Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:27, реферат
В качестве универсальной классификационной схемы, способной объединить различные сферы человеческой деятельности с их подчинением религиозным предписаниям, выступала пятиэлементная космологическая модель, в которой мировое пространство распределялось по пяти зонам.
В качестве универсальной классификационной схемы, способной объединить различные сферы человеческой деятельности с их подчинением религиозным предписаниям, выступала пятиэлементная космологическая модель, в которой мировое пространство распределялось по пяти зонам. Четыре из них — Восток, Юг, Запад и Север — соответствуют четырем сторонам света. Пятая, обозначаемая как Центр (Чжун), ассоциируется с центром мира. Главными временными координатами в разбираемой модели служили времена года, в китайской терминологии четыре сезона (сы ши) — весна (Восток), лето (Юг), осень (Запад) и зима (Север). Для Центра выделялся специальный временной промежуток, приходившийся, по лунному календарю, на вторую половину июля — начало августа. Важно, что данная космологическая модель отнюдь не являлась порождением абстрактно-теоретических построений, как это нередко видится на материале ее философских изложений и трактовок.
Ее отдельные
элементы угадываются во
Каждая пространственно-
Для обозначения и символической передачи пространственно-временных зон использовался обширный набор знаковых рядов, включающих цветовую символику, числовую, натурфилософскую (природные сущности и так называемые первоэлементы) и астральную. Во-первых, данная модель реализовывалась в собственно ритуальной деятельности, концентрирующейся вокруг сезонных обрядов. Параллельно, в Китае утвердилась пятерка божеств — повелителей частей света (Пять императоров — Уди), в которую входил тот же Желтый император, но уже в ипостаси «владыка Центра»; Сине-зеленый император (Цин-ди) — владыка Востока; Огненный (Красный) император (Янъ-ди, Чи-ди) — владыка Юга; Белый император (Бай-ди) — владыка Запада; и Черный император (Хэй-ди) — владыка Севера. Когда именно возникла эта пятерка, сказать трудно. Очевидно лишь, что она была создана искусственно, так как в нее вошли различные по своему происхождению персонажи. Так, Цин-ди отождествлялся с архаическим правителем-божеством Фу-си. Огненный император, по единодушному мнению исследователей, исходно являлся древним богом солнца и огня. Белый император ведет свое происхождение от образа еще одного архаического государя божественного происхождения Шао-хао. А Черный император отождествляется с совершенномудрым государем Чжуань-сюй. Тем не менее, при Хань и в эпоху Шести династий культ пяти божеств — повелителей частей света входил в государственные верования: им приносились специальные жертвоприношения, сопровождаемые сложенными в их честь песнопениями; тексты некоторых из них сохранились.
Во-вторых, пятиэлементная модель предопределила официальное этикетно-ритуальное положение, согласно которому правителю в каждый конкретный сезон и месяц полагалось проживать в строго определенных апартаментах, носить одеяния и украшения нужного цвета, есть соответствующую пищу, приносить в жертву соответствующие органы животных и т. д. К этому положению восходят типологии «живых тварей» («безволосые» — человек, Центр; «чешуйчатые» — насекомые, Восток; «пернатые» — птицы, Юг; «волосатые» — звери, Запад; «панцирные» — черепаха и пресмыкающиеся, Север); сельскохозяйственных культур (Пять злаков) и домашних животных, исходно служивших календарной пищей; запахов и вкусовых ощущений. Все они легли в основание традиционных китайских естественно-познавательных дисциплин, теорий хозяйствования, экономических концепций медицины, и по своей типологии (характеров, благих и дурных качеств) составляли суть китайских гуманитарных знаний — философии, общественно-политической мысли, историологии.
Подобная организация
обнаруживается в устройстве
высшего управленческого
Общая для Поднебесной пятичленная космогоническая модель имела пять пространственных ориентиров: центр, восток, запад, юг, север. Центр воспринимался как сторона света, указующая на мировую вертикаль, коей древний Китай был непосредственно сопричастен. Старинным самоназванием страны было Центральное/Срединное государство (Чжунго), или Поднебесная (Тянься), что означало ту часть земли, на которую падает проекция сакрального небесного круга. «Тянься» дословно означает «вниз от Неба» — нисхождение по мировой вертикали божественного порядка и благодати на избранную страну.
Каждая из зон имела свою вертикальную ось — мировую гору. Горы — это опорные столпы мироздания, они представляют на земле вечное Небо, Путь к Небу, «тот «верх», откуда лилось на землю само Время (прошлое в китайском метафизическом представлении обозначалось глаголом шан, первичным значением которого был «верх»)» (С.А. Торопцев). Для человека горы были пристанищем духа, символом покоя души. В Китае существуют пять знаменитых гор, пять сакрализованных природных объектов, находящихся в центре, на востоке, западе, юге и севере.
Пятичленная космогоническая субмодель нашла отражение в пейзажах, изображающих ряд горных вершин. Наложение на нее изначальной двухчленной модели инь/ян сформировало принцип композиционной асимметрии в пейзаже — чаще всего горы делятся на ритмические группы в три и две горы, что соответствует принципам инь и ян.
Одинокая вершина отсылает нас к космогонической картине южного региона Китая — царства Чу. Чуская модель отличалась ориентацией только по двум сторонам света — восток/запад и смещением сакрального центра, волшебной горы Куньлунь, в иномирное далеко запада. На горе Куньлунь росло Нефритовое дерево с плодами бессмертия, рядом находился Нефритовый пруд и дворец великой богини. Запад был местом, куда удалялись души предков, а также жили бессмертные боги (сяни). Раз в десять тысяч лет на персиковых деревьях в саду великой богини появлялись плоды бессмертия.
Чуская традиция сохранилась и даже актуализировалась в даосских верованиях, оказавших влияние на китайскую классическую живопись. Из нее в живопись пришла триада гора/дерево/вода, означающая священный центр мира, место обретения бессмертия и проникновения в суть бытия. Оттуда же родом символика гротов (пещер, углублений, скальных навесов) как особых пространственных зон, в которых находятся проходы в иной мир, в инобытие.