Культурологические взгляды Н.К. Рериха

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 17:39, реферат

Краткое описание

Николай Константинович Рерих (Рёрих) – художник, философ, писатель, ученый, путешественник, общественный деятель – создатель оригинального нравственно-филосовского и религиозно-эстетического учения, в центре которого лежит культура.

Оглавление

Введение: страницы биографии Н.К. Рериха…………………………………………………3
1. Культура и цивилизация
Сущность русского народа………………………………………………………..
Понятие культуры…………………………………………………………………
2. Культура – энергетическое сердце космической эволюции…………………………
Заключение……………………………………………………………………………..
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик (Рерих).docx

— 37.99 Кб (Скачать)

Киевская  Русь испытывала постоянное давление с Востока на свои границы. С времен Святослава она же и расширила свои владения на Восток.

            Рерих приходит к  убеждению, изучая историю русской  национальной культуры, что в течение многих веков восточные владения на Руси были более действенными, чем Западные.      Следовательно, нужно изучать именно восточные влияния.

            Приобщаясь к индийской  философии. Николай Константинович воспринял взгляды индийских  мыслителей XIX-начала XX на международное сотрудничество в области культуры.

            Картины Рериха построены  на глубоком знании исторического материала, насыщены философским содержанием. Показывая далекие времена Рерих как бы задает вопрос – не растеряли ли мы на пройденных путях нечто очень важное, не пренебрегли ли той “стариной”, которая никогда не стареет. По мнению Николая Константиновича к ней относятся чувство собственного достоинства, доброжелательность людских отношений, самобытность жизненного уклада и извечное стремление к красоте, к совершенству.

            Рерих рассматривает  русскую культуру в общемировом  контексте, разрабатывая идею единства культур России, Востока и Запада.

            Эта идея получила вопрошение в его многочисленных живописных, философских, научных и литературных работах.

            В какие века не загляни, пишет Рерих, всюду можно найти  необыкновенное сочетание русского народа с народами всего мира.

            Дочь Ярослава Мудрого  – русская княжна Анна Ярославовна, покинув цветущий и богатый Киев, вышла замуж за короля Франции Генриха I и правила Францией в XI веке. Ее сын Гуго Великий, получив путем брака графство сделался одним из могущественных вельмож Франции.

            Сын Андрея Боголюбского Юрий в 1185 году был женат на знаменитой грузинской царице Тамаре. В царствование Тамары Грузия добилась больших военно-политических, хозяйственных, политических успехов.

            Влиятельная и любимая  жена турецкого султана Сулеймана  Великолепного была русская женщина  из Подольска. “Хурем-Султан” ее называли.

            Дочь московского  боярина Голенищева Кутузова Мария  повенчана в 1553 году с царем Симеоном Казанским.

            Незабываемы все  прежние, глубокие проникновения русских  в государственную жизнь всего  мира.

            Франция  гордится И. И. Мечниковым – лауреатом Нобелевской  премии, Почетным членом многих зарубежных академий наук, научных обществ и  институтов.

            Покинув Россию в 1887 году, Мечников И. И. возглавил научно-исследовательский  институт в Париже, обогатив науку многими выдающимися открытиями.

            Англия чтит сэра Виноградова. Павел Виноградов-русский  историк, исследователь истории  западноевропейских стран. В1902 году уехал  в Великобританию. По словам англичан, он открыл им собственную историю.

            Русский государственный  деятель министр финансов России Петр Львович Барк, эмигрировав в Англию, встал во главе огромного финансового дела Великобритании.

            В Югославии, Китае, в Персии, - всюду можно найти  на самых доверительных постах крупных  русских деятелей.

            Рассмотрим ли списки разнообразных деятелей инженерного  дела, пройдем ли по банкам и фабрикам, оглянемся ли на ряды адвокатуры, увидим русские имена среди ученых иностранных  трудов, о каталогах вы будете поражены количеством трудов русских деятелей науки.

