Наука и образование средневековья. Средневековое искусство. Искусство Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:52, реферат

Краткое описание

Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей – тесная связь с религией, с ее догмата-ми, отсюда его аскетичность. Религия и ее общественный институт – церковь была могущественной идеологической силой. Другая особенность средневекового искусства – это близость его к народному творчеству. Традиции языческой культуры, народные обычаи, устное творчество, задорный и хлесткий юмор народных карнавалов – все это наложило отпечаток на искусство средневековья.
Грамотность была не реальностью, а идеальным символом культуры. Грамотных было не так уж много, книга – редкость. Но в средние века происходит также существенный прорыв и в науке и образовании.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………...….3
1. Средневековое искусство
1.1. Дороманское искусство …………………………………………..…4
1.2. Романское искусство …………………………….…………..………5
1.3. Готическое искусство ..………………………………..………….…8
2. Наука средневековья …………………………………………………….12
3. Образование средневековья …………………………………………….16
4. Искусство Возрождения………………………….……….……………..18
Заключение ……………………………………………………………...…...23
Литература……………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

культурология для сайта.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

Происходило накопление знаний в химии, делали успехи биология, зоология, геология и минералогия. Заметный вклад в зоологию внес Конрад Геснер – автор богато иллюстрированной книги «История животных». Успехам ботаники способствовали ботанические сады, появившиеся сначала в Италии, а затем в других странах Европы. Печатались систематические и хорошо иллюстрированные справочники растений. Несомненны достижения медицины, физиологии и анатомии человека. Итальянские врачи в XVI веке делали сложные хирургические и пластические операции. Немецкий ученый Парацельс (1493-1541), призывавший к соединению научного исследования с опытным знанием, пытался создать новую теорию о природе человеческого организма. Великолепные анатомические этюды оставил потомкам Леонардо. Везалий изложил результаты своих анатомических исследований в книге «О строении человеческого тела». Теорию кровообращения создавали испанский врач Мигель Сервет и англичанин Уильям Гарвей.

 

 

 

 

 

 

3. Образование

 

Школы и университеты. Средневековье унаследовало от античности основу, на которой строилось образование. Это были 7 свободных искусств. Грамматика считалась «матерью всех наук», диалектика давала формально логические знания, основой философии и логики, риторика учила правильно и выразительно говорить. «Математические дисциплины» - арифметика, музыка, геометрия и астрономия мыслились как науки о числовых соотношениях, лежавших в основе мировой гармонии.

С XI века начинается устойчивый подъем средневековых школ, система образования совершенствуется.  Школы подразделялись на монастырские, кафедральные (при городских соборах), приходские. С ростом городов, появлением все время увеличивавшегося слоя горожан и расцветом цехов набирают силу светские, городские частные, а также гильдейские и муниципальные школы, не подвластные прямому диктату церкви. Учащимися нецерковных школ были бродячие школяры – ваганты или голиарды, происходившие из городской, крестьянской, рыцарской среды, низшего клира.

Обучение в школах велось на латинском языке, только в XIV веке появились школы с  преподаванием на национальных языках. Средневековье не знало устойчивого деления школы на начальную, среднюю и высшую, учета специфики детского и юношеского восприятия и психологии. Религиозное по содержанию, по форме образование носило словесно – риторический характер. Начатки математики и естественных наук излагались отрывочно, описательно, часто в фантастической интерпретации. Центрами обучения навыками ремесла в XII веке становятся цехи.

В XII-XIII вв. Западная Европа переживала экономический и культурный подъем. Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока, прежде всего византийской и арабской, послужили стимулами совершенствования средневекового образования. Кафедральные школы в крупнейших городских центрах Европы превращались во всеобщие школы, а затем в университеты, получившие название от латинского слова universitas – совокупность, общность. В XIII веке такие высшие школы сложились в Болонье, Монпелье, Палермо, Париже, Оксфорде, Салерно и других городах. К XV веку в Европе насчитывалось около 60-ти университетов.

Университет обладал  юридической, административной, финансовой автономией, которые даровались ему специальными документами государя или папы. Внешняя независимость университета сочеталась со строгой регламентацией и дисциплиной внутренней жизни. Университет подразделялся на факультеты. Младшим факультетом, обязательным для всех студентов, был артистический (от латинского слова artes – искусство), на котором в полном объеме изучались 7 свободных искусств, затем шли юридический, медицинский, богословский (последний существовал не во всех университетах). Крупнейшим университетом был Парижский. Студенты Западной Европы устремились также для получения образования в Испанию. Школы и университеты Кордовы, Севильи, Саламанки, Малаги и Валенсии давали более обширные и глубокие знания по философии, математике, медицине, химии, астрономии.

В XIV-XV вв. география университетов значительно расширяется. Получают развитие коллегии (отсюда – колледжи). Первоначально так назывались общежития студентов, но постепенно коллегии превращаются в центры занятий, лекций, диспутов. Основанная в 1257 году духовников французского короля Роббером Де Сорбон коллегия, названная Сорбонной, постепенно разраслась и так укрепила свой авторитет, что по ее имени стал называться весь Парижский университет.

Университеты ускорили процесс складывания в Западной Европе светской интеллигенции. Они были настоящими питомниками знаний, играли важнейшую роль в культурном развитии общества. Однако к концу XV века происходит некоторая аристократизация университетов, все большее число студентов, преподавателей (магистров) и профессоров университетов составляют выходцы из привилегированных слоев общества. На некоторое время консервативные силы берут в университетах верх, особенно там, где эти учебные заведения все еще не освободились от папского влияния.

