Древнейшие мировые культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшие функции:

аксиологическая - ведущая функция - аккумулирует и передает социальные ценности. Выражает общезначимые ценности.

коммуникативная - искусство является полем, объектом и материалом коммуникации (общения) людей.

просветительская - выражается в распространении накопленного ценностного опыта, стандартов и способов жизни. Искусство знакомит с различными вариантами жизненного опыта.

гедонистическая - сосредотачивает внимание на удовольствии, наслаждении, развлечении, которое доставляет восприятие произведения искусства.

Файлы: 1 файл

контрольная мирка (2).doc

— 190.50 Кб (Скачать)

 

 

Искусство Возрождения и его мировое значение.

Задание:

   Приведите примеры в пользу обеих точек зрения:

 

            Противоположные оценки эпохи:

           1. "величайший творческий подъем" (Вазари , Маркс)

            Термин «Renissance» (Возрождение) был введен мыслителем и художником самой эпохи Джорджо Вазари Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений. Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483- 1520) , Леонардо да Винчи (1452- 1519) , Микеланджело Буонарроти (1475- 1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии. Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Валла (1407- 1457) и Л. Альберти (1404- 1472) считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе: “Благородство - словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не были.” Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

             2. "жизненная драма, кризис личности, нравственная деградация" (Ортега-и-Гассет, Хейзинга, Бердяев).

            Проблемы, характерные для эпохи Возрождения, возникают и в современном обществе: падение нравственности, преступность, стремление к роскоши и т.д. Наиболее ярко деградация личности проявляется в Италии. Передовые люди того времени не знали выхода из этого положения, которое казалось почти безвыходным. Высокоодаренные люди видели сиу способную противостоять дурным влияниям в чувстве чести. Оно представляло собой смесь совести и себялюбия. Это чувство может уживаться с настоящим эгоизмом и самыми тяжелыми пороками. Для индивидуально развитых европейцев оно стало определяющим мотивом в большинстве случаев жизни. У итальянцев эпохи Возрождения трудно отделить чувство чести от непосредственного стремления к славе или известности. Очень часто первое переходит во второе. Итальянцы первыми из европейских народов становятся азартными игроками под влиянием воображения, рисующего человеку заманчивую картину роскоши и наслаждений с такой силой, что он решается на любой риск. Мстительность благодаря той же фантазии приобретает особенный характер. Итальянцы не могли простить обиды. В народном сознании кровавая месть считается обязанностью, принимает часто самую ужасную форму. Взаимная мстительность прочно укрепляется в жизни. Правительства и городские трибуналы признают право мести; среди крестьян она имеет такое же широкое распространение. В Италии эпохи Возрождения супружеские измены совершались чаще и сознательнее, чем в любой другой стране. Молодые девушки высшего сословия тщательно оберегали себя, но замужние свободно отдавались страстям. Количество браков из-за этого не уменьшилось, семейная жизнь не рушилась. Люди не желали себя ни в чем стеснять, но в то же время не намерены были лишать себя семейных радостей. Воображение становится главной причиной, почему любого рода страсть принимает здесь бурный характер и рождает преступление. В Италии была распространена практика наемных убийц. Неаполь в этом отношении первенствует среди городов. Но и в других местностях совершались такие преступления. Меняется  философский взгляд на человека и его природу. Человек уже не рассматривается как исключительно греховное и падшее существо. Пико делла Мирандола, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, в своем трактате "Речь о достоинстве человека" пишет, что "человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения"1. Создается Возрожденческий антропоцентризм, основой которого является представление о человеке как целостном, гармоничном, творческом и свободном существе. Выдвигается, так сказать, "новая идея человека". Совершенным в человеке является не только душа, но и тело, а сам человек есть высшее и совершенное проявление природы. Этот новый взгляд на человека утверждался постепенно на всем протяжении эпохи Возрождения. В XV веке (период раннего Возрождения) по меткому выражению Ортега-и-Гассета, испанского философа ХХ века, "человек заблудился в самом себе, т.е. он выпал из одной системы верований и пока не утвердился в другой". Это был век меланхоликов, таков Гамлет в одноименной пьесе В. Шекспира.

 

Тема 8. Культура и искусство Московской Руси (ХIV-ХVIIвв.).

 

"Золотой век русской иконописи".

Задание:

Укажите известные Вам произведения иконописцев:

Феофан Грек: «Успение Божьей Матери», «Донская икона Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.

Андрей Рублев:  «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», «Живоначальная Троица», «Владимирская богоматерь».

Дионисий: роспись собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре, житийные иконы митрополитов Петра и Алексея, «Богоматерь Одигитрия» , «Крещение Господне», «Спас в силах» и «Распятие» , «Сошествие в ад».

 

Архитектура Московского царства.

Зодчество ХV-ХVI в. отразило возросший международный авторитет Руси. Воплотило идею образования единого национального государства.

Были построены: Московский Кремль, Псковский, Новгородский; кремли в Казани, Астрахани, Смоленске.

Создание комплекса московского Кремля.

В конце ХV века был построен Московский Кремль. На территории кремля располагались: Благовещенский собор (домовая церковь великих князей), Архангельский собор (усыпальница московских князей), Успенский собор, Грановитая палата (тронный зал для приема послов).

 

Архитектурные стили ХV-ХVII в.

Задание:

 

Приведите примеры архитектурных стилей ХV-ХVII в.:

 

           Крестово-купольный: Архангельский собор, Спасо-Преображенский собор.

           Шатровый: Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе, Вознесенская церковь в Коломенском, собора Покрова на рву (храма Василия Блаженного),  церковь Воскресения Христова в подмосковном селе Городня,   Борисоглебская церковь в Борисов-Городке под Можайском,    Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре Углича.      

           Московское, или нарышкинское, барокко: церковь Покрова в Филях,  церковь Троицы в Троицком-Лыкове , Успенский собор в Рязани, церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметьевом дворе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Список используемой литературы

 

     1. Г.В. Драч –История мировой культуры (мировых цивилизаций): учебное пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. специальностям / [авт. кол.: Г.В. Драч, В.Д. Бакулов, В.К. Королев и др.]; под науч. ред. Г.В. Драча. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 544 с.

     2. Соловьев Е.А. – История мировой культуры: учебное пособие [для студ. гуманитар. факультетов, учащихся колледжей и школ]. Ч. 1 / Е.А. Соловьев, Л.А. Новикова. – М.: РУДН, 2006. – 238 с.

    3. А.М. Белюков – Мировая культура и искусство [Текст]: учебное пособие / сост. А.М. Белюков, Р.С. Бикметов, Г.В. Борисова и др. – Кемерово: ГУ КузГТУ, 2004. – 232 с.

           4. Артисты. Композиторы. Художники [Электронный ресурс]: Биографическая б-ка Ф.Павленкова: Тексты, музыка, иллюстрации. – Электрон. дан. – М.: ИДДК, 2002. – 1 CD-ROM. – (Классика. Электронная книга. Жизнь замечат. людей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Древнейшие мировые культуры