Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:52, реферат
Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей – тесная связь с религией, с ее догмата-ми, отсюда его аскетичность. Религия и ее общественный институт – церковь была могущественной идеологической силой. Другая особенность средневекового искусства – это близость его к народному творчеству. Традиции языческой культуры, народные обычаи, устное творчество, задорный и хлесткий юмор народных карнавалов – все это наложило отпечаток на искусство средневековья.
Грамотность была не реальностью, а идеальным символом культуры. Грамотных было не так уж много, книга – редкость. Но в средние века происходит также существенный прорыв и в науке и образовании.
Введение …………………………………………………………………...….3
1. Средневековое искусство
1.1. Дороманское искусство …………………………………………..…4
1.2. Романское искусство …………………………….…………..………5
1.3. Готическое искусство ..………………………………..………….…8
2. Наука средневековья …………………………………………………….12
3. Образование средневековья …………………………………………….16
4. Искусство Возрождения………………………….……….……………..18
Заключение ……………………………………………………………...…...23
Литература……………………………………………………………………24
Монументальной скульптуры романского периода в Германии мало. Фасады церквей почти не украшены, скульптура размещалась в основном в интерьере. Это резьба купелей, крестов, окладов, иногда надгробия, еще реже – статуи. Материал – бронза, стук или дерево. Каменные и бронзовые надгробия этого времени создают образ, застылый и статичный по форме, аскетический по духу. Деревянные распятия обычно раскрашивались. Фигуры суровы и бесстрастны.
Немецкая скульптура проходит интереснейший путь развития – от полной отвлеченности и схематизма к яркой индивидуализации образа. В конце XII в. застылость и статика «строгого стиля» сменяются преувеличенной динамикой и острой индивидуализацией. Примером могут служить рельефы ограды хора Либфрауенкирхе в Хальберштадте (начало XIII в). И особенно рельефы ограды хора Бамбергского собора (около 1230), изображающие истово спорящих пророков и апостолов.
В романский период бурно развивается книжная миниатюра, в которой можно различить несколько художественных центров. В школе Рейхенау (на Боденском озере), где размещалось бенедиктинское аббатство, намечается определенная эволюция от живописного иллюзорного начала к линеарно-плоскостному. Излюбленными изображениями в манускриптах X-XI вв. были изображения властителя на троне в окружении символов власти. Расцвет трирской школы падает на XI-XII вв. Для миниатюр трирской школы характерна экзальтированность жестов и поз, сумрачность колорита. Сохранились памятники XI в. Регенсбургской школы. Лучшие произведения кельнской школы были созданы в XII в., когда уже появляются иллюстрации в современном смысле слова.
Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается непорываемая даже в средние века связь с Древним Римом.
Именно потому еще, что главной силой исторического развития в Италии были города, а не церковь, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с античностью сказывалась не в простой «цитации» античных форм, а в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты – в итальянской пластике и живописи. Раннее зарождение в итальянском средневековье элементов гуманистического мировоззрения привело к новой эпохе - Ренессансу.
В романский период средневековой истории в Италии в силу ее раздробленности было несколько локальных художественных школ. Венецианская школа – одна из ведущих в этот период средневековья.
К этому же времени
относится и расцвет
В монументальной живописи Италии отчетливо прослеживаются воздействие византийского искусства и прочные раннехристианские традиции. Из различных школ наиболее значительными были южная, венецианская и тосканская.
Византийское влияние было сильно не только в южной или венецианской, но и в живописной школе Тосканы. Но уже со второй половины XIII в. наблюдается отказ от византийских традиций, утверждается вещественная убедительность и жизненное правдоподобие образов, в полной мере присущее живописи Проторенессанса.
Реалистические тенденции, подготовившие приход Ренессанса, очевидны и в книжной миниатюре романской Италии, в которой наиболее интересны памятники, вышедшие из монастыря Монтекассино.
