Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:52, реферат
Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей – тесная связь с религией, с ее догмата-ми, отсюда его аскетичность. Религия и ее общественный институт – церковь была могущественной идеологической силой. Другая особенность средневекового искусства – это близость его к народному творчеству. Традиции языческой культуры, народные обычаи, устное творчество, задорный и хлесткий юмор народных карнавалов – все это наложило отпечаток на искусство средневековья.
Грамотность была не реальностью, а идеальным символом культуры. Грамотных было не так уж много, книга – редкость. Но в средние века происходит также существенный прорыв и в науке и образовании.
Введение …………………………………………………………………...….3
1. Средневековое искусство
1.1. Дороманское искусство …………………………………………..…4
1.2. Романское искусство …………………………….…………..………5
1.3. Готическое искусство ..………………………………..………….…8
2. Наука средневековья …………………………………………………….12
3. Образование средневековья …………………………………………….16
4. Искусство Возрождения………………………….……….……………..18
Заключение ……………………………………………………………...…...23
Литература……………………………………………………………………24
По формам декора в английской готике различают следующие стили: ранний («ланцетовидный»), «украшенный» и «перпендикулярный». Кентерберийский собор (XII-XV вв.) – главный готический собор Англии, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня – демонстрирует развитие английской готики от ранней к поздней. Над всеми разновременными объектами возвышается огромная башня средокрестья.
Готическая скульптура Англии имеет чисто декоративный характер и совершенно подчинена архитектуре. В период «украшенного» и «перпендикулярного» стилей в соборе так много скульптурного декора, что, по справедливому замечанию исследователей, создается впечатление «вибрации архитектурных форм». Статуи поставлены тесно одна к другой и заполняют фасад, как в соборе в Уэллсе. Развивается также мемориальная пластика.
Монументальная готическая живопись Англии развита очень слабо. Из живописи наиболее интересна не монументальная, а, по давней английской традиции, книжная миниатюра, особенно школы кентерберийская и винчестерская. Как и во французской, в английской миниатюре много элементов подлинной реальной жизни.
В XIII-XIV вв. готика распространяется по всей Европе. В Испании XIII столетие – время наиболее ожесточенной борьбы с арабами, а также усиления внутренней борьбы испанцев – феодалов и горожан, добившихся от короля участия в кортесах. В готическую эпоху наиболее активно формируется испанская культура, испанский язык, складывается испанский эпос, своеобразными путями, непохожими на общеевропейские, идет развитие архитектуры и изобразительного искусства. Обогащенная элементами мавританского стиля, готика Испании приобрела особую пышность и разнообразие орнаментики (соборы в Леоне, Бургосе, Толедо). Особое место в испанской архитектуре занимает стиль «мудехар» (т.е. мусульманский). Это, как правило, соборы, построенные зодчими-арабами, из кирпича со сводчатым мавританским перекрытием, образующим в плане восьмиконечную звезду. Главным элементом в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина. Главным композиционным центром такого сооружения всегда служит внутренний двор, столь обычный для всех южных построек.
Зрелая готика оставила прекрасные образцы гражданской архитектуры, особенно в Восточной Испании, в Каталонии и Валенсии (ратуша в Барселоне, так называемая Шелковая биржа в Валенсии).
Синтез скульптуры и живописи готической поры нашел воплощение в испанских алтарях – ретабло, украшенных живописными панно и резной раскрашенной деревянной скульптурой. Расцвет этого искусства приходится в основном на XV в.
Особое место в европейской художественной культуре XIII-XIV вв. занимает Италия. Уже в конце XIII в. в Италии в результате слабости феодальных сил и, наоборот, раннего расцвета городов создались условия для возникновения культуры Ренессанса на ее первом этапе – так называемого Проторенессанса. В Италии получили воплощение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, «розы». Основа оставалась чисто романской. Это широкие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкрустирована цветным мрамором, создающим полосатую, очень нарядную поверхность фасада. Пример поздней итальянской готики – это огромный, вмещающий в себя до 40 000 чел. Миланский собор, самый большой храм Европы (1378 г., заканчивался в XIX в.). Его строили не только итальянские, но и немецкие, французские зодчие. Весь собор покрыт скульптурной резьбой.
В Италии сохранилось много гражданских построек периода готики.