            Софья Васильевна Ковалевская  – первая русская женщина член-корреспондент  Петербургской Академии наук, доктор философии Гёттингенского университета, лауреат премии Парижской Академии наук. Западные ученые восхищались ее прилежанием, способностями, усердием, увлеченностью наукой. В Стокгольмском университете за 8 лет работы профессором она прочла 12 курсов.

            Известный основоположник климатологии России Александр Иванович Войков получил степень доктора  философии в Гёттингенском университете и защитил диссертацию о научных основах мелиорации земли.

            Лауреат Нобелевской  премии, Почетный член многих зарубежных академий, Президент 15-го Международного конгресса физиологов Иван Петрович Павлов много сделал для развития мировой науки.

            Рерих не раз упоминал о Пантоене русского искусства и науки. Перечислял Великие имена Шаляпина, Прокафьева, Станиславского, Павловой, Бенуа, Бунина, Мережковского, Куприна, Алданова… и всех бесчисленных замечательных деятелей искусства и науки, широко разбросанных по всему миру. Почтены имена Павлова, Глазунова, Горького. Даже на далеких островах Океании звучат Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин. Есть какая-то благородная самоотверженная щедрость в этом всемирном деянии.

            Искусство выдающейся классической танцовщицей Анны Павловой во многом утвердило за пределами  России мировую славу русского балета, его царственное место в ряду современного искусства. Ее музыкальность, эмоциональность, жанровое разнообразие представляет собой великий человеческий подвиг!

            В будущих летописях  будет отмечено это всемирное  русское влияние как непреложный  исторический факт.

            Рерих подчеркивает, что когда приходилось рассказывать иностранцам житие Преподобного Святого Сергия Радонежского, очень  часто приходилось слышать в  ответ: «Теперь понимаем, откуда у  вас, русских, стремление деяния и труда». Конечно, такая жизнь, которую заповедал  Воспитатель русского народа всегда напомнит, как от малого, сомодельного сруба произрастали светлые средоточия просвещения. Это неотъемлемый исторический факт – можно его толковать по-разному, но основной высокий смысл этого светлого служения во благо человечества, остается качеством крепким. Знаем и других великих светлых строителей в разных странах.

            Когда-то будет написано справедливая, обоснованная история  о том, как много в разное время  Россия помогала различным народам, причем помощь эта не была своекорыстна, наоборот, очень часто страдающей являлась сама же Россия. Но помощь не должна взвешиваться. На каких-таких весах полагать доброжелательство и самоотвержение?! Но во всяком случае ценность доброжелательства не ржавеет, и в веках оно произрастет, и в доверие.

            Выдающимся участником и творцом истории России XIX века является Александр Михайлович Горчаков, 200-летие со дня рождения которого страна торжественно отметила.

            Главным делом его  жизни была внешняя политика и  международные отношения. Он отдал  дипломатической службе 67 лет, занимая  пост министра иностранных дел. С дипломатическими миссиями он был в Вене, Лондоне, Берлине, Риме и других городах Европы.

            Мудрая позиция  России в этот период предотвратила  ряд острых конфликтов внутри Европы и за ее пределами, установила доверительное  отношение России со странами Европы.

            Многие, многие народы видят в русском народе друга  своего. И это обстоятельство сложилось, не в каких-то хитроумностях, но во времени, в делах, в деяниях.

            Рерих в своих  дневниках приводит патриотические слова Пифагора: «Слушайте, дети мои, чем должно быть государство для  добрых граждан. Оно более, чем муж и жена, оно более, чем дитя или друг. Для доброго мужа дорога честь его жены, чъи дети приникают к его коленям. Но еще дороже должна быть честь Государства, которое оберегает и жену, и детей. Если мужественный человек охотно умрет за очаг, то настолько охотнее умрет за государство».

