Мир исламской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 21:03, контрольная работа

Краткое описание

Культура ислама многогранна, но в тоже время она, определенно, базируется на вере и религии. Религия ислам диктует правила поведения в обществе и форму одежды, является советчиком в разрешении любых семейных и правовых споров. Практически все законы ислама высказаны в священной книге мусульман – Коран. Кроме того, культура ислама породила и своеобразную архитектуру.

Оглавление

Введение 3

1. Зарождение и распространение ислама 4

2. Характерные черты мусульманского мировосприятия 6

2.1 Картина мира 6

2.2 Система ценностей 8

2.3 Идея абсолютного предопределения человеческих поступков 12

3. Художественные традиции арабо-мусульманского мира 15

4. Вклад исламской культуры в развитие мировой культуры 18

Заключение 21

Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Контрольная работа мир ислама.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический  университет

Кафедра экономики и права 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине «Культурология»

Тема: Мир исламской культуры 
 
 

Выполнил: студентка гр. Э и П-10 (5,5)

            Клюкина К.В.

                                Проверил: доцент 

                                                                                      Толкачев Ю.А. 
 
 
 

Каменск-Уральский

2011 

Содержание 

Введение 3

1. Зарождение и распространение ислама 4

2. Характерные черты мусульманского мировосприятия 6

2.1 Картина мира 6

2.2 Система ценностей 8

2.3 Идея абсолютного  предопределения человеческих поступков 12

3. Художественные традиции арабо-мусульманского мира 15

4. Вклад исламской культуры в развитие мировой культуры 18

Заключение 21

Список использованных источников 22

 

Введение.

  Каждая  религия и вероучение имеют свою неповторимую историю возникновения  и развития. Ислам не стал исключением. Зародившись в VII столетии на благодатной земле Аравийского полуострова, ислам – как религия, распространился по миру и на данный момент исчисляется почти 1,5 миллиардами приверженцев.

  Данная  тема интересна для меня тем, что  мир ислама отличается от христианского мира. Образ жизни мусульман, их культура, традиции, история – все это, другое, непривычное нашему образу жизни и мыслей.

    Культура ислама многогранна, но в тоже время она, определенно, базируется на вере и религии. Религия ислам диктует правила поведения в обществе и форму одежды, является советчиком в разрешении любых семейных и правовых споров. Практически все законы ислама высказаны в священной книге мусульман – Коран. Кроме того, культура ислама породила и своеобразную архитектуру. Архитектура ислама нашла свое выражение в уникальных сооружениях – мечетях, призванных стать священным местом для любого мусульманина.

  Актуальность  темы работы состоит в том, что  порой бывает сложно постигнуть, что же такое ислам, ведь наряду с понятностью и кажущейся простотой, ислам остается закрытой религией, в которой есть свои тайны и загадки.

 

   1. Зарождение и распространение ислама.

  Ислам – одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.

  В современном понимании ислам – это и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела. В этой главе обратимся к историческим корням этого явления.

  «Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство» (от арабского «муслим») – предавший себя Аллаху.

  Из  трех мировых религий ислам –  самая «молодая»; если первые две – буддизм и христианство возникли в эпоху, которую принято относить к древности, то ислам появился в раннее средневековье. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные – в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

    Ислам зародился в Аравии в  VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. Если полистать страницы истории и рассмотреть причину возникновения ислама, то складывается впечатление, что люди просто были вынуждены принять законы этой религии. А началось это с далеких стран Азии, где природа была немилостива к человеку, кругом горы и песчаные пустыни, дожди – большая редкость. Люди, обитавшие там, кочевали из одного оазиса в другой. Капризная, злая природа причиняла людям много горя, но они все-таки приспособились, чтобы существовать. И именно этот страх породил в людях веру в духов, людям казалось, что горе причиняют злые духи, а радость дают добрые.

  Особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.

  Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в короткое время соседние, а потом и более  отдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама — под «зеленым знаменем пророка». В покоренных арабами странах повинности крестьянского населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и Западной Сибири. 
 
 
 
 
 

    2.Характерные  черты мусульманского мировосприятия.

    2.1.Картина  мира

  В  центре арабо-исламской, а затем  и тюрко-исламской культуры находится  Коран, в котором сосредоточено  мировоззренческое ядро исламского  мира.

     Культ Аллаха включает признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного бога, от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ. Именно такое признание и требовалось от желающего исповедовать ислам. Надо было при свидетелях сказать: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник божий». Этот акт воспринимался как заключение договора с Аллахом, в силу чего вероотступничество исключалось. В подтверждение всесилия Аллаха вероотступников карали смертью.

     В Коране внушается, что весь окружающий мир своим существованием обязан воле Аллаха. Он же обусловливает саму возможность получения урожая, размножения скота и т.д. Он устроил небесные светила, чтобы люди находили по ним путь домой. Аллах никогда не оставит в беде своих сторонников, и они должны быть верны своему Богу, которому нет равных в мире.

