Культурологические взгляды Н.К. Рериха

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 17:39, реферат

Краткое описание

Николай Константинович Рерих (Рёрих) – художник, философ, писатель, ученый, путешественник, общественный деятель – создатель оригинального нравственно-филосовского и религиозно-эстетического учения, в центре которого лежит культура.

Оглавление

Введение: страницы биографии Н.К. Рериха…………………………………………………3
1. Культура и цивилизация
Сущность русского народа………………………………………………………..
Понятие культуры…………………………………………………………………
2. Культура – энергетическое сердце космической эволюции…………………………
Заключение……………………………………………………………………………..
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик (Рерих).docx

— 37.99 Кб (Скачать)
align="justify">            Культура, как таковая, не существует без творчества. Творчество роднит земного человека с Богом-творцом и указывает ему (человеку) путь в Космосе. Именно творчество, как явление культуры, в самом его широком смысле, дает возможность сотрудничества с высокой космической Иерархией.

            Такие высокоэнергетические явления человеческого духа как  сердечность и любовь есть неотъемлемая часть Культуры как таковой. Без  этих качеств, утверждает Рерих, нет культурного человека.

            Энергии космоса, приближающиеся к земле могут выполнить свою позитивную роль лишь пройдя поле культуры, где сосредоточен высокий духовный материал, необходимый для принятия такого рода энергии, приблизившиеся к  земле, но не встретившее на своем пути смягчающих духовно – энергетических структур, способных снизить их напряжение, могут обрести разрушительных характер.

            Великие Законы космоса  неумолимы, а энергетические процессы идущие в нем, необратимы.

            Восприятие красоты  и познание космических законов  лежит в основе культуры.

            Мировоззрение Рериха, сложившееся под влиянием индийских  философов. Опирается на представление  об энергии космического огня, творящей все сущее. Различные уровни бытия  охвачены энергоинформационными взаимодействиями, регулируемым космическими законами. Если человек действует в соответствии с указанными законами, он направляет энергию в творчество, созидание. Поступая же вопреки законам, он направляет энергию в разрушительное русло и деградирует. Энергия огня заключена в каждом человеке, космическое предназначение которой состоит в ее возжигании, что побуждает его к совершенствованию, сотрудничеству с другими людьми. Через духовное совершенствование человек гармонирует свои взаимоотношения с космосом, освещает тьму огнем своего сердца, включая в беспредельную космическую эволюцию. Деятельность человека нравственна в той мере, в какой направлена на всеобщее благо. Чем больше человек дает миру, тем радостнее, возвышение и светлее становиться его жизнь.

            Средством осуществления  этого закона является самоотверженный  труд и всепрощающая и возвышающая  любовь. Восприятие красоты и познание космических законов лежит в  основе культуры. Человеческий разум  не в состояние раскрыть все тайны  космоса. На это способно только сердце. Поэтому, все, что возникает в  разуме, должно быть пропущено через  сердце. Культура передается от сердца к сердцу через чувствосознание. Но далеко не все люди способны на это. Чтобы чувствование заработало, нужно усвоить язык сердца и раскрыть последние чувство любви и свету.

            Культура является источником благородство духа, человеческого  достоинства, Взаимного доверия  и сотрудничества. Человек, усвоивший  культуру, освобождается от страха.

            “Будем помнить, - пишет Рерих, - что прежде всего для нас самое важное для нас будет дух и творчество, затем здоровье и лишь на третьем месте богатство” (Рерих Н. К. Держава света Нью-Йорк, 1931 г. С. 61).

            Мифология различных  народов довольно ярко подтверждает слова Рериха. Существование рода было немыслимо без божества. Орудие производства, оружие, освещалось на родовых  алтарях. Огонь был священ не только в очаге, святилище, но и в домашнем очаге в котором готовили пищу. Священные рощи , священные реки, священные горы были связаны с экологией местности, где жили люди, поклонявшиеся им. На них распространялось определенное табу. Это единство с природой было важнейшем средством первоначального синтеза.

            В энергетически  цельной структуре, Управляемой Великими Законами Космоса, пульсирующий дух и материя, стремясь к синтезу, то приближаются, то берет вверх  материальная цивилизация, Эту закономерность подметил Рерих, “Все народы знают, - писал он, - что место святых людей на горах, на вершинах”. Там, где зачинаются реки, где вечные льдины сохранили чистоту вихрей, туда стремиться дух человеческий. Там случается необычайное. Там смысл человеческий работает к верху. Там каждый перевал сулит неожиданную новизну, предвещает новые грани великих очертаний’’.

            Состояние экономики 20 – 30 годов нашего века(да и сегодня тоже) было лишь следствие того положения культуры, в которое ее поставила сама цивилизация.

            Любое критическое  явление в современном мире, Рерих  понимал это четко и ясно, связано прежде всего с нарушением баланса на уровне явления “культура - цивилизация”.

            “Думали, что материальный кризис можно разрешить материальными вычислениями. Но проказа зашла слишком далеко. Кризис мира вовсе не материальный, но именно духовный. Он может быть исчислен только духовными средствами. Холодный язык мозга обманул счетчиков и опять настоятельно требуется обратиться к вечному языку сердца, которыми создавались эпохи расцвета”.(Рерих Н. К. Священный дозор. Харбин 1934  с. 80) . И опять, как в 1917 году перед нашими глазами встает в качестве образца для подражания, чужая западная цивилизация. И опять, с наименьшим рвением, чего тогда, мы, создавая “новую” государственность, отвергаем от этого процесса собственную духовную культуру. Однако в отличие от 1917 года мы в каком-то умопомрачении упиваемся чужой массовой лже - культурой, с нею вместе в наш организм вливается трупный яд разлагающейся цивилизации Запада, который губит наши живые и здоровые клетки. Вместе с частной собственностью, которая сейчас формируется в уродливых условиях развала, приходит чудовищная безнравственность, корысть и алчность, искаженные представления о незыблемых человеческих ценностях, темные и низкие инстинкты.

            Но где-то совсем в стороне от этого большого базара новых надежд и устремлений сверкает зарница оживающей национальной культуру, философских устремлений, гениальных мыслей, плодотворных идей, без шума и суеты формирующие  энергетику магистрального пути России.

            Очерки о культуре и цивилизации, их значения и различия написаны Рерихом для нас, сегодняшних. Они вызывают у нас размышления  о судьбах собственной страны и предостерегают нас от повторения гибельных ошибок забвения  Света истинной культуры. Они напоминают нам об уроках нашей собственной истории. В тяжелейшее время для России, в дни ее выбора давайте прислушаемся к ним.

            Сегодня нас вдохновляет  обращение Рериха к студентам  Нью-Йорка ''... За время революций  мы не однажды видели, как банкиры и финансовые деятели оказывались сметенными, тогда как выживали художники и собиратели искусства. Сама жизнь показывает, что все , связанное с творчеством, выживает. Живут научные открытия и неистребимо живет мысль”.

            Рерих выработал  совершенно новую концепцию культуры, эволюционное значение. Среди различных  достижений XX века эта реальная концепция, связанная с проблемами космической эволюции, была одним из важнейших его нахождений.

             

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

                       Лучше, чем сказал Джавахарлал Неру, оценить деятельность Рериха просто невозможно:” Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения”.(Н. Рерих. Зажигание сердца. М. 1990г. “Молодая гвардия”, с. 62 ).

 

              

Информация о работе Культурологические взгляды Н.К. Рериха