Культура Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:19, реферат

Краткое описание

Термин «средневековье», введенный в 1667г. немецким историком Горном, в классической (христианской) схеме периодизации культурно-исторического процесса обозначает эпоху между древностью и новым временем. Обычно историки культуры рассматривают средние века как период от отмирания эллинистической классической, античной культуры до ее возрождения.

Оглавление

I. Введение.
II. Культура и идеология средних веков в странах Западной Европы.
(Основные черты, отличающиеся от эпохи Возрождения)
III. Характер эпохи Возрождения. Культура гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума.
IV. Искусство и наука эпохи Возрождения. Деятели Ренессанса.
V. Свободомыслие и светский индивидуализм.
• Учения об обществе и государстве.
• Протестантизм.
• Реформация.
VI. Заключение.
VII. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

эпоха возрождения 1.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ 

Кафедра «Прикладной психологии и социологии» 
 
 
 
 

Контрольная работа

На  тему «КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

 

Содержание:

    I. Введение.

    II. Культура и идеология средних веков в странах Западной Европы.

    (Основные  черты, отличающиеся  от эпохи Возрождения)

    III. Характер эпохи Возрождения. Культура гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума.

    IV. Искусство и наука эпохи Возрождения. Деятели Ренессанса.

    V. Свободомыслие и светский индивидуализм.

  • Учения об обществе и государстве.
  • Протестантизм.
  • Реформация.

VI. Заключение.

    VII. Список использованной литературы.

 

        Введение.

    В современной науке существует несколько  точек зрения по поводу объяснения термина «Возрождение». В широком понимании он определяет этно-культурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры. В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных. Именно такое значение термина «Возрождение»Ренессанс») принято в наше время.

    Следует обратить особое внимание на то, что  культура Возрождения отнюдь не является необходимой стадией развития для любой национальной культуры, в отличие от мифологического – антично-первобытного или теоцентрического – средневекового этапов. Некоторые характерные черты Ренессанса были пережиты отдельными культурами на более поздних этапах развития. Вот почему среди историков и культурологов не утихают споры относительно не только роли и места, но и закономерности периода Ренессанса в культурном процессе. Эти точки зрения можно суммировать следующим образом:

  • Эпоха Возрождения является целиком самостоятельным новым этапом в истории европейской культуры, наследующим Средневековье, но при этом являющимся ментальной противоположностью последнего как культурологический феномен, родственный греко-римской античности.
  • Ренессанс представляет собой последнюю стадию развития Средневековья, квинтэссенцию всего выработанного и осознанного культурой за десять средневековых веков Европы (выдающийся голландский культуролог Й. Хейзинга называет Ренессанс «осенью Средневековья»).
  • Ренессанс есть переходная эпоха от Средневековья к Новому времени со всеми присущими такому «мосту» противоречиями, непоследовательностью, регрессиями (например, феномены Реформации и Контрреформации, секуляризации и инквизиции).

    У каждой из выделенных точек зрения есть весомые аргументы, своей задача в данном реферате я считаю, определить возможность показа примера несовпадения содержания термина в различных культурологических подходах.

    Хочу  обратить внимание и на то, что при изучении не экономической или социальной истории, а именно культурологии, следовательно и мы, общество, воспринимаем культуру как непрерывный процесс развития, и не видим противоречий между различными позициями в изучении этой культурной эпохи как особенной, но в то же время типической, в значительной мере переходной, а поэтому культурологически родственной таким эпохам, как эллинизм, культура барокко, позже – девятнадцатый век, а возможно, и вторая половина двадцатого.

    Сам термин «возрождение» для характеристики эпохи XIV-XVI века был введен ее современниками – итальянскими гуманистами. Генетически связанный с религиозно-этическим понятием «обновление», этот термин приобретает в указанный период принципиально иной смысл: обновление культуры, подъем литературы, искусства, науки после их длительного упадка в средние века. Последний термин тоже был творением ренессансных гуманистов: «эпоха посредине» (между античностью и Ренессансом).

    Таким образом, уже в оценках самих  деятелей этой эпохи Возрождение  господства «средневекового варварства» (что, как известно, было бы по меньшей мере несправедливо в отношении к собственным культурным истокам).

    Однако  итальянский поэт Франческо Петрарка строит концепцию «мрачных веков», видя только глубокие отличия между культурой античности и следующей за ней эпохой Средневековья и, наоборот, тесную наследственную связь между античностью и современным периодом (эпохой Возрождения). Гуманисты следующих поколений не скрывали своего презрения к «невежеству и варварству» средних веков и энергично «возрождали античные традиции», полагая себя их прямыми продолжателями.

    Работая над материалом к реферату, я для  себя выяснил, что в истории культуры не было и быть не может «более выдающихся», или «менее выдающихся» эпох. Каждый этап существования человечества решает свои вопросы, не являвшиеся проблемными либо вовсе не стоявшие перед обществом иной похи. Поэтому эпоху Возрождения не следует воспринимать в том именно ключе, в каком воспринимали ее люди этой, во многих отношениях новаторской, культурной эпохи. Что же касается их этических и особенно эстетических идеалов, то они, безусловно, более созвучны человеку двадцатого века, чем, скажем, идеалы Средневековья. 

Культура и идеология средних веков в странах Западной Европы.

(Основные  черты, отличающиеся от эпохи  Возрождения)

    Термин «средневековье», введенный в 1667г. немецким историком Горном, в классической (христианской) схеме периодизации культурно-исторического процесса обозначает эпоху между древностью и новым временем. Обычно историки культуры рассматривают средние века как период от отмирания эллинистической классической, античной культуры до ее возрождения. В свою очередь, эта эпоха имела разные периоды, охватывающая 1000лет. Поэтому для понимания специфики этой культуры целесообразно рассматривать ее характерные, качественные черты.

