Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:07, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть сущность состязательных мужских игр, их основные видов, для полного понимания этого феномена традиционной культуры.
Делая вывод из актуальности и поставленной цели мы определяем объект исследования - традиционная игровая культура
Предмет исследования – мужские состязательные игры
Для осуществления поставленной цели мы определили следующие задачи работы:
1. Выявить роль состязательных игр в досуге мужского населения
2. Рассмотреть виды мужских состязательных игр, дать краткую характеристику каждой из них
3. Изучить кулачный бой как феномен традиционной культуры
4. Определить и охарактеризовать основные виды кулачного боя.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВЫЙ СМЫСЛ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ МУЖСКИХ ИГР
1.1 Потребность в игре - как непременный фактор жизни человека
1.2 Ритуально-обрядовая основа состязательных мужских игр
ГЛАВА 2. МУЖСКИЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Понятие «агона». Классификация видов традиционных мужских состязательных игр
2.3 Феномен кулачного боя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ритуально-магическая функция многих старинных развлечений общеизвестна. Свойство игры и веселья воздействовать на окружающий мир и изменять его можно считать общим местом в ритуально-обрядовой практике многих народов мира (мы не обсуждаем здесь вопроса о различиях в трактовке понятия «игра» в разных культурных традициях).
Пожалуй, особенно ярко обрядово-магический смысл мужских развлечений проявляется в коллективных подвижных играх с мячом и шарами. Об их обрядовом значении написано пока очень мало, и это не удивительно, так как позднейшие варианты этих игр (а наиболее интенсивное изучение народного спорта, прерванное в 20-х гг.. приходится и последние десятилетия) имели уже спортивно-развлекательный характер, сохраняя, правда, в отдельных случаях обрядовую приуроченность (к масленице и Троице). Наиболее полную сводку сведений по обрядовой приуроченности северорусской игры «в мяч» можно найти в статье Т. А. Бернштам [4]. В ней, в частности, справедливо отмечается, что непосредственное отношение к этой игре имеет свадебный я масленичный обычаи просить у молодоженов «мячевое» или «шаровое», то есть денег «на мяч» («на мець», «на мяць»). «Мячевое» просили, как правило, у жениха (реже — у обоих молодоженов) парни и взрослые мужчины из деревни невесты. В начале века обычай имел уже шуточный характер, и основным побудительным мотивом для просящих стало подаяние денег «на вино». Между тем более ранние мотивировки имеют непосредственное отношение к обрядово-магической стороне традиционной свадьбы. Просьба подать денег «на мяч» мотивировалась необходимостью отблагодарить мужскую половину деревни, из которой происходила невеста, за то, что «стерегли и берегли невесту от всякого лихого человека», «стерегли и берегли, чтобы со стороны не...» и т. п.
В игре принимали участие не только те, с кого брали мячевое, но и молодые мужчины и парни, причем иногда, особенно если игра проходила между двумя командами игроков, деревенские парни и мужчины играли одной командой» против зятьев-чужаков: «...Выйдут на улицу и встанут: парни встанут на одну сторону дороги, а зетевья — на другую.. Они уш не сосмешиваюцця с этими. Вот мецик и пинают... Ежели зеть, на каково пинают это, он бы поймал, он пусть гуляет, а ежели хто не поймает, того с улицы прогонят». С неудачников могли потребовать денежный выкуп вторично. Любопытно замечание одного из очевидцев, наблюдавших игру «в мяч» в конце прошлого века: «Особенную живость,. а вернее дикость, приобретает эта игра, когда идут «женатые на холостых». Тут изо всех сил старается одна партия победить другую, кричат, поощряя или порицая друг друга, стараются свалить противника. Победившие кричат: «Кила!» [10]. Испытательно-посвятительный смысл подобной церемонии достаточно очевиден.
