Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:54, реферат
Русь с XII в. сталкивается с нашествием с Запада. Первый натиск она легко отбивает: князь Александр Невский "с небольшой дружиной" разбил немецких и шведских рыцарей. А позднее западные страны сами попадают в "полосу стратегической нестабильности" и давление на "Восток" ослабевает. Нельзя считать возникновение "могучего военного государства на Руси результатом "татарского ига", так как на Западе также происходил процесс "огосударствления" - возникали централизованные национальные государства, "абсолютные монархии".
Истоки и вехи становления русской культуры.
I. Политические и экономические предпосылки. Киевская Русь.
II. Московское княжество. Концепция «Третьего Рима»,
как источник духовного роста.
III. Факторы влияния древней Руси на формирование русской культуры.
2. Литература
3. Иконопись
Военное ремесло и оружие
Петровские реформы и их влияние на культуру России
На XVIII в. падает и учреждение Московского университета.
Указ об учреждении Московского университета с двумя гимназиями (для дворянских и "разночинских" детей) при нём был подписан Елизаветой Петровной 12 января 1755 г. (в "Татьянин" день) - "по примеру европейских университетов, где всякого звания люди свободно наукою пользуются". Но крепостной мог поступить в Университет, лишь получив "вольную".
Студенты были государственными служащими. Они носили знаки государственной службы, шпаги, одеты были в мундиры зеленого цвета с красным воротом и обшлагами. Они обязаны были носить парик и шляпу. В числе первых студентов были Д. И. Фонвизин (1745-1792), В. И. Баженов, Н. И. Новиков, Г. А. Потемкин и другие известные впоследствии люди России. Фонвизин позднее вспоминал, что "в университете учились мы весьма беспорядочно" по причине "нерадения и пьянства учителей". Но сам Фонвизин, тем не менее, преотлично знал логику и латынь. Учителями вначале были иностранцы, а позднее выпускники самого университета - С. Е. Десницкий, С. Г. Забелин, П. Д. Вениаминов, Д. С. Аничков и др.
Развивались образовательные
и научные институты и иного
статуса, в провинциальных городах.
Продолжали функционировать церковно-
15.3. Российская культура в пору её расцвета
Хотя реформы Петра I и открыли простор для развития образования, науки, просвещения, положение этих институтов культуры было непрочно, их развитие уступало по темпам, по количеству европейской системе образования.
И не последнюю роль здесь играла политика правительства и монархии. Официально самодержавие поддерживало науку, образование. Неофициально - сдерживало их развитие. Так, Екатерина II писала Салтыкову: "Черни не должно давать образование, поскольку будет знать столько же, сколько Вы да я, то не станет нам повиноваться в такой мере, как повинуется теперь". Сдерживала развитие образования, просвещения и сословность культуры: одна система образования решала различные задачи для представителей различных сословий:
для детей дворян предназначались кадетские и пажеские корпуса, обеспечивающие подготовку государственных служащих;
для лиц духовного звания - семинарии;
для солдатских детей - гарнизонные школы.
Более половины уездных городов России к началу XIX века не имели даже малых народных училищ. Министр народного просвещения С. С. Уваров заявил в 30е годы XIX века о необходимости "умножать, где только можно, число умственных плотин". Герцен, анализируя политику правительства времён Николая I, писал: "Власть только о том думает, как бы замедлить умственное движение".
Сохранялось сильное влияние церкви и религии. В 1819 г. во всех российских университетах были утверждены кафедры "богопознания и христианского учения", вводился обязательный курс богословия. Из школьных программ уездных училищ исключались начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории. Развивался институт цензуры. Уставы университетов были изменены в сторону ограничения их самостоятельности. Напуганное революционными изменениями в Европе, самодержавие пыталось затормозить просветительские процессы, придать им нужную направленность и содержание.
Тем не менее, остановить процесс просвещения было невозможно. Развитие промышленности, государственная служба, купеческое дело требовали знающих людей. Особенно сильное влияние на образование оказывало развитие горного дела, промышленности. Поэтому в XIX веке основываются технические учебные заведения: в 1828 г. - Петербургский практический технологический институт, в 1830 г. - Московское ремесленное училище, в 1822 г. - Земледельческая школа в Москве и др.
