От культуры Московской Руси к культуре России 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:54, реферат

Краткое описание

Русь с XII в. сталкивается с нашествием с Запада. Первый натиск она легко отбивает: князь Александр Невский "с небольшой дружиной" разбил немецких и шведских рыцарей. А позднее западные страны сами попадают в "полосу стратегической нестабильности" и давление на "Восток" ослабевает. Нельзя считать возникновение "могучего военного государства на Руси результатом "татарского ига", так как на Западе также происходил процесс "огосударствления" - возникали централизованные национальные государства, "абсолютные монархии".

Оглавление

Истоки и вехи становления русской культуры.
I. Политические и экономические предпосылки. Киевская Русь.
II. Московское княжество. Концепция «Третьего Рима»,
как источник духовного роста.
III. Факторы влияния древней Руси на формирование русской культуры.
2. Литература
3. Иконопись
Военное ремесло и оружие
Петровские реформы и их влияние на культуру России

Файлы: 1 файл

От культуры Московской Руси к культуре России.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Истоки и вехи становления русской культуры.

  I.   Политические и экономические предпосылки. Киевская Русь.

 II. Московское княжество. Концепция «Третьего Рима»,

      как источник духовного роста.

 III. Факторы влияния древней Руси на формирование русской культуры.

2. Литература

3. Иконопись

Военное ремесло и оружие

Петровские  реформы и их влияние на культуру России

 

          

 

Татаро-монгольское  нашествие нанесло сильнейший удар по культуре Древней, Киевской, Руси, изменило её облик, на многие десятилетия остановило её рост, заставило сосредоточить внимание на одном - сохранении политической самостоятельности, восстановлении независимости и свободы.

Подсчитано, что  с 1228 г. по 1462 г. в летописях сообщается о 90 случаях междоусобных войн, причём в 35 случаях говорится о взятии городов на Руси. Междоусобица, это страшное наследие периода феодальной раздробленности, - сохранялась и изживалась с трудом. Но теперь она поощрялась монгольскими ханами, использовавшими политическую зависимость русских княжеств для своих политических игр, стравливая князей друг с другом в борьбе за "ярлык" - право на княжение.

За это же время встречаются сообщения  о 160 внешних войнах, которые вела Русь, в том числе из 50 сражений 30 были выиграны русскими войсками. Из 160 войн в 45 случаях рассказывается о схватках с татарами, в 41 - с литовцами, в 30 - с ливонскими рыцарями, в остальных - со шведами, камскими булгарами и др.

Монголы обложили Русь непомерными поборами. На пахаря была возложена дань сперва по 1/2 гривны с сохи, но после ряда восстаний дань была снижена - "по рублю с 2 сох". 1 гривна в то время - золотой или серебряный брусок весом 195 граммов. Одна серебряная гривна равнялась примерно 200 беличьим шкуркам, один раб стоил 5 гривен. 1 рубль равнялся 97,5 г, то есть приравнивался к половине гривны. Московский князь платил дань 5 000 рублей, то есть 4,8 тонны золота, новгородский - 1 500 рублей.

К дани добавлялись  всевозможные, числом до 14, поборы, "подарки", "поминки" и прочие разовые  сборы - "кормленье", "становое", "поклонное", "выездное". Но самое главное культурное достояние страны - это люди. Монголы угоняли в "полон", продавали в рабство тысячи русских людей - их покупала "цивилизованная" Европа. Через черноморские порты поток русских невольников потек из страны. Особенно ценились славянские девушки. Известен факт, когда 17-летнюю славянку продали за 2 093 итальянские лиры, хотя обычная цена была 136-139 лир. На торговле рабами обогащались причерноморские города-государства, крымские татары, генуэзские купцы.

