Культура России 1941 – 1945 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:24, контрольная работа

Краткое описание

Культура периода Великой Отечественной войны 1941─1945 гг. один из ярких феноменов не только истории ХХ столетия, но и российской культуры в целом. Ее огромная роль в грандиозном военном и духовном противостоянии несомненна. Образовательный, научный, просветительный, художественный, конфессиональный, ментальный и другие уровни культуры исполнили важнейшую роль – сплочение всех сил во имя свободы и независимости страны.

Оглавление

Введение
Культура и быт в период Великой Отечественной войны
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

СДАТЬ культуролог.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

    Концерты для раненых или уходивших  на фронт были особенно ответственными. Обычно они начинались с чтения  сводок. Информбюро и краткого выступления политработника, а затем звучала «Священная война» Александрова А., пели «Катюшу», «Огонёк», «Синий платочек», любимые песни Соловьёва - Седого «Соловьи», «На солнечной поляночке», песню Листова К., «В землянке» и другие. Зал не только внимательно слушал, но часто пел вместе с самодеятельными артистами.

    Разучивались песни по текстам,  которые печатались в газетах,  мелодию ловили по радио, воспроизводили  на слух, а иногда и слова  записывали по трансляции.

    В многочисленных концертах исполнялись полюбившиеся стихотворения Симонова К., А.Твардовского, читались отрывки из статей И.Эренбурга, фронтовые зарисовки военных корреспондентов.

    Политпросветчики выходили с концертами на заводские стройки, в цеха военных заводов. Песни звучали на стройплощадках, в красных уголках, в цехах в обеденные перерывы.

    А так как молодые парни  и девчата уходили на фронт  или становились к станкам,  самодеятельность заметно «молодела», основными её активистами стали  комсомольцы школьного возраста.

    Особой заботой политпросветчики  стремились окружить раненых.  Формировались библиотечки - передвижки, за право выступить в госпитальных  палатах соревновались классы, отдельные  школы. Там ставились такие  же концерты «малых форм». Стремясь  поднять настроение, самодеятельные артисты прибегали к песням, посвящённым фронтовому быту, в которых преломлялись традиции частушечного, шуточного жанра. Любовно исполнялись «Давай закурим», «Самовары - самопалы», «Вася - Василёк» и другие. Слушателей на таких концертах было немало, исполнителей не меньше. Пели вместе. А затем расходились в палаты к тяжелораненым, и для каждого, если разрешали врачи, вполголоса исполнялись песни по его заявкам. Особо увлекающихся самодеятельных артистов иногда приходилось вежливо выпроваживать из госпиталей, о чём интересно рассказала заведующая музеем госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны Т.И.Щепкина.

    Приведу один эпизод, о котором трогательно вспоминает академик Валентина Павловна Бисярина:

    «Однажды во время посещения  омского эвакогоспиталя я была  свидетельницей следующего. К начальнику  госпиталя обратилась группа  мальчиков и девочек за разрешением  выступать перед ранеными с маленьким концертом. Это были школьники - дети артистов театра им. Е.Вахтангова. Им разрешили, сообразуясь с характером ранений. Трудно описать то впечатление, которое произвело появление детей. Сияющие глаза, улыбки на всех лицах. Дети вдохновенно читали стихи, отрывки, эпизоды. Особенно среди них выделялись Женя Симонов и Миша Державин. Вероятно, сказалось влияние отца Жени, талантливого и прекрасного артиста Р.Н.Симонова.

    Среди шумных аплодисментов запомнился  мне стук костылей - это был особый звук.

    Навсегда в моей памяти сохранились  минуты, когда раненые получали  подарки от детей. Они принесли  их с собой. Это были рисунки,  самоделки, носовые вышитые платочки  и даже куски пирогов, ватрушки  и другое. При этом нередко  можно было видеть скупые мужские слёзы. Потом один из раненых подозвал детей к своей кровати, вынул из завязанного платочка осколок и обратился к ним со словами: «Пусть это будет наш подарок вам. Этот осколок вынули у меня из груди. Хотел до своих ребят довезти, да их теперь нет у меня, не пришлось…».  Позже я узнала, что этот осколок они сохранили для школьного музея театра.

     Надо отметить, дети в те годы  были оптимистами. Достаточно  было посмотреть на их рисунки.  В самое тяжкое время, когда  становилось невмоготу дышать, мальчишки и девчонки неизменно рисовали нашу победу.

    Потом раненые попросили ребят  написать письма родным. Быстро  нашлись бумага, карандаши. Эти  письма нельзя было читать  без слёз. Если вдуматься в  эти письма, то становится ясно, что дети тоже участвовали в войне.

    Надолго мне запомнилось, как  измученные и страдающие лица  находили для детей улыбку  и ласковое слово. Доброжелательность, сердечная теплота и любовь  царили в такие торжественные  минуты в палатах госпиталей. А ведь это было для них  несравнимое, лучшее духовное лекарство!»

