Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:07, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть сущность состязательных мужских игр, их основные видов, для полного понимания этого феномена традиционной культуры.
Делая вывод из актуальности и поставленной цели мы определяем объект исследования - традиционная игровая культура
Предмет исследования – мужские состязательные игры
Для осуществления поставленной цели мы определили следующие задачи работы:
1. Выявить роль состязательных игр в досуге мужского населения
2. Рассмотреть виды мужских состязательных игр, дать краткую характеристику каждой из них
3. Изучить кулачный бой как феномен традиционной культуры
4. Определить и охарактеризовать основные виды кулачного боя.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВЫЙ СМЫСЛ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ МУЖСКИХ ИГР
1.1 Потребность в игре - как непременный фактор жизни человека
1.2 Ритуально-обрядовая основа состязательных мужских игр
ГЛАВА 2. МУЖСКИЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Понятие «агона». Классификация видов традиционных мужских состязательных игр
2.3 Феномен кулачного боя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Эти увеселения, связанные с праздничной площадной атмосферой, доставляли искреннюю радость самим участникам и не нуждались в зрителях.
В состязательных играх любого вида «играющий человек» стремился выявить все стороны своей натуры: силу и выносливость, быстроту реакции и ловкость, находчивость и богатство фантазии. Одним из видов состязательных игр была крепость или взятие снежного города. Как только где-нибудь скопится порядочная груда снега, изображающая собой подобие горы, дети в этой груде тотчас же устраивают игру в крепость, состоящую в следующем: участвующие в игре разделяются на два лагеря, причем каждый старается занять вершину груды. После этого начинается перестрелка снежками, причем стоящие внизу иногда одолевают стоящих наверху, вследствие чего занимающие крепость волей-неволей должны бывают уступить ее своим неприятелям.
Как только выпадет сыроватый снег, дети тотчас лее начинают валять из него шары большей или меньшей величины и из них делать башни. Но предварительно дети разделяются на две равные партии, и затем каждая на небольшом расстоянии одна от другой устраивает по отдельной башне.
К устройству этому приступают так: участвующие в партии делятся, в свою очередь, на несколько групп, из которых каждая берет сначала небольшой кусочек снега и начинает обертывать его по рыхлому, вновь выпадающему снегу, вследствие чего небольшой ком скоро обращается в громадный шар.
Шары эти кладутся рядом в линию, в них кладутся другие, на эти — третьи и т. д., пока, наконец, не воздвигнется довольно высокая и достаточно устойчивая стена, за которую, кроме того, можно еще прятаться игрокам. Игроки другой партии устраивают для себя подобным же образом другую башню. Устроив стены, каждая партия начинает заготовлять для себя массы снеговых шариков для' бросанья в неприятелей, и шарики эти складываются позади стен. После таких взаимных приготовлений партии начинают разбивать стены своих противников, причем, смотря по надобности и обстоятельствам, то прячутся за эти стены, то выходят из-за них в открытое поле и т. д. Если кто из противной партии зашел близко к стене своих неприятелей, то последние могут ловить его, а словивши, взять в плен. Если кто, спасаясь от неприятеля, упадет между стенами, тот считается раненым и исключается из игры.
Игра считается оконченной или когда противники какой-либо стороны частью взяты в плен, частью ранены, или же когда стена противников разрушена вся до основания.
А. Широков даёт подробное описание штурма "города". "Приходит столь известным между русскими прощеный день, и перед наступлением вечера берега пруда не вмещают на себе любопытных обоего пола. Двухаршинная толщина льда трещит под тяжестью саней -и- зрителей, которые с нетерпением обращают взоры свои в ту сторону, откуда должны появиться герои праздника. Наконец" звуки музыки и песен возвещают о приближении их, и ропот нетерпеливого ожидания раздается в толпе. Еще несколько минут, и пышный поезд маслянских вельмож появляется в виду всех и останавливается вблизи крепости. На всей окрестности волнение народа утихает, и по временами слышатся распоряжении и команда генералов, которые в это время разделяются на наступающих и обороняющихся, и один из них вступает в должность коменданта. Вдруг на верху крепости раздаются песни, музыка, между тем, как у ворот ее располагается из охотников гарнизон в оборонительное положение. В некотором отдалении взвод, человек в двадцать удалых всадников, предводительствуемый одним из генералов, вдруг с неистовым криком бросается на приступ, но, встреченный множеством холостых ружейных выстрелов, он отступает в беспорядке и, построившись снова, с большею силою ударяет на осажденных... Это повторяется несколько раз и все с возрастающею яростью. Таким образом, приступ продолжается, пока, наконец, последний раз один из отчаянных удальцов, не щадя ни себя, ни лошади своей врезывается в ряды гарнизона и, мужественно достигнув вороты снежной крепости разбивает их. Тут начинается такая суматоха, что и слух и взор наблюдателя должен утомиться. Сотни мальчишек с оглушительным криком бросаются на крепость и в несколько минут разрушают ее до основания. Многочисленная толпа зрителей приходит мгновенно в движение и рассыпается по всем направлениям улиц.
В комплекс народных военно-спортивных состязаний наименее распространенными являются традиционное народное фехтование на палках — так называемые палочные бои. Это военно-спортивное состязание упоминается в работах классиков отечественной этнографии в числе других народных игр и состязаний. Так, Н.И. Костомаров отмечает, что «в праздничные дни народ собирался на кулачные и палочные бои» и определяет эти состязания как «примерные битвы», указывая, таким образом, на их игровой характер. Наконец, энциклопедический словарь конца XIX в. отмечает, что «бои палочные составляли для русских своего рода потеху, увеселение, начиная с глубокой древности до недавнего времени. Что же представляли собой эти народные состязания и прежде всего содержательная сторона традиционных палочных боев? По описанию Н.И. Костомарова, «эти примерные битвы происходили обыкновенно при жилых местах, зимою чаще всего на льду. Охотники собирались в партии, и таким образом составлялись две враждебные стороны. По данному знаку свистком обе бросались одна на другую с криками». Таким образом, в самом общем виде это был бой (фехтование) на палках между двумя партиями бойцов, проводившийся но правилам, которые составляли определенную традицию. В комплекс традиционных правил входили следующие основные положения: «биться "полюбкам"», «не по злобе», «до охоты», «не иметь сердца» на соперника; «не бить по голове»; «не бить по ногам»; «не бить сзади»; «не бить лежачего»; «не бить "мазку"» (на ком кровь). Способ построения палочных бойцов был подобен тому как это практиковалось на кулачных боях (см. ниже).
Партии для палочных боев формировались согласно исторически сложившемуся делению на устойчивые группы населения: территориальные, профессиональные, этнические, сословные и т.п. Так, в Мо-логе делились «на городских, середских и заруцких». В поселке Подгорном на горнозаводском Урале «первочастные» состязались с «Горянкой», где проживали выходцы из Малороссии, и жителями «Заречья» — кержаками [6, с. 76]. У донских казаков в бой шли станица на станицу или один конце станицы против другого конца. Само состязание начиналось «задиранием» («заигрышем», «похвальбой»), которое состояло в том, что перед началом схватки стороны выкрикивали в адрес друг друга насмешки с тем, чтобы вывести противника из психологического равновесия. Так, Д. К. Зеленин. В палочных боях использовались тактические приемы, имеющие прямые параллели в традиционной тактике пехоты. Так, например, в сообщении из г. Мологи отмечается, что палочные бойцы, «как будто кто их учил военной тактике, стараются двумя крылами обойти друг дружку. Применялись также удар «клином», наступление на одном фланге, контратаки, окружения, сочетания разных тактических приемов.
Военный сюжет палочного состязания, отмеченные военные параллели приводят к мысли о том, что в основе этого традиционного «примерного» противоборства лежат определенные черты военного искусства, боевой подготовки и организации древнерусской пехоты. Нельзя не заметить также очевидного большого сходства палочных боев и кулачных боев «стенка на стенку». Информаторы нередко отмечают, что часто только непосредственно перед самим состязанием стороны условливались о способе противоборства — на кулаках или на палках.
Обычай палочных боев подобно другим состязательным традиционным мужским играм, выполнял ряд социальных функций и прежде всего военно-прикладную. Помимо упоминавшихся выше военных параллелей этому «примерному» противоборству существенным здесь является то, что палка, ослоп, дубинка представляют древнейшее оружие человека и использовалось в этом качестве вплоть до XVII в. Древняя традиция состязаний палочных бойцов не составляла в этом плане исключения. Бойцы обычно выступали как представители своего села, деревни, порядка, слободы, улицы и т.п., и коллективная победа вызывала чувство гордости за свое «общество». Община выступала, как правило, организатором таких состязаний. Возможно, в древности такие боевые игры выполняли роль смотра сил общины, показывали, на кого «мир» мог более всего положиться в труде и войне.
Традиционное общество возвышало сильных, смелых, справедливых и порицало слабых телом и духом. Личность испытывала постоянное и сильнейшее давление общины, подобные же военно-спортивные игры были одним из действенных средств, которые приводили личность к уровню требований общества, выполняя таким образом функцию социализации.
В то же время присутствие на таких состязаниях многочисленных бойцов и зрителей, собрание их в одном месте, принадлежность к одному обществу (деревне, селу, улице и т.п.), общий эмоциональный настрой — все это создавало атмосферу единения и сплочения, делало обычай таких «примерных» боев эффективным средством общения.
