Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:52, реферат
Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей – тесная связь с религией, с ее догмата-ми, отсюда его аскетичность. Религия и ее общественный институт – церковь была могущественной идеологической силой. Другая особенность средневекового искусства – это близость его к народному творчеству. Традиции языческой культуры, народные обычаи, устное творчество, задорный и хлесткий юмор народных карнавалов – все это наложило отпечаток на искусство средневековья.
Грамотность была не реальностью, а идеальным символом культуры. Грамотных было не так уж много, книга – редкость. Но в средние века происходит также существенный прорыв и в науке и образовании.
Введение …………………………………………………………………...….3
1. Средневековое искусство
1.1. Дороманское искусство …………………………………………..…4
1.2. Романское искусство …………………………….…………..………5
1.3. Готическое искусство ..………………………………..………….…8
2. Наука средневековья …………………………………………………….12
3. Образование средневековья …………………………………………….16
4. Искусство Возрождения………………………….……….……………..18
Заключение ……………………………………………………………...…...23
Литература……………………………………………………………………24
Белорусский национальный технический университет
РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
НА ТЕМЫ
«нАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»,
«сРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО»,
«ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ»
Минск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………...….
Заключение ……………………………………………………………...…...
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
V век принято считать началом новой эпохи – феодальной формации, названной в истории средними веками и охватывающей по времени более тысячелетия, с V до середины XVII века, от падения Западной Римской империи до начала революции в Англии и Нидерландах.
Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей – тесная связь с религией, с ее догматами, отсюда его аскетичность. Религия и ее общественный институт – церковь была могущественной идеологической силой. Само «мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим». Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства. Духовенство было единственным тогда образованным классом. Религиозное мышление сформировало все средневековое искусство. Это не значит, однако, что в искусстве средневековья не нашли отражения реальные противоречия жизни, что средневековые художники не стремились к поискам гармонии, не выражали в искусстве мечты о разумном устройстве мира. Но средневековое искусство выражало это зашифрованно, своим значительно более чем в предыдущую эпоху, языком.
Другая особенность средневекового искусства – это близость его к народному творчеству. Традиции языческой культуры, народные обычаи, устное творчество, задорный и хлесткий юмор народных карнавалов – все это наложило отпечаток на искусство средневековья.
Грамотность была не реальностью, а идеальным символом культуры. Грамотных было не так уж много, книга – редкость. Но в средние века происходит также существенный прорыв и в науке и образовании.
XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Средоточием подобных перемен стали Италия, Германия, Нидерланды и Франция. Колыбелью искусства Возрождения, или Ренессанса (франц. Renaissance), была Италия.
Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. humanus «человечный») - течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV-XVI вв. распространилось в других европейских странах. Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось в то время как высшее совершенство, тогда как искусство Средних веков казалось неумелым, варварским. Возникший в XVI в. термин «Возрождение» означал появление нового искусства, возрождающего классическую древность, античную культуру.
1. Искусство средневековья
Искусство западноевропейского средневековья подразделяется в своей эволюции на 3 этапа: дороманский – VI-X вв., романский – XI-XII вв. и готический – XIII-XV вв. Название «романский» происходит от слова «Roma», Рим; название «готика» - от готов и еще более условно (как символ варварского искусства).
1.1. Дороманское искусство
В 410 г. Рим был разгромлен вестготами, осевшими затем на Пиренейском полуострове, большая часть которого вскоре была завоевана арабами. В 493 г. в Италии основали королевство остготы, сделав центром Равенну. В 555 г. остготское королевство было разрушено Византией. После ухода римских легионов из Британии местное население кельтов завоевали германские племена англов и саксов. Скандинавию заселили воинственные норманны, в XI в. вторгшиеся и в Англию. На территории Галлии в V в. образовалось государство франков. В 800 г. король франков Карл Великий короновался в Риме, возникла первая средневековая империя. Из нее выделились впоследствии Франция, Германия и позже Италия.
Дороманское искусство значительно меньше связано с античностью, чем раннехристианское.
В эпоху франкской династии Меровингов (486-751) на территории Галлии, в центральных областях Рейна на руинах античности: римских крепостей, цирков, базилик в смеси с готскими шатрами – возникал новый будущий романский архитектурный стиль, главными чертами которого на этом этапе являлись простота, мощь и сила.
От VI-VIII вв. сохранились произведения прикладного искусства – ювелирные изделия, утварь бытовая, чаще церковная. Яркие краски и драгоценные материалы – характерные черты произведений искусства раннего средневековья. Этот период – царство орнамента. Всякая свободная поверхность: порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь – украшена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц.
Но особенного расцвета орнамент достиг в рукописных книгах, где сами буквы стали походить на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрасталась в целую картину, заменив собой миниатюру. Яркие краски, причудливый узор, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в драгоценность.