    Кроме самодеятельных, в городе  активно выступали с концертами  профессиональные артисты. Омская  филармония создавала временные  коллективы из артистов театров,  преподавателей музыкальной школы  и училища, отдельных исполнителей. Они выступали в рабочих клубах, в кинотеатрах перед началом очередного киносеанса.

    Песня помогала жить и труженикам  села. Сельский клуб собирал на  посиделки солдаток, долгими зимними  вечерами готовящих для фронтовиков  тёплые рукавицы и кисеты, и молодёжь, поющую под гармонь как привычные, так и новые военные песни. В Крутинском районе, например, откуда известная исполнительница народных песен А. Оленичева ушла во фронтовой ансамбль песни и пляски, во время войны часто выступал хор А.И.Мартыновой. Её сын Афанасий Мартынов, тогда ещё совсем ребёнок, уже пробовал выступать в качестве аккомпаниатора. Хор участвовал в объявленном ЦК ВКП(б) и СНК СССР в 1943 - 1944гг. смотре художественной самодеятельности, был отменён Почётной грамотой.

    Много интересных событий песенной жизни тех лет хранит память непосредственных участников военных концертов, любовь к песне помогает им жить и сейчас. Послушайте, как звучит хор ветеранов под руководством заслуженной артистки России И.М.Ивановой. В нём более 300 исполнителей, средний возраст которых - свыше 70 лет, на репетиции они ходят, как на праздник. А ведь большинство из них - участники самодеятельности военных лет.

    Напряжённой творческой деятельностью  отмечалась в годы войны жизнь  омских театров. Омский драматический, которым с 1941г. руководила Л.С.Самборская, был общепризнанным, одним из лучших областных драматических театров. Народный артист России П.С.Некрасов, М.Н.Потоцкий, М.М.Иловайский, А.Ф.Теплов были особо любимы омичами. Набирал силу талант В.Дворжецкого. В театре шёл поставленный им спектакль Э.Ростана «Романтики». В репертуаре сохранились «Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «В степях Украины» А.Корнейчука. Развивая тему исторического величия русской армии, к 7 ноября 1941г. Театр сдал спектакль «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьёва. Позднее с большим успехом шли «Парень из нашего города» К.Симонова и «Разлом» Б.Лавренёва в постановке Л.С.Самборской. Спектакли Омского драматического шли при переполненных залах. Часто они ставились специально для призывников, для выздоравливающих раненых из госпиталей.

    В ноябре 1941г. в наш город  прибыл театр им. Е.Вахтангова, эвакуированный  из Москвы после того, как его  здание было разрушено бомбёжкой.  Вахтанговцы нашли в Омске  немало творческих друзей и  вплоть до августа 1943 года работали вместе с нашим драматическим театром поочерёдно - 3 дня в неделю шли спектакли вахтанговцев. В Омске этот театр выпустил немало масштабных спектаклей высокого патриотического звучания - «Фронт» А.Корнейчука, «Русские люди» К.Симонова, «Олеко Дундич» М.Канца и А.Ржешевского.

    Творческое содружество с вахтанговцами  создало новые возможности. В  1942г. Народный артист СССР, профессор  Б.Е.Захава поставил в Омском  театре «Нашествие» Л.Леонова,  а Н.Охлопков стал режиссёром - постановщиком спектакля «Осада мельницы» по рассказу Э.Золя «Семья Варле». Н.Охлопкову принадлежит авторство спектакля для детей «Тимур и его команда» по А.Гайдару.

    Часто артисты обоих театров  вместе выезжали на концерты, а когда в 1942г. из фронтовой  бригады вахтанговцев был создан филиал театра, в его спектаклях нередко принимали участие омские артисты, совместно проводились творческие встречи на предприятиях, в открытых на железной дороге эвакопунктах.

    В городе продолжали работать  открытые накануне войны  театр юных зрителей и театр кукол. Вписались в театральную семью города и эвакуированный к нам Львовский театр им. Зеньковецкой, и часть труппы Сталинградской оперетты. У каждого находился свой зритель, хотя работать приходилось в трудных условиях - ТЮЗ сначала размещался в клубе им. Лобкова, затем на некоторое время переехал в Тару, а когда вновь вернулся в Омск и работал в кинотеатрах между сеансами, то оставил часть своей труппы в приютившем его районном центре. Вокруг этой части труппы сформировался самостоятельный Тарский городской театр, просуществовавший вплоть до пятидесятых годов. Театр кукол размещался в Доме пионеров. И на его спектаклях залы были всегда переполнены. Театральная муза не молчала, её детища находили живой отклик у горожан.

    О связях омских артистов с фронтовиками, их поездках на передовую линию борьбы с врагом очень хорошо повествует в своей книге «Омский драматический» С.Яневская.

