Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 17:52, реферат
Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1.1 Происхождение и значение термина «культура»…………………………. 3-5
1.2 Структурная целостность культуры…………………………………………...5-7
1.3 Структура культуры……………………………………………………………7-11
1.4 Основные социальные функции культуры………………………………..11-15
Заключение…………………………………………………………………...16
Список литературы………………………………………………………….17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Происхождение и значение термина «культура»…………………………. 3-5
1.2 Структурная целостность культуры…………………………………………...5-7
1.3 Структура культуры………………………………
1.4 Основные социальные
функции культуры………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Феномен культуры является
исторической категорией, вбирающей
в себя множество значений и смыслов,
которые формировались и
Возможность построения обобщающей модели культуры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археологии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.
Культура, являясь, прежде
всего социальной категорией имеет
соответственно свои особенности, и
несет в себе некоторые социальные
функции, которые и будут рассмотрены
в данной работе.
1.1.Происхождение и значение термина «культура»
Понятие «культура» (происходит от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством.
Со временем слово «культура» стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых было их человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание» т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека.
Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culture juries» --- выработка правил поведения, «culture lingual» -- совершенствование языка и т. д.
Более четкое содержание термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитан-ному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.
В XVIII веке продолжая античную традицию, идеологи просвещения с помощью термина «культура» выражали идею культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. Таким образом, в эпоху просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Здесь культура приобретает значение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человечества, но и отрицательные проявления человеческой активности (религиозные распри, войны, преступность и т. д.).
В дальнейшем закрепилась расширительная трактовка культуры: культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Она включает в себя не только результат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. В узком смысле культура -- это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура здесь выступает как форма трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т.п.
Еще в одном смысле
понятие культуры раскрывает сущность
человеческого бытия как
В наше время слово «культура» является одним из наиболее употребляемых и в обыденном языке, и во множестве научных определений, что говорит как о многозначности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. В 60-е годы нашего века насчитывалось 237 толкований «культуры», на сегодняшний день существует около 400 различных научных определений данного феномена.
С содержательной точки зрения под культурой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей образов, технологий их изготовления и оперирования ими, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каждого общества все эти составляющие в их конкретно - исторической форме образуют ее социокультурный комплекс, или культуру данного общества.
В обыденной жизни
термин культура употребляется либо
для обозначения оптимального функционирования
социальных институтов («культура быта»,
«культура труда», «политическая
культура» и т.д.), либо ассоциируется
с вежливостью и
Подводя итог всему
вышесказанному, можно говорить о
том, что культура включает в себя, не
только созданное человеком и характеризующее
его жизнь в определенных исторических
условиях, но и средства, способы и результаты
человеческой деятельности, изменения,
которые он производит в самом себе, в
своем теле, в своей душе, в физическом
и духовном облике. Такое расширительное
содержание понятия культуры, делает ее
объектом изучения целого комплекса наук
об обществе: философии, политологии, религии,
истории, социологии и т.п.
1.2. Структурная целостность культуры
Культура выступает как предмет и область глобального научного рассмотрения, содержанием которого становится генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, который исторически раскрывает себя в процессе культурного наследования, внешне сходного, но радикально отличного от существующего в мире живой природы. Задача глобалистики -- построить «генетику» культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но и могла бы, в перспективе, прогнозировать его. Поставленная задача предполагает решение следующих фундаментальных проблем:
1) выявление «гена» и «генетического кода» культурных феноменов, т.е. базисных структур, которые ответственных за сохранение, передачу социального опыта;
2) изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воздействие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающих их «код» в процессе творчества;
3) изучение суммарных
последствий такого развития
как реальной истории «
В соответствии с таким подходом к изучению культурных феноменов на данном этапе развития социологического знания выделяются следующие структурные составляющие культуры:
1) явления культуры или артефакты (от лат. arte -- искусственное и factus -- сделанный) то есть продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком. Например, сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия;
2) паттерны - относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведения. Поясняя данное понятие, можно говорить о том, что культура включает в себя образцы человеческих отношений. Известный американский ученый Дж. Ханигман выделил в культуре два рода явлений. Во-первых, социально стандартизированное поведение в сообществах. Во-вторых, материальные продукты групповой активности. Из единиц такого рода складываются определенные образцы, конфигурации, стереотипные формы -- паттерны. Они могут быть универсальными для данной культуры (на-пример, государственное творчество), а могут быть и специфичными для региона (например, способ обработки земли) или для группы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить характер реальных действий, или отношений, или воображаемых представлений. К числу последних относятся идеалы.
3) смысловые доминанты культуры - это те главные смыслы, то общее отношение каждого отдельно взятого человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Именно смыслы определяют, то, что мы ищем в мире и в самих себе. Человек наделяет смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Таким образом, весь мир превращается в поля человеческих смыслов, в мир культуры. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура -- это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей, образуя тем самым смысловые доминанты. Из смысловых доминант образуется еще одна составляющая культуры - символические объекты.
4) символические объекты - это знания, идеи, ценности, нормы, знаковые системы, условно отделяющие одни социальные объекты (народы, этносы, государства) от других, придающие им свою уникальность и неповторимость.
5) технологию -- это специально организованная деятельность, ориентированная на достижение результатов. В зависимости от типа объектов, на создание которых они ориентированы, можно выделить различные типы технологий: технологии создания физических объектов, социальные технологии, ориентированные на организацию социального взаимодействия, символические технологии, связанные с порождением и трансляцией символов.
Важно отметить, что любую культуру необходимо воспринимать лишь в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, взаимодополняемы.
Воспроизведение культуры как целого осуществляется на трех уровнях:
1) сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной, символической оболочкой;
2) обновление культуры, институты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры;
3) трансляция культуры -- опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.
Все три уровня, характеризуя
культуру в широком спектре ее
формообразований (наука, техника, искусство,
религия, философия, политика» экономика
и т.д.), в то же время позволяют выявить
структуру, образ деятельности, целостность
культуры, что не может сводиться к описанию
достижений культуры и предполагает постановку,
а также концептуальное решение проблемы
воссоздания такой целостности.
Воспринимая культуру
на всех ее уровнях и в единстве
ее составляющих, можно определить
ее предназначение и цели. В узком
смысле, целью культуры является всесторонне
развитие человека, удовлетворение его
основных потребностей, а так же
потребностей в творческой реализации
своих возможностей и способностей. В
широком смысле цель культуры определяется
как накопление и передача достижений
социокультурного опыта человечества
в целом.
1.3 Структура культуры
Как отмечалось в предыдущем параграфе, культура служит средством удовлетворения тех или иных человеческих потребностей.
Потребность -- это недостаток, нужда в чем-либо необходимом. Но лучше сказать, что потребность -- это сама необходимость в чем-либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения.