Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:07, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть сущность состязательных мужских игр, их основные видов, для полного понимания этого феномена традиционной культуры.
Делая вывод из актуальности и поставленной цели мы определяем объект исследования - традиционная игровая культура
Предмет исследования – мужские состязательные игры
Для осуществления поставленной цели мы определили следующие задачи работы:
1. Выявить роль состязательных игр в досуге мужского населения
2. Рассмотреть виды мужских состязательных игр, дать краткую характеристику каждой из них
3. Изучить кулачный бой как феномен традиционной культуры
4. Определить и охарактеризовать основные виды кулачного боя.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВЫЙ СМЫСЛ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ МУЖСКИХ ИГР
1.1 Потребность в игре - как непременный фактор жизни человека
1.2 Ритуально-обрядовая основа состязательных мужских игр
ГЛАВА 2. МУЖСКИЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Понятие «агона». Классификация видов традиционных мужских состязательных игр
2.3 Феномен кулачного боя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белгородский государственный институт культуры
Кафедра социальной культурной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«МУЖСКИЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
Белгород 2005.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВЫЙ СМЫСЛ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ МУЖСКИХ ИГР
1.1 Потребность в игре - как непременный фактор жизни человека
1.2 Ритуально-обрядовая основа состязательных мужских игр
ГЛАВА 2. МУЖСКИЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Понятие «агона». Классификация видов традиционных мужских состязательных игр
2.3 Феномен кулачного боя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Из спокон веков игра была непременным атрибутом жизни человека. Она была связана с ритуалом, обычаями, традициями, была главным аспектом в народных праздниках: святочные гадания, сжигание чучела Масленицы, встреча весны, свадьба, катание яиц на Пасху и так далее. Это происходило по той собственно причине, что игра являлась непросто развлечением, а непременной «потребностью» человека, наряду с его естественными потребностями.
«Всякий организм нуждается в поддержании внутреннего равновесия, которое по причине воздействия на организм внешней среды постоянно нарушается. В силу этого организм стремится к восстановлению такого равновесия. Это стремление и есть потребность. Следовательно, потребность — это то, без чего организм не способен нормально функционировать»[1].
Потребность в игре К. Обуховский описывает как потребность в эмоциональном контакте. Его отсутствие приводит к деформации личности, вызывает чувство отверженности, различного рода комплексы, в том числе и комплекс неполноценности. Например, если ребенок не находит эмоционального контакта в семье, он стремится восполнить это в группе ровесников. Эмоциональный контакт придает чувство уверенности в себе, чувство безопасности, помогает преодолеть одиночество и страх. Очевидно, во всех традиционных культурах игровые формы, проявляющиеся в коллективных действиях (например, в праздниках, обрядах и т.д.), удовлетворяли потребность в приобщении общности к ее ценностям[2].
Следовательно на протяжении веков игра является главной составляющей досуга русского человека. Одной из малоисследованных в этнографическом отношении остается народная игровая культура, зародившаяся в глубокой древности и длительное время отвечавшая насущным потребностям общества. Среди обширного многообразия таких игр известны рукопашные игры, представляющие индивидуальные или групповые состязания. Их смысл заключается во взаимном преодолении сопротивления без применения оружия. В них соблюдаются неписаные правила, обусловленные культурно-бытовой традицией и определяющие круг разрешенных действий и приемов, позволяющих добиться победы над противником. Одними из самых распространенных типов рукопашных состязаний были - кулачный бой, палочные состязания, кулачки, а также взятие снежного городка. Его основное содержание — «бой кулаками, без применения оружия (старинное русское развлечение)»; «драка кулаками, для забавы, из молодечества» при соблюдении ряда правил, в числе которых: «лежачего не бьют, мазку (на ком кровь) не бьют: рукавички долой, лежащий в драку не ходит»[3].
Изучение народных военно-спортивных игр представляет немалый интерес для этнографов, историков и педагогов. Прежде всего, потому, что они составляют особый комплекс, пласт народной культуры, который адекватно отразил одну из важнейших на протяжении почти всей человеческой истории сфер деятельности — военную. Исследование таких игр позволяет в значительной степени выяснить, каким образом при отсутствии на протяжении столетий каких-либо государственных структур для военно-физической подготовки широких слоев населения народные массы длительное время выступали как значительная военная сила и часто играли решающую роль в крупных военных событиях отечественной истории. Такие игры составляют не изолированное явление, бытующее (или бытовавшее) только у отдельных народов; в той или иной мере они известны повсеместно и в каждом случае обладают этническим своеобразием. Вызывает интерес и то, что в обычае народных военно-спортивных состязаний как правило длительное время сохраняются архаичные элементы, изучение которых — одна из важнейших задач этнографии.
