Концерты для раненых или уходивших
на фронт были особенно ответственными.
Обычно они начинались с чтения
сводок. Информбюро и краткого выступления
политработника, а затем звучала «Священная
война» Александрова А., пели «Катюшу»,
«Огонёк», «Синий платочек», любимые песни
Соловьёва - Седого «Соловьи», «На солнечной
поляночке», песню Листова К., «В землянке»
и другие. Зал не только внимательно слушал,
но часто пел вместе с самодеятельными
артистами.
Разучивались песни по текстам,
которые печатались в газетах,
мелодию ловили по радио, воспроизводили
на слух, а иногда и слова
записывали по трансляции.
В многочисленных концертах исполнялись
полюбившиеся стихотворения Симонова
К., А.Твардовского, читались отрывки из
статей И.Эренбурга, фронтовые зарисовки
военных корреспондентов.
Политпросветчики выходили с концертами
на заводские стройки, в цеха военных заводов.
Песни звучали на стройплощадках, в красных
уголках, в цехах в обеденные перерывы.
А так как молодые парни
и девчата уходили на фронт
или становились к станкам,
самодеятельность заметно «молодела»,
основными её активистами стали
комсомольцы школьного возраста.
Особой заботой политпросветчики
стремились окружить раненых.
Формировались библиотечки - передвижки,
за право выступить в госпитальных
палатах соревновались классы, отдельные
школы. Там ставились такие
же концерты «малых форм». Стремясь
поднять настроение, самодеятельные
артисты прибегали к песням, посвящённым
фронтовому быту, в которых преломлялись
традиции частушечного, шуточного жанра.
Любовно исполнялись «Давай закурим»,
«Самовары - самопалы», «Вася - Василёк»
и другие. Слушателей на таких концертах
было немало, исполнителей не меньше. Пели
вместе. А затем расходились в палаты к
тяжелораненым, и для каждого, если разрешали
врачи, вполголоса исполнялись песни по
его заявкам. Особо увлекающихся самодеятельных
артистов иногда приходилось вежливо
выпроваживать из госпиталей, о чём интересно
рассказала заведующая музеем госпиталя
инвалидов Великой Отечественной войны
Т.И.Щепкина.
Приведу один эпизод, о котором трогательно
вспоминает академик Валентина Павловна
Бисярина:
«Однажды во время посещения
омского эвакогоспиталя я была
свидетельницей следующего. К начальнику
госпиталя обратилась группа
мальчиков и девочек за разрешением
выступать перед ранеными с маленьким
концертом. Это были школьники - дети артистов
театра им. Е.Вахтангова. Им разрешили,
сообразуясь с характером ранений. Трудно
описать то впечатление, которое произвело
появление детей. Сияющие глаза, улыбки
на всех лицах. Дети вдохновенно читали
стихи, отрывки, эпизоды. Особенно среди
них выделялись Женя Симонов и Миша Державин.
Вероятно, сказалось влияние отца Жени,
талантливого и прекрасного артиста Р.Н.Симонова.
Среди шумных аплодисментов запомнился
мне стук костылей - это был особый
звук.
Навсегда в моей памяти сохранились
минуты, когда раненые получали
подарки от детей. Они принесли
их с собой. Это были рисунки,
самоделки, носовые вышитые платочки
и даже куски пирогов, ватрушки
и другое. При этом нередко
можно было видеть скупые мужские
слёзы. Потом один из раненых подозвал
детей к своей кровати, вынул из завязанного
платочка осколок и обратился к ним со
словами: «Пусть это будет наш подарок
вам. Этот осколок вынули у меня из груди.
Хотел до своих ребят довезти, да их теперь
нет у меня, не пришлось…». Позже я
узнала, что этот осколок они сохранили
для школьного музея театра.
Надо отметить, дети в те годы
были оптимистами. Достаточно
было посмотреть на их рисунки.
В самое тяжкое время, когда
становилось невмоготу дышать, мальчишки
и девчонки неизменно рисовали нашу победу.
Потом раненые попросили ребят
написать письма родным. Быстро
нашлись бумага, карандаши. Эти
письма нельзя было читать
без слёз. Если вдуматься в
эти письма, то становится ясно,
что дети тоже участвовали в войне.
Надолго мне запомнилось, как
измученные и страдающие лица
находили для детей улыбку
и ласковое слово. Доброжелательность,
сердечная теплота и любовь
царили в такие торжественные
минуты в палатах госпиталей.
А ведь это было для них
несравнимое, лучшее духовное лекарство!»
Кроме самодеятельных, в городе
активно выступали с концертами
профессиональные артисты. Омская
филармония создавала временные
коллективы из артистов театров,
преподавателей музыкальной школы
и училища, отдельных исполнителей.
Они выступали в рабочих клубах, в кинотеатрах
перед началом очередного киносеанса.