Отголоски такого понимания игры «в мяч» можно усмотреть и в пояснениях смысла игры, даваемых очевидцами: «Кто возьмет мяць да вот и пнет. бойкий!» [12]. По наблюдению С. В. Максимова, проиграть партию в мяч считалось большим унижением: «Побежденных целый год высмеивают и дразнят, называя их «киловниками» (очень обидная и унизительная кличка, обозначающая верх презрения). Наоборот, победители пользуются общим почетом, а парень, унесший мяч, положительно становится героем дня, с которым каждая девушка считает за честь посидеть на вечерках...». Обрядовая схватка, борьба, сопряженные с соревнованием на опережение, напрямую перекликаются с аналогичными действиями участников игры «в мяч». Сама игра нередко принимала формы, очень напоминающие широко распространенные в средней России масленичные кулачные бои (ср. в описании С. В. Максимова: «...Случается, однако, и так, что счастливец, подхвативший мяч, отличится особенной быстротой ног и успеет перебросить мяч на свою половину. Тогда противная сторона делает отчаянные усилия, чтобы вырвать мяч, и пускает в ход кулаки. Начинается настоящее побоище. Около мяча образуется густая толпа человеческих тел, слышатся глухие удары ног, раздаются звонкие оплеухи. Вырывается сдавленный крик, и на снегу то там, то здесь алеют пятна брызнувшей крови...»). Причем совпадали мотивировки, которыми порою оправдывалось существовали этих обрядовых развлечений. Скажем, во время игры старались подбросить мяч повыше, «чтобы лен был высоким (иногда для этого давали пнуть мяч женщине). С друге стороны, кулачный бой обычно начинали дети, продолжали замужние женщины — «чтобы лен родился», — а завершали мужчины и парни.
К мотивам, составляющим смысловое ядро описываемого круга обрядов и игр, относятся мотивы похищения (кражи) и преследования. Так, по свидетельству В. Н. Добровольского, «навоз часто вывозился толокой. Последний воз навоза называется «поскребыш», а возница «телёпою»; над «те-лёпой» все смеются и отпускают по его адресу шуточки циничного характера. Обязанность «телёпы» - украсть кашу во время обеда, который варится для этой цели особо на каждой толоке». При этом, продолжает собиратель, «толпа ребятишек обыкновенно устремляется ловить вора, который стремится попасть на тот хлев, где копали навоз. Там при общем смехе толпа наперерыв расхватывает кашу, а горшок разбивают.
На юге Польши похожий обычай существовал во время жатвы. Девушки, сжав последний сноп («ограбэк»), завивали его в виде венка и несли в деревню. По дороге на них обычно неожиданно нападали парни с намерением отнять «ограбэк». Если им это удавалось, девушки выкупали венок водкой [29]. Вся сцена разыгрывалась в виде погони (преследования), перебрасывания венка от одного участника к другому и т. п., то есть включала в себя наиболее характерные элементы игры в мяч. Обращает на себя внимание мотив выкупа похищенного, характерный и для обычая «просить на мець», о котором уже говорилось выше; только там предметом торга был не венок, а как бы отобранная, похищенная женихом девушка-невеста. Интересно, что венок как символ невесты также мог быть предметом шуточного ритуального «сражения».
Мотив женитьбы (замужества) неизменно сопровождает все подобные соревнования и забавы, и это, видимо, не случайно. По этнографическим источникам известно, что победители в шуточных соревнованиях получали почетные титулы «короля» и «королевы» и между ними нередко разыгрывалась шуточная свадьба. Характерно и обилие таких сцепок во время настоящей свадьбы почти во всех частях славянского мира. Например, в смоленской свадьбе шуточная схватка могла завязываться несколько раз в течение всего свадебного марафона - молодухи наперебой стремились выхватить из-за пояса дружки большой крендель («баранко»), разрывая его при этом на части; мужчины и женщины затевали потасовку во время церемонии выпекания свадебного каравая, стараясь овладеть «иерепечком» («пастухом» — булочкой продолговатой формы) и крича друг другу. «Дай мне, штоб я сваю жонку любив!» и т. д.
