Наука и образование средневековья. Средневековое искусство. Искусство Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:52, реферат

Краткое описание

Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей – тесная связь с религией, с ее догмата-ми, отсюда его аскетичность. Религия и ее общественный институт – церковь была могущественной идеологической силой. Другая особенность средневекового искусства – это близость его к народному творчеству. Традиции языческой культуры, народные обычаи, устное творчество, задорный и хлесткий юмор народных карнавалов – все это наложило отпечаток на искусство средневековья.
Грамотность была не реальностью, а идеальным символом культуры. Грамотных было не так уж много, книга – редкость. Но в средние века происходит также существенный прорыв и в науке и образовании.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………...….3
1. Средневековое искусство
1.1. Дороманское искусство …………………………………………..…4
1.2. Романское искусство …………………………….…………..………5
1.3. Готическое искусство ..………………………………..………….…8
2. Наука средневековья …………………………………………………….12
3. Образование средневековья …………………………………………….16
4. Искусство Возрождения………………………….……….……………..18
Заключение ……………………………………………………………...…...23
Литература……………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

культурология для сайта.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.

Самое известное произведение первого римского периода - «Пьета» («Оплакивание Христа») (1498-1501) в капелле собора Святого Петра.

Микеланджело считал себя только скульптором, что, однако, не помешало ему, истинному сыну Возрождения, быть и великим живописцем, и архитектором. Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения — роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная Микеланджело в 1508-1512 гг.

В Риме, по заказу папы Павла III, Микеланджело написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску «Страшный суд» (1536-1541)

В последние десятилетия  жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило своё время, оно сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а также оказало влияние на формирование принципов барроко.

 

4. Позднее Возрождение

Во второй половине XVI в. в Италии нарастал упадок экономики  и торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, искусство переживало глубокий кризис. В нём укреплялись антиренессансные антиклассические тенденции, воплотившиеся в маньеризме. Маньеризм почти не затронул Венецию, которая во второй половине XVI столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства. Хотя торговое и политическое значение Венецианской республики неуклонно падало, как и её могущество, Город Лагун по-прежнему был свободен и от власти Папы римского, и от иноземного владычества, а накопленные им богатства были огромны. В этот период уклад жизни Венеции и характер её культуры отличались таким размахом и великолепием, что, казалось, ничто не свидетельствовало о закате слабеющего Венецианского государства. В русле высокой гуманистической ренессансной традиции в новых исторических условиях в Венеции развивалось обогащённое новыми формами творчество великих мастеров позднего Возрождения - Палладио, Веронезе, Тинторетто.

Андреа Палладио (1508-1580) – крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. Он родился в Падуе, большое влияние на него оказали североитальянские гуманисты. Палладио заложил принципы зодчества, которые были развиты в архитектуре европейского классицизма XVII- XVIII вв. и получили название палладианства. Свои идеи Палладио изложил в теоретическом труде «Четыре книги об архитектуре» (1570 г.). Композиции Палладио исполнены естественности, покоя, завершённости, строгой упорядоченности, ясна и целесообразна планировка зданий, связанных с окружающей средой. Постройки Палладио украсили Виченцу, Венецию и прилегающие к ним загородные местности.

Виченца считается городом  Палладио. Его первое крупное здание здесь Базилика (1549 г.), основой которой стала ратуша XIII в. Архитектор заключил старую постройку в двухъярусную ордерную аркаду из белого мрамора. Зодчий часто строил в Виченце дворцы и загородные виллы. Важную роль он отводил в них фасаду. Например, фасад палаццо Кьерикати (1560 г.), вытянутого вдоль площади, после Базилики самого монументального сооружения в Виченце, буквально пронизан воздухом. Нижний этаж его занимает сплошная мощная колоннада - галерея; на верхнем этаже глубокие лоджии расположены по углам.

Постройки и архитектурные  идеи Палладио оказали сильнейшее влияние  на последующее развитие европейского зодчества, особенно в Англии, Франции и России квадрат с вписанным в него круглым залом, перекрытым куполом. На каждой стороне кубического здания находятся фронтонные портики с вынесенными вперед лестницами. В склонах холма скрыты хозяйственные помещения

В Венеции Палладио воздвиг  церкви Сан-Джорджо Маджоре (начата в      1565 г.) и Иль Реденторе (1577-1592), которые в плане имеют форму латинского креста. Расположенная на острове того же названия церковь Сан-Джорджо Маджоре включила в центральный ансамбль Венеции водное пространство лагуны, завершив своим силуэтом важнейшие аспекты города.

Праздничный, жизнеутверждающий  характер венецианского Возрождения  наиболее ярко проявился в творчестве Паоло Веронезе Паоло Кальяри (1528-1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провел детство и годы учения в родном городе В 1558 г мастер получил приглашение принять участие в украшении Дворца дожей в Венеции, где он быстро прославился. Красота Венеции, ее роскошная жизнь и художественные сокровища произвели на молодого живописца неизгладимое впечатление. Художник-монументалист, он создал великолепные декоративные ансамбли стенных и плафонных росписей с множеством персонажей и занимательных деталей. Блестящий мастер колорита, Веронезе писал в светозарной гамме насыщенных звучных цветов и тончайших оттенков, объединенных общим серебристым тоном.

Одна из лучших работ  молодого Веронезе – росписи потолка церкви Сан-Себастьяно в Венеции (1556-1557), посвященные истории библейской героини Эсфири.

