Мужские состязательные игры в контексте традиционно-бытовой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть сущность состязательных мужских игр, их основные видов, для полного понимания этого феномена традиционной культуры.
Делая вывод из актуальности и поставленной цели мы определяем объект исследования - традиционная игровая культура
Предмет исследования – мужские состязательные игры
Для осуществления поставленной цели мы определили следующие задачи работы:
1. Выявить роль состязательных игр в досуге мужского населения
2. Рассмотреть виды мужских состязательных игр, дать краткую характеристику каждой из них
3. Изучить кулачный бой как феномен традиционной культуры
4. Определить и охарактеризовать основные виды кулачного боя.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВЫЙ СМЫСЛ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ МУЖСКИХ ИГР
1.1 Потребность в игре - как непременный фактор жизни человека
1.2 Ритуально-обрядовая основа состязательных мужских игр
ГЛАВА 2. МУЖСКИЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Понятие «агона». Классификация видов традиционных мужских состязательных игр
2.3 Феномен кулачного боя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

состязательные игры муж. курс..doc

— 168.00 Кб (Скачать)


 

Белгородский государственный институт культуры

Кафедра социальной культурной деятельности

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

 

«МУЖСКИЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2005.

 



 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВЫЙ СМЫСЛ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ МУЖСКИХ ИГР

1.1 Потребность в игре - как непременный фактор жизни человека

1.2 Ритуально-обрядовая основа состязательных мужских игр

 

 

ГЛАВА 2. МУЖСКИЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

2.1 Понятие «агона». Классификация видов традиционных мужских состязательных игр

2.3 Феномен кулачного боя

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

 

Из спокон веков игра была непременным атрибутом жизни человека. Она была связана с ритуалом, обычаями, традициями, была главным аспектом в народных праздниках: святочные гадания, сжигание чучела Масленицы, встреча весны, свадьба, катание яиц на Пасху и так далее. Это происходило по той собственно причине, что игра являлась непросто развлечением, а непременной «потребностью» человека, наряду с его естественными потребностями.

«Всякий организм нуждается в поддержании внутреннего равновесия, которое по причине воздействия на организм внешней среды постоянно нарушается. В силу этого организм стремится к восстановлению такого равновесия. Это стремление и есть потребность. Следовательно, по­требность — это то, без чего организм не способен нормально функ­ционировать»[1].

Потребность в игре К. Обуховский описывает как потребность в эмоциональном контакте. Его отсутствие приводит к де­формации личности, вызывает чувство отверженности, различного рода комплексы, в том числе и комплекс неполноценности. Например, если ребенок не находит эмоционального контакта в семье, он стремится восполнить это в группе ровесников. Эмоциональный контакт придает чувство уверенности в себе, чувство безопасности, помогает преодолеть одиночество и страх. Очевидно, во всех традиционных культурах игро­вые формы, проявляющиеся в коллективных действиях (например, в праздниках, обрядах и т.д.), удовлетворяли потребность в приобщении общности к ее ценностям[2].

Следовательно на протяжении веков игра является главной составляющей досуга русского человека. Одной из малоисследованных в этнографическом отношении оста­ется народная игровая культура, зародившаяся в глубокой древности и длительное время отвечавшая насущным потребностям общества. Среди обширного многообразия таких игр известны рукопашные игры, представляющие индивидуальные или групповые со­стязания. Их смысл заключается во взаимном преодолении сопротивления без применения оружия. В них соблюдаются неписаные правила, обусловленные культурно-бытовой тра­дицией и определяющие круг разрешенных действий и прие­мов, позволяющих добиться победы над противником. Одними из самых распространенных типов рукопашных состязаний были - кулачный бой, палочные состязания, кулачки, а также взятие снежного городка. Его ос­новное содержание — «бой кулаками, без применения ору­жия (старинное русское развлечение)»; «драка кулаками, для забавы, из молодечества» при соблюдении ряда правил, в числе которых: «лежачего не бьют, мазку (на ком кровь) не бьют: рукавички долой, лежащий в драку не ходит»[3].

Изучение народных военно-спортивных игр представляет немалый интерес для этнографов, историков и педагогов. Прежде всего, потому, что они составляют особый комплекс, пласт народной культуры, ко­торый адекватно отразил одну из важнейших на протяжении почти всей человеческой истории сфер деятельности — военную. Исследова­ние таких игр позволяет в значительной степени выяснить, каким образом при отсутствии на протяжении столетий каких-либо государ­ственных структур для военно-физической подготовки широких слоев населения народные массы длительное время выступали как значи­тельная военная сила и часто играли решающую роль в крупных воен­ных событиях отечественной истории. Такие игры составляют не изо­лированное явление, бытующее (или бытовавшее) только у отдельных народов; в той или иной мере они известны повсеместно и в каждом случае обладают этническим своеобразием. Вызывает интерес и то, что в обычае народных военно-спортивных состязаний как правило длительное время сохраняются архаичные элементы, изучение кото­рых — одна из важнейших задач этнографии.

