Древнейшие мировые культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшие функции:

аксиологическая - ведущая функция - аккумулирует и передает социальные ценности. Выражает общезначимые ценности.

коммуникативная - искусство является полем, объектом и материалом коммуникации (общения) людей.

просветительская - выражается в распространении накопленного ценностного опыта, стандартов и способов жизни. Искусство знакомит с различными вариантами жизненного опыта.

гедонистическая - сосредотачивает внимание на удовольствии, наслаждении, развлечении, которое доставляет восприятие произведения искусства.

Файлы: 1 файл

контрольная мирка (2).doc

— 190.50 Кб (Скачать)


2

 

   

министерство образования и науки российской федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

Институт заочного и дистанционного обучения

Кафедра сервиса и моды

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая культура и искусство»

Рабочая тетрадь

 

                                    Студент

гр. З/БТУ–10–04                            К.В. Кравченко

                                    Преподаватель

доцент                            И.С. Кочеткова

 

Владивосток 2011

   Тема 1. Сущность и структура культуры. Искусство и его функции.

      Полифункциональность искусства.

Важнейшие функции:

аксиологическая -  ведущая функция - аккумулирует и передает социальные ценности. Выражает общезначимые ценности.

коммуникативная -  искусство является полем, объектом и материалом коммуникации (общения) людей.

просветительская - выражается в распространении накопленного ценностного опыта, стандартов и способов жизни. Искусство знакомит с различными вариантами жизненного опыта.

гедонистическая - сосредотачивает внимание на удовольствии, наслаждении, развлечении, которое доставляет восприятие произведения искусства.

воспитательная - одна из важнейших - общество через искусство обеспечивает социализацию, приобщение людей к формам и способам рекомендуемого, позитивного, нравственного поведения и решения жизненных проблем,

познавательная - второстепенная - искусство может служить источником информации, познания мира. Но не претендует на полноту и объективность в отличие от научного способа познания мира.

мифологическая - одна из самых важных - так как человек нуждается в удовлетворении своей потребности в иллюзиях, а искусство это один из самых распространенных в современной культуре источник надежд и мифов.

эстетическая - делает притягательным все, что создает искусство, гармонизирует и оптимизирует наш мир.

прогностическая - искусство помогает осмыслить прошлое и, подобно зеркалу, разглядеть себя и будущее, выстраивает проект завтрашнего дня.

суггестивная - внушающая, заражающая эмоциями и настроениями, системой ценностей.

творческо-преобразовательная  - получив опыт гармонизации человеческих отношений мы преобразуем себя и перестраиваем мир по этому образцу.

компенсаторная - если реальная жизнь не поддается преобразовательному воздействию, искусство позволяет пережить вооброжаемую гармонию социальных отношений, перенося реальное воздействие на мир в область будущего, в область надежд.

 

Задание:

На первое место я ставлю воспитательную функцию искусства, потому, что искусство позволяет нам пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его фактом своей жизни, элементом своей биографии. В этом – источник воз­действия искусства на целостную личность. Показывая героев художественных произведений, подвергающихся тяжелым испытаниям, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает их внутренний мир, а соответственно влияет на личность в целом. Опыт отношения к миру, сообщаемый искусством, дополняет и расширяет реальный жизненный опыт личности. Это дополнение не только имеет характер количественного умножения реального опыта, но и об­ладает качественными особенностями. Искусство раздвигает истори­чески ограниченные рамки опыта личности, живущей в определенную историческую эпоху, и передает ей исторически многообразный опыт человечества. Искусство вооружает личность художественно органи­зованным, отобранным, обобщенным, осмысленным опытом; дает опыт, оцененный художником, и позволяет человеку выработать собственные установки и ценностные реакции по отношению к типологическим жиз­ненным обстоятельствам; дает сконцентрированный, конденсированный опыт.

 

Тема 2. Культура и искусство первобытного общества.

         Теории происхождения искусства.

