Мифы первобытного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:07, реферат

Краткое описание

Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
Мир переменился. Давно уже замолкли боги и герои, оживлявшие воображение древних народов, но, воплощенные в литературных образах, они волнуют нас как вечная и неугасимая мечта о прекрасном.
Мифология древнего мира – великая сокровищница созданий человеческого гения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
1. Миф и его роль в формировании первобытной культуры………….…..4
2. Миф не есть выдумка, или фикция, не есть фантастический вымысел….6
3. Мифология древнего мира…………………………………………………8
4. Мифология - исторический тип мировоззрения…………………………12
Заключение………………………………………………………………….13
Список использованной литературы……………………………………..14

Файлы: 1 файл

оля реферат.docx

— 37.40 Кб (Скачать)

 Какие же можно сделать  выводы? Современные  представления   о  мифе  при всей  их  разноплановости   позволяют   сделать   некоторые,   самые   общие заключения:

1) мифы - это попытка людей осмыслить  свое бытие и как бы вжиться   в  них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических  ассоциаций,

  2)  особенности  мифологического   мышления  связаны  с  нехваткой   общих абстрактных понятий  -  отсюда  потребность  выражать  общее,  универсальное через конкретное.  Например,  в шумерском языке не  было  слова "убить", использовался оборот "голову палкой  ударить".  Кроме того,  мифологическое мышление  отождествляло причинно-следственную  зависимость   с   близостью, сходством, чередованием;

3)  миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием  первобытного  человека закономерность  и  упорядоченность  явлений  природы  в  форме  ритмичности, цикличности движения своих образов;

4) структура мифов  отражает,  выражает  определенные  особенности   психики человека;

5) миф связан с коллективным  опытом, который для индивида  был объектом  веры(как мудрость предков). Индивидуальный опыт не  мог  изменить  ее,  миф  как вера предков, как  дело  веры  самого  субъекта  не  подлежал  проверке,  не нуждался  в  логическом  обосновании,   отсюда   коллективно-бессознательная природа мифа;

6) миф отражал закономерности  природы, ввиду слабости абстрактного  мышлении персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей волей,  отсюда основное действующее лицо мифологии -- божество;

7) мифология - средство самовыражения   человека.  Это  древнейшая  и  вечная форма проявления  творческих способностей человека.  Именно  поэтому  система мифов,  мифологии разного типа обнаруживают  себя в основе всех форм  и  типов человеческой  культуры.

 

  1. Мифология - исторический тип мировоззрения

На ранних этапах истории выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями. Эти представления являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия. Мировоззрение всегда представляет собой интегральный результат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.

В мифологии отразились также и  нравственные взгляды, и эстетическое от-ношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто использовались искусством. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массовое сознание.

 

Заключение

Итак, целая эпоха духовной жизни  человечества, формирование и расцвет  древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий дар  природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало  “Илиаду” и “Рамаяну”, “Эпос о  Гильгамеше” и “Энеиду”. Оно  создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как  строители своими руками возвели  их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении  архитектора.

Воображение древнего человека создало  царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда  действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно  же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Мир переменился. Давно уже замолкли боги и герои, оживлявшие воображение  древних народов, но, воплощенные  в литературных образах, они волнуют  нас как вечная и неугасимая мечта  о прекрасном.

Мифология древнего мира – великая  сокровищница созданий человеческого  гения.

 

  1. Арсеньев В.Ф. Звери. Боги. Люди. [Текст] / В.Ф. Арсеньев - М.: Политиздат, 1991. – 105 с.
  2. Вебер М. Наука как призвание и профессия. [Текст]  / М. Вебер - М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
  3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. [Текст] / А.Ф Лосев - М.: Академический Проект, 1990. – 250 с.
  4. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. [Текст] В.В. Розанов - М.: Республика, 1992. – 186 с.

 

 


Информация о работе Мифы первобытного общества