    «В феврале 1944г. вышел приказ  по Омскому драматическому театру: «Актёров тт.Спроге и Теплова  полагать с 25.11.1944г. в командировке с бригадой отдела искусств по художественному обслуживанию фронта». В бригаду вошло семь человек.

    «Когда мы ехали на фронт, - говорил А.Ф.Теплов, - то не были  уверены в своей необходимости  там. Идёт наступление, непрерывные бои изматывают людей, им бы отдохнуть, а тут мы пожаловали. Как-то нас встретят? Но уже первый концерт показал, насколько сильно мы заблуждались. Солдаты тянулись к нам доверчиво и жадно, и хотелось отдать им всё, на что были способны».

    Репертуар фронтовой бригады состоял из песен, танцев, водевилей, юмористических рассказов. Теплов и Спроге вели парный конферанс и играли скетчи «Рядовой Шульц», «Жених и папенька».

    …За полтора месяца поездки  было немало трогательных встреч  с земляками. Лишь приезжали в часть, сразу находились люди, встречавшие омичей возгласами: «Наши приехали!» Понятие «наши» необычайно расширялось. Так их называли все, кто имел малейшее отношение к Сибири. Слово «наши» произносилось с такой теплотой и нежностью, словно артисты и солдаты жили рядышком - дом к дому, окно в окно. И когда они вернулись домой и прошло много времени, это душевное тепло людей фронта их грело - словно прикоснулись к чему-то большому, надёжному и светлому…

    Спектакли, фронтовые бригады,  концерты в госпиталях, у сельского населения, в мобилизационных пунктах - так работал тогда весь советский театр. И в том числе Омский драматический.

    Сейчас трудно себе представить,  что в городе, где рабочий день  продолжался 12-14 часов, а транспортные  связи были очень ненадёжными, в кинотеатрах всегда толпились люди. И пристойных мест показа было мало - кинотеатры «Художественный», «Октябрь», сохранившиеся до сих пор, а также деревянный «Гигант», что размещался в нынешнем сквере К.Лигети, «Луч». И фильмов выпускалось в военную пору по 10-20 в год, но их смотрели по нескольку раз. Особенно злободневными считались киносборники, спецвыпуски: «Все силы на разгром врага», «На защиту родной Москвы», «Ленинград в борьбе», документальные фильмы «День войны», «Народный мститель», «Сталинград» и другие. Это были живые зарисовки с фронта, они привлекали всеобщее тревожное внимание.

    С неменьшим интересом шли  зрители на художественные фильмы  «Секретарь райкома», в котором  образ коммуниста-подпольщика с  огромным мастерством был раскрыт актёром В.Ваниным, «Она защищает Родину», где В.Марецкой удалось создать подлинно героический образ партизанки Прасковьи, с болью в сердце смотрели омские зрители фильм «Радуга» о жестокости фашистов на оккупированных территориях, о мужестве и борьбе наших людей. В главной роли партизанки Олены в нём зрители познакомились с актрисой Н.Ужвий.

    Особой теплотой и надёжностью  веяло от фильмов о любви  и фронтовой дружбе. После картины  «Два бойца» с популярным дуэтом  Б.Андреева и М.Бернеса песня «Тёмная ночь» звучала повсюду. Фильм по развёрнутому сюжету известного стихотворения К.Симонова «Жди меня» с участием В.Серовой, Б.Блинова, Л.Свердлина был у всех на устах. Вышедший в 1943г. «Воздушный извозчик» благодаря обаянию М.Жарова - исполнителя главной мужской роли - стал как бы рубежным фильмом, знаменующим скорую победу, так же как «В шесть часов вечера после войны». Спросите наших ветеранов, живших в то время в Омске, они обязательно вспомнят о том, как стояли в длинных очередях за билетами, мёрзли в плохо отапливаемых кинозалах, но всё равно по нескольку раз шли на свои любимые фильмы. 

    Своё достойное место заняло  с первых дней войны изобразительное  искусство. Омское отделение Союза  художников вело широкую выставочную  деятельность. Выставки устраивались в краеведческом музее, на промышленных предприятиях, на призывных пунктах, агитплощадках города. Картины К.Белова, Т.Козлова, В.Волкова и А.Оськина репродуцировались и в центральных журналах.

    Боевым направлением в работе  художников стал плакат. Известно, что центральное издательство «Искусство» за годы войны выпустило около 1,5 тыс. плакатов. Первый из них - «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». У многих в памяти остались плакаты «Родина - мать зовёт!», «Боец, спаси меня от рабства!», «Вперёд! На Запад!» и другие. Листая газеты того времени, дивишься изобретательности и мастерству карикатуристов. Но эти издания доходили до Омска в ограниченных количествах, и местные художники стали готовить свои военно-политические плакаты.

Информация о работе Культура России 1941 – 1945 гг