Культура Китая и Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:07, реферат

Краткое описание

Археологами были обнаружены первые поселения первобытных людей на огромной территории Китая: первобытный ланьтяньский - Ланьтянь провинция Шэнси, самый древний из известных обитателей Китая; Юаньмоуский человек - уезд Юаньмоу провинция Юньнань, ему 1,7 млн. лет.; группа древних людей «пекинский синантроп» - деревня Чжоукоудянь юго-западный пригород Пекина, 500 тыс. лет назад. Представители этой культуры обладали основными характеристиками «человека разумного»: ходили на 2-х ногах, были способными изготавливать и использовать простые орудия, умели добывать и хранить огонь.

Файлы: 1 файл

реферат культурология.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

    Египет  стал первым государством на  Земле, первой великой могущественной  державой первой империей, претендующей  на мировое господство. Это было  сильное государство, в котором  народ был полностью подчинен  правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.

Древнеегипетский  заупокойный культ. Его духовное содержание и материальное воплощение.

 В культуре  Древнего Египта заупокойный  культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу.

Заупокойный культ  египтян опирается на следующие  представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда  как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя (Рен), душа (Ба), вылетающая из тела в виде птицы,  двойник человека (Ка); именно судьба  Ка  связана с судьбой тела, ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка  может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы.

В разработанной  до мельчайших подробностей системе  представлений египтян о потустороннем  мире одно из главных мест занимают «поля блаженных» (поля Иару), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая. Повелителем загробного мира был  Осирис - один из самых почитаемых в Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений - умер Осирис – умерла природа; расцветет все весной - значит, Осирис ожил. Именно  поэтому он  и  превратился  в  бога мертвых, который вершил свой суд.

 Когда египтянин  умирал, его относили к бальзамировщикам. Мастера-бальзамировщики за 70 дней  изготовляли мумию - ведь Исида 70 дней собирала тело Осириса и мумифицировала его.  Во время бальзамирования все внутренние органы убирались в погребальные сосуды—каноны, заполненные отварами из трав и другими снадобьями, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде.  Коноты изготовлены в виде богов—сыновей Хора: Имсета, Хапи, Дуамутефа и Кебехсенуфа. Эти боги родились из цветка лотоса; они - хранители сосудов с мумифицированными внутренностями: Имсет—хранитель сосуда с печенью, Дуамутеф - с желудком, Кебехсенуф - с кишками и Хапи—с лёгкими.

Затем бальзамировщики  приступают к самой мумификации. Египтяне считали, что все материалы, используемые бальзамировщиками, возникли из слёз богов по убитому Осирису, с которым отождествился теперь умерший.  Бог ткачества Хедихати и богиня Таитет изготавливали белое полотно, чтобы запеленать мумию. Бог виноделия Шесему даёт Анубису—Имиуту и сыновьям Хора масло и притирания для бальзамирования. После того, как умерший упокоится в своём вечном пристанище, Шесему станет охранять его мумию от грабителей гробниц и заботиться о нём самом в Дуате.

 Родные и  близкие усопшего должны внимательно  следить, чтобы все обряды были  надлежащим образом соблюдены. Ка покойного не простит обиды за пренебрежение к себе и будет преследовать свой рад, насылая беды на головы потомков.

Очень часто  египтяне писали письма к умершим  родственникам и оставляли их вместе с жертвенными дарами в  гробнице. В них они просили  об исцелении, даровании ребёнка и прекращении преследования Ка умершего.

Если умерший  был не богат, его мумию ложили в простой деревянный гроб. На стенках  гроба с внутренней стороны писали имена богов, которые проводят покойного  в Дуат, а на крышке — обращение к Осирису: «О Уннифер, дай этому человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу сосудов вина». Гроб богача роскошно отделывали и в гробнице опускали ещё в каменный саркофаг. Вход в гробницу тщательно заваливали глыбами и замаскировывали, предварительно опечатав его печатью мекрополя.

 Однако для  благополучной жизни в загробном  мире одного соблюдения всех  обрядов было не достаточно. Необходимо  было бороться с злыми духами  в загробном мире, а также пройти  загробный суд. Именно с целью  помочь в этом была создана Книга Мертвых. В ней было описано, как избежать всех этих опасностей. Каждый человек должен был как можно лучше описать самого себя в священном тексте, который ложился в гробницу.

125-я глава  «Книги Мёртвых», «Исповедь отрицания»

Я не чинил зла людям.

Я не нанёс ущерба скоту.

Я не совершил греха  а месте Истины.

Я не творил дурного.

Имя моё не коснулось  слуха кормчего священной ладьи.

Я не кощунствовал.

Я не поднимал руку на слабого.

Я не делал мерзкого  пред  богами.

Я не угнетал  раба пред лицом его господина.

Я не был  причиною недуга.

Я не был причиною слез,

Я не убивал.

Я не  приказывал убивать.

я никому не причинял страданий.

Я не истощал  припасы в храмах.

Я не портил хлебы  богов.

Я не присваивал хлебы умерших.

Я не совершал прелюбодеяния.

Я не сквернословил.

Я не прибавлял  к мере веса и не убавлял от неё.

Я не убавлял  от аруры.

Я не обманывал  и на пол-аруры.

Я не давил на гирю.

Я не плутовал с  отвесом.

Я не отнимал молока от уст детей.

Я ни сгонял овец и коз с пастбища их.

Я не ловил в  силки птицу богов.

Я не ловил рыбу богов  в прудах её.

Я не останавливал воду в пору её.

Я не преграждал путь бегущей воде.

Я не гасил жертвенного  огня в час его.

Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.

Я не распугивал стада в имениях бога.

