Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:36, реферат
Арнольд Джозеф Тойнби (Toynbee) (1889-1975) - английский историк, социолог, философ культуры, дипломат и общественный деятель, создавший один из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций. Идеи А. Тойнби стали продолжением идей, которые высказывались до него Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером и другими исследователями.
- в обществе должны присутствовать люди, способные понять вызов и дать на него ответ;
- большинство должно быть
готово к принятию данного
ответа, то есть, грубо говоря, «созреть»
для ответа. В дальнейшем будет
показано, как концепция «Вызов
и Ответ» и взаимодействие
«Меньшинство-Большинство»
Генезис.
Как уже упоминалось, Тойнби
выделяет два пути возникновения
цивилизаций: через мутацию примитивного
общества и через отчуждение пролетариата
от правящего меньшинства ранее
существовавших цивилизаций. Как и
следовало ожидать, в обоих случаях
Тойнби объясняет генезис с помощью
концепции «Вызов и Ответ», отвергая
при этом как расовые теории, постулирующие
различную «государство-
· Стимул природной среды
- Стимул бесплодной земли
- Стимул новой земли
· Стимул окружения
- Стимул удара (реакция на нападение)
- Стимул давления («форпост»)
- Стимул ущемления (бедность,
рабство, национальная
Как видно из приведенного
выше списка, стимулы могут быть
как природными, так и социальными.
Именно появление стимулирующего воздействия
со стороны природы или окружающих
народов способно вывести примитивное
общество из стационарного состояния
и заставить его начать развиваться.
Доказывая свое предположение, Тойнби
анализирует большое количество
различных цивилизаций и в
каждом случае находит такой стимул.
Среди всех стимулов хотелось бы выделить
стимул новой земли, а точнее, его
разновидность - стимул заморской миграции.
Он не только побуждает общество начать
развиваться, но и побуждает делать
это на принципиально новой основе:
«Другой положительный эффект, возникающий
в ходе испытания заморской миграцией,
относится к области
Рост.
Приступая к анализу стадии
роста в цивилизации Тойнби, необходимо
понять, что он считает критерием
роста. Прежде всего, территориальная
экспансия ни в коей мере не является
показателем развития цивилизации.
Территориальное расширение обычно
сопровождается кровопролитными войнами
и свидетельствует скорее не о
росте цивилизации, а о регрессе.
Захватывание чужих территорий зачастую
говорит о неспособности
Как же происходит движение цивилизации по пути прогресса? Считая микрокосм первичным фактором, Тойнби говорит, что рост цивилизации обусловливается изменениями во внутреннем мире индивидуума. Но эти изменения могут произойти в душе не любого человека, а лишь у творческого меньшинства. Ответом на вызов в данном случае является переход Личности на более высокий уровень развития. Однако подавляющая часть общества остается там же, где и была. Таким образом, возникает еще одно очень важное противоречие «меньшинство-большинство». Большинство может приблизиться к меньшинству путем механизма мимесиса. Однако нет никаких гарантий того, что это произойдет. Отсюда возникает опасность отрыва одной социальной группы от другой. С ростом цивилизации эта пропасть становится все шире и шире, что может привести к надлому цивилизации: вызову, на который меньшинство уже не способно дать адекватного ответа.
В результате роста каждая цивилизация проходит свой уникальный путь развития. При этом опыт, полученный каждой цивилизацией, также уникален. Этим Тойнби объясняет различие цивилизаций. Чем сильнее развита данная цивилизация, тем неповторимей пройденный ею жизненный путь и тем сильнее непохожа она на другие. Таким образом, по мере роста цивилизаций возникает их дифференциация, что сказывается на мировоззрении индивидуумов, культуре, искусстве. В отличие от Шпенглера, объясняющего различие цивилизаций (у Шпенглера - культур) различием прафеноменов - первичных символов, лежащих в основе каждой цивилизации, Тойнби усматривает изначальное внутреннее единство всех цивилизаций, различия которых вызваны неповторимостью жизненного пути каждой цивилизации: «Многообразие, представленное в человеческой природе, человеческой жизни и социальных институтах - это искусственный феномен и он лишь маскирует внутреннее единство».
