Мифология древних славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:20, реферат

Краткое описание

Мифология - это одна первых форм сознания, которое выражало отношение народов к миру. Говоря академическим языком, миф - это ненаучный способ описания мира и, одновременно, система накопленных народом знаний о мире.
В отличие от греческой мифологии, которая уже с VII в. до н.э. стала объектом литературной обработки и творческого обогащения жрецами, поэтами, писателями и специальными миографами, славянская мифология, как "жизнь богов", осталась неописанной.

Оглавление

Введение 3
Окружающий мир в представлении древних славян 4
Представление о земной устроении 7
Уровни славянской мифологии 10
Обычаи древних славян 11
Центральный миф древних славян 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

мифология древних славян.docx

— 121.24 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Окружающий мир в представлении древних славян 4

Представление о земной устроении 7

Уровни славянской мифологии 10

Обычаи древних славян 11

Центральный миф древних славян 19

Заключение 23

Список использованной литературы 25

 
 

 

 

Введение

 

     Мифология - это одна первых форм сознания, которое  выражало отношение народов к  миру. Говоря академическим языком, миф - это ненаучный способ описания мира и, одновременно, система накопленных  народом знаний о мире.

     В отличие от греческой мифологии, которая уже с VII в. до н.э. стала  объектом литературной обработки и  творческого обогащения жрецами, поэтами, писателями и специальными миографами, славянская мифология, как "жизнь  богов", осталась неописанной.

     Славяне подобно другим индоевропейским  народам поднялись с низшей ступени  демонологии, связанной с магией, к высшим формам религии. Однако нам  об этом процессе известно очень мало. То, что мы знаем, - это главным  образом богатейший мир низших духов  и магии, который окружал славянина. Этот мир духов и магия лежали в основе религиозного мировоззрения  славян с древнейших времен и до конца языческого периода. Русские  средневековые писатели - летописцы  и церковные проповедники - следовали  традициям древнехристианских отцов  церкви, которые бичевали и высмеивали античное язычество, но не описывали  его так, как оно было вокруг и  въяве. Так же поступали и древнерусские  авторы. Они обращались к той аудитории, которая была полна языческих  помыслов, действий, постоянных колдовских заклинаний, которая избегала церковной  службы и охотно участвовала в  красочных и хмельных разгульных и всенародных языческих игрищах. Поэтому они не столько описывали, сколько порицали. На некоторые события  пролили свет археологические находки, но их истолкование порой вызывает множество мнений и точек зрения. На малую каплю твердого знания приходится по целому океану предположений и  догадок. Таким образом, ранняя история  и культура восточных славян не менее загадочна и таинственна, чем история Атлантиды.

Окружающий  мир в представлении  древних славян

 

 

     Мифологическое  сознание любого народа непосредственно  связано с его этническими  характеристиками - хозяйственными занятиями, общественным устройством, обычаями, языком. Язычество Древней Руси - это религиозно-мифологические представления оседлых земледельческих  племен, живущих территориальными (соседскими) общинами. По сути дела, в язычестве  в мифологизированном виде отражался  весь жизненный цикл крестьянина-общинника: цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьбы, похороны и т.д. Поиск  гармоничного существования в природе  и с природой - вот один из важнейших  смыслов славянского язычества.

     Мир язычников состоял из четырех  частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух рек, омывающих землю. Судя по фольклору, славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на краю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это - отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков, направляется в свои налеты на святую Русь. Это - реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название «Русского моря». До этого моря от лесостепной окраины славянской прародины или (что, то же самое) от южной окраины славянских царств можно доскакать «скорою ездою», как говаривали в XVI в., всего лишь за три дня.

     Для язычников был очень важен  аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая  урожай, «Мать - сыра - земля», почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, «матушка-земля», с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, «матерью урожай» была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств, как богиня плодородия.

     Небо, в прямой зависимости от системы  хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми. Представления  земледельцев о небе и его роли в природе и в человеческой жизни существенно отличались от воззрений охотников. Если охотникам  нужно было знать звезды и ветры, то земледельцев интересовали тучи («тучные», содействующие плодородию дождевые облака) и солнце. Неопознанность процесса испарения земной воды, образования  облаков и тумана («росы») привела  к своеобразному представлению  о постоянных запасах воды где-то высоко над землей, на небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое  время, может принять вид туч  и пролиться на землю в виде дождя, «утучнить» ее и содействовать  росту трав и урожаю. Отсюда один шаг до представлений о хозяине  небесной воды, распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и молниями. В дополнение к двум архаичным  роженицам появился могущественный Род, повелитель неба и всей Вселенной, великий жизнедавец вдувающий жизнь во все живое посредством дождевых капель.

     Солнце  тоже было ценимо земледельцами, как  источник света и тепла и условие  произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент  случайности, элемент капризов божественной воли - солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов  был построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как и многие другие народы, принимали геоцентрическую модель мира.

     В представлениях славян-язычников о  подземно-подводном ярусе мира тоже много общечеловеческого, много отголосков той отдаленнейшей эпохи, когда после таяния гигантского ледника континенты были затоплены морями и озерами, быстро менявшими свои очертания, стремительными реками, пробивавшими горные кряжи, необъятными болотами в низких долинах. Фольклор еще не изучен с точки зрения того, какой резкий перелом должен был произойти в человеческом сознании при таком быстром перевороте в природе, в облике и сущности мира.

     Важной  частью представлений о подземном  мире является общечеловеческая концепция  подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью и  выплывает на другом конце земли  утром. Ночное продвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда действующей фигурой  был подземный ящер, заглатывавший  солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони мощные птицы вроде лебедей.