С развитием школ и  университетов расширяется спрос на книгу. В раннем средневековье книга была предметом роскоши. Книги писались на пергамене – специально выделанной телячьей коже. Листы пергамена сшивались с помощью тонких крепких веревок и помещались в переплет из досок, обтянутых кожей, порой украшенный драгоценными камнями и металлами. Написанный переписчиками текст украшался рисованными заглавными буквами – инициалами, заставками, а позже – великолепными миниатюрами. С XII века книга становится более дешевой, открываются городские мастерские по переписке книг, в которых работают не монахи, а ремесленники. С XIV века в производстве книг начинает широко применяться бумага. Процесс производства книги упрощается и унифицируется, что было особенно важно для подготовки книгопечатания, появление которого в 40-х годах XV века (его изобретателем был немецкий мастер Иоганн  Гуттенберг) сделало книгу в Европе поистине массовой и повлекло за собой существенные перемены в культурной жизни.

До XII века книги были преимущественно сосредоточены в церковных библиотеках. В XII-XV вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.

Академии. Жизнеутверждающее искусство и новая наука, порывавшие с церковно-схоластическим восприятием мира и средневековым корпоративизмом, нуждались в помощи и поддержке. Гуманистическое движение конца XV – начала XVI в. отчасти проникло в университеты, сделав их на какое-то время средоточием передовых идей. Однако в ходе Реформации и контрреформации университеты постепенно отошли от гуманизма, став выразителями протестантской или католической ортодоксии. Интересам новой интеллигенции более отвечали добровольные сообщества любителей наук и искусств, художников и ученых, возникавшие вне официальных учреждений и получившие по примеру древних название академий. На первых порах непрочные и непостоянные, преследовавшие не только цель занятия науками и искусствами, но и совместные развлечения, эти содружества затем набирали силу, способствовали более узкой специализации и со временем превратились в подлинные научные центры. Ранее всего возникнув в Италии, они появились затем и в других странах Европы.

 

 

 

 

 

 

4. Искусство  Возрождения

 

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому отражению реальности. В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов: Проторенессанс (вторая половина XIII – XIV в.), раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV – первые десятилетия XVI в.), позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).

 

1. Проторенессанс

В итальянской культуре XIII-XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства – будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. е. подготовившим наступление Ренессанса; от греч. «протос» — «первый»).

Аналогичного переходного  периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме.

В итальянской культуре переплетались черты старого  и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте  Алигьери (1265-1321) создал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304-1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313-1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и живописец Джотто ди Бондоне.

 

2. Раннее Возрождение

В XV в. искусство Италии заняло господствующее положение в  художественной жизни Европы. Основы гуманистической светской (т. е. не церковной) культуры были заложены во Флоренции, оттеснившей на второй план Сиену и Пизу. Флоренцию того времени называли «цветком Италии, соперницей славного города Рима, от которого она произошла и величию которого подражает». Политическая власть принадлежала здесь купцам и ремесленникам, особое влияние на городские дела оказывали несколько богатейших семейств. Они постоянно соперничали друг с другом. Эта борьба закончилась в конце XIV в. победой банкирского дома Медичи. Его глава, Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Ко двору Козимо Медичи (а затем и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным) стекались писатели, поэты, учёные, архитекторы и художники.

В архитектуре тогда  произошел подлинный переворот. Во Флоренции развернулось широкое строительство, на глазах менявшее облик города.

 

 

3. Высокое Возрождение

Высокое Возрождение, которое  дало человечеству таких великих  мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте, охватывает сравнительно короткий период – от конца XV в. до конца второго десятилетия XVI в. Только в Венеции расцвет искусства продолжался до середины столетия.

Коренные сдвиги, связанные  с решающими событиями мировой  истории, успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей о мире — не только о земле, но и о Космосе. Восприятие мира и человеческой личности как будто укрупнилось; в художественном творчестве это отразилось не только в величественных масштабах архитектурных сооружений, монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности образов. Изобразительный язык, который, по определению некоторых исследователей, в эпоху раннего Возрождения мог показаться слишком «болтливым», стал обобщённым и сдержанным. Искусство Высокого Возрождения представляет собой живой и сложный художественный процесс с ослепительно яркими взлётами и последующим кризисом.

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.).

Первой алтарной композицией  Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте» (1483-1494 гг.). Мастер создал полотно «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»), монументальную роспись Леонардо «Тайная вечеря», исполненную им в 1495-1497 гг. по заказу Лодовико Моро; написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо (около 1503 г.). Портрет, известный как «Джоконда», стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи.

Нельзя себе представить, что Леонардо да Винчи мог жить и творить в другую эпоху. Тем не менее его личность выходила за пределы своего времени, поднималась над ним. Творчество Леонардо до Винчи неисчерпаемо. О масштабе и уникальности его дарования позволяют судить рисунки мастера, занимающие в истории мирового искусства одно из почётных мест. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвящённые точным наукам, но и работы по теории искусства. В знаменитом «Трактате о живописи» (1498 г.) и других его записях большое внимание уделено изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Много места отдано проблемам светотени, объёмной моделировке, линейной и воздушной перспективе.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические  исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой  культуры, оказали на неё огромное влияние.

С творчеством Рафаэля (1483-1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к светлому совершенному началу пронизывает всё творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл.

Наиболее известные  картины Рафаэля: «Обручение Марии» (1504 г), «Сикстинская Мадонна» (1515-1519), фреска «Триумф Галатеи» (1519 г.).

Рафаэль был замечательным  мастером рисунка. Здесь ярко проявилось его безупречное, лёгкое, свободное  чувство линии. Значительный вклад он внёс и в архитектуру. Само имя Рафаэля – Божественного Санцио – в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделённого божественным даром художника.

Информация о работе Наука и образование средневековья. Средневековое искусство. Искусство Возрождения