Мифы первобытного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:07, реферат

Краткое описание

Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
Мир переменился. Давно уже замолкли боги и герои, оживлявшие воображение древних народов, но, воплощенные в литературных образах, они волнуют нас как вечная и неугасимая мечта о прекрасном.
Мифология древнего мира – великая сокровищница созданий человеческого гения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
1. Миф и его роль в формировании первобытной культуры………….…..4
2. Миф не есть выдумка, или фикция, не есть фантастический вымысел….6
3. Мифология древнего мира…………………………………………………8
4. Мифология - исторический тип мировоззрения…………………………12
Заключение………………………………………………………………….13
Список использованной литературы……………………………………..14

Файлы: 1 файл

оля реферат.docx

— 37.40 Кб (Скачать)

 

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Центральный филиал

 

 

факультет непрерывного образования

по подготовке специалистов

для судебной системы 

 

 

 

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

 

реферат

по  дисциплине «Культурология»

                           

 

Мифы  первобытного общества

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

очной формы обучения

группы 101

Степанюгина О.С.

 

 

Научный руководитель:

Ст. преподаватель  

                        Колупаева Е.А.   

 

Дата представления  работы

 20 _ г.

 

 

 

 

 

воронеж

2013

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Миф и его роль в формировании первобытной культуры………….…..4
  2. Миф не есть выдумка, или фикция, не есть фантастический вымысел….6
  3. Мифология древнего мира…………………………………………………8
  4. Мифология - исторический тип мировоззрения…………………………12

Заключение………………………………………………………………….13

Список использованной литературы……………………………………..14

 

Введение

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Само слово "миф" имеет древнегреческое  происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским  народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие  и римские мифы, позже им стало  известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях  и их героях. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического  развития более или менее развитая мифология существовала практически  у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются  в мифологических циклах разных народов.

 Сегодня большинство ученых  склоняются к тому мнению, что  секрет происхождения мифа следует  искать в том, что мифологическое  сознание явилось древнейшей  формой понимания и осмысления  мира, понимания природы, общества  и человека. Миф возник из потребности  древних людей в осознании  окружающей его природной и  социальной стихии, сущности человека.

 

 

1.Миф и его роль в формировании первобытной культуры

«Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества»

Несмотря на фантастичность с точки  зрения современного человека наивных  представлений первобытной эпохи  о мире, для древнего человека никогда не возникало даже вопроса о том, насколько достоверно то, что сообщает миф. «Для первобытного человека мифология являлась объективной действительностью» Другими словами, первобытный человек искренне верил в правдивость того, что сообщал ему миф, будь то сказание о богах и древних героях или представления об одухотворенности природы и его посмертном перерождении в новую ипостась. Действительно, мифология выступала не просто основой мировоззрения первобытного человека, она и была этим самым мировоззрением. В таком виде миф стал началом человеческого сознания, представлений человека о мире и своем месте в нем. «Мифология – это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение. Мы можем сказать о первообразе, что он является копией чего-то, что находится вне сознания. О первообразе мы так сказать не можем. Первообраз – образ самого сознания. От любого образа мы можем отделаться, забыть его. А от первообраза нельзя отделаться, хотя можно и не знать о нем, не испытывать его влияния. Первообраз – это глаз» сознания. Мы видим глазом, а самого глаза не видим. Так и с первообразом: с его помощью мы осознаем или мыслим, но помылить сам первообраз так же трудно, как увидеть глаз». Таким образом, можно сказать, что все мышление первобытного человека было мифологическим. Соответственно миф играл роль основы всей духовной культуры первобытного общества, соединяя прошлое и современность. Мифология стала своеобразной идеологией первобытного общества. «Она имела те же особенности, что и первобытная культура в целом: синкретизм, антропоморфизм, примитивный коллективизм».

