандируется идея покаяния - "не надо было браться за оружие" (Г. В. Плеханов).
Культура, по сути, лишается своей "возвышающей" функции, превращаясь в систему регистрации действий и настроений.
3. Провозглашаются задачи "богостроительства" и "богоискательства" ("Мать" М. Горького, творчество Мережковского), для которых предлагается "обновить православие", создать вместо него новую религию, способную примирить общество, - например, религию сотрудничества "человека и бога" (В. С. Соловьёв), "закона любви" (Л. Н. Толстой); заменить православие "теорией общего дела" Н. Фёдорова.
4. Культура развивается в эсхатологических ожиданиях скорого "конца света" - революции. Часто вспоминаются строфы М. Ю. Лермонтова: "настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт". Широкий отклик получают не только такие картины, как "Над вечным покоем" И. Левитана, но и произведения И. Шишкина - "Утро в сосновом бору", М. Врубеля - "Поверженный Демон". Но особое внимание привлекает картина молодого художника К. Петрова-Водкина "Купание красного коня" (1910 г.), в которой напрямую усматривались революционные ожидания.
5. В духовном климате после поражения революции 1905-1907 гг. происходит нарастание индивидуалистических настроений, растёт интерес к иррационализму, мистическим явлениям. Ведьмы, колдовство, нечистая сила, столоверчение становятся модными увлечениями. Искусственно привлекается внимание к "проблеме пола", публику интересуют темы секса, получает толчок к развитию порнография.
6. От былого единства культуры XIX века, нашедшего выражение в стиле классицизма, академизма, через критический реализм культура периода "Серебряного века" приходит к многообразию стилей, течений, направлений: в литературе складываются акмеизм, символизм, имажинизм, футуризм и т. д.; в живописи - классическое направление (рис. 15.23), модернизм (рис. 15.24, 15.25), кубизм, абстракционизм (рис. 15.26), авангардизм (рис. 15.27), примитивизм (рис. 15.28), неоантичность и проч.
Попытка "модернизации" культуры, связанная с реформой П. А. Столыпина, оказалась неудачной. Её результаты были меньшими, чем ожидалось, и породили новые противоречия. Нарастание напряжённости в обществе происходило быстрее, чем находились Ответы на возникающие коллизии. Обострялись противоречия между аграрной и индустриальной культурами, что выражалось и в противоречиях экономических форм, интересов и мотивов творчества людей, в политической жизни общества.
Требовались глубокие социальные преобразования для того, чтобы предоставить простор для культурного творчества народа, значительные вложения в развитие духовной сферы общества, технической его базы, на что у правительства не хватало средств. Не спасало и меценатство, частная поддержка и финансирование значительных общественных, культурных мероприятий. В историю культуры вошли такие её ценители, как Мамонтов, Морозов, Бахрушин, Третьяков, которые на свои средства поддерживали искания художников, создавали музеи изящных искусств, картинные галереи. Но все эти проекты не могли кардинальным образом преобразовать культурный облик страны, они остались ярким, но незначительным эпизодом её культурной жизни. Страна попала в полосу нестабильного развития и не нашла иного выхода, кроме социальной революции.
Информация о работе От культуры Московской Руси к культуре России 19 века