Культура Китая и Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:07, реферат

Краткое описание

Археологами были обнаружены первые поселения первобытных людей на огромной территории Китая: первобытный ланьтяньский - Ланьтянь провинция Шэнси, самый древний из известных обитателей Китая; Юаньмоуский человек - уезд Юаньмоу провинция Юньнань, ему 1,7 млн. лет.; группа древних людей «пекинский синантроп» - деревня Чжоукоудянь юго-западный пригород Пекина, 500 тыс. лет назад. Представители этой культуры обладали основными характеристиками «человека разумного»: ходили на 2-х ногах, были способными изготавливать и использовать простые орудия, умели добывать и хранить огонь.

Файлы: 1 файл

реферат культурология.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

 Наука являлась  важнейшей частью египетской  культуры: без научных знаний  невозможно было  ведение хозяйства,  строительство, военное дело, управление  страной. 

Египтяне достигли значительного уровня развития астрономических и математических знаний. Накопление астрономических знаний еще в 4 тыс. до н.э. дало возможность создать календарь. Наблюдение над разливами Нила сопровождались наблюдением за движением небесных светил. Ранний утренний восход звезды Сириус совпадает с началом подъема воды в Ниле - промежуток между этими восходами Сириуса равен 365 дням. Это определило длину года, который делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а в конце каждого года, перед началом следующего, прибавлялось 5 дней.

Астрономические трактаты Древнего Египта до нас не дошли. Сохранились созданные жрецами Нового царства звездные карты, изображающие созвездия, известные в эпоху Среднего царства. В период Нового царства знали уже созвездия Зодиака. Для наблюдений над звездами пользовались отвесом или визировальной дощечкой.

О математических знаниях египтян можно судить по сохранившимся математическим папирусам  конца Среднего царства. Система  счета в Египте была десятичная, однако запись чисел производилась  более усложненным путем, то есть у египтян не было знака для нуля. Египтяне знали 4 арифметических действия, знали арифметическую прогрессию и, возможно, геометрическую. Дробные числа выражались в виде дробей с единицей в числителе. Так, в папирусе Ринда, который составлен писцом Ахмесом (около 2000 до н.э.), 2/5 изображаются посредством 1/3 и 1/15, поставленных рядом без знака сложения.  В математических папирусах видны начатки алгебры – решение уравнений с двумя неизвестными, причем для обозначения неизвестного египтяне пользовались термином “аха” (буквально “куча”). Важными были достижения в области геометрии, теснейшим образом связанной с земледелием и строительными работами. Египтяне умели вычислять площади геометрических фигур: прямоугольника, треугольника, трапеции и даже круга. 

Значительных  успехов добилась медицина. Она, так  же как и астрономия, в Египте находилась в руках жрецов. Однако сквозь туман религиозно-магических представлений пробивалась пытливая научная мысль. Бальзамирование  трупов стимулировало изучение строения человеческого организма. До нас дошли медицинские папирусы от Среднего царства. Они представляли собой сборники с описаниями различных заболеваний, с указанием симптомов болезней, диагноза, рецептуры. Была установлена связь между сосудистой системой и сердцем. При осмотре больного считалось обязательным прощупать пульс. Папирус Эберса (издан в 1875) указывает, что врач должен знать “ход сердца”, от которого идут сосуды ко всем членам, что всякий жрец богини Сохмет, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног – везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену. В Египте применялась хирургия при ранениях, а в некоторых случаях – массаж. В папирусах имеется много рецептов различных лекарств. Египетские жрецы-врачи обучались в специальных школах при храмах, которые были известны в Новом царстве.

Возникновение химических знаний в Египте было связано  не только с техникой изготовления лекарств, но и с искусством лить металлы. В Египте, как и вообще в древности, большую роль играл  “электрон”(по-египетски “азем”), часто встречающийся в природе сплав золота с серебром. Из этого сплава можно было выделить как чистое серебро, так и чистое золото, поэтому египтяне вообще считали возможным один металл превращать в другой. Для изготовления сплавов применялись медь, олово, ртуть, свинец, латунь, мышьяковые руды, иногда чистое серебро. Составлялись рецепты получения различных сплавов и красящих веществ, которые были тайной жрецов и хранились в храмах.

Накапливались исторические знания. В Египте издавна  вели список царей с указанием точных дат правления и подробном описании событий, происшедших в годы их царствования.

Архитектура Древнего Египта. Изобразительное искусство.

 Изобразительное  искусство Древнего Египта, представленное  архитектурой, скульптурой, рельефами и росписями, теснейшим образом связано с заупокойным культом. Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура. Все остальные виды искусства подчинялись ей, зависели от нее. Египетское искусство всегда было комплексным, и это его основная и наиболее характерная черта.