До сих пор украшением Венеции являются ее мраморные дворцы с аркадами, отражающимися в воде каналов или лагун (Дворец дожей, 1310 г.). Сочетание легких ажурных аркад и глухой стены – черта, характерная для восточной архитектуры.
Готическое искусство представлено также памятниками архитектуры Нидерландов (ратуши в Брюгге, 1376-1421, Брюсселе, 1402-1450, Лувене, 1448-1563); Чехии (собор св. Вита и Карлов мост в Праге); Австрии (собор св. Стефана в Вене, 1304 г.); Венгрии (церковь Матьяша); Польши (Вавельский собор под Краковом, Мариацкий костел в Кракове с витражами XIV в. и резным алтарем Вита Стоша, 1477-1489); Скандинавии (собор в Турку).
2. Наука
К XIII веку обычно относят зарождение интереса к опытному знанию в Западной Европе. До той поры здесь преобладало отвлеченное, основанное на чистом умозрении знание. Средневековому человеку мир казался познаваемым, но он познавал лишь то, что хотел знать, и так, как этот мир ему представлялся, т.е. исполненным необычных вещей, населенным диковинными существами, вроде людей с песьими головами. Грань между реальным и высшим, сверхчувственным миром зачастую стиралась.
Однако жизнь требовала не иллюзорных, а практических знаний. В XII веке определенный прогресс наметился в области механики и математики. Это вызвало опасения ортодоксальных богословов, которые прозвали практические науки «прелюбодейными». В Оксфордском университете переводились и комментировались естественнонаучные трактаты ученых древности и арабов. Роберт Гроссетест сделал попытку применить математический подход к изучению природы.
В XIII веке оксфордский профессор Роджер Бэкон, начав со схоластических штудий, в конечном счете приходит к исследованию природы, к отрицанию авторитета, решительно отдавая предпочтение опыту перед чисто умозрительной аргументацией. Бэкон достиг результатов в оптике, физике, химии. За ним укрепилась репутация мага и волшебника.
Ему принадлежали утверждения
о том, что можно сделать
Продолжателями его дела стали Уильям Оккам и его ученики Николай Отрекур, Буридан и Николай Орезмский (Орем), которые немало сделали для дальнейшего развития физики, механики, астрономии. Так, Орем, например, приблизился к открытию закона падения тел, развил учение о суточном вращении земли, обосновал идею применения координат. Николай Отрекур был близок к атомизму.
«Познавательным энтузиазмом» были охвачены различные слои общества. В сицилийском королевстве, где процветали различные науки и искусства, широко развернулась деятельность переводчиков, обратившихся к философским и естественнонаучным сочинениям греческих и арабских авторов. Под покровительством сицилийских государей расцвела медицинская школа в Салерно, из которой вышел знаменитый «Салернский кодекс» Арнольда да Вилланова. В нем даются разнообразные наставления по поддержанию здоровья, описания лечебных свойств различных растений, ядов и противоядий и т.п.
Алхимиками, занятыми поисками «философского камня», способного превратить недрагоценные металлы в золото, побочно был сделан целый ряд важных открытий – изучены свойства разнообразных веществ, многочисленные способы воздействия на них, осуществлено получение различных сплавов и химических соединений, кислот, щелочей, минеральных красок, создана и усовершенствована аппаратура и установки для опытов: перегонный куб, химические печи, аппараты для фильтрации и дистилляции и т.п.
Значительно обогатились географические знания европейцев. Еще в XIII веке братья Вивальди из Генуи попытались обогнуть Западноафриканское побережье. Венецианец Марко Поло совершил многолетнее путешествие в Китай и Центральную Азию, описав его в своей «Книге», которая разошлась в Европе во множестве списков на различных языках. В XIV-XV вв. появляются довольно многочисленные описания различных земель, сделанные путешественниками, совершенствуются карты, составляются географические атласы. Все это имело немаловажное значение для подготовки Великих географических открытий.
Космография. Великие географические открытия нанесли один из самых чувствительных ударов по старой богословской концепции мироздания и по аристотелевской космографии, позволив людям эпохи Возрождения ощутить свое превосходство над древними, которые, как оказалось, мало знали об устройстве мира.