К этому времени начинают приносить свои плоды те мероприятия, которые осуществлялись в XVIII веке в области науки. Российская наука выходит на мировой уровень. В 1819-1821 гг. экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена (1778-1852) и М. П. Лазарева (1788-1851) открывает Антарктиду. Русские мореплаватели исследуют острова Тихого океана, Аляску, устье реки Амур. В 1823 г. профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792-1856) делает открытие неевклидовой геометрии. В. В. Петров демонстрирует вольтову дугу (1809 г.). В 1832 г. физик П. Л. Шиллинг (1786-1837) создаёт первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби (1801-1874) работает в области гальванотехники. П. П. Аносов (1799-1851) закладывает основы литья высококачественной стали. Крепостными мастерами Е. А. и М. Е. Черепановыми создаётся первая железная дорога на Урале. Среди историков выделяется творчество Н. М. Карамзина (1766-1826), С. М. Соловьева (1820-1879), Т. Н. Грановского (1813-1855).
XIX столетие приносит значительные успехи в развитии отечественной науки: она претендует на равноправность с западноевропейской, а порой и на превосходство. Нельзя не упомянуть ряд пионерских работ русских учёных, приведших к достижениям мирового уровня. Д. И. Менделеев (1834-1907) в 1869 г. открывает периодическую систему химических элементов. А. Г. Столетов (1839-1896) в 1888-1889 гг. устанавливает законы фотоэффекта. П. П. Семёнов Тян-Шанский (1827-1914) и Н. М. Пржевальский (1839-1888) выполняют обширные исследования Средней и Центральной Азии и Сибири, Н. Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) - островов Океании. В 1863 г. выходит работа И. М. Сеченова "Рефлексы головного мозга". К. А. Тимирязев (1843-1920) основывает русскую школу физиологии растений. П. Н. Яблочков (1847-1894) создаёт дуговую электрическую лампочку, А. Н. Лодыгин (1847-1923) - лампочку накаливания. А. С. Попов (1859-1906) изобретает радиотелеграф. А. Ф. Можайский (1825-1890) и Н. Е. Жуковский (1847-1921) своими исследования в области аэродинамики закладывают основы авиации, а К. Э. Циолковский (1857-1935) известен, как основоположник космонавтики.
В XIX в. укрепляется материально-техническая база книгоиздания, печати: в 1864 г. работало около 300, а в 1894 г. - уже примерно 1000 типографий. В год производили до 10 тысяч наименований книг. В городах насчитывалось примерно 2 тысячи книжных магазинов.
В 1860 г. в Петербурге издавалось 7 ежедневных газет (в провинции ежедневных газет ещё не было), а в 1890е гг. - уже 100 газет, в том числе 30 - в Москве и Петербурге.
В первом десятилетии ХХ в. Россия по количеству издаваемых книг занимала уже третье место в мире (после Германии и Японии). Выпускалось 125 легальных газет, через 12 лет - уже более 1000, из них 827 на русском языке.
Возникают библиотеки нового типа:
бесплатные народные библиотеки-читальни;
книжные склады;
земские библиотеки.
К концу XIX в. было примерно 500 публичных библиотек и около 3 тысяч земских народных читален.
Согласно переписи 1897 г., из 126 миллионов человек населения России:
педагогическим трудом занималось 170 тысяч,
библиотечным делом - 1 тысяч,
книжной торговлей - более 5 тысяч,
художников и артистов было примерно 18 тысяч человек,
учёных и литераторов - 3 тысяч,
лиц духовного звания - 250 тысяч
В целом за 120 лет грамотность населения в возрасте старше 9 лет увеличилась с 3,3-6,9% до 42,8%, то есть в 8,4 раза. В XIX веке в России среднегодовой темп роста грамотности составлял для сельского населения 1,8%, для всего населения 1,6%.
Государственная
система образования
Развитие художественной культуры, литературы, искусства в XIX в. происходит в противоречивых формах. Художественная культура приобретает самостоятельность по отношению к религии, становится светской, мирской, но в то же время усиливается её связь с государством, зависимость от политики.
В этот период отчётливо сформировались два направления: одно под девизом "искусство ради искусства", или, в более широком смысле, "культура ради культуры", другое направление подчёркивало зависимую, служебную роль культуры, искусства.
Представители первого - А. А. Фет, А. К. Толстой, А. Н. Майков, А. В. Дружинин и другие, считали, что искусство - самодостаточное явление, развивающееся независимо от других явлений по своим законам - красоты, долга, справедливости. Представители этого направления дистанцировались от политики, сосредоточив своё внимание на художественной форме вопреки социальному содержанию.
Нельзя однозначно оценивать творчество представителей этого направления. Художественная форма играет важнейшую роль в искусстве, придаёт ему совершенство, законченность, отражает общесоциологическую тенденцию к самостоятельности социальных форм. Однако, нельзя забывать, что эта самостоятельность - относительна. В истории культуры России были мрачные страницы истории, когда усиливались государственный гнёт и политические репрессии, например, годы после поражения восстания декабристов, а также "мрачное семилетие" (1848-1855). В такие периоды направление "искусство для искусства" обладало определённой прогрессивностью, поскольку дистанцировалось от государственного гнёта, противостояло официозу в эстетике и культуре.
