Мифология древних славян

Автор: Инна Меркулова, 01 Ноября 2010 в 11:07, реферат

Краткое описание

уровни славянской мифологии, главный миф древних славян

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Часть 1. Своеобразие мифологических представлений древних славян
1.1 Окружающий мир в представлении древних славян
1.2 Представление о земле
Часть 2. Уровни славянской мифологии
2.1 Верховные Боги славян
2.2 Другие Боги древних славян
2.3 Боги и духи низшего уровня
Часть 3. Главный миф древних славян
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

    Когда люди начали расчищать  леса  и  распахивать  "пожоги"  под  хлеб, конечно, появились  новые  божества  -  Полевики.  Вообще  с  хлебным  полем связано не меньше верований и примет, чем с жилищем. Иногда  люди  встречали в поле еще и старичка Белуна - невзрачного с виду и донельзя  сопливого.  Он просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек  -  в руке  у него неожиданно оказывался кошель серебра. Может быть,  таким  образом  наши предки хотели выразить простую мысль, что Земля щедро  одаривает  лишь  тех, кто не боится выпачкать рук?

    Рабочий день на селе всегда начинался рано. А вот полуденную жару лучше переждать. Было у древних  славян  и  мифическое  существо,  которое  строго присматривало,  чтобы  в  полдень  никто  не  работал.  Это  Полудница.   Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе  или,  наоборот,  косматой страшной старухой. Полудницы  (или  Ржаницы)  побаивались:  за  несоблюдение обычая она могла жестоко наказать  -  теперь  мы  называем  это солнечным ударом. Застигнув в полдень человека  на  пашне,  она  порой  заставляла  до изнеможения разгадывать ее загадки. Но Полудница бывала  не  только  грозна. Человека, подружившегося с ней, она учила танцевать всем на зависть.

    Живя  в краю, изобильном реками и озерами, древние славяне, естественно, выработали целый комплекс религиозного  почитания  воды.  Например,  славяне были уверены, что самые нерушимые  клятвы  даются  близ  воды,  водой  также испытывали на суде, с помощью воды гадали о будущем. К  воде  обращались  на "вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за  что.  Могла потребовать жертв, смыть весенним разливом деревню. Вот почему  Водяной,  мифический  обитатель рек, озер и ручьев, часто выступает  в  легендах  как  существо,  враждебное человеку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Часть 3. Главный миф древних славян 

    Познакомившись  со  всеми основными Богами  славян, можно  передать   содержание   основополагающей   легенды   древнеславянской мифологии. Этот миф повествует о появлении злых богов  и  противостоянии  им Богов добрых.

    Однажды Солнце-Даждьбог с братом  Перуном   вместе   путешествовали   в Исподней Стране. И вот тут из-за края Вселенной явилась темная   звезда  без лучей, с длинным  кровавым  хвостом.  Она  хотела  насмерть  сразить  крепко спавшую Землю  -  муж-Небо   поспел  на  подмогу:  заслонил  Землю,   принял жестокий   удар.   Но  совсем  отвести  беду  не  сумел.  Над  всей   Землей пронеслось  хвостатое  чудище,  сжигая  леса  страшным,  невиданным   доселе пожаром, и наконец  упало где-то у дальнего края.

    ...Братья-Боги  едва не загнали борзых коней,  летя  на  восточный  край Океана. Когда же пересекла его ладья, влекомая белыми лебедями,  и  крылатые жеребцы снова взвились - Даждьбог еще   много  дней  не  смел  глянуть  вниз светло  и  ясно,   как   прежде.   Ибо   поперек   всей  Земли   протянулась обезображенная,  мертвая  полоса,   и   там   в    черном    дыму   метался перепуганный, ничего не понимающий Огонь. А из ран  Неба  потоками  хлестала наземь вода, затопляя низины, губя и смывая все,  что  уцелело  в пожаре...

    Молодые Боги раздумывали  недолго:  кинулись  спасать  мать   и   отца. Спасать свой мир, покуда он снова не стал бесформенным комком,   каким   был до рождения. Перевязывали раны  Неба  белыми  полосами   облаков,   влажными пеленами  туманов.  Успокаивали  Огонь.  Зажигали  радугу   над    немногими выжившими Людьми, указывали дорогу к спасению...

