Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:07, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть сущность состязательных мужских игр, их основные видов, для полного понимания этого феномена традиционной культуры.
Делая вывод из актуальности и поставленной цели мы определяем объект исследования - традиционная игровая культура
Предмет исследования – мужские состязательные игры
Для осуществления поставленной цели мы определили следующие задачи работы:
1. Выявить роль состязательных игр в досуге мужского населения
2. Рассмотреть виды мужских состязательных игр, дать краткую характеристику каждой из них
3. Изучить кулачный бой как феномен традиционной культуры
4. Определить и охарактеризовать основные виды кулачного боя.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВЫЙ СМЫСЛ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ МУЖСКИХ ИГР
1.1 Потребность в игре - как непременный фактор жизни человека
1.2 Ритуально-обрядовая основа состязательных мужских игр
ГЛАВА 2. МУЖСКИЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Понятие «агона». Классификация видов традиционных мужских состязательных игр
2.3 Феномен кулачного боя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Необходимо иметь виду, что в каждой местности интенсивность боев могла быть различной. Например, если в селе Ачки Сергачевского уезда бои проводились зимой «во все воскресные и праздничные дни», то в других селах этого уезда бились лишь в «зимние праздники». Снижение интенсивности боев вместе с постепенным уменьшением их масштабов — характерные черты ослабления традиции вплоть до ее полного упадка. При этом, согласно нашим данным, дольше всего она сохранялась на престольных праздниках, в масленицу и в Рождество.
Кулачные бои представляли собой одновременно и праздник, и спортивное состязание, и азартное зрелище, увидеть которое, «поболеть» приходила многочисленная публика. «О месте и времени побоища, — писал мемуарист в первой половине XIX века, — становилось известным всякому, кто интересовался им, по крайней мере дня за два, так что к созерцанию грандиозного зрелища собиралась буквально со всей Москвы масса любителей воинственных ощущений»[17]. В экипажах, колясках, санях приезжали богатые купцы, офицеры, фабриканты, которые заключали между собой пари на будущих победителей, вызывали бойцов на единоборство, бросали в толпу деньги. Здесь же — по-праздничному одетые дамы и публика попроще: жены, невесты, сестры бойцов. Среди собравшихся ходили торговцы со всевозможными напитками, сладостями, пирогами. Сражение могло продолжаться целый день с утра до вечера, с перерывами. Оно состояло из целого ряда отдельных боев, во время которых инициатива переходила от одних противников к другим. Каждый такой бой продолжался минут тридцать — час. Самый апофеоз схватки наступал часов после трех, ближе к вечеру. По свидетельству Н. И. Костомарова, для поднятия боевого духа в XVI—XVII вв. били в накры (литавры) или бубны, свистели в свистки. В более позднее время подобные музыкальные инструменты были заменены возгласами типа, «дай бою, дай бою!» или просто «стенки сходились, и вот... со страшным гулом, свистом, криками, как прорвавший плотину поток, стремительно бросалась стенка на стенку — начинался настоящий бой»[18]. Со второй половины XIX в. азарт бойцов и зрителей поддерживался одним или несколькими гармонистами, во весь голос певшими особые частушки под драку (образцы подобных частушек еще в 40—70-х гг. нынешнего столетия записывались в Псковской н Ленинградской областях).
Только в России на время кулачных сражений, которые могли продолжаться целый день, а то и целую неделю, участники и зрители оставляли в стороне все домашние и общественные работы. Кулачная «горячка» охватывала города и села, крестьян, мастеровых, семинаристов, купцов, чиновников, офицеров и генералов, представителей высшего дворянства. Так, в Москве и Петербурге страстными поклонниками боев, их организаторами были братья Орловы — граф Алексей Григорьевич и любимец Екатерины II князь Григорий Григорьевич, не только наблюдавшие за сражениями, но и нередко принимавшие в них непосредственное участие. Участвовал в боях и граф Ф. В. Ростопчин, который учился боксу в Англии. Свои «силачи» были в каждой деревне, рабочем квартале, профессии. В своем кругу они пользовались большим уважением.
