Культура как специфически человеческий мир

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:11, реферат

Краткое описание

Понятием "культура" обозначаются различные явления: сорта растений, выведенные специалистами в ходе селекционной работы; процессы совершенствования телесных, нравственных и умственных качеств человека; совокупность обычаев, традиций, верований и образа жизни народов; особый неприродный тип бытия, созданный человечеством в его истории и постоянно воспроизводимый в течение жизни поколений; системы положительно значимых ценностей в жизнедеятельности людей и т. д.

Оглавление

Введение..........................................................................3
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Общие понятия...............................................................................5
Взаимоотношения двух типов культур...............................................................................7
Различия естественной и гуманитарной культур.............................................................................14
Интеграция естественно - научной и гуманитарной культур.............................................................................17
Заключение....................................................................19
Список литературы.................................................................21

Файлы: 1 файл

ксе.docx

— 55.59 Кб (Скачать)

 

Содержание: 

 

Введение..........................................................................3

  1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Общие понятия...............................................................................5
  2. Взаимоотношения двух типов культур...............................................................................7
  3. Различия естественной и гуманитарной культур.............................................................................14
  4. Интеграция естественно - научной и гуманитарной культур.............................................................................17

Заключение....................................................................19

Список литературы.................................................................21  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Введение.

 

 

          Понятие культура охватывает  все многообразие материальной  и духовной деятельности людей.  Вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших  форм культуры, без которой немыслимо  производство материальных и  духовных благ.

Понятием "культура" обозначаются различные явления: сорта растений, выведенные специалистами в ходе селекционной работы; процессы совершенствования  телесных, нравственных и умственных качеств человека; совокупность обычаев, традиций, верований и образа жизни  народов; особый неприродный тип  бытия, созданный человечеством  в его истории и постоянно  воспроизводимый в течение жизни  поколений; системы положительно значимых ценностей в жизнедеятельности  людей и т. д.

Исходный признак культуры выделяется через соотношение с  природой. Объект есть достояние культурной реальности, ее ли он обработан или  переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте  все созданное человечеством  есть культура. Таково расширенное  понимание специфики культуры. 

Однако предельно общие  понятия часто не заключают в  себе сколько-нибудь значительного  научного потенциала, если они не раскрываются полностью в своем содержании. Выражения типа "все" и "ничего" могут быть, поняты как тождественные.

Поэтому ученые стремятся  к более конкретному объяснению явлений и выражающих их понятий. Одним из путей объяснения понятия "культуры" является ее инструменталистская  трактовка. Культура — это система  средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между  собой.

Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят  из трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной.

Материальная культура —  совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную  технику, физическую ("телесную") культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т. д.

Социальная культура —  система правил поведения людей  в различных видах общения  и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую  и другие разновидности нормативной  деятельности.

Духовная культура — это  составная часть культурных достижений человечества. Она представляет собой  многообразную систему знаний, состояний  эмоционально-волевой сферы психики  и мышления индивидов, а также  непосредственных форм их выражений  — знаков. Универсальный знак —  язык — естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный.

Основные виды духовной культуры — мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д. Каждый из этих видов духовной культуры состоит  из относительно самостоятельных разновидностей.

В предметной области науки  относительно четко выделяются системы  знаний о природе — естествознание (естественные науки) и системы знаний о позитивно значимых ценностях  бытия индивида, групп, государства, человечества — гуманитарные науки.  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

Общие понятия. 

 

До последовательного  оформления науки, как самостоятельной  части культуры человечества, знания о природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния  духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные  системы этносов, натурфилософия и  др.

Данное обстоятельство дает право трактовать понятия "естествознание" и "гуманитарное знание" не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса  научных и ненаучных видов  знаний.

Однако в условиях культуры XX в. такая трактовка непродуктивна. Поэтому чаще всего исходят из того, что современная естественнонаучная и гуманитарная разновидности культуры основаны на научном знании. С учетом того обстоятельства, что отдельный  человек не в состоянии усвоить  весь объем информации, накопленный науками, понятие "естественнонаучная культура" указывает на три слоя реальности:

·   совокупный исторический объем информации, полученный в процессе изучения природы и общества;

·   объем информации о данных сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению;

  • фактически усвоенное индивидом, специалистом содержание накопленного и актуализированного знания о природе и общественных ценностях.

Сфера исследования природы  естественными науками, по сути, неисчерпаема. Она включает объекты микро-, макро- и мегамиров. В более популярном изложении это означает, что естествознание исследует неорганическую и органическую природу Земли и Вселенной.

