Древнейшие мировые культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшие функции:

аксиологическая - ведущая функция - аккумулирует и передает социальные ценности. Выражает общезначимые ценности.

коммуникативная - искусство является полем, объектом и материалом коммуникации (общения) людей.

просветительская - выражается в распространении накопленного ценностного опыта, стандартов и способов жизни. Искусство знакомит с различными вариантами жизненного опыта.

гедонистическая - сосредотачивает внимание на удовольствии, наслаждении, развлечении, которое доставляет восприятие произведения искусства.

Файлы: 1 файл

контрольная мирка (2).doc

— 190.50 Кб (Скачать)

         6. Статуя Гелиоса в Родосе (ок. 292 - 280 гг. до н.э.)

            Жители о. Родос решили поставить памятник в честь победы 304 до н.э. над македонским царем Деметрием I. Около 290 до н.э. у входа в Родосский порт установили гигантскую статую бога солнца Гелиоса, покровителя острова, получившую название колосс (греч. kolossos – большая статуя) Родосский. Скульптор Харес из родосского города Линд, ученик Лисиппа, отлил из бронзы почти 40-метровую статую, украшенную надписью: «Колосс, на который ты смотришь, высотою 80 локтей (около 32 м) создал Харес, в Линде рожденный». Изображения этой статуи не сохранилось, поэтому предположений о том, как она выглядела, множество. Наиболее достоверных два: статуя могла стоять в гавани, бог Гелиос, изображенный в полный рост, держал в руках факел, между его широко расставленными ногами проплывали корабли; статуя могла стоять в центре города на высоком мраморном постаменте, подняв правую руку ко лбу, вглядываясь вдаль. По рассказу Плиния на изготовление статуи было потрачено 500 талантов бронзы (13 тонн) и 300 талантов железа (7,8 тонн). Колосс был отлит по частям, которые поднимали с помощью земляных насыпей. Основой для статуи служили каменные блоки, скрепленные железом. Лицо и корона с семью лучами были позолочены. Возведение Колосса длилось 12 лет, а просуществовал он около 60 лет. После 220 до н.э. разрушительное землетрясение обрушилось на остров, и статуя рухнула на землю. Предпринимались неоднократные и безуспешные попытки восстановить Колосс. Но даже лежащие на земле обломки вызывали восхищение и изумление. В 977 арабы, захватившие остров, продали бронзовые обломки, которые пошли в переплавку. Так были уничтожены следы знаменитого Колосса, самого недолговечного «чуда света».

7. Маяк в Александрии ( ок. 280 г до н.э.)

            В Александрии – новой столице Египта, основанной в 332–331 до н.э. Александром Македонским, были построены величественный дворец, парки и сады. Здесь находилась гробница Александра Македонского, Мусейон – учреждение при храме Муз, где жили ученые и поэты, знаменитая Александрийская библиотека, в которой хранились около 500 000 свитков. В Александрии жили знаменитые математики (Евклид), ученые, врачи, астрономы. Это был крупный культурный центр того времени. Там же для безопасного подхода судов к городу архитектором Состратом был построен Александрийский маяк (около 280 до н.э.). Огромная трехэтажная башня высотой 120 м находилась на восточном берегу о. Фарос. На стене маяка была высечена надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Прямоугольный в плане первый этаж, сложенный из крупных плит известняка (длина каждой стены – 30,5 м), был ориентирован по сторонам света. Второй этаж – восьмигранная башня, облицованная мраморными плитами, – была ориентирована по направлению восьми главных ветров. Эту часть маяка украшали бронзовые статуи, некоторые из которых служили флюгерами, указывавшими направление ветра. Третий этаж-фонарь был круглой формы, завершался куполом, на котором стояла бронзовое изваяние Посейдона (Зевса), высотой около 7 м. Купол опирался на гранитные колонны. Здесь горел огонь маяка, свет которого усиливался путем отражения его в системе металлических вогнутых зеркал, и был виден издалека. Топливо для огня доставляли наверх навьюченными ослами по винтовой, пологой лестнице. Маяк также служил крепостью, где располагался большой гарнизон, наблюдательным пунктом для обнаружения неприятеля, в подземной части находилась цистерна с питьевой водой на случай осады. Маяк простоял почти тысячу лет, но в 796 был сильно разрушен землетрясением. Позже, пришедшие в Египет арабы пробовали восстановить его: до 14 в. высота маяка составляла всего около 30 м. В конце 15 в. султан Кайт-бей воздвиг на месте маяка крепость, которая стоит и сейчас.