Исторические и художественные судьбы Испании в эпоху средневековья сложились иначе, чем в других странах Западной Европы. История испанского средневекового искусства – это история становления молодой художественной культуры, формирующейся в непрестанной борьбе народа за свое освобождение от иноземного владычества, в сложном взаимодействии традиций европейского Запада и арабского Востока, принесшего на территорию Испании незнакомую Европе культуру.
В романском зодчестве Испании в полной мере отразилась эпоха беспрестанных войн: Реконкисты, усобиц между феодалами, ожесточенных религиозных битв. Поэтому испанские сооружения этого периода всегда имеют крепостной характер, особенно в Кастилии.
В монументальной скульптуре, прежде всего в декоративном рельефе, можно наблюдать много ориентализмов. Отличительной чертой испанской сюжетной пластики в этот период является выражение религиозной экзальтации.
Во фресковой живописи, всегда аскетичной по образу, господствует линейная графичность, твердый рисунок, четкий черный контур, скупая, но звучная и часто изысканная цветовая гамма. Цвет условный, подчеркивает неземное, сверхчувственное начало. С XII в. появляются алтарные живописные образа на дереве, иногда в сочетании с рельефными изображениями, так называемые фронталес – прообразы будущих ретабло.
Завоевание Англии норманнами в 1066 г. сблизило ее художественную культуру с другими европейскими странами, особенно с французским севером. В английском зодчестве романского периода много черт французской архитектуры: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен. С XII в. Появляются нервюрные своды, имеющие еще чисто декоративное значение. Один из первых примеров – собор в Дерхеме. В романский период, как и ранее, по-прежнему интересно развивается и книжная миниатюра.
XII век – «золотой век» романского искусства, распространившегося по всей Европе и приобретающего черты общеевропейского стиля. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи. Первой на этот путь встала Северная Франция.
1.3. Готическое искусство
Термин «готика» возник в эпоху итальянского Возрождения как выражение пренебрежения к искусству тех варварских племен, которые еще в V-VII вв. заселили западную Римскую империю и с которыми ассоциировался у итальянцев последний период искусства средневековья. «Реабилитировали» его только романтики в начале XIX столетия.
Именно на XIII-XV вв. приходится наивысший расцвет средневековой культуры: светской литературы и поэзии, театрального искусства, в котором мистерии соседствуют со светскими фарсами: музыки, где на смену унисону пришло многоголосие церковных хоровых гимнов. Главной духовной силой остается церковь, но жизнь городов вызывает рост антифеодальной и антицерковной оппозиции. Для подавления различных ересей, для борьбы с врагами в церкви были созданы два ордена «нищенствующих»: доминиканский и францисканский. Но интерес к опытному познанию действительности неудержимо растет в эту эпоху схоластики, и рядом с «Суммой богословия» Фомы Аквинского появляются философские труды Роджера Бэкона. В Болонье, Парме, Салерно, Монпелье, Оксфорде на протяжении XII-XIII вв. возникают первые европейские университеты.
Готическое искусство целиком связано с городом. Городская жизнь порождает новые типы здания, прежде всего гражданского назначения: биржа, таможня, суд, больницы, склады, рынки и т.д. Складывается облик городского муниципалитета – ратуши.
Как верно замечено исследователями, готика – и кульминация, и отрицание романского искусства. Она явилась как бы итогом длительной эволюции искусства средневековья. Особенно это заметно в культовой архитектуре.
Готический храм, сохранив ту же базиликальную форму, что и в романский период, имеет новую конструкцию свода, основой которого является каркасная система с нервюрами. Нервюрный свод дает возможность перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные и еще более сложные в плане пролеты.
Скульптурный декор заполняет теперь весь экстерьер, являя собой род проповеди: это сцены из Священного Писания, жития святых, литературные назидательные сюжеты и сцены народной жизни, иногда полные юмора. Возрастание интереса к реальному миру, обращение к приметам времени, чертам быта, индивидуализация лиц – свидетельство приближения к культуре Возрождения.
Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументальной живописи. Место фресок занял витраж, живопись из кусков стекла в свинцовой обводке, известная в период готики. Готический храм – создание многих рук, целой строительной артели во главе с мастером, вернее даже нескольких и на протяжении долгого времени. Употреблялись специальные альбомы образцов, определенный набор архитектурных и скульптурных деталей. Но через все образцы и каноны все равно давала себя чувствовать творческая индивидуальность мастеров.
