От культуры Московской Руси к культуре России 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:54, реферат

Краткое описание

Русь с XII в. сталкивается с нашествием с Запада. Первый натиск она легко отбивает: князь Александр Невский "с небольшой дружиной" разбил немецких и шведских рыцарей. А позднее западные страны сами попадают в "полосу стратегической нестабильности" и давление на "Восток" ослабевает. Нельзя считать возникновение "могучего военного государства на Руси результатом "татарского ига", так как на Западе также происходил процесс "огосударствления" - возникали централизованные национальные государства, "абсолютные монархии".

Оглавление

Истоки и вехи становления русской культуры.
I. Политические и экономические предпосылки. Киевская Русь.
II. Московское княжество. Концепция «Третьего Рима»,
как источник духовного роста.
III. Факторы влияния древней Руси на формирование русской культуры.
2. Литература
3. Иконопись
Военное ремесло и оружие
Петровские реформы и их влияние на культуру России

Файлы: 1 файл

От культуры Московской Руси к культуре России.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Все известные, судьбоносные сражения Россия вела на своей земле: Ледовое побоище, Куликовскую битву, поход Минина и Пожарского на Москву, Полтавскую, Бородинскую, Курскую битвы, оборону Москвы и блокадного Ленинграда. Поэтому патриотизм, любовь к своей земле, стремление к свободе и независимости - органические черты культуры русского народа, складывающиеся столетиями, составляющие суть её сознания. а развитие культуры Московской Руси оказал влияние ряд обстоятельств, придавших ей своеобразие и специфический облик.

К неблагоприятным факторам, сложившимся ещё в Киевской Руси и тормозившим процесс развития культуры, следует отнести: обширные необжитые пространства, позволявшие  развиваться экстенсивно, зона рискованного земледелия, в которой оказалась  культура, необходимость приложения больших энергетических затрат для получения равных со странами-соседями результатов. К ним добавился ряд новых.

Нигде в мире - ни в Америке, ни в Западной Европе, ни в Скандинавии  нет землепашества, нет постоянного  земледельческого населения в тайге. Но Московской Руси пришлось покинуть благоприятные южные степные и лесостепные районы и осваивать леса северо-востока.

Это зона "рискованного земледелия". Здесь для получения такого же объёма сельскохозяйственной продукции, как и в Западной Европе, русский мужик должен обработать вдвое большую площадь, причём в необычайно короткое время в 125-130 рабочих дней. В этих условиях вырабатывался в течение многих веков особый, отличный от Запада и Востока быт, ритм жизни, формировались специфические черты этнической психологии и культуры: трудолюбие, терпеливость, расчёт на собственную силу, коллективизм, товарищество, добрососедство, миролюбие. Это закреплено в народной культуре в виде пословиц и поговорок, образующих фонд народной мудрости: "Богатство - спеси сродни", "Богатство - вода, пришла и ушла", "Не с богатством жить, с человеком", "Бог, бог, да и сам не будь плох". Таким образом, на уровне народной культуры закреплено было пренебрежительное, скептическое отношение к богатству, прибыли, личному успеху. Богатству, прибыли противопоставлялись естественные человеческие ценности: скромность, честность, доброта, трудолюбие: "Труд человека кормит, а лень - портит", "Без труда - нет добра", "Терпение и труд всё перетрут", "Без труда не выловишь и рыбку из пруда".

Для европейской  культуры был важен результат, прибыль, вещь, богатство. В русской культуре вещь не заслоняла человека. Человек  был в центре культуры, ценностей  и оценок: встречали по одёжке, провожали  по уму! В русской культуре - процесс (труд) и результат (богатство) - слитны и нераздельны: нет одного без другого.

В европейской  культуре продукт, вещь преобладает, довлеет  над процессом (трудом). Труд и его  продукт - разорваны. Ценился продукт, но не процесс. Для европейской культуры ценность продукта концентрировалась в денежной форме. Отсюда рано сложившийся культ денег, наживы. А на Руси "Скупой рыцарь" всегда был объектом насмешки. В европейской культуре главной ценностью стала частная собственность прежде всего на землю. На Руси - осуждение наживы и торговли землей. Здесь господствовали коллективные формы собственности - общинная, церковная, государственная.

Для культуры Московской Руси было характерно преобладание образно-чувственного мышления и более его практическая направленность, чем стремление к построению абстрактно-схоластических картин мироздания, обобщения и теоретизирование. Это выражалось в том, что искусство, художественная культура получила приоритетное развитие по сравнению с наукой, естествознанием. Более развитые формы получило религиозное сознание, в частности, в форме православия. И в православии своих вершин достигло храмовое строительство, особенно ярко своеобразие русской культуры проявилось в деревянном храмовом зодчестве. Неповторимое художественное явление образует мир русской иконы, достигая непревзойдённого, гениального выражения в творчестве А. Рублева, Дионисия, С. Ушакова.

