Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:49, контрольная работа
Важнейшие функции:
аксиологическая - ведущая функция - аккумулирует и передает социальные ценности. Выражает общезначимые ценности.
коммуникативная - искусство является полем, объектом и материалом коммуникации (общения) людей.
просветительская - выражается в распространении накопленного ценностного опыта, стандартов и способов жизни. Искусство знакомит с различными вариантами жизненного опыта.
гедонистическая - сосредотачивает внимание на удовольствии, наслаждении, развлечении, которое доставляет восприятие произведения искусства.
6. Статуя Гелиоса в Родосе (ок. 292 - 280 гг. до н.э.)
Жители о. Родос решили поставить памятник в честь победы 304 до н.э. над македонским царем Деметрием I. Около 290 до н.э. у входа в Родосский порт установили гигантскую статую бога солнца Гелиоса, покровителя острова, получившую название колосс (греч. kolossos – большая статуя) Родосский. Скульптор Харес из родосского города Линд, ученик Лисиппа, отлил из бронзы почти 40-метровую статую, украшенную надписью: «Колосс, на который ты смотришь, высотою 80 локтей (около 32 м) создал Харес, в Линде рожденный». Изображения этой статуи не сохранилось, поэтому предположений о том, как она выглядела, множество. Наиболее достоверных два: статуя могла стоять в гавани, бог Гелиос, изображенный в полный рост, держал в руках факел, между его широко расставленными ногами проплывали корабли; статуя могла стоять в центре города на высоком мраморном постаменте, подняв правую руку ко лбу, вглядываясь вдаль. По рассказу Плиния на изготовление статуи было потрачено 500 талантов бронзы (13 тонн) и 300 талантов железа (7,8 тонн). Колосс был отлит по частям, которые поднимали с помощью земляных насыпей. Основой для статуи служили каменные блоки, скрепленные железом. Лицо и корона с семью лучами были позолочены. Возведение Колосса длилось 12 лет, а просуществовал он около 60 лет. После 220 до н.э. разрушительное землетрясение обрушилось на остров, и статуя рухнула на землю. Предпринимались неоднократные и безуспешные попытки восстановить Колосс. Но даже лежащие на земле обломки вызывали восхищение и изумление. В 977 арабы, захватившие остров, продали бронзовые обломки, которые пошли в переплавку. Так были уничтожены следы знаменитого Колосса, самого недолговечного «чуда света».
7. Маяк в Александрии ( ок. 280 г до н.э.)
В Александрии – новой столице Египта, основанной в 332–331 до н.э. Александром Македонским, были построены величественный дворец, парки и сады. Здесь находилась гробница Александра Македонского, Мусейон – учреждение при храме Муз, где жили ученые и поэты, знаменитая Александрийская библиотека, в которой хранились около 500 000 свитков. В Александрии жили знаменитые математики (Евклид), ученые, врачи, астрономы. Это был крупный культурный центр того времени. Там же для безопасного подхода судов к городу архитектором Состратом был построен Александрийский маяк (около 280 до н.э.). Огромная трехэтажная башня высотой 120 м находилась на восточном берегу о. Фарос. На стене маяка была высечена надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Прямоугольный в плане первый этаж, сложенный из крупных плит известняка (длина каждой стены – 30,5 м), был ориентирован по сторонам света. Второй этаж – восьмигранная башня, облицованная мраморными плитами, – была ориентирована по направлению восьми главных ветров. Эту часть маяка украшали бронзовые статуи, некоторые из которых служили флюгерами, указывавшими направление ветра. Третий этаж-фонарь был круглой формы, завершался куполом, на котором стояла бронзовое изваяние Посейдона (Зевса), высотой около 7 м. Купол опирался на гранитные колонны. Здесь горел огонь маяка, свет которого усиливался путем отражения его в системе металлических вогнутых зеркал, и был виден издалека. Топливо для огня доставляли наверх навьюченными ослами по винтовой, пологой лестнице. Маяк также служил крепостью, где располагался большой гарнизон, наблюдательным пунктом для обнаружения неприятеля, в подземной части находилась цистерна с питьевой водой на случай осады. Маяк простоял почти тысячу лет, но в 796 был сильно разрушен землетрясением. Позже, пришедшие в Египет арабы пробовали восстановить его: до 14 в. высота маяка составляла всего около 30 м. В конце 15 в. султан Кайт-бей воздвиг на месте маяка крепость, которая стоит и сейчас.