Песня помогала жить и труженикам
села. Сельский клуб собирал на
посиделки солдаток, долгими зимними
вечерами готовящих для фронтовиков
тёплые рукавицы и кисеты, и молодёжь,
поющую под гармонь как привычные, так
и новые военные песни. В Крутинском районе,
например, откуда известная исполнительница
народных песен А. Оленичева ушла во фронтовой
ансамбль песни и пляски, во время войны
часто выступал хор А.И.Мартыновой. Её
сын Афанасий Мартынов, тогда ещё совсем
ребёнок, уже пробовал выступать в качестве
аккомпаниатора. Хор участвовал в объявленном
ЦК ВКП(б) и СНК СССР в 1943 - 1944гг. смотре
художественной самодеятельности, был
отменён Почётной грамотой.
Много интересных событий песенной
жизни тех лет хранит память непосредственных
участников военных концертов, любовь
к песне помогает им жить и сейчас. Послушайте,
как звучит хор ветеранов под руководством
заслуженной артистки России И.М.Ивановой.
В нём более 300 исполнителей, средний возраст
которых - свыше 70 лет, на репетиции они
ходят, как на праздник. А ведь большинство
из них - участники самодеятельности военных
лет.
Напряжённой творческой деятельностью
отмечалась в годы войны жизнь
омских театров. Омский драматический,
которым с 1941г. руководила Л.С.Самборская,
был общепризнанным, одним из лучших областных
драматических театров. Народный артист
России П.С.Некрасов, М.Н.Потоцкий, М.М.Иловайский,
А.Ф.Теплов были особо любимы омичами.
Набирал силу талант В.Дворжецкого. В театре
шёл поставленный им спектакль Э.Ростана
«Романтики». В репертуаре сохранились
«Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «В степях
Украины» А.Корнейчука. Развивая тему
исторического величия русской армии,
к 7 ноября 1941г. Театр сдал спектакль «Фельдмаршал
Кутузов» В.Соловьёва. Позднее с большим
успехом шли «Парень из нашего города»
К.Симонова и «Разлом» Б.Лавренёва в постановке
Л.С.Самборской. Спектакли Омского драматического
шли при переполненных залах. Часто они
ставились специально для призывников,
для выздоравливающих раненых из госпиталей.
В ноябре 1941г. в наш город
прибыл театр им. Е.Вахтангова, эвакуированный
из Москвы после того, как его
здание было разрушено бомбёжкой.
Вахтанговцы нашли в Омске
немало творческих друзей и
вплоть до августа 1943 года работали
вместе с нашим драматическим театром
поочерёдно - 3 дня в неделю шли спектакли
вахтанговцев. В Омске этот театр выпустил
немало масштабных спектаклей высокого
патриотического звучания - «Фронт» А.Корнейчука,
«Русские люди» К.Симонова, «Олеко Дундич»
М.Канца и А.Ржешевского.
Творческое содружество с вахтанговцами
создало новые возможности. В
1942г. Народный артист СССР, профессор
Б.Е.Захава поставил в Омском
театре «Нашествие» Л.Леонова,
а Н.Охлопков стал режиссёром
- постановщиком спектакля «Осада мельницы»
по рассказу Э.Золя «Семья Варле». Н.Охлопкову
принадлежит авторство спектакля для
детей «Тимур и его команда» по А.Гайдару.
Часто артисты обоих театров
вместе выезжали на концерты,
а когда в 1942г. из фронтовой
бригады вахтанговцев был создан филиал
театра, в его спектаклях нередко принимали
участие омские артисты, совместно проводились
творческие встречи на предприятиях, в
открытых на железной дороге эвакопунктах.
В городе продолжали работать
открытые накануне войны театр
юных зрителей и театр кукол. Вписались
в театральную семью города и эвакуированный
к нам Львовский театр им. Зеньковецкой,
и часть труппы Сталинградской оперетты.
У каждого находился свой зритель, хотя
работать приходилось в трудных условиях
- ТЮЗ сначала размещался в клубе им. Лобкова,
затем на некоторое время переехал в Тару,
а когда вновь вернулся в Омск и работал
в кинотеатрах между сеансами, то оставил
часть своей труппы в приютившем его районном
центре. Вокруг этой части труппы сформировался
самостоятельный Тарский городской театр,
просуществовавший вплоть до пятидесятых
годов. Театр кукол размещался в Доме пионеров.
И на его спектаклях залы были всегда переполнены.
Театральная муза не молчала, её детища
находили живой отклик у горожан.
О связях омских артистов с фронтовиками,
их поездках на передовую линию борьбы
с врагом очень хорошо повествует в своей
книге «Омский драматический» С.Яневская.
«В феврале 1944г. вышел приказ
по Омскому драматическому театру:
«Актёров тт.Спроге и Теплова
полагать с 25.11.1944г. в командировке с бригадой
отдела искусств по художественному обслуживанию
фронта». В бригаду вошло семь человек.