В дороманском искусстве был период, отмеченный влиянием античности: это время так называемой Каролингской империи (конец VIII – первая половина IX в.) – по имени императора франков Карла Великого (768-814), объединившего огромные земли современной Франции, Германии, Италии, Испании. Походы на Рим, завоевание Равенны, конечно, познакомили франков с искусством Древнего Рима и с раннехристианским искусством. Возникли произведения искусства, носящие несомненные следы влияния античности или, лучше сказать, подражания античности. Это центрического типа (8-угольник, заключенный в 16-угольник) дворцовая капелла в Аахене (мастер Эйд из Меца, около 796-805 гг) – по примеру церкви св. Виталия в Равенне (VI в.). Для ее декора использовали облицовочные материалы дворца Теодориха (начало VI в.). При Карле Великом особенного развития достигло монастырское строительство. Как правило, монастыри представляли сложный архитектурный комплекс, центром которого являлась базилика с ризницей при ней и библиотекой со скрипторием. Внешнее убранство монастырских церквей было очень скромным, внутри же стены расписывались фресками или покрывались мозаикой.
Особого внимания заслуживает каролингская рукописная книга, в которой с чисто декоративным принципом украшения сочетается иллюстративный. На миниатюрах этих рукописей предстают величавые мужи в античных тогах с книгой в руках. В Каролингской империи даже возникло несколько крупных центров изготовления книг, появились отдельные школы - Годескалька, реймсская, турская – каждая со своими особенностями и характерными для нее памятниками.
В конце Х в. на первый план в Центральной Европе выступает Германия. В 962 г. король Оттон I коронуется в Риме, положив начало «Священной Римской империи германской нации». На покоренных землях восточной Германии, в Саксонии, в этот период интенсивно строятся суровые и неприступные монастыри. Их церкви хотя и сохраняют уже известный базиликальный тип, но более просты по форме, чем каролингские, четки по объему, лишены наружного декора. В центре Гарца, в Гернроде, и по сей день стоит в своей суровой первозданной красоте церковь св. Кириака (Х – начало XI в.).
Фрески этого периода также сохранились только во фрагментах. Но и по ним можно судить о живописи большого внутреннего напряжения и взволнованности. В миниатюре германских книг этого времени превалируют графичность, плоскостность, холодные локальные цвета; пейзаж сведен до минимума, преобладает золотой фон, экспрессивность чувств доведена до предела (рукописи школы Рейхенау). Но даже среди этих сцен ярко выраженного спиритуалистического характера отчетливо проступает в немецких миниатюрах народная струя: в декор вплетаются чудища, забавные фантастические фигурки. Те же народные черты прослеживаются в предметах прикладного искусства; в изделиях из бронзы, дерева, стука, в рельефах, в резьбе из слоновой кости, произведениях выемчатой (позже перегородчатой) эмали, в ковке железа (решетки, ограды, замки, оковка сундуков и пр.).
1.2. Романское искусство
Начало II тысячелетия в Европе как будто положило конец периоду нескончаемых бедствий, войн и разрухи, длившемуся более 150 лет. Феодальная раздробленность послужила причиной появления в этот период отдельных художественных школ, не противоречащих, однако, единому общеевропейскому стилю.
Паломничества и крестовые
походы XI-XIII вв. сыграли определенную
роль в развитии культуры и искусства,
обогатили их, ознакомив с культурой
Арабского Востока. В культовом
зодчестве романского периода дерево
в перекрытиях базилик
С развитием торговли и ремесла в XI-XII вв. все большую роль начинают играть города. Они обносились мощными крепостными стенами, иногда в несколько поясов, укреплялись рвом, у мостов и городских ворот стояла стража, улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Город рос скученно, вверх.
XI-XIII века – время расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры. Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов, а скульптура декорирует не только интерьер, но и наружные поверхности. Единой системы скульптурного декора выработано еще не было. Скульптура украшала в основном западный фасад, но особенно капители колонн: растительным или геометрическим резным узором, изображением чудищ-животных или фигурок людей. В самом смысле декора церквей наблюдается существенное изменение. Искусство стремились сделать не только «евангелием для неграмотных» и наставником в вере, но и средством устрашения (сюжеты «Страшный суд», «Страсти Христовы» и т.д.). Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов.
Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей Западной Европе, но более всего их во Франции, особенно к югу от Луары, где проходили основные пути паломничеств. В XI-XII вв. Франции принадлежала ведущая роль в средневековой культуре и вообще в духовной жизни Европы. В романский период во Франции зародились монументальная скульптура и монументальная живопись, сложился законченный стиль романской архитектуры. Отдельные области Франции в этот период были мало взаимосвязаны, поэтому четко прослеживаются специфические особенности архитектуры разных областей. Самые величественные храмы расположены в Нормандии и Бургундии.
Продолжает развиваться в романский период и живопись, как монументальная, так и книжная миниатюра. В ней все ярче прослеживаются черты единого стиля: господство линии и плоскостного локального цветового пятна, отсутствие перспективы и объема, искаженные пропорции.
С XII века огромную роль в декоре храма играет скульптура. Особенно этим славились церкви Лангедока, Прованса и Бургундии.
Германия В XI-XII вв. страдала от жестоких феодальных усобиц. Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, но его развитие было более длительным и глубоким. То же самое можно сказать и об искусстве Германии феодальной эпохи. Вместе с тем в Германии рано начали складываться города, которые к XIV-XV вв. достигли большой силы. Именно в этих городах, в основном по Рейну, стали строиться первые романские соборы (Майнц, Шпейер, Вормс).
На рубеже XII-XIII вв. в архитектуре появляются элементы готики, например Бамбергский собор. Готические черты проявляют себя в том, что собор перекрыт стрельчатыми крестовыми сводами на нервюрах, т.е. на каркасе арок, проходящих по контуру и диагоналям свода.