Я не чинил препятствий  богу в его выходе.

Я чист, я чист, я чист, я чист!

На загробном  суде боги должны были взвесить сердце умершего и узнать сколько он сделал хороших и плохих дел.

Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхъестественных существа каждое из которых отвечало за особый грех. Умерший произносил речь, в которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов. Для того, чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, умерший называет имена всех 42 существ и они не смогут ему противостоять.

 Если во  время исповеди стрелка Весов отклоняется, значит, покойный грешен и боги выносят ему оправдательный приговор. Тогда грешное сердце отдают на съедение страшной богине Амт—чудовищу с телом гиппопотама, лапами и гривой льва, и пастью крокодила. Если же чаши Весов останутся в равновесии, покойного признают «правогласным».

Письменность  Древнего Египта.   Сказки и повести. Развитие науки.

Египетская  письменность зародилась в конце 4 тысячелетия  до н. э., прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде соответствующих рисунков (солнца, дома или людей со связанными руками).

С течением времени  по мере усложнения управления, необходимости  более частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки  стали упрощаться. Отдельные рисунки  стали изображать не только данные конкретные понятия солнца, дома, быка и т. д., а звуковые сочетания, слоги, с помощью набора которых можно было выражать и многие другие слова и понятия.

Египетская  письменность составлялась из определенного  набора знаков, передающих  звуки  произносимых слов, символов и стилизованных  рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность — иероглифики. К середине 2 тысячелетия до н. э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700.

Материалом  для написания иероглифов служили: камень (стены храмов, гробниц, саркофагов, стелы, обелиски, статуи), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски), кожаные свитки.

 Широкое  применение получил папирус. Папирусная  «бумага» изготовлялась из специально  приготовленных стеблей растения папирус. Отдельные листы папируса склеивались в свитки, длина которых обычно достигала нескольких метров, известны свитки в 20 м и даже в 45 м  длиной (так называемый Большой папирус Харрис). Писцы писали обычно кисточкой, изготовляемой из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал. Смоченную в воде кисть обмакивали в углубление с красной или черной краской (чернила).

Если текст  наносили на твердый материал, писец  тщательно выводил каждый иероглиф, но если запись делалась на папирусе, то иероглифические знаки деформировались и видоизменялись до неузнаваемости по сравнению с оригиналом-образцом. Так получился своего рода курсив иероглифического письма, который называется иератическим письмом или иератикой. Отношение иероглифики и иератики можно сравнить с разницей печатного шрифта и рукописного письма.

   С 8 века  до н. э. появился новый вид  письма, при котором несколько  знаков, ранее писавшихся раздельно,  теперь сливаются в один знак, что убыстряло процесс написания текстов и тем самым способствовало распространению письменности. Этот тип письма получил название демотики, демотического (то есть народного) письма.

Постепенное совершенствование  письменности привело к выделению 21 простого знака, изображающего отдельные согласные звуки. По существу, это были первые алфавитные знаки. На их основе развилось алфавитное письмо в южном царстве Мерое. Однако в самом Египте алфавитные знаки не вытеснили более громоздкую, но более привычную символическо-понятийную иероглифическую систему. Обучение разным видам иероглифического письма происходило в специальных писцовых школах, и было доступно лишь представителям господствующего класса.

Египтяне создали  богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу, древнейшую в мире. Она восходит к концу 4 тыс. до н.э., когда возникло древнейшее рабовладельческое государство. Развитие литературы как одной из важнейших частей культуры определялось характером социально-экономического развития страны, политического могущества египетского государства.

В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых  жанров: обработанные сказки, дидактические  поучения, биографии вельмож, религиозные  тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений.

 Одним из  излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных  сказок были подвергнуты авторской  обработке. Некоторые сказки стали  настоящими шедеврами. (например, на цикл «Тысяча и одна ночь»).

Наиболее известными примерами были собрание сказок «Фараон  Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем  кораблекрушение», «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», несколько сказок о фараоне Петубастисе. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами. В «Сказке о потерпевшем кораблекрушение» описываются приключения египетского моряка, попавшего на чудесный остров. В сказке «О двух братьях» описываются страдания, конечное торжество младшего брата, в образе и имени которого (Бата – душа хлеба) олицетворен образ древнего бога влаги и плодородия, бога умирающей и воскресающей природы – Осириса. Близка к этому сюжету и «Сказка о правде и кривде», проникнутая моралистической темой. 

Подлинными  шедеврами египетской литературы стали  повесть «Рассказ Синухета» и  поэтическая «Песнь арфиста». В «Рассказе Синухета» повествуется о том, как вельможа из ближайшего окружения покойного царя Синухет, опасаясь за свое положение при новом фараоне, бежит из Египта к кочевникам Сирии. Здесь он живет много лет, совершает множество подвигов, занимает высокое положение у местного царя, но постоянно тоскует по своему родному Египту. Повесть заканчивается благополучным возвращением Синухета в Египет. Какое бы высокое положение на чужбине человек ни занимал, его родная страна, ее обычаи, образ жизни всегда будут для него высшей ценностью - такова идея этого классического произведения египетской художественной литературы.

В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в возможности  загробного существования, и провозглашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия.

Среди различных  жанров особое место занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра. 

Древнеегипетская  литература достигла большого художественного  совершенства. Литературные произведения, как поэтические, так и прозаические, облекались в строгую ритмичную форму. С этой целью закреплялось ритмичное чередование отдельных образов, представлений, частей предложений и даже слов. Сюжеты и мотивы древнеегипетской литературы продолжали долго жить в древнегреческой, коптской и средневековой восточной литературах.

Информация о работе Культура Китая и Древнего Египта