 

Тема 5. Средневековая европейская  культура и  искусство (У-Х1Увв.)

 

Рыцарские романы.

Задание:

Приведите примеры (авторы, названия)

 

Трубадуры - Французские провансальские поэты Х1-Х111 вв. Их изысканная лирика была посвящена куртуазной рыцарской любви.

  Серкамон Lo plaing comens iradamen; Гираут де Борнель S'anc jorn aqui joi e solaz; Guillem de Berguedà Cousiros chan e planh e plor; Бертран де Борн Mon chan fenisc el dol et ab maltraire; Гаусельм Файдит Fortz causa es que tot lo major dan; Аймерик де Пегильян Ja no cugei quem pogues oblidar, S'eu chantei alegres ni jauzens; Бертран д'Аламанон Mout m'es greu d'En Sordel quar l'es faillitz sos sens.

Миннезингеры - Немецкие средневековые придворные певцы (Х11 - Х1Увв.), авторы слов и музыки; воспевали куртуазную рыцарскую любовь, служение богу и феодалу.

Вальтер фон дер Фогельвайде So die bluomen uz dem grase dringent; Diu werlt was gelf, rot unde bla; Under der linden; Ir sult sprechen willekomen. Нидхарт фон Руэнталь Uf dem berge und in dem tal; Der walt stuont aller grise; Der meie der ist riche.

Ваганты - бродячие актеры (нищие студенты, низшие клирики, школяры), вольнодумные певцы Х11 - Х111вв.; основная тема песен - антирелигиозная и антиаскетическая.

Гуго Орлеанский Примас Орфей в аду; Наставление поэту, отправляющемуся к потаскухам; Богатый и нищий. Архипиит Кельнский Просьба по возвращении из Салерно; Исповедь Архипиита Кельнского; Послание к архиканцлеру Регинальду, архиепископу кельнскому; Вальтер Шатильонский Жалоба на своекорыстие и преступления духовенства; "Я, недужный средь недужных..."; Обличение Рима; Зимняя песня; Орден вагантов Орден вагантов; Праздничная песня; Прощание со Швабией; Бахус и Венера Завещание; Вечерняя песня; Жалоба девушки; "Я с тобой, ты со мной...".

Менестрели - профессиональные придворные певцы в средневековой Англии и Франции; основная тема песен - куртуазная любовь и рыцарские подвиги.

Ассиди Вэйнирэн "Разбуди меня на расвете"; "Этот город похож на священный обряд"; "Просто так" (Растворись во мраке, расшибись о тени"). Йовин Париж; Кленовая ветвь;  Готический триллер. Любелия "Не владеть интонацией"; На исход эльфов; Чаша.

         Барды - Профессиональные певцы, странствующие или живущие при дворе английских феодалов (Ирландия, Шотландия, Уэльс).

Муйрдах Потеряв навеки дом…; Настал мне час покинуть сей мир…. Талиесин «Книга Талиесина» и «История Талиесина».

 

Светские вокально - инструментальные жанры средневековья.

Задание:

Приведите примеры

 

Баллада - Лиро - эпический жанр поэзии Англии и Франции (Х1У - ХУ1 вв.)

Король Джон и епископ; Сын патсуха; Баллада о мельнике и его жене;Графиня-цыганка; Джонни-шотландец; Мэри Эмбри; Лэрд Драм;Бродяга; Русалка; Смуглый Эддам; Красавица Мэи; А ну, закрой-ка дверь!

Мадригал - Небольшое музыкально - поэтическое произведение любовно - лирического содержания (Х1У - ХУ1вв.)

В одно дыхание; Si dolce non sono; De! dinmi tu; Musica son (Ландини);

Баркарола - Песня венецианских гондольеров; бытовой музыкальный жанр

Цампа; Немая из Портичи; Вильгельм Телль; Сказки Гофмана.

Баллето - Небольшое вокальное или инструментальное полифоническое сочинение танцевального характера.

Орфей и Эвридик; Tre episodi dal (Luigi Dallapiccola).

 

Тема 6. Культура и искусство Древней Руси.

(У1-Х111вв.)

 

Язычество как феномен древнерусской культуры.

Задание:

Объясните термины и имена:

Навь в Толковом словаре Даля трактуется как встречающийся в некоторых губерниях синоним слов мертвец, покойник, усопший, умерший.