            Там, где сильная  сущность народа, там нечего беспокоиться об угрозе подражания или обезличивания. Здоровый организм переварит все  новое и даст свое выражение души своего народа.

            2.2. Понятие культуры

      Великий русский художник и ученый Николай  Константинович Рерих был одним  из немногих в XXвеке, кто понимал смысл истинной культуры и ее космическую роль в человеческой эволюции.

            Он постиг ее философское  значение и стремился в своем  творчестве показать это другим.

            Если культура –  есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба эти вида деятельности, казалось бы так тесно связаны между собой, имеют различный смысл своего назначения. Отождествление цивилизации и культуры приводит к путанице основных понятий. Подмена одного понятия другим дает возможность навязывать культуре несвойственные ей функции, а цивилизации приписывать то, что совсем не было для нее характерным.

            Один из крупнейших и глубоких философов русского зарубежья  Н.А. Бердяев, чьи взгляды во многом совпадали с рериховскими, определил  культуру следующим образом: «Культура  связана с культом, она развивалась  из религиозного культа, она есть результат  дифференциации культа».

            Философская мысль, научное познание. Архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль – все заключено в церковном культе. Древнейшая из культур – культура Египта, началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы.

            «Культура связана  с культом предков, с преданиями и традициями. Она полна священной  символики. Всякая культура имеет духовную основу она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями». (Бердяев Н.А. Смысл истории. М 1990год, с 166).

            Рерих не только разворачивает  и углубляет особенности культура, подмеченные Бердяевым, но и вводит новые неизвестные до него понятия. «Культура, - пишет он, - есть почитание  света. Культура – есть любовь к  человеку. Культура – есть сочетание  жизни и красоты. Культура – есть оружие света. Культура – есть спасение. Культура – есть двигатель. Культура – есть сердце. Если соберем все определения культура мы найдем синтез действительного блага, очаг просвещения и созидательной красоты». (Рерих Н.К. Сочинения, с 64).

            К области культуры мы можем отнести те проявления человеческого  духа, которые как бы сами изливались из таинственных глубин человека, насилии природных характер и были естественны для него. Песня и музыка, художество во всех его проявлениях, различные культы, поэзии и многое другое появилось вместе с человеком, росли и развивались параллельно с его сознанием.

            Культура в отличие  от цивилизации, является самоорганизующейся системой духа, действующей в согласии с уровнем и качеством энергетики этого духа. Иными словами, самоорганизация  духа – есть форма существования  культуры.

            Называя культуру «Садом прекрасным», Рерих ставит в ней на первое место Красоту, как энергетический закон гармонии духа, «Осознание красоты спасет мир» - повторял он слова Достоевского. Созерцание Красоты формирует в человеке философское и утонченное созерцание мира. «Особенно трогательную заботу проявлял Рерих о будущей молодежи. Вам, молодежи, - писал он, - предстоит одна из наиболее сказочных работ – возвысить основы культура духа, заменить механическую цивилизацию культурой духа; творить и созедать». Эти слова великого художника актуальны и сегодня.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. КУЛЬТУРА  – ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ КОСМИЧЕСКОЙ  ЭВОЛЮЦИИ

        «Тот, кто прекрасен – добр,

        а тот, кто добр – скоро станет прекрасным»

        (Древнегреческий  поэт Сафо – ок. 610-580

        до  н. э. А.Н. Маркова – Культурология,

        Москва, изд. «Юнити» 1998г. С.106)

            Объективные двигатели  культуры можно условно отнести  к природным явлениям, субъективны  – связано с субъектами космической  эволюции.

            Деятельность космических  Иерархов, участвующих в эволюции человечества, проявляется в первую очередь в области культуры, которая  является энергетическим сердцем этой эволюции.

            Культовые герои  мифов и легенд, мудрецы, учителя, религиозные наставники – все  они были связаны с космическими Иерархами и сами являлись субъектами космической эволюции.

Информация о работе Культурологические взгляды Н.К. Рериха