Основные науки о неорганической природе — физика, химия, физическая химия и многочисленные подразделения. Комплекс биологических наук исследует  живую природу, начиная от доклеточного уровня и кончая биосферой. Специфику  планетного вещества Земли изучает  геология и другие науки. Вселенная  является объектом познания астрономии, астрофизики, астрохимии. Математика исследует  все сферы бытия природы, где выявлены количественные закономерности. Методы математики проникают и в науки об обществе.

Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие  ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Эти ценности имеют  решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают  человека от состояния животного  эгоизма к всесторонней общественной жизни.

Те или иные группы ценностей  и соответственно виды гуманитарной культуры могут наполняться специфическим  социальным содержанием. Их общественная значимость относительна и утверждается в соответствии с той или иной ролью, которую они играют в определенную историческую эпоху. Например, религиозные  ценности католицизма доминировали в общественной жизни государств западной Европы в XI—XIV вв. В настоящее  время в этих государствах превалируют  политические и правовые ценности (демократия, права человека и т. п.).

Существенную роль в современной  индустриальной цивилизации играют экономические и утилитарно-практические ценности, в которых осмысливаются  явления материальной культуры. Важно  подчеркнуть, что и в гуманитарном знании, и в целом в гуманитарной культуре существенным образом представлены интересы субъекта. Поэтому неизбежны  различные варианты осмысления и  оценки "позитивности" одних и  тех же общественных явлений для  того или иного человека, группы, социума, государства. В этом и заключается  специфика гуманитарной культуры.          

 Естественнонаучная культура во многом исключает субъективизм ученого. Выделим основные признаки (показатели) рассматриваемых видов культур. Специфика естественнонаучной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества.

Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о  системе ценностных зависимостей в  обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализаций нередко  лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы  морали и т. д.). Все это имеет  решающее значение в социальной адаптации  индивида.

Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим  или потребляющим субъектом. При  этом не исключается возможность  толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.

Взаимосвязь естественно-научной  и гуманитарной культур заключается  в следующем:

  • они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека, и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования;                                                        
  • осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.);
  • взаимно координируют в историко-культурном процессе;
  • являются самостоятельными частями единой системы знаний науки; имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.

 

         Антропная основа естественнонаучной и гуманитарной культур приобретает на рубеже XX—XXI вв. первостепенное значение.  

 

  1. Взаимоотношения двух типов культур.

 

 

Человек обладает знанием  об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных  произведениях. Это делит всю  имеющуюся у него информацию на два  больших раздела — на естественно-научное (естественное в том смысле, что  изучается то, что существует независимо от человека, в противоположность  искусственному - созданному человеком) и гуманитарное (от "гомо" - человек) знание.

Под этими терминами понимают две различные традиции, которые  сформировались в изучении природы, т.е. в естествознании, с одной  стороны, и в исследовании явлений  духовной жизни общества, т.е. в гуманитарных науках, с другой. Это различие обусловлено  самой спецификой объектов изучения естественных и гуманитарных наук.

В природе действуют стихийные  и независимые от человека процессы, в обществе ничего не совершается  без сознательных целей, интересов  и мотиваций. На этом основании естественно - научную культуру нередко противопоставляют культуре гуманитарной. Поскольку методы исследования в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках, то в истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью, без соответствующих изменений и уточнений, в гуманитарные науки.

Такие попытки не могли  не встретить сопротивления и  критики со стороны специалистов, изучавших явления социальной жизни  и духовной культуры. Иногда подобное сопротивление сопровождалось полным отрицанием какого-либо значения методов  естествознания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов. Однако в  последние десятилетия под влиянием научно-технической революции и  возникновения новых общенаучных  и междисциплинарных направлений  исследования былая конфронтация между  естествоиспытателями и гуманитариями  все больше уступает место согласию и стремлению понять и использовать методы друг друга.

Самое главное различие между  естественно - научной и гуманитарной культурами выражается в истолковании их подхода к основным функциям науки, важнейшие из которых - объяснение, понимание и предсказание явлений.

Сначала определимся с  основными понятиями. Поскольку  речь идёт о типах культур, то в  определении нуждается само понятие "культура".

Культура (от лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

С помощью данного понятия  подчёркивается надприродный, чисто  социальный характер человеческого  бытия. Культура - это всё, что создано  человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего.

Однако, мир человеческой культуры существует не рядом с природным, а внутри него и потому неразрывно с ним связан. Следовательно, всякий предмет культуры имеет природную основу и его социальное содержание и оформление.

Информация о работе Культура как специфически человеческий мир