Степень изученности. Широкое распространение этих традиционных мужских состязаний издавна привлекало внимание этнографов, рассматривавших в самых общих чертах это явление в ряду других устойчивых элементов традиционно-бытовой культуры русских. Среди исследователей данной проблемы можно отметить Соловьёва С.М., Ацаркина А.Н., Лебедев А.А., Забылин М., Розов А.Н., Максимов С.В. и так далее. Попытка специального изучения традиции народных кулачных боев у восточных славян предпринята лишь в двух-трех работах, которые в целом носят описательный характер. Но, даже опираясь на известные труды, можно прийти к следующему выводу, что «традиционные мужские состязательные игры служили народным средством формирования физической силы, воли, ловкости, смелости, находчивости, решительности боевого духа, «чувства локтя». Бои были естественным порождением конкретных исторических условий и, несмотря на некоторые отрицательные стороны, на протяжении веков осуществляли военно-прикладные, воспитательные, обрядово-ритуальные, развлекательные и другие функции»[4].
Исходя из выше сказанного, вытекает цель данной работы: рассмотреть сущность состязательных мужских игр, их основные видов, для полного понимания этого феномена традиционной культуры.
Делая вывод из актуальности и поставленной цели мы определяем объект исследования - традиционная игровая культура
Предмет исследования – мужские состязательные игры
Для осуществления поставленной цели мы определили следующие задачи работы:
1. Выявить роль состязательных игр в досуге мужского населения
2. Рассмотреть виды мужских состязательных игр, дать краткую характеристику каждой из них
3. Изучить кулачный бой как феномен традиционной культуры
4. Определить и охарактеризовать основные виды кулачного боя.
При решении данных задач были использованы следующие методы: сравнительный; изучение научной литературы, статей, докладов; анализ, обобщение изученного материала.
Структура курсовой работы состоит из введения; двух глав, в первой главе «Ритуально-обрядовый смысл состязательный мужских игр», мы изучаем смысловое значение состязательных мужских игр, и их значение в жизни мужского населения. Во второй главе «Феномен кулачного боя» - рассматривается основная классификация мужских состязательных игр, а также выявляем феномен кулачного боя. В конце курсовой работы в заключении мы делаем общий вывод, а также указывается список использованной литературы.
ГЛАВА 1. РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВЫЙ СМЫСЛ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ МУЖСКИХ ИГР
1.1. Потребность в игре - как непременный фактор жизни человека
Игра в досуге человека предстаёт в двух качествах: как собственно игра и в формах известной по человеческой практике деятельности. Иначе говоря, игру трудно соотнести с какой-то специфической сферой, занятием, изолированным от утилитарных сфер. В принципе она может присутствовать в любой из существующих видов деятельности и в то же время не перестает быть сама собой. В данном случае дело заключается не в игре как таковой, а в том культурном и социальном контексте, который и определяет то, считаем ли мы какую-то деятельность именно деятельностью (утилитарной, прежде всего) или же игрой.
Прежде чем представлять «человека играющего» как явление культуры, необходимо понять его отношение просто к человеку во всех его проявлениях и обсудить потребности личности как причины ее поведения. Такими факторами или причинами является то, что иногда называют инстинктами или влечениями, а в психологической науке обозначаются понятием «потребность».
Всякий организм нуждается в поддержании внутреннего равновесия, которое по причине воздействия на организм внешней среды постоянно нарушается. В силу этого организм стремится к восстановлению такого равновесия. Это стремление и есть потребность. Следовательно, потребность — это то, без чего организм не способен нормально функционировать.
В общепринятой классификации потребностей отсутствует такая потребность личности, как потребность в игре. Использование К. Обуховским термина «ориентировочные потребности» по смыслу близко к используемым применительно к игре терминам. Игру психологи относят к специфической, предваряющей поведение или же сопровождающей ее деятельности. Д. Эльконин считает, что игра является деятельностью, в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности.[5]К. Обуховский тоже признает, что существует разновидность познания, преследующая не отражение объективного мира, но создание неких мифов, не имеющих отношения к объективной действительности, но зато отражающих «заботы, радости и тревоги человеческие». В таком случае потребность в познании совпадает и с потребностью в игре, и с потребностью в искусстве, в творчестве.
