Мировая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:10, доклад

Краткое описание

По субъекту - носителю культуру принято подразделять на мировую и национальную. Мировая культура - лучшие достижения национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура приобретает мировую известность, если ее ценности становятся достоянием всего человечества. Например, в древности всемирное значение имели греческая и римская культуры, в средние века - культура Византии, в эпоху Возрождения - Италии; в 19 веке русская культура приобретает мировую известность. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость, оригинальность проявляются как в духовной сфере (языке, искусстве, религии), так и в материальной сфере (особенностях экономического уклада, ведения хозяйства, традициях труда и производства).

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 33.50 Кб (Скачать)

По субъекту - носителю культуру принято подразделять на мировую и национальную. Мировая  культура - лучшие достижения национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура приобретает  мировую известность, если ее ценности становятся достоянием всего человечества. Например, в древности всемирное значение имели греческая и римская культуры, в средние века - культура Византии, в эпоху Возрождения - Италии; в 19 веке русская культура приобретает мировую известность. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость, оригинальность проявляются как в духовной сфере (языке, искусстве, религии), так и в материальной сфере (особенностях экономического уклада, ведения хозяйства, традициях труда и производства).  

В рамках каждой национальной культуры в соответствии с конкретным носителем выделяются культура социальных общностей (классов, социальных групп, слоев) и культура личности. Культура личности - это знания, ценностные ориентации, умения, навыки, привычки, способы действия конкретного человека, уровень его интеллектуального, нравственного, эстетического развития. Таким образом, можно выстроить такую цепочку субъектов деятельности и соответствующих им видов культуры: культура личности - культура социальных общностей - культура этносов (народностей, наций) - культура стран (государств) - культура региональных сообществ - культура человечества в целом. 

Существует еще  одно деление культуры по субъекту - носителю, в соответствии с которым  различают массовую и элитарную  культуру.

             2. Субъекты культуры. Человек как субъект культуры 

      Не всякая деятельность творит  культуру,  а  лишь  та,  которая   имеет

смысл. Смысл  же обнаруживается тогда, когда  пробуждаются  любознательность,

желания разгадать  секреты природы, обуздать ее силы. Немецкий  мыслитель  К.

Маркс отмечал, осмысленной деятельности предшествует идеальный проект.  Идея

колеса возникает  раньше, чем само колесо.  Но  тут  и  рождается  творческая

деятельность, невозможная  без разума, без продвижения к  смыслу.

      Человек – уникальный творец, который стремится не  только  выполнить

полуосознанные  операции, но и придать  смысл  всей  деятельности.  Этим  его

деятельность  и отличается от инстинктивных  реакций.  Но  вот  тут-то  мы  и

сталкиваемся  с удивительным фактом:  оказывается,  первоначально  смысл  был

непосредственно  связан  с  тем,  что  в  человеческой  культуре  называется

сакральным, божественным, культовым. Желание человека  гармонизировать  свои

отношения с  природой, понять их скрытое значение  стало  причиной  появления

религиозного  сознания.

      На это указывал П.А. Флоренский,  производивший  слово  “культура”  от

слова “культ”  – поклонение богам. Конечно, не надо понимать это  так,  будто

все  дал  Бог  –  и  небо,  и  землю,  и  культуру.  Вникая  в  смысл  своей

деятельности, человек  каждый раз как бы приподнимается над ней,  как  и  над

природой, отрывается от них, “возносится”, то  есть  тянется  к  преодолению

своей  “сращенности”  с  природой.  Эта  способность  человека  уникальна  и

поистине божественна.

      Для того чтобы проникнуть  в тайну культуры. Надо выйти  за ее пределы и

отыскать критерии, которые находятся  вне  ее.  Занимаясь  жизнеустройством,

человек далеко не всегда  задается  вопросом  о  предназначенности  бытия  и

своей собственной  судьбы. Иногда его активность лишена  творческого  начала,

уподобляется  инстинктивным  реакциям.  Когда  в  культуре  иссякает   живой

творческий дух, она превращается в цивилизацию.

      Деятельность  человека  разнообразна,   и   многообразны   результаты,

продукты человеческой активности. Но  именно  те  деяния  человека,  которые

содержат в  себе напряженный  творческий  прыжок,  прорыв  в  новое  духовное

пространство, вычитывание  смысла в окружающем, непременно  рождают  святыни,

ценности. Это прежде всего мы и определяем как культуру.  А  ее  результаты,

уже “материализованные”  в конкретных механизмах, сооружениях, орудиях  труда

и так далее, мы обычно относим к цивилизации.

      В  самой  культуре  есть  некая   тайная   пружина.   В   человеческой

деятельности  многое рождается впервые  как  обнаружение  смысла.  Но  многое

служит процессу тиражирования однажды найденного.

      Деятельность человека многообразна  – это факт известный. Но  далеко  не

всегда человеческая активность сопряжена с порывом в области  духа.  “Вторая

природа” включает в  себя  и  акты  простого  воспроизведения,  копирования.

Человек, который  изобрел  колесо,  -  творец  культуры.  Работник,  который

прилаживает колесо на оси, -  человек  цивилизации.  Так  обнаруживает  себя

проблема,  которая  в  XX  веке  получила  название  “проблема культуры   и

цивилизации”. Цивилизация – это,  условно  говоря,  вещественное  воплощение

культуры.

      У человека есть инстинктивная  программа, но в отличие от  других  живых

существ у него есть  и  программа  социальная.  Инстинкт  подсказывает,  что

нужно делать. В  процессе эволюции получилось так, что  у  человека  инстинкт

перестал играть решающую роль в его приспособлении к природе.

      Он пытается  реализовать  далеко  не  только  те  побуждения,  которые

являются инстинктивными.  Культура  в  этом  смысле  выступает  как  продукт

открытой, не  завершенной  человеческой  природы.  Пытаясь  восполнить  свою

недостаточность для существования в  природном  мире,  человек  обратился  к

творческой,  свободной  деятельности.  Вот  почему  с  данной  точки  зрения

культура  предстает  как  совокупность  смыслов   и   ценностей,   рожденных

творческой активностью  человека.

      Человек как носитель культуры  не творит ничего как бы из  пустоты.  Он

лишь  образует  и  преобразует  природное,   стихийное.   Вся   человеческая

деятельность  –  это  работа  его  сознания,  а  сознание,  мысль  –  это  и

культурное  явление,  и  средство   культурного   творчества.   Человеческие

творения возникают первоначально в мысли, и лишь затем превращаются в  знаки

и предметы. В  культуре всегда есть нечто конкретное: это определенный род  и

способ творчества. Поэтому в пространстве  и  времени  существуют  различные

культуры, разные формы и очаги культуры.

Информация о работе Мировая культура