В годы творческого расцвета Веронезе украсил росписями виллу  Барбаро-Вольпе в Мазере (1560-1561), построенную Андреа Палладио. Эти фрески стали одним из крупнейших достижений монументально-декоративной живописи.

Центральное место в  станковой живописи Паоло Веронезе занимают его знаменитые монументальные холсты на евангельские сюжеты, которые художник, черпавший вдохновение в общественной жизни Венеции, наполнил впечатлениями от многолюдных и ярких венецианских празднеств. Эти произведения известны под общим названием «Пиры Веронезе». К ним относятся, в частности, картины «Брак в Кане» (1563 г.) и «Пир в доме Левия» (1573 г.).

Полной противоположностью Веронезе был его современник  Тинторетто (1518-1594), настоящее имя которого Якопо Робусти. Он родился в Венеции и был сыном красильщика, отсюда и прозвище мастера - Тинторетто, или Маленький Красильщик.

Обилие внешних художественных воздействий растворилось в неповторимой творческой индивидуальности этого  последнего из великих мастеров итальянского Возрождения. В своем творчестве он был гигантской фигурой, творцом вулканического темперамента, бурных страстей и героического накала. Вслед за поздним Микеланджело и Тицианом Тинторетто проложил новые пути в искусстве. Недаром его творчество имело грандиозный успех и у современников, и у последующих поколений. Тинторетто отличался поистине нечеловеческой трудоспособностью, неутомимостью исканий. Он острее и глубже, чем большинство его современников, чувствовал трагизм своего времени. Мастер восстал против сложившихся традиций в изобразительном искусстве – соблюдения симметрии, строгого равновесия, статичности, расширил границы пространства, насытил его динамикой, драматичным действием, стал ярче выражать человеческие чувства. Он создатель массовых сцен, проникнутых единством переживания.

В 1539 г. живописец открыл в Венеции свою мастерскую. Ранние работы Тинторетто мало известны. Славу ему принесла картина «Чудо Святого Марка» (1548 г.). Необычна картина «Введение во храм» в церкви Санта-Мария дель Орто (1555г.).

В Венеции из-за климатических  условий для украшения зданий использовали не фресковую живопись, а огромные картины, написанные в  технике масляной живописи. Тинторетто – мастер монументальных полотен, автор гигантского ансамбля, состоящего из нескольких десятков работ. Они выполнены для верхнего и нижнего залов Скуолы ди Сан-Рокко (школы Святого Роха, 1565 – 1588 гг.).

Творчество Тинторетто завершает развитие художественной культуры Возрождения в Италии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Искусство средневековья, просуществовав тысячелетие, выдвинуло новый круг идей и образов, новые эстетические идеалы, новые художественные приемы и новое содержание. Питаясь идеями христианства, это искусство глубоко проникло во внутренний мир человека. Огромен интерес искусства средневековья к нравственному облику человека, к тому, что определяется более общим словом «духовность».

В средневековье начинают применяться машины, появляются ветряные мельницы, водяное колесо, рулевое управление, книгопечатание и многое другое. В области искусства достигается небывалая до этого глубина и техническое совершенство. Народная культура (скрыто или явно), противодействуя клерикальной, придавала культуре индивидуальность и национальный колорит.

Средневековое искусство создало грандиозные художественные ансамбли; оно решило гигантские архитектурные задачи, создало новые формы монументальной пластики и живописи, а главное, явило собой синтез этих монументальных искусств, в которых стремилась передать полную картину мира. И в этом огромный вклад искусства средневековья в мировую культуру. Но условность как основной закон изображения, аскетизм, не позволяющий во всей полноте изобразить красоту земного, наконец, несомненный догматизм в мышлении тормозили дальнейшее развитие искусства. В нем самом зарождались иные черты, свидетельствующие о новой эпохе – Возрождении.

Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Столь мощное движение определило развитие всей европейской цивилизации на многие годы. Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека.

Гуманизм следует рассматривать  как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимой от всего хода исторического развития Италии в эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений. Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь прежде всего на античное наследие. Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру Ренессанса.

Гуманисты по-новому подошли к вопросу социальной этики, в решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. История мировой культуры (Краткий курс). Чернокозов А.И. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997. – 480 с.

 

  1. История средних веков. В 2 т. Т.I: Учеб.для вузов по по спец. «История»/Л.М. Брагина, Е.В. Гутнова, С.П. Карпов и др.; Под ред. З.В. Удальцовой и С.П. Карпова.- М.: Высш.шк., 1990. – 495 с. (т.1).

 

  1. История средних веков. В 2 т. Т.I: Учеб.для вузов по по спец. «История»/Л.М. Брагина, Ю.М. Сапрыкин, А.Н. Чистозвонов и др.; Под ред. З.В. Удальцовой и С.П. Карпова.- М.: Высш.шк., 1991. – 400 с. (т.2).

 

  1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. Проф. А,Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 – 600 с.

 

  1. Культурология: пособие для студентов вузов/ С.В. Лапина [и др.]; под общ. ред. С.В. Лапиной. – 4-е изд. – Минск: Тетра-Системс, 2007. – 496 с.

 

  1. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М.: Высш.шк., 2001. – 479 с.

 

 




Информация о работе Наука и образование средневековья. Средневековое искусство. Искусство Возрождения