Расширялись географические представления, происходило изучение климата, ветров, морских течений в разных регионах земного шара. Возникла океанография, совершенствовалась картография. Выдающийся картограф из Фландрии Г. Кремер (1512-1594), изобрел технику проектирования географической долготы и широты. Он же работал над картой морских путей и сухопутных коммуникаций и создал наиболее достоверную карту Европы; после его смерти был обнародован «Атлас, или Космологические рассуждения о сотворении мира и образе современного». Карту Британии составил известный английский ученый У. Кэмден. Географическая литература с описанием путешествий, новых стран и народов становилась все богаче, превратившись в один из излюбленных литературных жанров. Подробную историю великих географических открытий составил венецианский ученый и купец Д.Б. Рамузио («Плавания и путешествия»). Описание английских морских путешествий сделал Ричард Хаклюйд Младший, выступавший как один из первых идеологов английской колониальной экспансии.
Важнейшее значение для возникновения новой картины мироздания имело развитие астрономии. Подлинно революционную роль здесь сыграл великий польский мыслитель Николай Коперник (1473-1543), посвятивший 40 лет жизни служебным обязанностям каноника и неутомимым наблюдениям небесных светил. Их итоги Коперник изложил в книге «О вращении небесных сфер», опубликованной лишь в самом конце его жизни. Это было первое в истории человечества математическое обоснование идеи, которая прежде высказывалась как догадка: Земля не является центром мира и не стоит на месте (вопреки тому, что сказано в Библии и в трудах Аристотеля и Птолемея). Она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами – вокруг Солнца, центрального тела планетной системы. Учение Коперника обозначило важную историческую веху – начало новой астрономии и научного познания мира. Однако потребовалось немало времени и усилий, чтобы новая астрономия получила всеобщее признание. Она натолкнулась на яростное сопротивление богословов. Одним из первых апеллируя к Библии, отверг учение польского мыслителя Лютер. С ожесточением против него ополчились деятели контрреформации.
Открытия Коперника нашли подтверждение в трудах датского астронома Тихо Браге. Существенный вклад в новую астрономию внес выдающийся немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630), открывший законы движения планет (Законы Кеплера). В сочинениях «Новая астрономия» и «Мировая гармония» Кеплер уточнил расчеты Коперника, доказав, что планеты движутся неравномерно, по эллипсам (а не по кругам и равномерно, как думал Коперник). По сути, в Законах Кеплера содержится, хотя еще нечетко, сформулированный позже Ньютоном закон всемирного тяготения. Смело и решительно на сторону польского ученого стал Джордано Бруно. Не будучи математиком, он чисто умозрительно расширил мир (ограниченный у Коперника Солнечной системой), высказав догадку о существовании в бескрайней Вселенной бесчисленного множества систем, подобных Солнечной.
Решающую роль в
обосновании гелиоцентризма
Развитие естественных наук. Подавление свободной мысли тормозило дальнейший научный поиск, но не могло остановить его полностью. Огромный шаг вперед сделали разные отрасли физики – механика, оптика, гидравлика. Важное значение имели труды Кеплера, которого Энгельс вслед за Гегелем назвал «основателем современной механики». Для ее развития много сделал и Галилей. Сочинением «О движении весомых тел» итальянский ученый открыл историю динамики. Он сформулировал понятие кинематики (скорости и ускорения), открыл закон инерции и сложения сил, высказал идею об относительности движения, разрабатывал законы падения тел, движения маятника. Изучая свойства газов, Галилей, вопреки утверждениям Аристотеля, доказал, что воздух отнюдь не легкое, а тяжелое тело.
Англичанин Уильям Гилберт описал явления магнетизма и заложил основы учения об электричестве. Ученик Галилея Торичелли изучал атмосферное давление и создал ртутный термометр. В конце XVI – первой половине XVII в. были изобретены телескоп, микроскоп, гидрометр, ртутный барометр, усовершенствованы компас, часы.
Дальнейшее развитие получила математика. Кардано и его последователи решали алгебраические уравнения третьей и четверной степеней. По инициативе французского математика Франсуа Виета в алгебре стали употребляться буквенные обозначения, закладывались основы теории уравнений. Появились новые отрасли математики, были изобретены логарифмы, разрабатывалась тригонометрия. Французскими учеными Пьером Ферма и Рене Декартом была основана аналитическая геометрия. Итальянец Бонавентура Кавальери, Ферма, Декарт, Кеплер, а затем Паскаль работали над анализом бесконечно малых величин. Важная заслуга Декарта – введение понятия «переменной величины», благодаря чему в математику «вошли движение и диалектика», подготовившие возникновение дифференциального и интегрального вычислений.