     Впрочем, у Аллаха есть противник.  Это мусульманский сатана, шайтан, Иблис. В Коране говорится,  что Иблис - ангел, ослушавшийся  Аллаха и за это выброшенный  с небес и строящий козни людям. Коран предостерегает: «Кто берет сатану заступником помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток! Он обещает им и возбуждает в них мечты. Но обещает им сатана только обольщение! У этих убежище - геенна, и не найдут они от нее спасения!» (Коран. 4: 118-120.(Первая цифра указывает суру (главу), а вторая - аят (стих) Корана.)).

     Среди мусульман широко распространено  сказание о пророке Ибрахиме, который расправился с шайтаном  в долине Мина близ Мекки.  В память об этом и сейчас  во время хаджа, паломничества в Мекку, паломники совершают в этой долине обряд «побиения шайтана».

     Аллаху помогают верные ему  ангелы Джибриль (Джабраиль), Михаиль,  Исрафиль и Азраиль, которые  добросовестно выполняют приказания  своего хозяина. 

     Говорится в Коране и о Даджжале. Он, согласно религиозному учению, прикован цепями к утесу на необитаемом острове посреди океана, где его кормят и охраняют джинны. Перед концом мира это чудовище установит свое жестокое царство на земле. Лишь спустившийся в это время с четвертого неба Пса и6н Мариам сможет восстановить чистоту и силу ислама.

     Таковы особенности монотеизма, проповедуемого Кораном. Хотя  Аллах и велик, он вынужден  считаться с шайтаном и опираться  на верных ангелов. Естественно,  верующий не должен об этом  забывать.

     Шииты веруют и в наследственных  имамов - глав своей общины и  государства, которых было двенадцать. Последний из них - Мохаммед  аль-Махди. По их представлению,  этот имам еще мальчиком шести  - девяти лет таинственно исчез.  Это случилось еще в IX в. 

     Шииты верят, что он вернется и восстановит на земле справедливость. Они называют его Мунтазаром (ожидаемым) и считают махди (мессией).

  Исламская  картина мира была бы неполной  без космологии, которая занимает  в исламской культуре одно  из ведущих мест. Надо помнить, что Коран создавался не на пустом месте. Христианская «Библия» получила распространение и в Аравии. И не мудрено, что в Коране говорится, что за шесть дней Аллах создал мир, «создал семь небес рядами». (Коран. 67:3, 71:14.). Бог опустил также с «горных небес» на землю лестницу, «по которой ангелы и дух восходят к нему в течение дня, которого продолжение пятьдесят тысяч лет» (Коран. 70:4). Эта лестница только для небожителей: люди и шайтан, если бы и хотели влезть на небо, не были бы туда допущены.

     Только ограниченностью культурного  мира ислама можно объяснить  утверждение Корана, что Земля  - неподвижная плоскость. Но что  же поддерживает эту плоскость?  В одном из хадисов IX в. (Хадис  - предание о поступках и изречениях  Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну) говорится: «Земля (держится) на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности, а на влажности обрывается знание знающих».

  Исламская культура не исчерпывается догматами Корана и наивными комментариями к нему. В космологию ислама проникали и более мудрые мысли. В IX в. Ахмед Фергани склонялся считать, что Земля шаровидна. Тогда же математик Аль-Баттани заявлял, что Земля круглая. В XI в. Абу Бируни учил, что «шарообразная форма для Земли есть естественная необходимость».

   Постепенно и в исламской культуре  пробила себе дорогу научная  точка зрения на Вселенную.  Однако путь этот был более  длительным и трудным, чем в  западноевропейских странах. Политическое  влияние духовенства, застойный характер общественных отношений в странах исламского мира, отставание этих стран в области науки и техники - все это сдерживало проникновение в исламскую культуру научной картины мира. И по сей день для многих мусульман авторитетное слово Аллаха значительнее научных истин. 

2.2.Система  ценностей. 

     Мировоззренческая сердцевина исламской  культуры содержит ряд принципиальных  положений о человеке. Аллах сотворил  человека – Адама после ангелов и джиннов. Сначала он вылепил человеческую модель, и взялся обсуждать ее достоинства с ангелами. Один из ангелов, как рассказывается в Коране, пытался возражать и поплатился за это. Аллах сказал своим ангелам: «Я создаю человека из глины. А когда я его завершу и вдуну в него от моего духа, то падите, поклоняясь ему!». И пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса, - он возгордился и оказался неверным. А возгордился Иблис от того, что он создан из огня, а человек - из глины. Только эта гордость Аллаху показалась неуместной, и он проклял падшего ангела.

     Итак, человек не последняя фигура в трудах Аллаха. На радость Адаму Бог создал Хаву, ставшую его женой. На радостную жизнь определил создатель своих подопечных.

     Но Иблис совратил Адама и  его жену. Поели они плодов от дерева вечности, и совершили они грехопадение. Путь к радостной жизни стал невыносимо труден.

     «Знайте, - обращается Коран к  мусульманам, - что жизнь в здешнем  мире есть обманчивая утеха,  обольщение, суетный наряд, тщеславие  между вами, желание отличиться  множеством имущества и детей: она подобна тем произрастаниям при дожде, которые собой пленяют земледельца, потом увядают, после того видишь их пожелтевшими, напоследок делаются сухими стеблями... Жизнь в здешнем мире есть только обманчивое наслаждение». (Коран. 57 :19-20)

Информация о работе Мир исламской культуры