     Кроме стихий, от которых напрямую зависела жизнь человека, славяне поклонялись  и животным. Следы этого культа можно обнаружить в позднем орнаменте  на предметах быта, в изображениях на стенах христианских (особенно древнерусских) соборах, в книжных заставках, в  фольклоре, особенно в волшебных  и животных сказках. Следы тотемизма  находим и в изображении некоторых  славянских богов. Так, например, Дый и Бес представляются в виде человека с бычьей головой. Баган – бог домашнего скота – изображался в виде человека с бараньей головой. Западнославянский Гастон (древнерусский Псоглавец) – божество преисподней – виделся славянам как человек с головой волка и кожей, покрытой чешуйками. Отголоски тотемизма обнаруживаются и в святочных вечерах, когда колядующие надевали на себя звериные шкуры.

Представление о земной устроении

 

     Известия  летописей, находки археологов, записи старинных поверий и обычаев  позволяют буквально по крупицам воссоздать сложную и оригинальную религиозную систему восточных  славян. Представления славян–язычников о земном устроении были очень  сложны и запутаны.

Миниатюра из русской  рукописи "Космография Козьмы Индикоплова", изображающая движение Солнца по небу и по подземному, "ночному" морю"

     Ученые-славяноведы  пишут, что он казался им похожим  на большое яйцо, в мифологии некоторых  соседних и родственных народов  это яйцо было снесено "космической  птицей". У славян же сохранились  отголоски легенд о Великой Матери-родительнице Земли и Неба, праматери Богов  и людей. Имя ее было Жива, или Живана. Но о ней известно не много, потому что, судя по легенде, она удалилась после рождения Земли и Неба.

Посредине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена  сама Земля. Верхняя часть "Желтка" - наш живой мир, мир людей. Нижняя "исподняя" сторона – Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда  там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей. Как ни удивительно, но, случайность это или нет, древние славяне имели представление о форме Земли и смене дня и ночи.

     Вокруг  Земли, подобно яичным желткам и  скорлупе, расположены девять небес (девять – трижды три – священное  число у самых разных народов). Вот почему мы до сих пор говорим  не только "небо", но и "небеса". Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное  предназначение: одно – для Солнца и звезд, другое – для Месяца, еще одно – для туч и ветров. Седьмое по счету наши предки считали "твердью", прозрачным дном небесного  Океана. Там хранятся запасы живой  воды, неиссякаемый источник дождей. Вспомним, как говорят о сильном ливне: "разверзлись хляби небесные". Ведь "хлябь" - это морская бездна, водный простор. Мы все еще многое помним, только не знаем, откуда эта  память и к чему она относится.

     Славяне считали, что на любое небо можно  попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой  Нижний Мир, Землю и все девять небес. По мысли древних славян, Мировое  Древо похоже на огромный раскидистый  дуб. Однако на этом дубе зреют семена всех деревьев и трав. Это дерево было очень важным элементом древнеславянской мифологии - оно связывало все три уровня мира, простиралось своими ветвями на четыре стороны света и своим состоянием "состоянием" символизировало настроение людей и Богов в различных обрядах: зеленое дерево означало достаток и хорошую долю, а засохшее символизировало уныние и использовалось в обрядах, где участвовали злые Боги.

Мировое Древо  Роспись с крышки сундука. Северная Двина. Конец XVII в.

     А там, где вершина Мирового Древа  поднимается над седьмым небом, в "хлябях небесных" есть остров. Остров этот называли "ирием" или "вирием". Некоторые ученые полагают, что от него происходит теперешнее слово "рай", так прочно связанное в нашей жизни с христианством. А еще ирий называли островом Буяном. Этот остров известен нам по многочисленным сказкам. И на том острове живут прародители всех птиц и зверей: "старший волк", "старший олень" и т.д.

     Славяне полагали, что именно на небесный остров улетают осенью перелетные птицы. Туда же возносятся души зверей, добытых  охотниками, и держат ответ перед "старшими" - рассказывают, как  поступили с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить  зверя, позволившего взять свою шкуру  и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним. Тогда "старшие" скоро  отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь. Если же человек провинился – не оберется беды… (Как мы видим, язычники отнюдь не считали себя "царями" природы, которым позволено грабить ее как угодно. Они жили в природе и вместе с природой и понимали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у человека.)

Уровни  славянской мифологии

 

     Славянская  мифология имела три уровня: высший, средний и низший. На высшем уровне располагались Боги, чьи "функции" были наиболее важны для славян и  которые участвовали в самых  распространенных сказаниях и мифах. Это Сварог (Стрибог, Небо), Земля, Сварожичи (дети Сварога и Земли - Перун, Даждьбог и Огонь).

     К среднему уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами  и сезонными обрядами, а также  боги, воплощавшие целостность замкнутых  небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и т.п. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие связи с коллективом, иногда менее уподобленных человеку, чем боги высшего уровня.

     На  низшем уровне находились различные  узкоспециализированные существа, менее  уподобленные человеку, чем Боги высшей ступени. К ним относились домовые, лешие, русалки, упыри, банники (баенники) и т. д.

     С обозначением доли, удачи, счастья, вероятно, было связано и общеславянское слово "Бог": можно сравнить слова "богатый" (имеющий бога, долю) и "убогий" (противоположное значение), в украинском языке — небог, небога — несчастный, нищий. Слово "Бог" входило в имена различных божеств — Даждьбог, Чернобог и другие. Славянские данные и свидетельства других наиболее древних индоевропейских мифологий позволяют видеть в этих наименованиях отражение древнего слоя мифологических представлений праславян.

Информация о работе Мифология древних славян