Только во второй половине XIII в. татары осуществили 5 нападений на русские земли, в 1252, 1258, 1281, 1282 и 1293 гг. Всего Владимирское и Суздальское княжества опустошались 5 раз, 4 раза - новгородские земли, 7 раз - южные города, 2 раза - тверские земли. Город Переяславль-Залесский разрушали 4 раза, Муром, Суздаль, Рязань - по 3 раза, Владимир - 2 раза и т. д. [15.1, с. 220-221].

В летописном своде  повестей о татаро-монгольском нашествии  мы читаем:

"В тот же год пришли из восточных стран... безбожные татары... Много святых церквей предали они огню, и монастыри сожгли, и сёла, и взяли повсюду богатую добычу... Старых монахов и монахинь, ...и слепых, и хромых, и горбатых, и больных, и всех людей убили, а многих монахов и монахинь... увели в стены свои... А епископ Митрофан и княгиня Юрия с дочерью, и со снохами, и с внучатами, и другие, княгиня Владимира с детьми, и многое множество бояр и простых людей заперлись в церкви святой Богородицы. И были они здесь без милости сожжены... Татары... разграбили все монастыри и иконы ободрали, а другие разрубили, а некоторые взяли себе вместе с честными крестами и сосудами священными, и книги ободрали, и разграбили одежды блаженных первых князей, которые те повесили в святых церквях на память о себе... Расправились татары со всеми... И было видеть страшно и трепетно, как в христианском роде страх, и сомнение, и несчастье распространилось".

На Руси в  результате татарского нашествия исчезли  многие отрасли ремесла, была забыта техника перегородчатой эмали, производство стеклянных бус, черни, зерни, скани (художественной обработки благородных металлов). В других ремёслах произошло опрощение и огрубление технических приёмов. Почти на целое столетие прекратилось каменное строительство в русских городах.

Результатом монгольского нашествия явились: уничтожение сотен городов, тысяч поселений, дворцов, кремлей, церквей, монастырей. Были убиты или угнаны в Орду десятки тысяч ремесленников. Население страны резко сократилось (с XV по XVII вв. выросло всего с 2 млн. до 7 млн., а в Германии уже в XVI в. было 20 млн. человек).

Евразиец П. Н. Савицкий писал, что "Велико счастье  Руси, что в момент, когда в  силу внутреннего разложения она  должна была пасть, она досталась  татарам, и не кому другому. Татары... не замутили чистоты национального  творчества". Получается, что для евразийцев татарское иго - "удача России", так как она всё равно должна была бы "пасть". Но не было предопределённого краха Руси. Через период феодальной раздробленности прошли все страны Европы. И не обязательно государства при этом гибнут. Наоборот, многие преобразуются, в них утверждается Абсолютизм с его новыми формами культуры.

Русь с XII в. сталкивается с нашествием с Запада. Первый натиск она легко отбивает: князь Александр  Невский "с небольшой дружиной" разбил немецких и шведских рыцарей. А позднее западные страны сами попадают в "полосу стратегической нестабильности" и давление на "Восток" ослабевает. Нельзя считать возникновение "могучего военного государства на Руси результатом "татарского ига", так как на Западе также происходил процесс "огосударствления" - возникали централизованные национальные государства, "абсолютные монархии".

Иногда, уже в современной  литературе, татаро-монгольское иго  пытаются представить как "контакт  двух культур", равно живительный  для обоих народов. Такая точка зрения характерна для Л. Н. Гумилёва. Но контакты культур бывают разного рода. Есть обмен культурными ценностями, совершаемый добровольно, а есть насильственное насаждение своей культуры, или разрушение культуры другого народа. В отличие от арабов, которые оставили после себя в Испании прекрасные города, великолепную архитектуру, своеобразное искусство, развитую университетскую мысль - монголы выступили на Руси разрушителями её культуры, и этот факт не прикрыть никакими ссылками на "общечеловеческие" основания культурного контакта. Лишь с трудом, постепенно Русь собирается с силами и даёт отпор завоевателям.