Заметим, что в большинстве уже упомянутых случаев предметом шуточной борьбы или игры является тот или иной аналог ритуального жертвенного животного — «баранко» (баран как ритуальное животное в русской свадьбе встречался еще в начале века); «каравай», который современные исследователи считают заменой ритуальной жертвенной коровы. Расчленение его на части во время ритуальной схватки и наделение этими частями всех присутствующих на торжестве являлось одним из кульминационных моментов всей свадебной церемонии. Интересно, что так же могли поступать с предметами, символизировавшими девичью честь («красоту») невесты. В Закарпатье молодые нередко затевали борьбу из-за свадебной «коровы», чтобы верховодить в доме. Таким образом, можно сделать вывод, что большинства рассмотренных шуточных обрядовых схваток, являющихся родственными игре «в мяч», тесно связана с брачной символикой и приобщением участников к обрядоввой жертве (животное, хлеб, каша).
В рукопашных видах мужских играх сознательная подготовка к труду и военным столкновениям в глубокой древности переплеталась с приобретением опыта, придававшего реальным, обеспечивавшим существование общества навыкам ирреальные формы ритуально-магических действий. Их остатки сохраняются до наших дней. В частности, в рукопашных состязаниях во время весенних праздников некоторые исследователи усматривают отголосок древнего аграрно-магического ритуала, символизировавшего борьбу зимы и лета. Существует мнение, согласно которому смысл масленичных кулачных боев заключается в том, чтобы «путем взаимного кровопускания, кровопролития» «магически обеспечить своим полям и лугам весенние и летние дожди». Отметим, что от эпохи ранних землевладельцев и скотоводов в мировоззрении крестьян сохранились и представления о зависимости благополучия общины от воздействия мира умерших предков. В соответствии с этим А. П. Окладников выдвинул тезис о том, что на погребальных торжествах подобные игры способствовали безопасному переходу покойника в страну предков — незримых покровителей общины. Б. А. Рыбаков считает, что погребальные боевые игры, «битвы» славян были призваны отгонять смерть от оставшихся в живых, демонстрировали их жизнеспособность. Напомним, что зимние и весенне-летние календарные праздники, во время которых происходили кулачные бои, призваны были обеспечить урожай; к ним также приурочивалось и поминовение умерших. Известно, что вьюнины как весенний праздник, сочетающий календарную обрядность с элементами свадебной, представляет пережиток древнего обряда перехода новобрачной в род мужа. По мнению ряда этнографов, состязания между двумя партиями на народных праздниках имеют своим истоком институт дуально-родовой организации древних общин. Здесь уместно напомнить, что противоборство двух партий — жениха и невесты — характерно для свадебных обрядов многих народов. Состязания в кулачном бою и борьбе — одна из наиболее распространенных форм такого соперничества, — имеют цель, по мнению В. Н. Харузиной, «содействовать благополучию молодых, деторождаемости, хозяйственному благополучию». В связи с этим обратим внимание на то что в сюжетах о сватовстве в русских былинах встречаются поединки в кулачном бою представителей сторон жениха и невесты.
Таким образом, проделанная работа помогает установить бытование традиции народных кулачных боев при различии в обстоятельствах, сроках и деталях. Общность форм предполагает общность почвы, на которой они возникают. Выстроенный ряд различных, на первый взгляд, точек зрения дает основание полагать, что в основе такой общности оказываются идеи жизнеспособности, продолжения рода, аграрного плодородия. С течением времени жизненно важное в прошлом ритуально-магическое содержание игры выветривается, сама же игра превращается в средство развлечения. Собственно, это путь, характерный для многих народных обычаев.
ГЛАВА 2. МУЖСКИЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Понятие «агон»
Агон (соревнование): соперничество, комический или трагический конфликт – одна из драматических сил драматического жанра; в литературе агон — словесный спор, столкновение мнений — композиционный элемент древнеаттической комедии; начало агона — словесные диспуты в трагедиях Еврипида. В комедии — это часть, идущая за пародом и заключающая спор действующих лиц, в котором побеждает лицо, выражающее идею автора. В игре, агон – это борьба за что-либо, ради похвалы, или самосовершенствования, самореализации и так далее.