    Вот тогда и увидели у дальней  кромки  Земли  горы,  которых   не   было раньше, горы, похожие издали на чудовищные облака. Крепко вплавились  они  в тело Земли. Осторожно  направились  Боги  к  тем  горам...  Оказалось,  горы были железными. Раскаленные, они успели остыть,  и   острые  вершины  дышали черным морозом,  сбереженным  где-то  внутри,  на глазах обрастали снегом  и льдом. Никогда прежде молодые Боги  не  видывали  подобного...  Хорошо  еще, большая часть этих гор провалилась вниз, за  край Исподней Страны,  от  века безжизненной,  и   лишь   один   безобразный   хребет  осквернял  собой  лик зеленой Земли. Увидели Боги:  все  живое  пятилось   от  Железных  Гор,  все бежало  от  мертвящего  холода  -  леса,  реки,  травы, цветы...

    Они осторожно объехали Железные Горы  и  в  одной  глубокой   пропасти

 обнаружили путь сквозь Землю, до самого  Нижнего  Мира.   Брошенный   камень летел бы туда двенадцать дней и ночей, но сверкающие   колесницы,   конечно, были проворней. Скоро братья оказались в Исподней Стране. И когда Даждьбог поднял огненный щит, они увидели два  существа,  отчаянно  заслонявшиеся  от света, мужчину  и  женщину,  похожих  больше  на жуткие сны,  чем  на  Людей или на Богов...

    Тогда-то Перуну в  самый  первый  раз  захотелось  взмахом  секиры  не возжечь жизнь, а истребить. Но мужчина и женщина упали  на  колени  и  стали просить пощады.  И Перун опустил  руку  с  занесенным  топором.  Он  еще  не выучился быть  беспощадным  и  разить,  когда  встают  на  колени.  Перун  и Даждьбог накормили их и рассказали про земное и небесное устройство.

    Но  через год со  стороны  Железных  Гор  стал  идти  мороз,  опустошая Землю, и братья - Сварожичи стремились поскорее миновать эти места.

    Прошло много времени, и оправилась от удара Земля, зажили  раны Неба, хотя и остался шрам  -  Млечный  путь,  куда,  по  верованиям  славян, улетали души умерших.

    Даждьбог  предупредил Месяца не приближаться в  холодным  горам,  когда тот будет гулять по небу, потому что, хотя боги  Железных  Гор  и  принимали ласково братьев, но все-таки вызывали недоверие.   Молодой Месяц  дал  слово Даждьбогу и долго держал  его,  но  один  раз не  совладал  с  любопытством. Направил белых  быков,  возивших  его колесницу, к  Железным  Горам.  Оттуда поднялось грязное покрывало и утащило Месяца в пещеру.    Когда  братья-боги вошли в эту пещеру, то  увидели  завершившийся  пир  и  поняли,  что  Морана совратила Месяца, и тут же справила свадьбу.

    Вот в этот раз злобно прозвучал раскат  грома  Перуна,  и  его  секира рассекла пополам Месяца. Братья увезли мертвого Месяца домой,  там  утренняя звезда Денница, их сестра, вылечила его живой и мертвой  водой.  С  тех  пор Месяц редко появляется на небе полным, а иногда и совсем пропадает, а  после того, как его окутала Морана покрывалом, он так и смог  отмыть  пятен.  Люди верили, что Месяц убывает  и  надеется  вновь  родиться  чистым,  но  судьба безжалостна.

    Злая  Морана и беззаконный Чернобог еще  немало  времени  хоронились  во мраке сырых пещер, не смея высунуться на свет.

    А Перун, осквернивший  свою  золотую  секиру  кровью,  год  работал  в мастерской кузница Кия - искупал грех. Убийство  вообще  считалось  на  Руси страшным грехом. Даже воины, вернувшиеся из похода,  долго  не  садились  за один стол с сородичами и работали в кузницах и в поле, искупая свою вину.  С тех пор вся нечистая сила боится железа, чувствуя мощь Перуна, и если  обить дверь железом или повесить над ней железную подкову, то нечисть  не  посмеет войти в дом.

    Тем временем Чернобог и Морана украли яйцо змеи. Змеи  до  этого  были не ядовитые и жили с  людьми  в  мире.  Это  яйцо  они  обвили  волосом  той женщины, что вытирала ребенка колосьями хлеба и высосали из него все  живое. Из яйца вылупился змей,  которого  они  назвали  Волосом, или Велесом.  Он быстро вырос и стал очень сильным. Но злым он  не  был  -  просто  жадным  и глупым. Он летал по земле,  превращался  в  кого  хотел  и  совершал  разные грехи. Но как-то раз Морана с его помощью достала ледяную иглу  и сделала ему ледяной зуб, которым можно было усыпить Сварожичей.