Московская Русь

Подъём наметился в XIV в. и связан он с возвышением Московского  княжества, становлением культуры Московской Руси. Этот процесс происходил в исторически сложных условиях. Москва впервые упоминается в летописи за 1147 г. Она принадлежала ростово-суздальскому князю Юрию Долгорукому. В 1156 г. впервые в ней были возведены укрепления. В 1328 г. Иван Калита перенёс великокняжеский стол из Владимира в Москву. Она стала центром, ядром складывающейся русской нации и её культуры. Здесь, в непроходимых прежде лесах северо-востока Руси, искали пристанища бежавшие от татарского ига крестьянин и ремесленник, купец и церковный служитель. Город стал отстраиваться, расти. В нём появились свой Кремль - непременный спутник русских городов, своя центральная площадь, свои православные храмы. Постепенно происходило изменение сил в пользу Москвы. В течение 15 лет, предшествовавших победе на поле Куликовом, русские войска нанесли несколько серьёзных поражений татарам.

В 1365 г. царевич Тогай разорил  княжество Рязанское, но на помощь пришли русские полки Владимира Пронского  и Тита Козельского, они нагнали  татарские войска у реки Вайды  и разбили их. В 1367 г. московские полки не пустили татар за реку Оку и "всё лето там стояли". В 1374 г. новгородские ушкуйники прошли до низовьев Волги. В 1376 г. московские полки предпринимают поход за реку Оку и проходят далеко на юг. В 1377 г. следует марш на город Болгар и установление контроля над средним течением Волги. В 1378 г. происходит "сражение на Воже", где были остановлены войска хана Бегича. В сражении погибли сам Бегич и несколько татарских князей: Хозибей, Коверга, Карагалук, Кострок. Это была первая за 150 лет большая победа над степняками. За нею в 1380 г. последовала победоносная Куликовская битва.

Накануне сражения, 6 сентября 1380 г., Дмитрий Донской на военном  совете подвёл итог: "Любезные друзья и братья! Ведайте, что я пришёл сюда не за тем, чтобы на Олега смотреть (Рязанского князя) или реку Дон стеречь, но дабы Русскую землю от пленения и разорения избавить или голову свою за всех положить; честная смерть лучше плохого живота (жизни). Лучше было бы мне нейти против безбожных татар, нежели, пришед и ничего не сотворив, воротиться вспять. Ныне же пойдем за Дон, и там или победим и всё от гибели сохраним, или сложим свои головы... за братью нашу христиан".

Мамай писал князю Дмитрию  накануне схватки: "...баскаки насаждаю по всем градам русским, а князей русских изобью". Над Московской Русью нависла серьёзная угроза, но русские воины показали высокое воинское искусство, а воеводы - полководческое мастерство. Как известно, князь Дмитрий перешёл Дон и расположил войска за водной преградой. Этот приём доступен только уверенному в своих силах полководцу. На реке Неве новгородский князь Александр Невский разбил "псов-рыцарей", прижав их к водной преграде, при Чудском озере последовал тот же распространённый приём. Князь Дмитрий отказался от него, оставив водную преграду за спиной. Европейские полководцы решатся применить этот приём лишь через 200 лет! В Орде Мамай руководил схваткой со стороны, с холма. Дмитрий Донской - ушёл в бой простым воином и сражался в Передовом Большом Полку, на который пришёлся основной удар.

Сказалось и техническое  превосходство русских войск. Начиная  с XII в., применялись тяжёлые, длиной до 170 см, железные стрелы, которые выпускались  с арбалётов, использовалась броня  для воинов и их коней. К этому  времени они хорошо познакомились и с огнестрельным оружием. С "живым" огнём русские столкнулись ещё в XII в. В 1184 г. они захватили в плен половецкого мастера "живого огня" со всем его припасом. Ещё в 1376 г. при осаде Казани русские воины захватили орудия. Поэтому победа на Куликовом поле готовилась долго и сознательно. Но, объединив все силы Руси для отпора захватчикам, закрепить победу не удалось. В 1382 г. Тохтамыш, использовав предательство рязанского князя Олега, указавшего броды на Оке, обойдя русские войска, сжигает Москву. Князь Дмитрий вынужден был вновь платить золото - дань ордынскому хану, но уже 7 тысяч рублей серебром, да ещё 10 тысяч рублей было отдано взносов за задолжавшего князя Тверского. Ещё на столетие продлилась зависимость от прихотей Золотой Орды.