«Когда мы ехали на фронт, -
говорил А.Ф.Теплов, - то не были
уверены в своей необходимости
там. Идёт наступление, непрерывные
бои изматывают людей, им бы отдохнуть,
а тут мы пожаловали. Как-то нас встретят?
Но уже первый концерт показал, насколько
сильно мы заблуждались. Солдаты тянулись
к нам доверчиво и жадно, и хотелось отдать
им всё, на что были способны».
Репертуар фронтовой бригады состоял
из песен, танцев, водевилей, юмористических
рассказов. Теплов и Спроге вели парный
конферанс и играли скетчи «Рядовой Шульц»,
«Жених и папенька».
…За полтора месяца поездки
было немало трогательных встреч
с земляками. Лишь приезжали в часть,
сразу находились люди, встречавшие омичей
возгласами: «Наши приехали!» Понятие
«наши» необычайно расширялось. Так их
называли все, кто имел малейшее отношение
к Сибири. Слово «наши» произносилось
с такой теплотой и нежностью, словно артисты
и солдаты жили рядышком - дом к дому, окно
в окно. И когда они вернулись домой и прошло
много времени, это душевное тепло людей
фронта их грело - словно прикоснулись
к чему-то большому, надёжному и светлому…
Спектакли, фронтовые бригады,
концерты в госпиталях, у сельского населения,
в мобилизационных пунктах - так работал
тогда весь советский театр. И в том числе
Омский драматический.
Сейчас трудно себе представить,
что в городе, где рабочий день
продолжался 12-14 часов, а транспортные
связи были очень ненадёжными, в кинотеатрах
всегда толпились люди. И пристойных мест
показа было мало - кинотеатры «Художественный»,
«Октябрь», сохранившиеся до сих пор, а
также деревянный «Гигант», что размещался
в нынешнем сквере К.Лигети, «Луч». И фильмов
выпускалось в военную пору по 10-20 в год,
но их смотрели по нескольку раз. Особенно
злободневными считались киносборники,
спецвыпуски: «Все силы на разгром врага»,
«На защиту родной Москвы», «Ленинград
в борьбе», документальные фильмы «День
войны», «Народный мститель», «Сталинград»
и другие. Это были живые зарисовки с фронта,
они привлекали всеобщее тревожное внимание.
С неменьшим интересом шли
зрители на художественные фильмы
«Секретарь райкома», в котором
образ коммуниста-подпольщика с
огромным мастерством был раскрыт актёром
В.Ваниным, «Она защищает Родину», где
В.Марецкой удалось создать подлинно героический
образ партизанки Прасковьи, с болью в
сердце смотрели омские зрители фильм
«Радуга» о жестокости фашистов на оккупированных
территориях, о мужестве и борьбе наших
людей. В главной роли партизанки Олены
в нём зрители познакомились с актрисой
Н.Ужвий.
Особой теплотой и надёжностью
веяло от фильмов о любви
и фронтовой дружбе. После картины
«Два бойца» с популярным дуэтом
Б.Андреева и М.Бернеса песня «Тёмная
ночь» звучала повсюду. Фильм по развёрнутому
сюжету известного стихотворения К.Симонова
«Жди меня» с участием В.Серовой, Б.Блинова,
Л.Свердлина был у всех на устах. Вышедший
в 1943г. «Воздушный извозчик» благодаря
обаянию М.Жарова - исполнителя главной
мужской роли - стал как бы рубежным фильмом,
знаменующим скорую победу, так же как
«В шесть часов вечера после войны». Спросите
наших ветеранов, живших в то время в Омске,
они обязательно вспомнят о том, как стояли
в длинных очередях за билетами, мёрзли
в плохо отапливаемых кинозалах, но всё
равно по нескольку раз шли на свои любимые
фильмы.
Своё достойное место заняло
с первых дней войны изобразительное
искусство. Омское отделение Союза
художников вело широкую выставочную
деятельность. Выставки устраивались
в краеведческом музее, на промышленных
предприятиях, на призывных пунктах, агитплощадках
города. Картины К.Белова, Т.Козлова, В.Волкова
и А.Оськина репродуцировались и в центральных
журналах.
Боевым направлением в работе
художников стал плакат. Известно,
что центральное издательство «Искусство»
за годы войны выпустило около 1,5 тыс. плакатов.
Первый из них - «Беспощадно разгромим
и уничтожим врага!». У многих в памяти
остались плакаты «Родина - мать зовёт!»,
«Боец, спаси меня от рабства!», «Вперёд!
На Запад!» и другие. Листая газеты того
времени, дивишься изобретательности
и мастерству карикатуристов. Но эти издания
доходили до Омска в ограниченных количествах,
и местные художники стали готовить свои
военно-политические плакаты.