Степень изученности. Широкое распространение этих традиционных мужских состязаний издавна привлекало внимание этнографов, рассматривавших в самых общих чертах это явление в ряду других устойчивых элементов традиционно-бытовой культу­ры русских. Среди исследователей данной проблемы можно отметить Соловьёва С.М., Ацаркина А.Н., Лебедев А.А., Забылин М., Розов А.Н., Максимов С.В. и так далее. Попытка специального изучения традиции на­родных кулачных боев у восточных славян предпринята лишь в двух-трех работах, которые в целом носят описательный характер. Но, даже опираясь на известные труды, можно прийти к следующему выводу, что «традиционные мужские состязательные игры служили народным средством формирования физической силы, воли, ловкости, смелости, находчивости, решительности боевого духа, «чувства локтя». Бои были естественным порождением конкретных исторических условий и, несмотря на некоторые отрицательные стороны, на протяжении веков осуществляли военно-прикладные, воспитательные, обрядово-ритуальные, развлекательные и другие функции»[4].

Исходя из выше сказанного, вытекает цель данной работы: рассмотреть сущность состязательных мужских игр, их основные видов, для полного понимания этого феномена традиционной культуры.

Делая вывод из актуальности и поставленной цели мы определяем объект исследования -  традиционная игровая культура

Предмет исследования – мужские состязательные игры

Для осуществления поставленной цели мы определили следующие задачи работы:

1.      Выявить роль состязательных игр в досуге мужского населения

2.      Рассмотреть виды мужских состязательных игр, дать краткую характеристику каждой из них

3.      Изучить  кулачный бой как феномен традиционной культуры

4.      Определить и охарактеризовать  основные виды кулачного боя.

При решении данных задач были использованы следующие методы: сравнительный; изучение научной литературы, статей, докладов; анализ, обобщение изученного материала.

Структура курсовой работы состоит из введения; двух глав, в первой главе «Ритуально-обрядовый смысл состязательный мужских игр», мы изучаем смысловое значение состязательных мужских игр, и их значение в жизни мужского населения. Во второй главе «Феномен кулачного боя» - рассматривается основная классификация мужских состязательных игр, а также выявляем феномен кулачного боя. В конце курсовой работы в заключении мы делаем общий вывод, а также указывается список использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВЫЙ СМЫСЛ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ МУЖСКИХ ИГР

 

1.1. Потребность в игре - как непременный фактор жизни человека

Игра в досуге человека предстаёт в двух качествах: как собственно игра и в формах известной по человеческой практике деятельности. Иначе говоря, игру трудно соотнести с какой-то специфической сферой, занятием, изолированным от утилитарных сфер. В принципе она может присутствовать в любой из существующих видов деятельности и в то же время не перестает быть сама собой. В данном случае дело заключается не в игре как таковой, а в том культур­ном и социальном контексте, который и определяет то, считаем ли мы какую-то деятельность именно деятельностью (утилитарной, прежде всего) или же игрой.

Прежде чем представлять «человека играющего» как явление культу­ры, необходимо понять его отношение просто к человеку во всех его проявлениях и обсудить потребности личности как причины ее поведе­ния. Такими факторами или причинами является то, что иногда назы­вают инстинктами или влечениями, а в психологической науке обозна­чаются понятием «потребность».

Всякий организм нуждается в поддержании внутреннего равновесия, которое по причине воздействия на организм внешней среды постоянно нарушается. В силу этого организм стремится к восстановлению такого равновесия. Это стремление и есть потребность. Следовательно, по­требность — это то, без чего организм не способен нормально функ­ционировать.

В общепринятой классификации потребностей отсутствует такая по­требность личности, как потребность в игре. Использование К. Обуховским термина «ориентировочные потребности» по смыслу близко к используемым применительно к игре терминам. Игру психологи отно­сят к специфической, предваряющей поведение или же сопровождаю­щей ее деятельности. Д. Эльконин считает, что игра является деятель­ностью, в которой складывается и совершенствуется управление пове­дением на основе ориентировочной деятельности.[5]К. Обуховский тоже признает, что существует разновидность познания, пресле­дующая не отражение объективного мира, но создание неких мифов, не имеющих отношения к объективной действительности, но зато отра­жающих «заботы, радости и тревоги человеческие». В таком случае по­требность в познании совпадает и с потребностью в игре, и с потребно­стью в искусстве, в творчестве.