Первичные религиозные верования  древних людей были разнообразны, нередко переплетались и сосуществовали и позднее нашли свое отражение в развитых религиозных системах первых человеческих цивилизаций. К ним относятся тотемизм (вера в существование связи между родовой группой и тотемом – видом животных, растений, каких-либо предметов или явлений природы), анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно), аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение), фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов), магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом).

Как и все остальное, что было в жизни первобытного человека, религиозные  представления должны были служить  задаче выживания рода. Они объясняли явления окружающего мира, указывали способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, пути существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были весьма устойчивы и при отсутствии внешних воздействий могли, не изменяясь, существовать тысячелетиями. Так, образ жизни примитивных племен центральной Африки, вероятно, ничем не отличается от того, как жили их предки тысячи лет назад, но можно с уверенностью утверждать, что этот способ построения существования является наиболее оптимальным для данного региона с его особенностями, и можно не сомневаться,что при условии невмешательства внешнего цивилизованного мира и природных катаклизмов в жизнь этих людей их образ существования не изменится еще неограниченно долгое время. И религия играет важную роль в формировании отношений человека и природы.

 

    2.Миф не есть выдумка, или фикция, не есть                    фантастический вымысел

Первобытные люди, будучи не в состоянии  понять и объяснить всевозможные явления природы - гром, молнию, дождь, огромные лесные пожары, радугу, движение солнца и луны, зори и облака, считали  их духами, то есть силами вполне одушевлёнными. Кроме того, они одухотворяли растения и животных, даже мельчайших насекомых  и поклонялись им. Из этих темных представлений появилась первобытная  религия и первобытные мифы.

Миф не есть выдумка, или фикция, не есть фантастический вымысел. Разумеется, мифология есть выдумка, если применить к ней точку зрения науки, да и то не всякой, но лишь той, которая характерна для узкого круга ученых новоевропейской истории последних двух трех столетий. Однако, мы условились рассматривать миф исключительно лишь с точки зрения самого же мифа, глазами мифа, мифическими глазами. А с точки зрения самого мифического сознания ни в каком случае нельзя сказать, что миф есть фикция, и игра фантазии. Миф есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но наиболее яркое и самая подлинная действительность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола. Миф – необходимейшая, прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая категория мысли и жизни, и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это – подлинное и максимально конкретная реальность. Ученые мифологи почти всегда находятся во власти этого всеобщего предрассудка, но нас интересует миф, а не та или иная эпоха в развитии научного сознания. Миф не выдумка, а содержит в себе строгую и определенную структуру, а, следовательно, является основной категорией сознания и бытия вообще.

Миф не есть научное построение.

Научное отношение к мифу, как  один из видов абстрактного отношения, предполагает изолированную интеллектуальную функцию. Надо очень много наблюдать  и запоминать, очень много анализировать  и синтезировать, внимательно отделять существенное от несущественного, чтобы в итоге получить хоть какое-нибудь элементарное научное обобщение. Наука в этом смысле чрезвычайно хлопотлива и полна суеты. Несмотря на всю абстрактную логичность науки, почти все наивно убеждены, что мифология и первобытная наука – одно и то же. Как бороться с этими застарелыми предрассудками? Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. И тем не менее думают, что это - начало науки. Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями.

 