Знатные аристократы окружали себя фаворитами-силачами, всячески холили и поощряли их. История сохранила имена некоторых из них: невзрачный чиновник Ботин, такой же худенький поджарый фабричный; Соколик и имевший богатырский облик фабричный Семен Трещало, о котором писал известный баснописец А. Е. Измайлов. Поощряли бойцов и богатые купцы, иметь у себя в магазине, на складе, на фабрике, в мастерской хорошего бойца считалось престижным.
После боя особо отличившихся бойцов толпа болельщиков с почетом вела по улицам в питейный дом. Силач пользовался большим уважением среди окружающих, с ним здоровались первыми, называли по имени-отчеству. Из поколения в поколение передавались предания об атлетах, которые смотрели на кулачные бои «не как на забаву, а как на дело, к которому они предназначены самой судьбой, как артист смотрит на подмостки, и к этому делу относились с суровой, добросовестной педантичностью...»[19].
Виды кулачного боя
К XIX — началу XX в. постепенно сложились основные виды боев, правила их проведения, бойцовская тактика, образовалась особая терминология, своеобразный бойцовский жаргон.
Кулачные бои подчинялись традиционным правилам, содержавшим следующие основные положения: не иметь «сердца» (злобы) на противника; «лежачего» не быот, мазку (на ком кровь) не бьют; не бить сзади; «закладок» (тяжелых предметов, усиливающих удар. — Б. Г.) в руки не брать»; «не бить с подножкой», не бить ногами. Эти неписаные правила отражали традиционные морально-этические нормы и в определенной мере способствовали безопасности бойцов. Обычно перед боем правила напоминались, а их нарушение жестоко каралось: виновного били «не на живот, а на смерть» и своя и чужая стороны, и он с позором изгонялся с поля боя.
Существовало несколько видов боя, отличавшихся друг от друга тем, что в каждом из них наряду с общими имелись особые, изменявшие характер игры правила.
1. Бой «один на один» («одиночный бой», «сам на сам», «охотничий бой», «сам друг», «бон поодиночке») представлял собой единоборство двух бойцов. Наряду с общими требованиями, предъявляемыми к игре, здесь действовало и еще одно правило: «Двое дерутся, третий не лезь». Бой начинался вызовом одного из бойцов и продолжался либо до первой крови, либо до тех пор, пока один из них оказывался сбитым на землю. Часто договаривались биться «до трех раз», В одиночку» бились только с противником, считавшимся равным по силам, возрасту и искусству ведения боя. Биться неровней считалось позорным.
Необходимо упомянуть о варианте боя «один на один; имевшего название «выйти на одну руку». Это означал «драться с противником одной рукой, в то время как друга плотно привязана кушаком к туловищу бойца. Противник же действует обеими руками». Участвовать в схватке такого рода могли позволить себе лишь исключительно сильные и искусные бойцы.
2. Бой «раз на раз» («раз за раз», «бой через черту») также представлял собой поединок. На земле проводилась черта, по разные стороны от которой друг против друга становились противники. По жребию один из них наносил удар первым, другой боец в это время мог лишь защищаться, приложив руки к уязвимым местам (сердце, «подмикитки» и др.). При этом уклоняться от удара запрещалось. Затем наносил удар его противник. Борьба продолжалась до тех пор, пока кто-либо из них оказывался на земле или признавал свое поражение. Иногда условливались наносить по три удара. Естественно, что процесс схватки подчинялся общим правилам кулачного боя.
3. Бой «сцеплянка-свалка» («свальной бой», «сцеплянка». «свалка», «сцепельный бой»). Это было массовое противоборство двух партий, когда «противники шли в бой врассыпную и тузились в толпе». «Сцеплянка» впервые описана С. Герберштейном[20]. Все авторы, описывающие «сцеплянку», единодушно отмечают, что в XIX в, этот вид боя встречался достаточно редко. Тем не менее «в старину» он, по-видимому, имел значительное распространение. Цель боя состояла в том, чтобы противника обратить в бегство. При этом неукоснительно соблюдались основные правила игры.
4. Бой «стенка на стенку» («стена на стену», «бой стеною», «стеночный бой», «стенной бой», «стенки») был наиболее распространенным. Он состоял в противоборстве двух партий, наступавших друг на друга «стеной». Последняя представляла собой «плотно сомкнутый ряд, строй бойцов». Цель боя заключалась в удержании своей территории и окончательном вытеснении противной «стенки» с поля боя. Традиционные правила боя содержали следующие положения:
— «лежачий в драку не ходит», в силу чего боец, сбитый на землю в ходе наступления противной «стенки» («лежачий»), не имел права, поднявшись в тылу ее, снова вступать.