Если искусство  преобладало над наукой, то религия  преобладала над светскими формами  культуры. Именно православие генерировало основные идеи, определяющие умонастроения общества: борьбу за независимость, историческое предназначение культуры - в виде концепции "Москва - Третий Рим", определившей политическое развитие страны.

Особенное значение имела нравственность. Она довлела  над политикой, придавая ей смысл, значение, являясь мерилом свершённых государственных дел. Нравственность превращалась в политику, политика стала нравственной, потеряла по видимости свой классовый, эгоистический облик. Нравственность довлела над правом, выступая в виде княжеской, великокняжеской, "царской" воли.

Великий русский  историк В. О. Ключевский отмечал  особенности Московского государства, его культуры, выделяя следующие  черты:

Во-первых, боевой строй государства представлял из себя вооружённую Великороссию, борющуюся "на два фронта" - против Запада и Востока, рыцарей и степняков...

"Вторую особенность составлял тягловый неправовой характер внутреннего управления и общественного состава с резко обособившимися сословиями. Сословия различались не правами, а повинностями, между ними распределёнными. Каждый обязан был или оборонять государство, или работать на государство, то есть кормить тех, кто его обороняет. Были командиры, солдаты и работники, не было граждан, то есть гражданин превратился в солдата и работника, чтобы под руководством командира оборонять Отечество или на него работать.

Третьей особенностью московского государства была верховная власть с неопределённым, то есть неограниченным пространством действием. Все были слугами государства, а оно олицетворяло волю народа, представляло народ. В период решения сверхзадачи классовый эгоистический интерес в культуре отходит на второй план, национальный - доминирует, придаёт своеобразие культуре. Государство в этот период выступает на поверхности как надклассовое, несословное. Все классы, сословия - лишь рабы общего интереса: общенародного, общенационального. Персонификацией этого общего интереса выступает фигура царя, монарха. Его воля становится всеобъемлющей, она не получает правовую, юридическую форму, но сама выступает как право царя: "царь повелел, бояре приговорили".

Отсюда - неразвитость правовой культуры, институтов права, правосознания в обществе. Над  правом довлеет политика, а над  политикой - мораль, выступающая в  монаршем обличии. Это создаёт ситуацию, когда гражданские институты довлеют над государственными, подкрепляют их. Так, огромную роль играют народные ополчения, сходки-вече, решения "города", стремление договориться "всем миром".

В культуре Московской Руси мечта ("воля") часто преобладала  над разумом. Доктрина "Москва - третий Рим" скорее отражала мечтания, романтическое восприятие истории, чем трезвый расчёт, учёт соотношения сил и возможностей, экономическое положение и т. д.

Красота довлела  над полезностью, прекрасное - над  утилитарным. Тщетно искать каких-либо практических функций в архитектурных частях русского храм. Почему "кокошники" получили такую изысканно-вычурную форму? Какова потребность в "куполе" церкви такой необычной формы? Ведь, может быть, с практической точки зрения можно было найти и иное, более экономное решение? Но тогда мы бы получили совершенно другую архитектуру, обликом своим напоминающую нашу современную, стандартную застройку, где дом, построенный в Москве похож на дом, возведённый в Ленинграде. Мы потеряли бы уникальность, самобытность, неповторимость нашей культуры. И это стремление к "непохожести", к авторству, к непревзойденности, заложенное традициями Московской Руси, ещё будет тревожить, смущать наше сознание и в ХХ, и в ХХI веках, заставлять искать иные формы, чем предлагает индустриализм на грани столетий.

Факторы

Два столетия зависимости  от Золотой Орды усилили тягу народа к справедливости, миру, свободе. Если за 103 года (с 1492 г. по 1595 г.) Россия воевала  с Ливонией, Швецией, Литвой, Польшей  примерно 50 лет, то война со "Степью" (татарами) велась постоянно. В 1551 г. в Казани насчитывалось 60 тысяч русских пленников, насильственно угнанных в неволю. Поэтому стремление добиться политической стабильности, уверенности в завтрашнем дне, обеспечить мирные условия труда превратилось в сверхзадачу культуры, доминанту её развития.

Ответом на Вызов  стало стремление к государственности, применение политических методов для  решения культурных задач. Гибкая дипломатия Александра Невского, "экономное" правление Ивана Калиты, открытый вызов, брошенный Орде Дмитрием - свидетельства мудрости, мастерства русских князей и московских правителей - собирателей Земли русской.