    Фундаментальную роль для средневековой культуры играют традиции Западной Римской империи, представляющие, так называемое «романское начало». Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура, наука, искусство, философия, а также христианство, ставшее на закате Рима государственной религией империи.

    Эти традиции усваивались «варварами» во время борьбы с римлянами и активно влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни франков, галлов, саксов, ютов, готов и других племен Западной Европы, представляющую, так называемое, «германское начало» средневековой культуры. В результате взаимодействия этих начал возникло напряжение «диалога культур», давшее мощный импульс становлению и развитию собственно западноевропейской средневековой культуры. Ее материальную основу составляли феодальные отношения, главной особенностью которых были:

  • Условность собственности на землю: феодал «держал» феод – землю с крестьянами на правах владения, получаемого от вышестоящего феодала (сеньора), который, в свою очередь, также являлся вассалом феодала, занимающего более высокую ступень в социально-политической иерархии;
  • Личное и экономическое подчинение крестьян «держателям» земли. Основные формы зависимости – патронат и крепостное право;
  • Взаимные обязательства сеньора и вассала, жесткое единство прав и обязанностей.

    Средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства  замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более становилась и городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.

    Исходной  точкой всякой хозяйственной деятельности в средневековье является естественное ограничение потребностей: сколько благ потребляет человек, столько и должно быть произведено (такое хозяйствование В. Зомбарт называл «расходным»). Размеры и характер потребностей были вполне определенными для каждой социальной группы.

    В частности, для дворянства они выражались идеей «достойного содержания», соответствующего положению в обществе (Ф. Аквинский). Это положение и определяло меру хозяйственной активности: вести жизнь сеньора – означало жить «полной чашей» (охота, турниры, балы) и «давать жить многим», одновременно презирая деньги – они существуют для того, чтобы их тратить.

    Для массы простого народа было принято приводить доходы в соответствие потребностям.

    В исследовательских материалах существуют три силы, определившие культуру Средневековья:

  • Традиции Греко-римской культуры.
  • Дух варварства.
  • Христианство – новое духовное основание европейской культуры.

    В отличие от культуры эпохи Возрождения  Средневековая культура строилась на следующих  особенностях:

  • Восприятие всего через призму религии. Бог превыше всего, монашество – самый почётный труд, так называемые «молящиеся», а «воюющие» и «трудящиеся» – ниже по своему рангу.
  • Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти.
  • Мистицизм, иррационализм.
  • Культ аскетизма.
  • Искусство направлено на религиозно-церковные нужды.
  • Образование содержит в себе религиозный характер, а грамотность – редкое явление (университеты с XIIв.); всё преподавание ведётся исключительно на латыни.
  • В науке господствует схоластика, строгий контроль церкви; возникает разделение «истин разума» и «истин веры»; крайне редкое обращение к наблюдению и эксперименту.
  • Сохранение пережитков язычества.

    Эти особенности специально помещаю  в свой реферат для того, чтобы  более чётко воспринималась картина, формирующая основы культуры эпохи  Возрождения. 

Характер эпохи Возрождения. Культура гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума.

    В истории культуры Возрождения можно  выделить три этапа:

1. Раннее Возрождение  – XVв. (треченто, проторенессанс)

2. Высокое Возрождение  – первая треть XVIв. (кватроченто)

3. Позднее Возрождение – середина и конец XVIв. (чинквеченто)

    Эти же этапы иногда называют, прибегая к художественно преобразованным  образам. В таком случае можно  первый этап назвать «гуманистическим», второй этап – «героическим», «титаническим», третий этап – «трагическим».

    В некоторых исследованиях особо  выделяют период XIII-XIVвв., называя его  «предвозрождение», а также конец XVIв. – завершающий этап Возрождения». Но сути это не меняет. По-прежнему, мы имеем возникновение какой-то тенденции, её максимальное развитие и превращение «в своё иное».

    Для Возрождения центром культурных новаций становится живопись. Именно она «вбирает» в себя все открытия в области философии, истории, медицины, технологии, организации. От неё идёт волна духовного освобождения и обновления.

    Для Возрожденческой культуры характерен определённый космополитизм, она носит  надгосударственный, наднациональный  характер. Начавшись в Италии, ренессансные тенденции охватывают всю Европу.

    Возрождение относительно безразлично к типу правления, режиму, характеру политического строя. Оно развивается и в рамках монархий - абсолютных или ограниченных, национальных или многонациональных, и в рамках республик – олигархических (Северная Италия), федеративных (Швейцария), шляхетских (Польша).

    Возрождение относительно безразлично и к религиозной культуре, оно охватило страны с католическим населением, но развивалось и в странах, где стал утверждаться протестантизм и произошла Реформация: Германии, Швейцарии, Голландии, Англии.

    Конкуренция, охватившая государство и церковь, мирскую и религиозную системы идеологий позволили сформироваться культуре Возрождения, как относительно независимой от господствующих идеологий. «Обновление» культуры – само выступило лозунгом новой идеологии, не получившей дальнейшей систематизации и развития. Культурная эволюция не смогла преодолеть тенденции к политическим и социальным переворотам. Попытка осуществить «культурную революцию» культурными методами – построить новую культуру – оказалась неудачной, в этом и трагизм Ренессанса, и его уникальность и утопизм.

Информация о работе Культура Возрождения