Тема 5. Средневековая европейская культура и искусство (У-Х1Увв.)
Рыцарские романы.
Задание:
Приведите примеры (авторы, названия)
Трубадуры - Французские провансальские поэты Х1-Х111 вв. Их изысканная лирика была посвящена куртуазной рыцарской любви.
Серкамон Lo plaing comens iradamen; Гираут де Борнель S'anc jorn aqui joi e solaz; Guillem de Berguedà Cousiros chan e planh e plor; Бертран де Борн Mon chan fenisc el dol et ab maltraire; Гаусельм Файдит Fortz causa es que tot lo major dan; Аймерик де Пегильян Ja no cugei quem pogues oblidar, S'eu chantei alegres ni jauzens; Бертран д'Аламанон Mout m'es greu d'En Sordel quar l'es faillitz sos sens.
Миннезингеры - Немецкие средневековые придворные певцы (Х11 - Х1Увв.), авторы слов и музыки; воспевали куртуазную рыцарскую любовь, служение богу и феодалу.
Вальтер фон дер Фогельвайде So die bluomen uz dem grase dringent; Diu werlt was gelf, rot unde bla; Under der linden; Ir sult sprechen willekomen. Нидхарт фон Руэнталь Uf dem berge und in dem tal; Der walt stuont aller grise; Der meie der ist riche.
Ваганты - бродячие актеры (нищие студенты, низшие клирики, школяры), вольнодумные певцы Х11 - Х111вв.; основная тема песен - антирелигиозная и антиаскетическая.
Гуго Орлеанский Примас Орфей в аду; Наставление поэту, отправляющемуся к потаскухам; Богатый и нищий. Архипиит Кельнский Просьба по возвращении из Салерно; Исповедь Архипиита Кельнского; Послание к архиканцлеру Регинальду, архиепископу кельнскому; Вальтер Шатильонский Жалоба на своекорыстие и преступления духовенства; "Я, недужный средь недужных..."; Обличение Рима; Зимняя песня; Орден вагантов Орден вагантов; Праздничная песня; Прощание со Швабией; Бахус и Венера Завещание; Вечерняя песня; Жалоба девушки; "Я с тобой, ты со мной...".
Менестрели - профессиональные придворные певцы в средневековой Англии и Франции; основная тема песен - куртуазная любовь и рыцарские подвиги.
Ассиди Вэйнирэн "Разбуди меня на расвете"; "Этот город похож на священный обряд"; "Просто так" (Растворись во мраке, расшибись о тени"). Йовин Париж; Кленовая ветвь; Готический триллер. Любелия "Не владеть интонацией"; На исход эльфов; Чаша.
Барды - Профессиональные певцы, странствующие или живущие при дворе английских феодалов (Ирландия, Шотландия, Уэльс).
Муйрдах Потеряв навеки дом…; Настал мне час покинуть сей мир…. Талиесин «Книга Талиесина» и «История Талиесина».
Светские вокально - инструментальные жанры средневековья.
Задание:
Приведите примеры
Баллада - Лиро - эпический жанр поэзии Англии и Франции (Х1У - ХУ1 вв.)
Король Джон и епископ; Сын патсуха; Баллада о мельнике и его жене;Графиня-цыганка; Джонни-шотландец; Мэри Эмбри; Лэрд Драм;Бродяга; Русалка; Смуглый Эддам; Красавица Мэи; А ну, закрой-ка дверь!
Мадригал - Небольшое музыкально - поэтическое произведение любовно - лирического содержания (Х1У - ХУ1вв.)
В одно дыхание; Si dolce non sono; De! dinmi tu; Musica son (Ландини);
Баркарола - Песня венецианских гондольеров; бытовой музыкальный жанр
Цампа; Немая из Портичи; Вильгельм Телль; Сказки Гофмана.
Баллето - Небольшое вокальное или инструментальное полифоническое сочинение танцевального характера.
Орфей и Эвридик; Tre episodi dal (Luigi Dallapiccola).
Тема 6. Культура и искусство Древней Руси.
(У1-Х111вв.)
Язычество как феномен древнерусской культуры.
Задание:
Объясните термины и имена:
Навь в Толковом словаре Даля трактуется как встречающийся в некоторых губерниях синоним слов мертвец, покойник, усопший, умерший.