Мужские состязательные игры нельзя отнести к категории безопасных развлечений. В азарте бойцы нередко теряли чувство меры, случалось, нарушали правила, что вело к травмам, иногда увечьям. Это послужило основанием для однозначно отрицательной оценки игры некоторыми исследователями. Думается, что такой подход вряд ли приемлем, поскольку позитивное начало находится в диалектическом единстве с отрицательными сторонами обычаев. В связи с этим приведем справедливую, на наш взгляд, оценку О. А. Сухаревой одного из таких «жестоких обычаев». Он «формировал в народном характере такие черты, давал людям из народа такие навыки, которые были исторически необходимы... вряд ли люди из народа могли бы выступать как значительная военная сила, если бы в этой среде не было условий для приобретения определенных навыков и боевого духа». Многочисленные войны и нападения извне, внутренние междоусобицы, жестокость быта, нравов, сопровождавшие развитие русского этноса в течение тысячелетий, диктовали необходимость воспитания в мужской части населения качеств, необходимых в повседневной жизни и особенно при защите Родины. Традиционные состязательные мужские игры служили народным средством формирования физической силы, воли, ловкости, смелости, находчивости, решительности, боевого, духа, «чувства локтя».
Говорят также, что игра как соперничество - негуманна. Но это совершенно неверно. Что такое соперничество как ни сравнение своих результатов с результатами других. Оно может быть больно или очень приятно, но факт остается фактом - это мощнейший стимул человеческого совершенствования. И если отказаться от соперничества, то не приведет ли это к застою в развитии всей человеческой цивилизации?
2.2 Феномен кулачного боя
В наше время, когда необычайно возрос интерес ко всякого рода восточным единоборствам, следует вспомнить и о чисто русском виде военной игры — кулачном бое.
«Кулачные бои в России, — писал В. Лебедев, — представляют такое характерное явление и такой интерес в развитии нашей культуры, что все, что относится до истории этого народного развлечения, разросшегося до грандиозных размеров и распространенного повсеместно в России, невольно останавливает на себе внимание»[9]. Действительно, значение старинной русской молодецкой забавы, и упоминания о которой восходят к XI века, а последние описания - к 20-м гг. XX веков, трудно переоценить.
Корни кулачного боя уходят в далёкое прошлое, по-видимому, эта народная игра была широко распространена уже в древности. Так, по мнению Б. А. Рыбакова, упоминаемые в «Повести временных лет» «игрища межю селы» включали в себя и кулачные бои[10]. Первое на Руси графическое изображение кулачных боев можно обнаружить на фресках лестницы Софийского собора в Киеве, относящихся к первой половине XI века. Малая Львовская летопись сообщает, что в известном поединке Кожемяки с печенежским богатырем (922 г.) использовались приемы кулачного боя.
С развитием письменной культуры число сообщений о бытовании этой игры постоянно возрастает, а сами сообщения становятся более детальными. Относящиеся к XIX — началу XX века материалы позволяют с привлеченном ранних свидетельств и полевых данных исследовать вопрос с достаточной полнотой. Мы располагаем 2528 единицами опубликованных и архивных документов этого времени. Собрано также 143 анкеты и интервью, свидетелей игр.
Нашли свое отражение кулачные бои в лубке XVIII века, в фигурках бойцов, изготовленных на фарфоровом заводе Гарднера в 1840-х гг. Отражены кулачные бои и практически во всех дореволюционных энциклопедиях, в словаре В. И. Даля. Сведения о кулачных боях содержатся в древнерусских летописях, в многочисленных церковных сочинениях (посланиях, проповедях, словах и т. д.) и документах, в царских указах, в правительственных постановлениях. Причем, если духовенство всегда резко отрицательно относилось к подобной «богомерзкой забаве», «бесовскому наваждению» и грозило отлучением от церкви, проклятием, то правительство, местные власти в XVIII—XIX вв. придерживались более гибкой политики. Так, когда в 40-х годах XVIII столетия Св. Синод ходатайствовал перед правительством о повсеместном запрещении «скачек, ристаний, кулачного боя и других бесчинств», Сенат постановил, что «подобные общие забавы в свободные от работы праздничные дни... служат для народного полирования, а не для такого безобразия»[11]. Даже издавая указы, законы, запрещающие кулачную потеху, правительство не обращало внимания на все многочисленные нарушения этих постановлений. Кулачные бои были лишь вытеснены из центров городов на окраины и нередко происходили в XVIII—XIX вв. под надзором полиции. Вошедшее в Свод законов с 1832 г. и неоднократно переиздававшееся запрещение, кулачных боев практически не действовало. Любопытно свидетельство Е. И. Немчинова о кулачном сражении на Пасху в 1882 г. в центре Москвы, которое с трудом остановили большие наряды полиции и священник с крестом. Целую неделю после события полиция искала зачинщиков боя, врач осматривал травмы пострадавших, но такое рвение властей объяснялось только тем, что «эта потасовка произошла в центре города» и приостановила движение транспорта, «на окраинах же дрались свободно»[12].