    Однажды они  украли  невесту  Перуна  Лелю,  и Даждьбог  отправился  к Железным Горам проверить, что твориться у  Чернобога  и  Мораны.  Но  там  в спину ему ударил ледяным зубом Велес, и Солнце в положенный  час  не  взошло над Землей. Перун отправился вслед  за  Даждьбогом,  оставив  Огонь  светить людям и греть их. Сколько не бился Перун с Велесом,  но  одолеть  его  не смог - у того за спиной стояли Чернобог и  Морана,  помогавшие  ему.  Перуну вырвали глаза и сердце и заковали в ледяные цепи.

    Тридцать  три года не было над Землей  Солнца,  не  гремел  гром  и  не сверкала молния Перуна. Но однажды  выросшие  дети  кузнеца  Кия  -  брат  и сестра Светозор и Зоря  -  пришли  к  святилищу  Перуна,  разожгли  огонь  и Светозор принес в жертву свою кровь. Тут  разверзлась  земля  и  из  трещины выбрался наружу обессиленный Перун. Кий помог ему оправиться от  ран,  найти новых коней и найти секиру, которая после рокового боя не далась  Велесу,  а улетела в Земной мир.

    Перун, набравшись сил, с Кием и Киевичами пришел к Железным горам и  в жестоком поединке победил Велеса, разбил ледяной зуб и заключил Чернобога  и Морану в подземный мрак. Несмотря на  все  уверения  Мораны,  что  растопить ледяную могилу Даждьбога и Лели нельзя, Перун и Кий  сумели  это сделать и воскресили Богов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Мифология - это одна первых форм сознания, которое  выражало отношение народов к  миру. Миф в переводе с древнегреческого означает «слово», «предание», а мифология - это собрание преданий. Каждый народ прошел ту ступень своего развития, когда мифологическое сознание было одной из главных форм сознания вообще. В этом смысле мифы стали своего рода первыми ответами на вечные вопросы о происхождении мира и человека.

    К сожалению, славянская мифологии, сохранявшие много чрезвычайно архаических черт, не была в свое время записана. Потому, реконструируя ее сегодня, мы вынуждены довольствоваться отрывочными древними свидетельствами и восстановлением мотивов, сюжетов и даже целых отрывков мифологических текстов на основании сравнительного изучения данных современного устного народного творчества, обрядов и верований (т.е. фольклора в широком смысле слова).

    Мифологическое  сознание любого народа непосредственно  связано с его этническими  характеристиками - хозяйственными занятиями, общественным устройством, обычаями, языком, в мифологизированном виде отражался весь жизненный цикл крестьянина-общинника: цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьбы, похороны и т.д. Поиск гармоничного существования в природе и с природой - вот один из важнейших смыслов славянского язычества.

    Мир древних славян состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны.

    Для славян был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, «Мать - сыра - земля», почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, «матушка-земля», с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний.

    Солнце  тоже было ценимо земледельцами, как  источник света и тепла и условие  произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли - солнце было воплощением закономерности.

    Важной  частью представлений о подземном  мире является общечеловеческая концепция  подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью и выплывает на другом конце земли утром.

    Представления славян о земном устроении были очень  сложны и запутаны.

    Посредине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя  часть «Желтка» - наш живой мир, мир людей. Нижняя «исподняя» сторона - Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей. Как ни удивительно, но, случайность это или нет, древние славяне имели представление о форме Земли и смене дня и ночи.

    Славяне считали, что на любое небо можно  попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой  Нижний Мир, Землю и все девять небес.

    Славянская  мифология имела три уровня: высший, средний и низший.

    На  высшем уровне располагались Боги, чьи «функции» были наиболее важны  для славян и которые участвовали  в самых распространенных сказаниях  и мифах. Это Сварог (Стрибог, Небо), Земля, Сварожичи (дети Сварога и Земли - Перун, Даждьбог и Огонь).

    К среднему уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами  и сезонными обрядами, а также  боги, воплощавшие целостность замкнутых  небольших коллективов: Род, Чур  у восточных славян и т. п.

Информация о работе Мифология древних славян