- искусство - игра, в которой человек расходует накопленную энергию (Шиллер, Хейзинга);

- отражение инстинкта имитации;

- отражение инстинкта украшения;

- возникает как средство коммуникации;

- возникает для магических целей;

- возникает в результате трудовой деятельности;

- биологическая теория (Дарвин);

- психоаналитическая теория (Фрейд);

- возникло в результате длительного (в течение 200-300 тысяч лет) пути развития символического мышления от натуральной формы к рисунку (А.Д.Столяр).

 

Задание:

 

Мои аргументы:

 

1.Факты:

            Я являюсь сторонником теории происхождения искусства в эпоху палеолита. Вопрос о происхождении искусства очень сложен, и до сих пор нет теории, которая давала бы исчерпывающий ответ на этот вопрос. Поэтому невозможно выделить только одну единственную теорию, будь то магическая теория или же теория, связанная с трудовой деятельностью. Все теории обоснованы и имеют право на жизнь.  Старейшая из них исходит из предположения, что палеолитический человек рисовал, гравировал и вырезал из кости и камня, не преследуя никаких практических целей. Это было чистое "искусство для искусства". Другая теория, согласно которой искусство возникло в связи с магической практикой, зарождением религиозных взглядов и т. п., опирается на ряд многозначительных фактов: рисунки находятся в глубине пещер, в плохоосвещенных и часто труднодоступных местах (в Камбарель, например, в 120 м от входа); люди изображали чаще всего "полезных" животных, на которых они охотились. На изображениях животных есть следы магических действий - ударов копьем , рисунки стрел или ран. Но "магическая" теория не может охватить проблему во всей сложности. Да и магические действия сами по себе не требовали той художественной красоты, которой достигло палеолитическое искусство. Во всяком случае, несомненно, что первобытное искусство было связано с трудовой деятельностью человека. Оно отражало коллективный опыт общины и в сложной, эстетически опосредствованной форме способствовало его закреплению, совершенствованию, передаче потомству. Отсюда исключительная конкретность и реалистичность ранних образцов первобытной графики, живописи, скульптуры. Первые находки произведений палеолитического искусства относятся к 1830 г., когда в двух пещерах во Франции были найдены кости с выгравированными на них изображениями. Но ни тогда, ни позже до открытий пещерной живописи в 80-х годах XIX в. не могли поверить, что изображения на кости сделаны людьми, которые были современниками мамонта.

2. Ученые, авторы научных работ (монографий, статей, учебников), придерживавшиеся подобной точки зрения: А. Д. Столяр "Происхождение изобразительного искусства Евразии в историко-археологическом освещении",  статья того же автора "Натуральное творчество неандертальцев как основа генезиса искусства". С. Н. Замятнин. Очерки по палеолиту.

 

Тема 3. Древнейшие мировые культуры.

 

  Проблема культурных заимствований (Теория диффузионизма).

  Египетское искусство, с характерной для него монументальной архитектурой и скульптурой явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции.

Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него - европейским.

Влияние на культуру Рима: культ египетской богини Исиды получил широкое распространение в Риме;

Влияние египетской религии на христианское учение: библейские сюжеты, учение о загробной жизни и загробном суде связаны с египетской религией или заимствованы из нее.

Задание:

 

Продолжите перечень культурных заимствований: Огромное влияние египетской медицины: для своих медицинских справочников греки позаимствовали множество рецептов египетских лекарств.

На архитектуру османского периода в Турции оказывают влияние традиции Египта. Примером такого влияния, вдохновения и подражания является Собор Святой Софии Божией Премудрости, памятник золотого византийского века. Впервые появляется театр у турок-османов в 16в., также под влиянием культур Египта в виде театра теней.

Египет оказал большое влияние на распространение массажа во многих странах. Применение египтянами бань, мазей и растираний нашло особенно много подражателей среди греков.

Развитие прядильного и ткацкого ре­месел достигло в Древнем Египте весьма высокого уровня. Техника египетского ткачества была перенята греками.

 

Тема 4. Античная культура и искусство.

(111 тыс.до н.э. - У в. н.э.).