Русские князья использовали все возможности для восстановления независимости и свободы Московской Руси, в том числе и влияние православия. Православие не сразу утвердилось в качестве влиятельной культурообразующей силы. Церковь не сразу смогла приспособиться к существующей культуре, так как плохо знала её. Из 20 митрополитов домонгольского периода только двое были русскими. Церковь на Руси находилась в зависимости от Византии. Не было своей патриархии. Вопреки распространённому мнению, церковные круги этого времени не выступили и единой, централизующей силой. Каждый из епископов поддерживал и оправдывал своего князя. В период татаро-монгольского ига церковь проводила соглашательскую политику, по сути оправдывая зависимость от Орды. Только начиная с Сергия Радонежского, политика церкви начинает меняться. Она приобретает национальный, патриотический, государственный характер.

Этому способствовало и ослабление, а затем и крах Византийской империи. В 1439 г. Флорентийский собор заключает  унию (союз) о воссоединении Римской (католической) и Византийской (православной) церквей. По сути, это означало подчинение православия католичеству, лишение его самостоятельности. Московский митрополит Исидор, будучи на соборе, подписал унию, но вернувшись в Москву, был заточён в монастырь. Василий Васильевич, великий князь Московский, назвал его "латынским злым прелестником". В 1442 г. собором русского духовенства был назначен новый митрополит - Иона. Скоро Русская православная церковь получила самостоятельность и основала собственную патриархию.

К этому времени выдвигается  концепция "Третьего Рима". Её обосновал  псковский игумен Филофей в своих  посланиях Ивану III, великому князю  московскому. Суть её заключается в  утверждении о том, что первый Рим погиб из-за ересей, которым  он позволил укорениться в раннехристианской церкви. Второй Рим, то есть Византия, пал потому, что заключил унию с "безбожными латинами", то есть с католической церковью. Теперь историческая эстафета перешла к Москве, к "третьему Риму" и последнему, потому что "четвёртому не бывать". Залогом этого служит верность московского государя "христовой вере". "Один ты во всей поднебесной христианам царь", - обращался Филофей к Ивану III.

Культура Московской Руси, хотя и позволила развивать  производительные силы народа, восстановить самостоятельность, государственность, независимость развития, не смогла преодолеть наметившийся разрыв в социально-экономическом и технико-технологическом развитии. Когда Европа стала переходить к мануфактурному производству, на Руси вынуждены были восстанавливать систему ремесленного производства. Когда в Европе вынуждены были предоставлять свободу крестьянству, ограничивать феодализм, Руси приходилось закреплять крестьян, лишая их остатков былой свободы и самостоятельности.

Ликвидировав угрозу разрушения культуры под воздействием насилия, войны, внеэкономической эксплуатации, Московская Русь столкнулась с другой проблемой, усилением зависимости культуры от неразвитости экономических, социальных, технологических факторов. Это привело к тому, что, укрепив свои восточные границы, получив возможность освоения новых земель на востоке, Московская Русь не смогла вернуть себе русские земли по берегам Черного и Балтийского морей, получить естественный выход к водным транспортным артериям. Более того, она по-прежнему подвергалась опасности внешних вторжений и уничтожения своей культуры. С 1381 г. по 1918 г., то есть за 537 лет с Куликовской битвы до Брест-Литовского мира, Россия провела в войнах 334 года (и было только 203 года мира), а за 616 лет (1381-1997) - 361 год войн.

Информация о работе От культуры Московской Руси к культуре России 19 века