Наиболее сложен вопрос о генезисе кулачных боев. Одни исследователи видят в них отзвук «древней тризны, которая принимала форму состязания у могилы умершего»[13], для других кулачные бои — отражение архаического представления о борьбе жизни и смерти, света и тьмы, особенно характерное для главных календарных праздников[14]. С течением времени кулачные бои приобретают значение специальной боевой подготовки, особого военного упражнения, которое готовило мужчин, в первую очередь молодежь, к будущим настоящим сражениям. Кроме того, кулачный бой являлся одним из видев рукопашного боя. Когда в начале ХШ в. во время междоусобиц у новгородцев спросили, какими способами они хотят сразиться с врагами — конными или пешими, они. ответили, что хотят биться по примеру предков пешими и на кулачках[15].
Обычно принято считать, что кулачные бои, у русских происходили зимой в воскресные и праздничные дни, заканчиваясь, в последний день масленицы или в первую неделю Великого поста, достигая в это время наибольшего размаха. Однако специальное изучение вопроса позволяет утверждать, что сроки боев и приурочивание их к народным праздникам далеко не всегда укладывается в такие рамки. Так, например, в деревнях Байдаровской волости бои приурочивались, в частности, к Троице и троицкому заговенью; в Вятке — к празднику Свистопляски, отмечавшемуся в четвертую неделю по Пасхе и отнесенному Д. К. Зелениным к семицкому комплексу[16]. В Великих Луках бои шли «в продолжение всей святой недели». Во многих местах Центральной России (Владимирской, Воронежской, Костромской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Ярославской губерниях) в первой половине XIX в. массовыми кулачными боями сопровождался Ярилин праздник, происходивший большей частью в петровские заговены. Чтобы получить достаточно полную и объективную картину весь массив сообщений о боях был распределен по сетке годового календаря. В результате обнаружилось, что временные рамки бытования игры значительно шире, чем это считалось раньше. В целом бои начинались поздней осенью, проводились в воскресные и праздничные дни, достигая максимального размаха на рождественские святки, Пасху, семик Троицу, Ярилу и особенно в масленичную неделю, и завершались в июне, часто на Петров день. Вызывают интерес многочисленные свидетельства о проведении таких боев во время Великого поста, когда увеселения и игры категорически запрещались церковью. Обнаружено небольшое число сообщений о боях в июле, августе и осенью: Как правило, в это время игра приурочивалась к престольным праздникам.
Имеющиеся данные позволяют утверждать, что в принципе возможно выявление региональных различий в сроках проведения боев и времени их максимального размаха в XIX — начале XX века. Так, во многих местах северо-запада и севера Европейской России, на Среднем Урале и в значительной части Среднего Поволжья бои происходили зимой и завершались на масленицу или в первый понедельник Великого поста, достигая в, это время максимальных размеров. Для центра России, а также Петербурга и его окрестностей характерно начало боев с наступлением зимы и окончание их в июне на семицко-троицкие праздники или на Петров день. При этом с большим размахом бои проводились на рождественских святках, в отдельные дни Великого поста, на Пасху, Троицу. Однако наибольший размах их приходился на масленицу. На юге России большей частью при таких же, как и в центральной полосе, временных рамках существовала сильная чересполосица в сроках максимума боев: в одних местах он приходился на масленицу, в других — на Рождество. Здесь, по-видимому, сказывалось сильное влияние украинских традиций. У украинцев кулачные бои происходили, как правило, зимой и заканчивались на масленицу, достигая ярко выраженного пика в рождественские праздники. Известия о летних боях у украинцев очень редки. У белорусов бои начинались зимой, максимум их приурочивался к рождественским («калядным») и купальским праздникам. На востоке Витебской губернии игры бытовали также зимой и летом. В западной части Смоленской губернии бои происходили только зимой. Таким образом, в этих районах можно констатировать взаимовлияние русских и белорусских традиций. В Сибири, на Южном Урале, у проживающих в Казахстана русских выявлена сильная чересполосица как в общих временных рамках бытования игры, так и в сроках ее максимального размаха. Однако в целом они соответствуют традициям, существующим в европейской России.
Информация о работе Мужские состязательные игры в контексте традиционно-бытовой культуры