 

Легендарные достижения античной культуры - Семь чудес света:

Задание:

Дайте краткое описание

1. Древнеегипетские пирамиды

            Величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, сооружения для погребения фараонов, свидетельство высокого инженерного искусства 3 тыс. до н.э., находятся в Гизе, под Каиром. В древности «чудом» считались все три пирамиды: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра), Микерина (Менкаура). Самая большая была построена для фараона Хеопса. Ее высота 137,2 м (первоначально 146,6 м), длина каждой стороны у основания 230,38 м., сложена из 2 340 000 блоков известняка, каждый из которых весил более 50 центнеров и держался собственной тяжестью, без каких-либо креплений. При строительстве использовались примитивные орудия труда (диоритовые молоты, медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня), однако блоки были так искусно обработаны, что зазоры между ними не превышали 0,5 мм. Снаружи пирамида была облицована белым отполированным известняком и казалась единым монолитом, вход был замурован. Внутри устроена разветвленная сеть ходов, одни вели к погребальной камере фараона, другие – в ловушки. В одной из камер внутри пирамиды (10,6 × 5,7 м) сохранился саркофаг фараона из красного гранита. Вокруг пирамид располагались захоронения жен фараонов, приближенных, храмы, высеченный из целой скалы Сфинкс с лицом фараона.

          2.Храм Артемиды в Эфесе (ок.550 г.до н.э.)

             Город Эфес на побережье Малой Азии, к северу от р. Меандр, был центром почитания богини Артемиды, культ которой слился с культом местной богини плодородия, изображавшейся в виде матери-кормилицы. В 6 в. до н.э. начали возведение храма, посвященного богине Артемиде. Храм решено было строить на болотистой почве, предварительно укрепив фундамент, чтобы избежать разрушений от частых в тех местах землетрясений. Архитекторы Херсифон и Метаген с о. Крит возвели прямоугольный в плане храм (55 × 105 м), который был окружен 127 ионическими колоннами высотой 18 м. В каждом из двух рядов главного фасада стояло по 8 колонн. Завершено строительство храма было 120 лет спустя архитекторами Пеонитом и Деметрием. В 356 до н.э. житель г. Эфеса Герострат, решив увековечить свое имя, поджег знаменитый храм: были повреждены стены, рухнула крыша. Решено было вновь отстроить святилище. На собранные средства архитектор Хейрократ перестроил храм, внеся незначительные изменения: было поднято основание храма, увеличено число ступеней. Внутри находилась огромная статуя Артемиды в виде матери-кормилицы (15 м). Скульптура была выполнена из дерева, одежда и украшения – из золота. Последующие столетия принесли немало разрушений: в 263 храм был разграблен готами, во времена Византийской империи мраморные плиты храма использовались для других построек, позже на месте храма была возведена несохранившаяся ныне христианская церковь. Но наибольшее разрушение принесла болотистая почва, на которой был расположен храм. В результате раскопок сейчас найден фундамент сооружения, обломки колонн, украшенных рельефами.

          3. Мавзолей в Галикарнасе (сер. 1У в. до н.э.)

           Мавсол, правитель Карии (юго-восток Малой Азии) (правил 377–353 до н.э.), еще при жизни начал строительство собственной усыпальницы в Галикарнасе, которая стала называться Мавзолеем (греч. Mausoleion). Задуманный как усыпальница и храм, Мавзолей, построенный греческими архитекторами Пифеем и Сатиром, представлял собой периптер на высоком цоколе, увенчанный пирамидой и квадригой. В основании гигантского сооружения было пятиярусное прямоугольное основание, облицованное белыми мраморными плитами и украшенное сверху скульптурным фризом длиной 117 м – мраморными рельефами. На основании помещался периптер – усыпальница, с целлой для жертвоприношений, окруженный 39 одиннадцатиметровыми колоннами. Крышей Мавзолея служила ступенчатая пирамида из 24 ступеней, поверх которой возвышалась квадрига – мраморная колесница, запряженная четверкой лошадей, со скульптурами Мавсола (работы Пифея) и его жены Артемисии П (работы Скопаса). В усыпальнице периптера стояли Мраморные саркофаги царя и царицы. У подножия гробницы располагались мраморные статуи всадников и львов работы Леохара, Тимофея, Бриаксида. Строительство было завершено лишь при внуке царя Мавсола. Строение было столь непохожим на все прежние усыпальницы, что по имени создателя получило название мавзолей. Мавзолей простоял полторы тысячи лет: лишь в 12 в. он рухнул от мощного землетрясения. В 15 в. побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые на развалинах Мавзолея возвели замок Святого Петра, использовав мраморные блоки для строительства замка. После изгнания турками крестоносцев на этом месте возникла крепость Бодрум. В середине 19 в. 12 мраморных рельефов, вмурованных в стены турецкой крепости, были извлечены из нее и перевезены в Британский музей.