В еще большей степени игровые признаки или особенности угадываются в описании потребности, описываемой К. Обуховским как потребность в эмоциональном контакте. Его отсутствие приводит к деформации личности, вызывает чувство отверженности, различного рода комплексы, в том числе и комплекс неполноценности. Например, если ребенок не находит эмоционального контакта в семье, он стремится восполнить это в группе ровесников. Эмоциональный контакт придает чувство уверенности в себе, чувство безопасности, помогает преодолеть одиночество и страх. Очевидно, во всех традиционных культурах игровые формы, проявляющиеся в коллективных действиях (например, в праздниках, обрядах и т.д.), удовлетворяли потребность в приобщении общности к ее ценностям.
Наконец, одна из наиболее фундаментальных ориентировочных потребностей — потребность смысла жизни также не чужда потребности в игре. Отсутствие смысла жизни способствует возникновению напряжения и даже может привести к нервным расстройствам. При этом важно, чтобы реализация потребности смысла жизни осуществлялась в активных и творческих формах. Поскольку смысл жизни может ассоциироваться с деятельностью, то значимость последней возрастает. Это уже не какое-то рядовое занятие, а деятельность, без которой не может произойти реализации общезначимой и одновременно привлекательной для индивида идеи. При этом важно, чтобы в отношении к деятельности присутствовали как индивидуальные, так и общественные потребности, что, видимо, возможно лишь в эпохи гармонических отношений личности и общества. Человек с радостью исполняет свои обязанности лишь в том случае, если ощущает необходимость в них других людей, всего общества.
Однако в реальности все обстоит гораздо сложнее, и мы постоянно сталкиваемся с людьми, не нашедшими смысла жизни и не имеющими возможности реализовать себя в какой-либо деятельности. В этом случае для них важным будет утверждение себя в досуге. Так, помимо общественно полезных видов деятельности возникает значимость досуга, поглощающего человека и позволяющего ему освободиться от гнетущего ощущения отчужденности. К. Обуховский утверждает, что филателия, разведение канареек, альпинизм, спорт и другие разновидности хобби приобретают серьезное значение для людей, профессия которых не позволяет ощутить смысл жизни. Как он считает, эти увлечения можно считать замещающими, создающими возможность частичной разрядки напряжения, связанного с неудовлетворением потребности[6].
Несмотря на то, что в психологии потребность в игре учитывается редко, отдельные психологи давно обращают внимание на ее значимость. Так, У. Мак-Дауголл связывает ее с желанием взять в какой-либо борьбе верх над противником[7]. Соперничество психолог не отождествляет с борьбой, которая нередко связана со стремлением уничтожить противника. В то же время соперничество не существует без соперника, который должен быть побежден. Но такое понимание победы носит игровой характер.
У. Мак-Дауголл настаивает на том, что потребность в игре, которую он связывает с импульсом соревнования, у разных народов неодинакова: он больше выражен у европейских народов, в частности у англичан. Драчливость проявляется, в том числе и в воинственности народа. Что же касается невоинственных народов, то они свободны от импульса соперничества, следовательно, у них не получают развитие многие формы игры. Поэтому У. Мак-Дауголл утверждает, что такие игры, как футбол, индусам и бурам кажугся нелепыми и нерациональными. Воинственные же расы такие игры предпочитают[8]. Те или иные черты целых народов не обязательно являются данными им от природы. Они могут сформироваться в истории, быть следствием культивирования, признания их общественно ценными.
Поэтому закрепление в традиционной культуре мужских состязательных игр не является чем-то особенным они выступают как закономерное явление в обществе.
Наряду с потребностью в игре несла в своём фундаменте ритуально-обрядовую основу.
1.2. Ритуально-обрядовая основа мужских развлечений носящих соревновательный характер
Мужские состязания — одна из малоизученных областей игрового континуума; более того, что касается славянского материала, то он к тому же до сих пор практически не введен в оборот. Существующие описания посвящены, как правило, отдельным разновидностям мужских развлечений, в основном спортивного типа: скачки, борьба, соревнования в меткости, силе. Между тем нетрудно заметить, что понятия «состязание» конечно значительно меньше понятия «развлечения» и включает в себя, собственно игры-соревнования, (например, кулачные бои, бои на палках, «петушиный бой и т.д.»), Бытование этих игр в мужской среде обуславливает их специфически жесткий характер. В работе мы не ставим перед собой цели охватить здесь все упомянутые виды состязательных игр, а лишь наиболее яркие.
Информация о работе Мужские состязательные игры в контексте традиционно-бытовой культуры