Уже в период  Древнего Царства получает отчетливое выражение та величественная монументальность, которая становится отличительной  чертой египетской архитектуры. Грандиозные  здания, созданные трудом огромного  количества общинников и рабов, должны были выразить идею несокрушимой мощи царской власти, охраняемой религией. Таковы громадные царские усыпальницы – пирамиды, которые постепенно выросли из скамьеобразных гробниц (мастаб). Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара.

Зодчество Среднего Царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового Царства. Например, центром погребального  храма Ментухотепов является большая  пирамида, стоящая на двух возвышенных  террасах, расположенных одна над другой. Применение колоннад и полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в период Нового Царства.

 Величайшим  архитектурным комплексом Нового  Царства является огромный храм  Амону в Фивах, который очень долго строился, и развалины которого сохранились в Карнаке.

Археологи насчитали  около ста пирамид, но не все они  дошли до наших дней. Часть пирамид  была разрушена уже в древности.

Во II тыс. до н. э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня – это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше. Внутри пирамид, имелись глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники, длинные коридоры со сложной системой ходов и выходов.

 Самая знаменитая  и самая значительная по размерам – пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду строили более 20 лет.  Пирамида Хеопса вместе с другими пирамидами, высящимися в Гизе, - Хефрена и Михерина, названа одним из семи чудес света. Вокруг пирамид великих фараонов находиться множество гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками.

Отличительные черты египетской скульптуры – фронтальность  и четкая почти геометризированная статичность, - впервые появляющаяся в конце архаической эпохи, например, в статуе сидящего царя Хасехемуи, находят свое полное выражение в статуях Древнего Царства. Изображая божество, царя или близкого к нему вельможу, художник в большинстве случаев старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в застывшей позе торжественного величия. Однако, в статуях и статуэтках, изображающих простых смертных, чаще всего слуг и рабов, уже появляются довольно определенные тенденции к реализму.

Постепенно  скульпторы и живописцы освободились от старых правил и образцов закостенелой и условной стилизации, стремясь изобразить тело и лицо человека таким, каким они его видела в действительности. Таковы известные статуи Каапера или знаменитого луврского «писца».

 Эти же отличительные черты выступают в рельефах и рисунках, украшающих стены гробниц. В них раскрывается вся повседневная жизнь египтян. Голова и ноги обычно изображались в профиль, плечи и руки – спереди, а торс – как бы в три четверти. Таков обычный канон этих традиционных и часто культовых по своему назначению изображений.

Стремление  к реализму усиливается в скульптуре времени Среднего Царства, в особенности  в скульптурном портрете, именно здесь  обнаруживается попытка художника  передать внутренние переживания изображаемого им человека.

Архитектуре Нового Царства соответствуют зрелая скульптура, давшая в круглой пластике образцы  высокохудожественного реализма, а  в рельефе не менее высокие  образцы утонченной стилизации. Искусство  времени XVIII династии достигло своего расцвета в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сразу видоизменить всю тысячелетнюю культуру, всю древнюю религию и все вековые традиции. Тогда возникло своеобразное искусство, выросшее на почве соединения древнего натурализма с новой, более острой выразительностью.  Эти моменты отражают торсы Эхнатона и Нефертити.

Влияние амарнского искусства, в особенности характерная для  этого времени плавная текучесть  линий, заметно в произведениях  времени Тутанхамона, Хоремхеба  и Сети I. Таковы изящные рельефы из храма Сети в Абидосе и сцены охоты в храме Рамзеса  III в Мединет-Абу. Таков изящно стилизованный рельеф с изображением плакальщиков.

На закате египетской цивилизации  великие пирамиды вызывали у греков и римлян не только восхищение как создания человеческих рук, одно из чудес света, но и чувство негодования, так как воспринимались они и как символы жестокости и деспотизма царей, обрекших народ на неисчислимые страдания

Кроме религиозного смысла, некоторые ученые усматривают в  пирамидах еще и смысл астральный. Вся культура Древнего Египта была построена на религиозном фундаменте, но кроме этого, служители культа – жрецы, обладали широкими научными познаниями.

 

 

Список  использованной литературы:

Матье М.Э.,  Искусство  Древнего Египта. Древние цивилизации.

Струве В.В.,  Культура Древнего Египта.

Моран Анри де, История декоративно-прикладного  искусства с древнейших времен до наших дней.

Целлар Каталина, Архитектура  страны фараонов.

Уоллис Бадж, Путешествие  души в царстве мертвых.

Большой Энциклопедический Словарь.


Информация о работе Культура Китая и Древнего Египта