Культура Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:19, реферат

Краткое описание

Термин «средневековье», введенный в 1667г. немецким историком Горном, в классической (христианской) схеме периодизации культурно-исторического процесса обозначает эпоху между древностью и новым временем. Обычно историки культуры рассматривают средние века как период от отмирания эллинистической классической, античной культуры до ее возрождения.

Оглавление

I. Введение.
II. Культура и идеология средних веков в странах Западной Европы.
(Основные черты, отличающиеся от эпохи Возрождения)
III. Характер эпохи Возрождения. Культура гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума.
IV. Искусство и наука эпохи Возрождения. Деятели Ренессанса.
V. Свободомыслие и светский индивидуализм.
• Учения об обществе и государстве.
• Протестантизм.
• Реформация.
VI. Заключение.
VII. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

эпоха возрождения 1.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

    С. М. Стам утверждает противоположность двух идейных систем с несколько иных позиций. Он не отрицает того очевидного факта, что и те и другие были противниками средневековой схоластики и духовной диктатуры католической церкви. Лютер и Кальвин признавали известную ценность земной жизни и практической деятельности, полезность некоторого светского знания.

    Невозможно  отрицать индивидуалистическую тенденцию: признания права собственного решения, а значит – разума и воли человека (кальвинистская идея божественного избранничества и обязанности каждого проявить максимум энергии в своем «призвании»).9

    На  этом сходство заканчивается, и начинаются противоположности: христианство стремилось ограничить человеческую любознательность, тогда как гуманизм всячески стремился ее развить. Гуманисты были убеждены во всемогуществе человеческого разума, напротив, реформаторы вдохновлялись идеей всемогущества веры. «Пусть никто не думает, – писал Лютер, – что он может постичь веру разумом… То, что говорит Христос, – истина, независимо от того, могу ли я или какой либо иной человек понять это».

    Гуманистам  был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиозной морали. Человек  может достигнуть совершенства не в  силу искупления и особой божественной милости, а собственным разумом  и волей, направленной на максимальное раскрытие всех своих естественных способностей.

Заключение.

    Возрожденные  на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе.

    Это учение складывалось преимущественно  в этике и обогащалось в  самых разных областях ренессансной культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросам социальной этики, в решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле.

    Важной  предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических порядков.

    Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер.

    Многие  проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической  этике, обретают новый смысл и  особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию.

    Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.

    Реформация  сыграла важную роль в становлении  мировой цивилизации. Не провозглашая никакого определенного социально-политического идеала, не требуя переделки общества в ту или иную сторону, не совершая никаких научных открытий или достижений на художественно-эстетическом поприще, Реформация эпохи Возрождения изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты.

    Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от опеки церкви, получил самую высшую для него санкцию – религиозную на то, чтобы только собственный разум  и совесть диктовали ему, как следует жить, она способствовала появлению человека буржуазного общества – независимого автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках.

 

     Список литературы

  1. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство «Наука», М 1976г.
  2. 50 биографий мастеров западно - европейского искусства. Издательство «Советский художник», Ленинград 1965г.
  3. Учебный курс по культурологии. Ростов-н/д.; Издательство «Феникс», 1999г.
  4. Учебный курс по культурологии. Ростов-н/д.; Издательство «Феникс», 2000г.
  5. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989г.
  6. Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М.,1979г.
  7. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. М. Просвещение, 1985г.

Информация о работе Культура Возрождения