В ряде мест Центральной России разрешались удары головой в грудь противника. В Орловском уезде вместе с правилом: «Лежачего не бить» — существовало положение: «Кто присядет, тоже не бить». В ряде мест для обеспечения успеха в бою бойцы прибегали к заговорам. Любопытно, что в некоторых местах еще в конце XIX в. заговоры сопровождались ритуально-магическими действиями.
Игра «стенка на стенку» состояла из нескольких этапов. «Зачин (завязка, «затравка») — начало боя — открывался «заигрышем» («задиранием»), в ходе которого противники, стояли на расстоянии, взаимно подзадоривали друг друга,, распевая частушки, прибаутки, припевки. В последних содержались насмешки по отношению к противнику, подчеркивались собственные достоинства. Кроме этого, раздавались боевые кличи, имевшие целью поднять дух своих товарищей, например: «Давай бою!», «Давай, давай на кулак!», «Поддай бою!». Далее «зачин» мог развиваться двумя путями. В одном случае после «заигрышей» с обеих сторон сходились подростки 13—15 лет и начинали одиночные поединки между собой — «сшибки», после чего они постепенно собирались в «стенки» или продолжали биться врассыпную[21]. После того как определялся перевес одной из сторон, в бой, как бы защищая своих, вступали юноши 16—18 лет («выростки»), наступавшие друг на друга «стенками», состоявшими из одной или двух шеренг. Тесня противника, один из отрядов встречу на своем пути «стенку» взрослых бойцов и, не вступая с ней в соприкосновение, выходил из боя.
В другом случае после «заигрышей» происходил поединок сильнейших представителей двух сторон. Перед выстроившимися «стенками» взрослых бойцов на свободное пространство выходил «охотник», он делал вызов противнику, выкрикивая, например: «Давай бойца с того конца!». Ход поединка вызывал живейшие отклики соперников. Победа одного из бойцов задавала тон игре и служила сигналом к ее продолжению.
В некоторых местах бытовал «зачин», сочетавший в себе оба варианта: после боя между партиями подростков и юношей происходил бой «один на один», в котором принимали участие «охотники» из взрослых. После «зачина» начиналась основная часть игры. Первые Шеренги «стенки» («ряды»), в большинстве случаев состояли из молодежи 19—24 лет («женихи», «холостые», «возрастные парни»). Они первыми вступали в бой и через некоторое время перегруппировывались на «крылья» следующих за ними шеренг взрослых («женатых»). Число бойцов в «стенке», могло колебаться от десятков до нескольких сотен и даже тысяч человек.
В зависимости от местности могли быть отклонении от описанного классического варианта построения «стенки» и вступления отдельных ее подразделений в бой. Эти отклонения в основном касались числа возрастных подразделений: вместо четырех («подростки», «выростки», «холостые», «женатые») бон могли вести три, две или даже одна группа бойцов.
«Стенки» строились по семейно-родственному, территориальному, профессиональному, социальному или этническому признакам. В ней четко различались центр («середка», «грудь», «лицо», «чело»), фланги («бока», «крылья»), тыл («Зад»), а также часто резерв («запас»). У стенки был руководитель («вожак», «атаман»), обязанный накануне боя держать совет с ближайшими помощниками и сильнейшими бойцами, на котором обсуждался план построения «стенки» и тактика боя. «Вожак» принимал непосредственное участие в схватке, определял моменты и направления решительных ударов, маневров, подбадривал бойцов. В этом виде состязательной игры применялись различные тактические приемы: удар клином, наступление на одном или обоих флангах, их сочетания. Красочное описание такой тактики есть у М. Горького («Жизнь Матвея Кожемякина»): «Городские ведут бой с хитростями, выдвинут из своей стенки против груди слобожан пяток хороших вояк, и; когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом...»