Явь - то, что существует на самом деле, не во сне, бреду или галлюцинации

Правь - "Темная Сила", управляющая Миром, одновременно - загробный мир, "тот свет". Так же - философское понятие, олицетворяющее приоритетно Силы Изменения, совокупность сил, измененяющих мир. Противостоит понятию Явь, приоритетно символизирующей Силы неизменности.

Род - древнее славянское божество, которое стало прародителем абсолютно всех богов и богинь, творцом всего сущего на земле.

Рожаницы - женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага.

Марра и Мор  — одно из подлинных мистических, «тусклых» и, по-видимому, старых созданий в поверьях славянских крестьян. Аромат в виде высоченной мадам или, напротив, сгорбленной старушки, но практически завсегда с длиннющими распущенными власами. На Ярославщине марру воображали привлекательной барышней в седом. По поверьям Тульской губернии и Олонецкого края, марра «зла», одета в дрянь и даже космата: «Детей сначала бякой да запецельной маррой запугивать, оденут шубенку наверх шестью и высказывают: „Вот бяка или запецельная мара ходит“»

Перун - бог-Громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи Пророка (Ильи Громовника).

Велес (Волос) известный в славянской языческой мифологии «скотий Бог», отчётливо противопоставляемый Перуну, одновременно олицетворение хозяйской мудрости.Ярило Ярило - бог весны: он воплощает ее плодородные силы, он приносит ее с собой, от него зависит и ее своевременный приход, и осуществление надежд крестьян. Ярило появляется в положенное время года, распространяет весеннее солнечное тепло, возбуждает производительную силу в растениях и людях, вносит в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств, наполняет людей храбростью.

Мокша (Мокошь) – славянская богиня вселенской судьбы. Макошь, олицетворяя Судьбу, понимается как «слепая», «тёмная», безличная справедливость, «не заинтересованная в каком-либо частном бытии и спешащая растворить его во всеобщем, осуществляя «возмездие».

Лада, Леля. Рожаниц было две: Мать и Дочь. Мать связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Имя ей было Лада. С ним в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно; ладушка, лада - ласковое обращение к супругу. Раньше свадебный сговор назывался "ладины". Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом "лелеять". Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.

Купала - предполагаемый восточнославянский мифологический персонаж, связанный с празднованием летнего солнцестояния — дня Купалы (впоследствии совмещённого с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи 24 июня — Иван Купала.

Сварог - со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог.

Сваротич - сын Сварога — бог огня, покровитель кузнечного дела, почитание огня (прогоняет нечистую силу, тьму).

Хорс - славянский бог Солнца - светила. Как и Перун, Хорс - повелитель молний, поэтому его обычно представляют в образе златокудрого всадника, едущего по небу в колеснице или просто скачущего на коне. Имя «Хорс» происходит от корня «хор», обозначает «круг», «окружность», что так же отражается его связь с солнцем.

Дажбог - бог плодородия и солнечного света, первопредок славян.

 

Иконографический канон.

Задание:

Приведите примеры (названия икон, фресок)

 

Богоматерь элеуса Владимирская икона Божией матери «Умиление»;

Богоматерь одигитрия Смоленская икона Божией Матери; Донская икона;

Богоматерь оранта  Ярославская Оранта; Мирожская икона; Новгородская икона «Знамение»; Курско-Коренная икона.

 

Тема 7. Культура и искусство эпохи Возрождения.

Музыка  Возрождения

Задание:

Страна

Имена

Произведения

Италия

1.Пьетро Казелло

2.Лука Маренцио

3.Джованни Пьерлуиджи де Палестрина

4.Пери Эвридика

1.Божественная комедия

2. la venexiana, claudio cavina

3. Missa brevis, Inviolata и Aeterna munera Christi

4. Дафна Якопо Пери

Германия

1. Генрих Альберт

2. Йохан Крюгер

3. Самуэль Шейдт

1. Cleomedes, Prussiarchus oder Sorbuisa

2.Praxis pietatis melica

3. Antiones sacrae, Concertus sacri

Фландрия

1.Гийом Дюфаи

2.Матео Ромеро

 

 

1.       Nuper rosarum flores

2.       Kyrie (a 8)

Нидерланды

 

1.Якоб Ван Эйк

2. Иоанн Флорентий Кемпийский

 

 

1.Der fluiten-lusthof

             2. «Подражание Христу»

Информация о работе Древнейшие мировые культуры