Явь - то, что существует на самом деле, не во сне, бреду или галлюцинации
Правь - "Темная Сила", управляющая Миром, одновременно - загробный мир, "тот свет". Так же - философское понятие, олицетворяющее приоритетно Силы Изменения, совокупность сил, измененяющих мир. Противостоит понятию Явь, приоритетно символизирующей Силы неизменности.
Род - древнее славянское божество, которое стало прародителем абсолютно всех богов и богинь, творцом всего сущего на земле.
Рожаницы - женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага.
Марра и Мор — одно из подлинных мистических, «тусклых» и, по-видимому, старых созданий в поверьях славянских крестьян. Аромат в виде высоченной мадам или, напротив, сгорбленной старушки, но практически завсегда с длиннющими распущенными власами. На Ярославщине марру воображали привлекательной барышней в седом. По поверьям Тульской губернии и Олонецкого края, марра «зла», одета в дрянь и даже космата: «Детей сначала бякой да запецельной маррой запугивать, оденут шубенку наверх шестью и высказывают: „Вот бяка или запецельная мара ходит“»
Перун - бог-Громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи Пророка (Ильи Громовника).
Велес (Волос) известный в славянской языческой мифологии «скотий Бог», отчётливо противопоставляемый Перуну, одновременно олицетворение хозяйской мудрости.Ярило Ярило - бог весны: он воплощает ее плодородные силы, он приносит ее с собой, от него зависит и ее своевременный приход, и осуществление надежд крестьян. Ярило появляется в положенное время года, распространяет весеннее солнечное тепло, возбуждает производительную силу в растениях и людях, вносит в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств, наполняет людей храбростью.
Мокша (Мокошь) – славянская богиня вселенской судьбы. Макошь, олицетворяя Судьбу, понимается как «слепая», «тёмная», безличная справедливость, «не заинтересованная в каком-либо частном бытии и спешащая растворить его во всеобщем, осуществляя «возмездие».
Лада, Леля. Рожаниц было две: Мать и Дочь. Мать связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Имя ей было Лада. С ним в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно; ладушка, лада - ласковое обращение к супругу. Раньше свадебный сговор назывался "ладины". Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом "лелеять". Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.
Купала - предполагаемый восточнославянский мифологический персонаж, связанный с празднованием летнего солнцестояния — дня Купалы (впоследствии совмещённого с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи 24 июня — Иван Купала.
Сварог - со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог.
Сваротич - сын Сварога — бог огня, покровитель кузнечного дела, почитание огня (прогоняет нечистую силу, тьму).
Хорс - славянский бог Солнца - светила. Как и Перун, Хорс - повелитель молний, поэтому его обычно представляют в образе златокудрого всадника, едущего по небу в колеснице или просто скачущего на коне. Имя «Хорс» происходит от корня «хор», обозначает «круг», «окружность», что так же отражается его связь с солнцем.
Дажбог - бог плодородия и солнечного света, первопредок славян.
Иконографический канон.
Задание:
Приведите примеры (названия икон, фресок)
Богоматерь элеуса Владимирская икона Божией матери «Умиление»;
Богоматерь одигитрия Смоленская икона Божией Матери; Донская икона;
Богоматерь оранта Ярославская Оранта; Мирожская икона; Новгородская икона «Знамение»; Курско-Коренная икона.
Тема 7. Культура и искусство эпохи Возрождения.
Музыка Возрождения
Задание:
Страна | Имена | Произведения |
Италия | 1.Пьетро Казелло 2.Лука Маренцио 3.Джованни Пьерлуиджи де Палестрина 4.Пери Эвридика | 1.Божественная комедия 2. la venexiana, claudio cavina 3. Missa brevis, Inviolata и Aeterna munera Christi 4. Дафна Якопо Пери |
Германия | 1. Генрих Альберт 2. Йохан Крюгер 3. Самуэль Шейдт | 1. Cleomedes, Prussiarchus oder Sorbuisa 2.Praxis pietatis melica 3. Antiones sacrae, Concertus sacri |
Фландрия | 1.Гийом Дюфаи 2.Матео Ромеро
| 1. Nuper rosarum flores 2. Kyrie (a 8) |
Нидерланды |
1.Якоб Ван Эйк 2. Иоанн Флорентий Кемпийский
| 1.Der fluiten-lusthof2. «Подражание Христу» |