Помимо монументальных форм живописи в период готики наступает расцвет книги, книжного искусства. XIII-XV века – это время создания больших скрипториев, уже не монастырских, а городских, большого числа светских книг (романы, назидательные христианские истории, басни и пр.). Из богослужебных книг самыми распространенными становятся часословы и псалтыри, предназначенные главным образом для мирян. И в церковную книгу проникает обмирщение, сказавшееся прежде всего на миниатюре. Орнамент меняет свой характер. Мотивы его те же – растительные и геометрические, но он вычерчен циркулем и линейкой, отсюда знаменитые готические розетки, трилистники и квадрифолии.
Искусство «малых форм» всегда отражает изменения в «большом искусстве». Но знаменательно, что готическая мебель и утварь, как светская, так и церковная, иногда прямо повторяет архитектурные формы во всех декоративных деталях.
С конца XII в. Франция становится центром европейском образованности. Парижский университет скоро занял одно из ведущих мест в научной жизни Европы. В области архитектуры и изобразительных искусств Франции также принадлежит главная роль. В XIII в. в Париже насчитывается 300 цехов. Главный заказчик произведений искусства теперь не церковь, а города, гильдии купцов, цеховые корпорации и король. Основным типом сооружения становится не монастырская церковь, а городской собор.
Франция, особенно ее центр Иль де Франс, по праву считается колыбелью готики. Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Парижской Богоматери – пятинефный храм вмещал до 9000 человек. Шартрский собор (1194-1260) являет собой пример перехода к зрелой готике и соединения разновременных фасадов. Самый большой и высокий готический собор во Франции – Амьенский (длина – 145 м, высота 42,5). Последнее замечательное творение готики в этот период – капелла Людовика IX, «святая часовня» Сен Шапель. Ее строитель Пьер де Монтро.
С XIV в. начинается период поздней готики, во Франции он длится два столетия (XIV-XV вв.). XV век в готической архитектуре называют еще пламенеющей готикой. Позднеготические сооружения перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замысловатым узором нервюров (собор в Руане).
Готика – период расцвета монументальной скульптуры, в которой возрастает значение статуарной пластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза): средневековое искусство дает свой парафраз греческому хиазму. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу – горельефу. Вырабатывается определенный канон композиции, определенные сюжеты предназначены для определенных мест здания. Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора.
Готика – это и
расцвет французской
XIV век – время угасания искусства витража, превращения его в живопись по стеклу. Становятся заметными даже движения кисти, исчезает пленительная полихромия этой живописи.
Готическое искусство Германии не так едино, как французское. На это есть целый ряд причин, прежде всего слабость императорской власти, постоянная борьба феодалов с горожанами.
Не приходится доказывать
влияние французской
Из-за запаздывания готики по сравнению с французской в Германии готические черты в архитектуре сильнее сплавились с романскими. Наружный декор много сдержаннее, скупее. Пример ранней готики – церковь св. Елизаветы в Марбурге.
Скульптурный декор, как и в романский период, в немецких храмах применяется больше в интерьере, чем снаружи, он разнообразнее по материалу: не только камень, но и дерево, бронза, стук. Самыми характерными чертами немецкой монументальной скульптуры являются индивидуализация образов и драматизм повествования. Самой знаменитой еще в романский период была скульптурная мастерская Бамберга.
Самым знаменитым циклом немецкой скульптуры периода готики, без сомнения, по справедливости считается декор собора в Наумбурге.
В позднеготической немецкой скульптуре, так же как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей.
Готика Англии возникла очень рано, в конце XII в., и просуществовала до XVI в. Она имеет одно важное отличие от континентальной. Слабое развитие городов привело к тому, что готический собор и вообще все строительство периода готики оказалось связанным не с городом, а по-прежнему с монастырями. Английский собор возникал не в гуще городской застройки, а в свободном пространстве лугов и полей.