          4. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (У11 до н.э.)

  При царе Навуходоносоре II (6 в. до н.э.) Вавилон достиг величайшего расцвета. Во дворце, стены которого были украшены синими и бирюзовыми изразцами с золотисто-желтыми рельефами, царь для своей жены устроил знаменитые висячие сады. Сады размещались на широкой четырехъярусной башне, внутри каждого яруса были сделаны кирпичные своды. Террасы, выложенные из огромных каменных блоков, сверху были покрыты слоем камыша и залиты асфальтом. Далее шел слой двойного кирпича, поверх которого лежали свинцовые пластины. Слой плодородной почвы, уложенный поверх этих конструкций, позволял высаживать разнообразные растения. Ярусы садов поднимались уступами и соединялись между собой лестницами, выложенными плитами розового и белого камня. Для поливки растений целый день качали воду из Евфрата. Растения ближних и дальних стран, деревья, пальмы, цветы, вознесенные на большую высоту сложными конструкциями, – все это производило неизгладимое впечатление на людей того времени, сады в пыльном засушливом Вавилоне казались чудом. Проходили столетия, город пришел в упадок, ушли в вечность знаменитые сады. Легенда превратила их в висячие сады Семирамиды  – легендарной основательницы Вавилона, которая жила значительно раньше Навуходоносора (9 в. до н.э.).

         5.Статуя Зевса в Олимпии (ок. 430 г. до н.э.)

            В Олимпии, одном из главных святилищ Греции, архитектором Либоном из Элиды был построен величественный храм (сер. 5 в. до н.э.), посвященный богу Зевсу. Дорический храм, превосходивший по размерам все храмы того времени (27,68 × 64,12 м), был сложен из известняковых блоков, украшен мраморными раскрашенными фронтонами (на одном – изображение состязания между Пелопсом и Эномаем, на другом – битва лапифов с кентаврами) и метопами (изображение подвигов Геракла). Внутри находилась статуя Зевса высотой ок. 13 м, выполненная Фидием ок. 430 г. до н.э. У подножья скульптуры была высечена надпись: «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня». Зевс восседал на роскошном троне, верхняя часть тела его была обнажена, нижняя задрапирована в плащ, на голове красовался венок из ветвей оливкового дерева, в одной руке он держал фигурку богини победы – Ники, во второй – жезл, увенчанный изображением орла, священной птицы Зевса. Скульптура была выполнена в хрисоэлефантинной технике (от греч. «хрисос» – золото, «элефантинон» – слоновая кость). К деревянной скульптуре крепились пластины из золота и слоновой кости: открытые части тела Зевса и Ники были сделаны из слоновой кости, одежда, венок – из золота. Трон был также сделан из золота и слоновой кости: спинка, подлокотники и подножие были украшены рельефами из слоновой кости и золотыми изображениями богов и богинь. Ноги Зевса были обуты в золотые сандалии и стояли на скамеечке, украшенной золотыми львами. В 393 Олимпийские игры были запрещены императором Феодосием I как языческий культ. К тому времени, по некоторым сведениям, статуя по частям была расхищена грабителями. Существует предание, что в 475 по приказу Феодосия II, статуя Зевса была перевезена из Олимпии в Константинополь и вскоре погибла во время пожара. Сохранились только описания статуи и изображения на монетах.

Информация о работе Древнейшие мировые культуры