Тяга к централизации, созданию единого государства, устранившего бы местный произвол, рассматривались  как единственный вариант развития. Объединение вокруг Москвы как единственного культурного центра сформировало идею "единства", исключительности, одного варианта развития, одной формы, одного правителя - это авторитаризм в культуре, признание авторитета и поиск авторитета. Стремление к авторитаризму получило персонификацию в виде поддержки монархии, исключительности православия, что ограничивало поиск многообразия культурных форм.

Раннее развитие идеологии как воплощение идеалов, сложившихся в низах общества. И роль идеологии стала выполнять религия, православие.

Сергий Радонежский  благословил князя Дмитрия на битву, оказал ему помощь, выразив  не только позицию церковных кругов, но и исконные чаяния русского народа.

Православие стало  формой, вобравшей в себя все движение духовной культуры - философии, политической мысли, вобрало в себя этические нормативы, подчинило своему авторитету поиск художественных образов и приемов их отображения. Получили своё развитие православная литература, иконопись, храмовое строительство, церковное пение и музыка, монастырское освоение опыта "общежития".

Разные этносы, вовлеченные в орбиту Московской политики - русские, угро-финские, тюркские (туранские), и связанные с ними культуры способствовали утверждению  веротерпимости (толерантности) русского народа. Непримиримый к врагам, стойкий на поле битвы, русский воин никогда не проявлял жестокости после схватки, не копил ненависти в своём сердце, не отличался склонностью к проведению насилия.

За время  правления Ивана Грозного (ХVI в.) жертвами его политики, "опричнины", стали 6-8 тысяч человек. За эти же годы (1548-1584) в Нидерландах испанцы уничтожили до 100 тысяч "еретиков". В Париже за одну ночь, пришедшуюся на день "святого Варфоломея", было убито 3 тысячи гугенотов, а за две недели во Франции до 30 тысяч инаковерующих. Вообще за годы Реформации в религиозных войнах в Европе погибло до 300 тысяч человек. Всего этого Московская Русь не знала. Тридцатилетняя война Протестантской унии и католической лиги в 1618-1648 гг. привела к обезлюдиванию Европы. Только в одной Чехии население сократилось с 3 миллионов человек до 800 тысяч.

Иван Грозный  испытывал страшные нравственные мучения  от содеянного, пытался "замолить" свои грехи. Ни один из европейских  монархов не испытывал видимых нравственных мучений от содеянного.

Культура Московской Руси - наследница культуры Киевской Руси, преемница её традиций, памятников, ценностей. Она сохранила и развила  древнерусский язык, фольклор, литературу, традиции градостроительства. Древнерусский  язык превратился в русский, древнерусская нация - в русскую, древнерусская культура - в русскую культуру.

В свою очередь, русская культура Московского княжества  стала ядром для формирования российской культуры, образцом освоения, идеалом развития для народов, входящих в состав России.

Для Российской культуры характерна преемственность  по отношению к развитию культуры Московской Руси, их органическое единство, предполагающее различия и развитие. Это - единая линия развития культуры на разных этапах её существования, что  выражается в единстве языка, культурообразующего этноса - русского народа, его духовного склада.

Расширение  этнической основы культуры привело  к росту многообразия российской культуры, совершенству её форм. В культурное пространство оказались втянуты  разнообразные культуры: земледельцев, кочевников - скотоводов, охотников, рыболовов, собирателей с разными цивилизационными основами и формационными укладами. Необходимость их мирного совместного проживания в рамках единого государства предопределила налаживание диалога культур. Российская культура силой своего примера, созданием преимуществ демонстрировала своё высокое призвание, предлагала более развитые формы для развития.

"Степной"  фактор создал односторонность  в развитии культуры, надолго  приковал к себе внимание общества, явился источником напряжённости в русской культуре. Он породил, как ответную реакцию, стремление к миру, добрососедству, терпимости, гарантом чего явилось сильное централизованное государство, развитая православная идеология.

Изоляционизм, отрыв от культуры Запада, "закрытость" русского общества как следствие временной потери самостоятельности, затруднил процесс освоения культурных достижений европейских народов. Ограничение культурных контактов привело к тому, что своё культурное развитие русский народ вынужден был обеспечивать самостоятельно, независимо, самобытно. Русские проблемы русский народ решал русскими методами, по-русски. Отсюда уникальность, оригинальность, непохожесть русской культуры, её неповторимость.

Изоляционизм  российской культуры стал тормозом в её развитии. Русь вынуждена была развиваться без учета складывающейся системы разделения труда в Европе, что не позволяло развивать все сферы культуры равномерно.

Информация о работе От культуры Московской Руси к культуре России 19 века