Надлом.
Одним из основных постулатов
теории Освальда Шпенглера является
то, что общества суть живые организмы.
А раз так, то каждое общество проходит
через стадии, обязательные для любого
организма: рождения, роста, увядания и
смерти. Однако, как было показано, Тойнби
отвергает эту точку зрения, рассматривая
общество лишь как поле действия индивидуумов.
Где же тогда следует искать причину
надломов цивилизаций? Как уже говорилось,
процесс роста цивилизации - это
постоянная борьба. С одной стороны,
это взаимодействие между вызовами
и творческим меньшинством, с другой
стороны это постоянное противоречие
между меньшинством и косной массой.
Надлом может произойти по различным
причинам. Возможно, что на очередной
вызов активная часть просто не сможет
дать адекватный ответ. Другая причина
может крыться в природе
Отказ большинства от мимесиса. Во время катаклизмов большинство может потерять веру в идеалы меньшинства и, не имея сдерживающих традиций, оказывается в «подвешенном» состоянии, что неизбежно ведет к хаосу.
Ошибка меньшинства, выраженная в пассивности после ряда собственных побед. Общество с таким меньшинством существует до первого катаклизма, выводящего систему из «спящего» равновесия.
Изоляция правящего
Идолопоклонство - «интеллектуальное и морально ущербное и слепое обожествление части вместо целого, твари вместо Творца и времени вместо Вечности». В эту категорию попадает очень широкий спектр надломов. В частности, сюда попадает современная техногенная западная цивилизация, спартанская цивилизация, положившая себя на алтарь бога Войны.
Как видно, спектр опасностей, подстерегающих цивилизацию на пути ее развития, весьма широк. Однако наступление надлома и гибели не является неизбежным. Всегда есть шанс выхода из тупиковой ситуации.
Распад.
Стадия распада, по Тойнби, является серией неудачных ответов на один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. В социальном плане на стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:
- Правящее меньшинство,
больше не являющееся
- Внутренний пролетариат,
не доверяющий больше
- Внешний пролетариат.
Он проявляет себя в
В духовной сфере распад общества
приводит к расколу в душе. «Раскол
в душах людей проявляется
в самых разнообразных формах.
Он затрагивает поведение, чувства,
жизнь в целом. В период распада
общества каждый вызов встречает
в душах людей прямо
Разложение общества сопровождается
полным распадом правящей верхушки и
появлением нового творческого меньшинства,
вышедшего из пролетариата. Именно
это меньшинство способно образовать
новую цивилизацию. Единственный положительный
выход - «преображение», то есть создание
пролетариатом новой религии, опирающейся
на принципиально иную систему ценностей,
нежели разлагающаяся цивилизация.
Созданная пролетариатом
Заключение
В данной работе были представлены основные проблемы культурологической концепции английского ученого Арнольда Тойнби. Его теория является циклической в том смысле, что она не рассматривает историю как единое поступательное движение всех народов к одной общей цели. В то же время она и не трактует историю как бесцельный круговорот различных культур и цивилизаций. В противоположность жизненному циклу культуры по Шпенглеру цикл цивилизации по Тойнби не является таковым в строгом смысле этого слова. Жизнь цивилизации - это скорее непрерывное поступательное движение по пути духовного развития, на котором постоянно возникают ловушки, способные надломить и даже разрушить цивилизацию. Движение по этому пути - дело трудное, однако всегда есть шанс обойти все препятствия и не упустить этот шанс - задача индивидуумов, составляющих данное общество. Именно человек ответственен за рост своего общества. «Пока есть жизнь, есть надежда, что с божьей помощью человек - хозяин своей судьбы, хотя бы отчасти, хотя бы в чем-то».
Информация о работе Культурологическая концепция Арнольда Тойнби