Но в общем и целом, большинство деятелей культуры признавало её служебную функцию, её зависимость от общества. Это нашло выражение в их творчестве. Так, К. Ф. Рылеев заявлял: "Я не Поэт, а Гражданин". А. С. Пушкин сформулировал свою позицию более совершенно: "Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать". Н. А. Некрасов подчёркивал: "Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан". М. Е. Салтыков-Щедрин сформулировал свою позицию более однозначно: "Литература и пропаганда одно и то же", ставя свою лиру в прямую зависимость от служения обществу, народу.
Политические верхи общества также сформулировали свою позицию по отношению к культуре. Ещё в 20е гг. XIX в., как считается, Ф. В. Булгарин подал Николаю I записку об "искоренении лицейского духа". В ней он сформулировал политику, которая получила наименование "культурное охранительство", понимаемое, как "охранительство политическое". Суть этого направления заключается в том, что художественная культура рассматривалась как средство для снятия социальной напряжённости: "Пусть лучше кричат в театре, чем на улице" - вот смысл концепции. Но Николай I пошёл по другому пути: "Пусть нигде не кричат". Поэтому правительство стало усиливать цензуру, надзор за "неблагонадёжными" литераторами и поэтами, препятствовать развитию частных театров и проч.
Таким образом, в культуре сформировалось три направления.
Первое представляло культуру как средство "развращения демократического сознания масс", как назвал его позднее В. И. Ленин (см.: Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 22, с. 117). Оно было представлено деятелями типа Ф. Булгарина.
Второе направление - "запретительское", проявлявшееся в официальной политике монархии.
Третье направление было представлено революционно-демократическими силами в лице В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, рассматривавшими культуру как средство политического воспитания, просвещения народа, становления чувства гражданственности, свободы, независимости.
Напуганное ростом революционных настроений на Западе (революция 1848 г. в Европе, Парижская Коммуна 1871 г., рост забастовочной борьбы пролетариата), царское правительство в России делало всё возможное, чтобы "спасти юношество от революционной заразы". С этой целью усиливалось "классическое" начало в образовании, а политическое и естественнонаучное - сокращались. Преобладающими становятся классические гимназии, статус реальных гимназий был низведён до уровня училищ - их выпускники не имели права поступления в университет. В 1866 г. были закрыты журналы "Наш современник" и "Русское слово", в 1884 г. - "Отечественные записки". Министр народного просвещения И. Д. Делянов в 1887 г. издаёт циркуляр "О кухаркиных детях". Он ограничивал приём в гимназии детей низших сословий - дворников, прислуги, мелких торговцев и ремесленников. Указом 1884 г. была ликвидирована автономия университетов. Министр народного просвещения заявлял, что "обучать грамоте весь народ или посоразмерное число оного количества людей - принесло бы более вреда, нежели пользы..."
В то же время, царская цензура не могла остановить тягу к литературе, поэзии, живописи, искоренить их свободолюбивый дух. XIX век - это вершина развития русской культуры. Именно на этот период падает большинство памятников культуры, вошедших в мировой фонд культурного наследия.
В поэзии - это имена А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Фета и др. В литературе, публицистике - Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и др. В живописи - К. Брюллова, А. Г. Венецианова, М. Врубеля, В. А. Тропинина и др. Был доведён до совершенства классицизм, который принял форму академизма. Создаются специальные художественные общества, организуются выставки, закладываются галереи искусств. Растёт интерес к театру: А. Н. Островский, А. В. Сухово-Кобылин, В. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский становятся национально-признанными драматургами.
Развивается творчество композиторов: М. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. Н. Бородина.
Противостояние западников и славянофилов
Реформа 1861 года открывает новый этап в развитии культуры России, который получил название "Серебряный век". Ликвидация крепостного права, развитие буржуазных отношений в деревне обострили противоречия в развитии культуры. Они обнаруживаются прежде всего в охватившей российское общество дискуссии и в складывании двух направлений: "западнического" и "славянофильского". Камнем преткновения, не позволившим примириться спорящим, стал вопрос: по какому пути развивается культура России? По "западному", то есть буржуазному, или она сохраняет свою "славянскую самобытность", то есть консервирует феодальные отношения и аграрный характер культуры.
Информация о работе От культуры Московской Руси к культуре России 19 века