Состязание или агон были известны и любимы с древних времён. Агоном — называлась у греков всякая борьба или состязание, но главным образом агонами обозначались игры, происходившие по поводу религиозных или политических празднеств. Мы находим их у греков ещё в доисторические времена; так, например, при осаде Трои в честь павшего Патрокла устраиваются состязания. В историческое время почти каждый значительный город Греции имел свои периодические игры, происхождение которых по большей части находится в связи с национальной мифологией. С VIII века до н. э. такие соревнования обратились в настоящие национальные празднества; это именно: Олимпийские игры, Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры. Кроме развития физических сил и мужества, эти игры, главным образом, содействовали усилению национального самосознания эллинов, так как участие в них строго запрещалось варварам, т. е. неэллинам. Победители (гиероники) прославлялись в песнях и увековечивались в произведениях пластики. Олимпийские и Пифийские игры праздновались каждые 4, а Истмийские и Немейские — каждые два года.
Состязания, главным образом, были гимнастические; они заключались в беге на колесницах, простом беге, кулачном бою, борьбе, прыганье и бросании диска и копья. На Пифийских, Истмийских, Немейских и многих местных играх происходили и состязания в музыке, пении и танцах, а на празднествах в честь Диониса давались драматические представления. Агоны происходили по предначертанной программе, за соблюдением которой смотрели агонофеты (гелланодики в Олимпии); последние должны были также разбирать возникшие несогласия и присуждать призы, которые состояли в лавровых или оливковых венках, во внесении имени победителей в публичные списки или в различных ценных предметах и денежных суммах. Со времён Александра Македонского эти состязания все более теряют свое национальное значение и распространяются во всех странах с греческою цивилизацией, как, например, в Малой Азии, Сирии и Египте, где получают характер обыкновенных публичных представлений. В Риме они держались во все время империи до окончательного торжества христианства. Олимпийские игры были уничтожены Феодосием в 394.
А что стало происходить дальше? Древний Рим. Народ окончательно поделился на властвующий и подвластный. Первым, даже если и очень хотелось посостязаться, не позволяло положение, взамен они устраивали местные шоу с участием гладиаторов, чтоб, пусть даже в такой извращенной форме, но по состязаться. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.
В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по несколько десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах.
В русской культуре состязательные игры приобретают большое распространение на народных гуляниях. Среди обширного многообразия таких игр известны рукопашные игры, представляющие индивидуальные или групповые состязания. Их смысл заключается во взаимном преодолении сопротивления без применения оружия. В них соблюдаются неписаные правила, обусловленные культурно-бытовой традицией и определяющие круг разрешенных действий и приемов, позволяющих добиться победы над противником.
Широкое распространение этих традиционных мужских состязаний издавна привлекало внимание этнографов, рассматривавших в самых общих чертах это явление в ряду других устойчивых элементов традиционно-бытовой культуры русских. Из всего многообразия этих игр рассмотрим наиболее распрастранённые, к ним можно отнести:
Драка
взятие снежного города
палочные бои
кулачные бои
Драка — противоборство между мужским населением сел, деревень и небольших провинциальных городов.
Драки происходили между парнями брачного возраста и молодыми женатыми мужчинами из соперничавших или враждовавших друг с другом деревень: «своя» деревня шла на «чужую». Разделение на чужих и своих было широко распространено. «Свои» деревни держались обычно вместе, их жители старались помогать друг другу в беде; к «чужим» же испытывали враждебность и неприязнь, хотя зачастую причины, их вызвавшие, были уже давным-давно забыты. Деление на своих и чужих поддерживало воинственный дух молодых парней, давало лихость, удальство. Парни старались проникнуть на чужую территорию, поухаживать за чужими девушками, подразнить жителей, утверждая, например, что они на руку нечисты: «Лапти растеряли, по дворам искали, было шесть, а стало семь». Драку обычно затевали на праздниках. «Что это за праздник,— недовольно говорили Белозерские мужики,— никого и не побили».
Информация о работе Мужские состязательные игры в контексте традиционно-бытовой культуры