                    3. Мифология древнего мира

Мир  для  первобытного  человека  был  живым  существом.  Эта   жизнь проявлялась в "личностях" - в человеке, звере и растении, в каждом  явлении, с которым  человек сталкивался, - в ударе  грома, в незнакомой лесной  поляне, в камне, неожиданно  ударившем  его,  когда  он  споткнулся  на  охоте.  Эти явления воспринимались как своеобразный  партнер,  обладающий  своей  волей, "личностными" качествами,  а  переживание  столкновения  подчиняло  себе  не только связанные  с этим поступки и чувства, но,  не  в  меньшей  степени,  и  сопутствующие мысли и объяснения. Итак,  человек  сталкивается  с  бытием  окружающего  мира  и  целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение  вовлечены  в него в той же мере,  что  и  интеллектуальные  способности.  Каждое  событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем  самым  объяснения. Подобное единство возможно лишь в  форме  своеобразного  рассказа,  должно воспроизвести  и  переживаемое  событие  и  раскрыть  его  причинную обусловленность. Именно такой "рассказ" и имеют  в  виду,  когда  употребляют  слово "миф". Другими словами, рассказывая мифы,  древние  люди  использовали принципиально   отличающиеся   от   привычных   нам   методы   описания    иинтерпретации.  Роль   абстрактного   анализа    играло    метафорическое отождествление.  Например,  современный  человек  говорит,  что  атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы  Ближнего Востока, наблюдая подобное  событие,  внутренне  переживали  его  совершенно иначе. Им на помощь  прилетела  долгожданная  птица  Имдугуд,  покрыла небо черными грозовыми тучами и пожрала Небесного быка,  чье горячее дыхание спалило посевы. В этом рассказе (мифе) главное - то единство, с каким переживается,  а соответственно  мыслится  и описывается реальное  взаимодействие  древнего человека и сил природы. Люди рассказывают о событиях,  от  которых зависело само  их  существование.  Они  непосредственно  пережили  столкновение  двух одухотворенных, как им казалось,  сил:  враждебной,  губившей  их  урожай  и угрожавшей  тем  самым  их  жизни,  и   другой,   устрашающей   (гром),   но доброжелательной к ним. Оставалось лишь назвать эти силы и построить  на  их именах  ассоциативно-метафизический  ряд   умозаключений,   являющих   собой причудливую смесь фантазии и реальности.

Следует учитывать, что в глазах  первобытного  человека  сверхприродное пронизывало и поддерживало природное.  Отсюда  текучесть  природы.  Мифы  не объясняют ее,  они  ее  только  отражают.  Она,  эта  сверхприрода,  и дает содержание мифам, столь смущающим наш рациональный ум.

    Мысль в мифологическом  сознании была объектом  внутреннего   восприятия, она  не  думалась,  но  обнаруживалась  в  своей явленности,  так сказать, виделась и слышалась. 

  Образность в мифе неотделима  от  мысли,  так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается   впечатление   и, соответственно,  событие. Миф становится способом   миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она  формирует свое понимание истинной сущности бытия, т.е.  миф выступает в роли  своеобразной  философии или метафизики древнего человека.

Общепринятой теории мифа нет до  сих  пор, поэтому  необходимо познакомиться  с  самыми  известными из выдвигавшихся гипотез. Первую серьезную философию мифа создал  итальянский  ученый   Дж. Вико,   который полагал, что мифы складываются  как  игра  фантазии,  вызванная  интуитивным ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними.  Ему  же  принадлежит мысль, что различные типы мифов возникают на  разных  уровнях  общественного развития.  "Первые  люди,  как бы  дети  рода  человеческого,   неспособные образовать родовые  понятия  вещей, естественно, были вынуждены сочинять поэтические характеры,  т.е.  фантастические  роды  или  универсалии,  чтобы сводить к ним как к идеальным портретам все отдельные виды''.  Он же  предположил  позже,  что  человеческие страхи и надежды заставляли людей персонифицировать закономерности  природы, поскольку  древние  рассматривали  ее  по  своему  образу  и   подобию   как наделенную чувствами, страстями, а затем - и телом.

    Миф  -  не  объяснение  явлений,  т.е.  не  теория,  а  выражение  веры, переживаемой как действительность. В  первобытной культуре  миф выполняет важнейшую  функцию:  он  выражает   и   обобщает   верования,   обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и  культов, содержит практические правила человеческого  поведения.  Поэтому  миф  -  не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни  в коем  случае  нельзя   считать   миф   поэтическими   упражнениями   слабого интеллекта. Миф является прагматическим  законом,  определяющим  религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам - Библии, Корану и  т.д.

Миф   для    первобытного   человека   -   это   подтверждение    некоей предполагаемой   исконной   действительности,   он   как    бы    прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных  моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры.

Информация о работе Мифы первобытного общества