В еще большей степени игровые признаки или особенности угады­ваются в описании потребности, описываемой К. Обуховским как потребность в эмоциональном контакте. Его отсутствие приводит к де­формации личности, вызывает чувство отверженности, различного рода комплексы, в том числе и комплекс неполноценности. Например, если ребенок не находит эмоционального контакта в семье, он стремится восполнить это в группе ровесников. Эмоциональный контакт придает чувство уверенности в себе, чувство безопасности, помогает преодолеть одиночество и страх. Очевидно, во всех традиционных культурах игро­вые формы, проявляющиеся в коллективных действиях (например, в праздниках, обрядах и т.д.), удовлетворяли потребность в приобщении общности к ее ценностям.

Наконец, одна из наиболее фундаментальных ориентировочных по­требностей — потребность смысла жизни также не чужда потребности в игре. Отсутствие смысла жизни способствует возникновению напряже­ния и даже может привести к нервным расстройствам. При этом важно, чтобы реализация потребности смысла жизни осуществлялась в актив­ных и творческих формах. Поскольку смысл жизни может ассоцииро­ваться с деятельностью, то значимость последней возрастает. Это уже не какое-то рядовое занятие, а деятельность, без которой не может про­изойти реализации общезначимой и одновременно привлекательной для индивида идеи. При этом важно, чтобы в отношении к деятельности присутствовали как индивидуальные, так и общественные потребности, что, видимо, возможно лишь в эпохи гармонических отношений личности и общест­ва. Человек с радостью исполняет свои обязанности лишь в том случае, если ощущает необходимость в них других людей, всего общества.

Однако в реальности все обстоит гораздо сложнее, и мы постоянно сталкиваемся с людьми, не нашедшими смысла жизни и не имеющими возможности реализовать себя в какой-либо деятельности. В этом слу­чае для них важным будет утверждение себя в досуге. Так, помимо об­щественно полезных видов деятельности возникает значимость досуга, поглощающего человека и позволяющего ему освободиться от гнету­щего ощущения отчужденности. К. Обуховский утверждает, что филате­лия, разведение канареек, альпинизм, спорт и другие разновидности хобби приобретают серьезное значение для людей, профессия которых не позволяет ощутить смысл жизни. Как он считает, эти увлечения можно считать замещающими, создающими возможность частичной разрядки напряжения, связанного с неудовлетворением потребности[6].

Несмотря на то, что в психологии потребность в игре учитывается редко, отдельные психологи давно обращают внимание на ее значи­мость. Так, У. Мак-Дауголл связывает ее с желанием взять в какой-либо борьбе верх над противником[7]. Соперничество психолог не отождествляет  с   борьбой,   которая   нередко  связана  со  стремлением уничтожить противника. В то же время соперничество не существует без соперника, который должен быть побежден. Но такое понимание победы носит игровой характер.

У. Мак-Дауголл настаивает на том, что потребность в игре, которую он связывает с импульсом соревнования, у разных народов неодинако­ва: он больше выражен у европейских народов, в частности у англичан. Драчливость проявляется, в том числе и в воинственности народа. Что же касается невоинственных народов, то они свободны от импульса соперничества, следовательно, у них не получают развитие многие фор­мы игры. Поэтому У. Мак-Дауголл утверждает, что такие игры, как фут­бол, индусам и бурам кажугся нелепыми и нерациональными. Воинст­венные же расы такие игры предпочитают[8]. Те или иные черты целых народов не обязательно являются данными им от природы. Они могут сформироваться в истории, быть следствием культивирования, признания их общественно ценными.

Поэтому закрепление в традиционной культуре мужских состязательных игр не является чем-то особенным они выступают как закономерное явление в обществе.

Наряду с потребностью в игре несла в своём фундаменте  ритуально-обрядовую основу.

 

1.2. Ритуально-обрядовая основа мужских развлечений носящих соревновательный характер

Мужские состязания — одна из малоизученных областей игрового континуума; более того, что касается славянского материала, то он к тому же до сих пор практически не вве­ден в оборот. Существующие описания посвящены, как пра­вило, отдельным разновидностям мужских развлечений, в основном спортивного типа: скачки, борьба, соревнования в меткости, силе. Между тем нетрудно заметить, что поня­тия «состязание» конечно значительно меньше понятия «развлечения» и включает в себя, собственно игры-соревнования, (например, кулачные бои, бои на палках, «петушиный бой и т.д.»), Бытование этих игр в муж­ской  среде  обуславливает  их  специфически  жесткий характер.  В работе мы не ставим перед собой цели охватить здесь все упомянутые виды состязательных игр, а лишь наиболее яркие.

Информация о работе Мужские состязательные игры в контексте традиционно-бытовой культуры