Не всегда можно было четко разграничить виды боя. Кулачное сражение могло начаться с боя «один на один», и уж только после победы одного из противников начиналась «стенка». Бывали случаи, когда быстрое и безоговорочное поражение одного из единоборцев расстраивало и обращало в бегство возглавляемое им войско. Однако чаще всего «записные», т. е. всем известные, прославленные, бойцы вступали в схватку лишь в самый критический момент. Считалось особым шиком ввязаться в бой только тогда, когда, казалось бы, победа одной из сторон была неоспоримой: бойцы, сбившись в кучу, не оказывая сопротивления, бежали с ристалища. Тут только наступал черед знаменитого силача, который направо и налево валил в снег противную «стенку». Увидев успех своего предводителя, проигравшая было сторона воодушевлялась и снова бросалась в бой уже не беспорядочной толпой, а четко организованной «стенкой», тесня и обращая в бегство противника. Если отступавшие не находили своего достойного кулачника, то сражение оканчивалось, если же находили — схватка возобновлялась с новой силой.
«Сцеплялка-свалка» наиболее характерна для детского и подросткового боя, но этот вид бытовал и среди взрослых, обычно в самом конце сражения, когда азарт бойцов достигал наивысшего предела, «стена» уже не соблюдалась, и все дрались, «столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых»[22].
Проведенный анализ традиционных правил позволил обнаружить существенные различия между отдельными видами игры, закрепленными в народном быту в традиционных названиях. Можно утверждать, что на сегодняшний день у русских выявлено три вида кулачного боя. В зависимости от той или иной территориальной общности традиционные правила могли несколько варьироваться, не вменяя при этом общего характера игры того или иного вида, а лишь расширяя или сужая в определенных пределах свободу действий бойцов.
Кодекс чести и жаргон кулачного бойца
Существовал целый неписаный кодекс чести кулачного бойца: 1) тот, кто бился за одну сторону, не имел права в этот же день выступать за другую; 2) нельзя бить прохожих, зрителей, не принимающих участия в бою; 3) когда дерутся какие-либо бойцы «сам на сам», другие не ввязываются, в потасовку; 4) нельзя класть в рукавицы тяжелых предметов (за нарушение данного правила, которое встречалось особенно часто, жестоко наказывали и свои, и чужие); 5) не разрешалось бить лежащих (именно отсюда возникла пословица: «Лежачего не бьют»). Упавший от страха перед сильным противником или от удара считался выбывшим из боя («лежачий в драку не ходит»); 6) кулак — единственное оружие, т. е. нельзя драться ногами, кольями, дубинами. Другие же правила либо соблюдались не столь строго, либо носили сугубо местный характер: нельзя бить в спину убегающих; нельзя бить противника, который со льда вступил на любой берег; «мазку», т. е. избитого в кровь, не трогают; нельзя битв соперника в лицо, в висок и т. д.
Кулачные бойцы пользовались также и особым жаргоном. Так, «дать блоху» — означало ударить в шею; «пустить звонаря» — ударить в ухо; «пустить гриба в живот» или «дать под микитки» — нанести удар в грудобрюшную область, в результате которого у пострадавшего временно приостанавливалось дыхание и он выбывал из боя; «заехать (ударить или съездить) по мусалам (сусалам)» — ударить в скулу и так далее. Сам бой назывался в разных местах по-разному «буй», «бык», «войнишка», «кулачки».
«Кулачки» устраивались на городских и сельских площадях, улицах, переулках, перекрестках, а главным образом на льду рек, прудов, озер. Победившей считалась та сторона, которая обратила в бегство противника, вытеснила его со льда на берег.
С течением времени почти повсеместно сложилась последовательность сражения. «Начинали бой мальчишки-подростки. С задорным заскакиванием вперед и с криками «давай, давай!» они вызывали противную сторону, бросались снежками. Это задирание мальчишками противной стороны иногда продолжалось очень долго, пока, наконец, между подростками не начиналась свалка, за которой взрослые той и другой стороны наблюдали некоторое время спокойно. Но когда какая-нибудь партия начинала брать явный перевес, на помощь избиваемым ввязывалось несколько взрослых, но противная сторона также не оставалась в долгу и спешила на помощь к своим, и бой завязывался «уже среди взрослых» [23].
Информация о работе Мужские состязательные игры в контексте традиционно-бытовой культуры