Мир исламской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 21:03, контрольная работа

Краткое описание

Культура ислама многогранна, но в тоже время она, определенно, базируется на вере и религии. Религия ислам диктует правила поведения в обществе и форму одежды, является советчиком в разрешении любых семейных и правовых споров. Практически все законы ислама высказаны в священной книге мусульман – Коран. Кроме того, культура ислама породила и своеобразную архитектуру.

Оглавление

Введение 3

1. Зарождение и распространение ислама 4

2. Характерные черты мусульманского мировосприятия 6

2.1 Картина мира 6

2.2 Система ценностей 8

2.3 Идея абсолютного предопределения человеческих поступков 12

3. Художественные традиции арабо-мусульманского мира 15

4. Вклад исламской культуры в развитие мировой культуры 18

Заключение 21

Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Контрольная работа мир ислама.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     И в поэзии Джами преобладают  темы любви и жизни, смерти  и страданий.

Особым  явлением стала суфийская поэзия – поэзия созерцания и изощренной чувственности. Стремясь выразить глубокий мистический смысл, суфии облекали его в обаятельную земную форму – страсть, восторг, опьянение, - доступную каждому. Естественно, что не всем дано увидеть за чувственной формой мистику, но все могут оценить воспевание земной жизни. Видимо, в этом секрет привлекательности поэзии суфизма.

  Темы  борьбы добра и зла, превосходства  «власти сердца» и «власти  ума», роли поэзии и поэта в сочетании  с совершенной художественной формой обусловили непреходящее значение художественных ценностей Востока и превратили поэтическую традицию арабо-исламской культуры в животворный источник для художественной культуры последующих веков и цивилизаций. Исламская поэзия стала достоянием различных немусульманских народов. Огромной популярностью и уважением эта поэзия пользуется в нашей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  4.Вклад  исламской культуры в развитие  мировой культуры.

  С первых же шагов Ислама развитие науки, техники и обретение знаний стало  в халифате самым достойным делом. Результатом этого было становление величайшей исламской цивилизации в поразительно короткие сроки. В то время, когда Европа переживала упадок, исламская культура в халифате характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи: химии, физике, математике, географии, медицине, астрономии, историографии, фармакологии, лингвистике, философии и др.

  Мусульманский мир познакомил Европу со многими  сельскохозяйственными продуктами. В VIII веке мусульмане возделывали в  Испании рис, гранатовое дерево, финиковую пальму, ввели шелководство, начали выращивать хлопок. Поливное земледелие нашло применение в Европе благодаря арабам, которые обучили европейцев технике подъема воды, орошения и осушения почвы. Арабы также распространили в Европе систему оросительных каналов с общественным контролем над распределением воды. Уже в VIII веке в Самарканде и Бухаре работали бумажные мастерские. Лишь четыре века спустя в Европе, благодаря принесенной арабами в Испанию бумаге, заработали бумажные мельницы. Мастерские городов мусульманской Испании не знали себе равных в изготовлении шелковых, парчовых, шерстяных тканей, дорогих сортов кожи с тиснением и позолотой, стеклянной и бронзовой посуды с рисунками и эмалью, прекрасной керамики, изделий из слоновой кости и оружия - доспехов и сабель с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен. Благодаря мусульманам Андалусии в Европе появились первые проблески гончарного производства и изготовления фаянса.

  В правление аббасидского халифата мусульманская  наука получила особое развитие. При халифе Харун ар-Рашиде (786-808) и его сыне аль-Мамуне научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории, здания для научной и переводческой работы, библиотеки. Мусульмане достигают ярких успехов в математике, географии и химии. В последней особенно проявился Джабир бен Хайан (721-805), названный в Британской энциклопедии основоположником химии. Именно он ввел основные понятия химии: кристаллизация, растворение, перегонка. Смешивание красящих веществ, окрашивание, извлечение минералов и металлов, плавление - все эти технические средства на непревзойденном уровне использовались мусульманами в производственных целях.

  Астрономия  обогащалась важными открытиями, благодаря исследованиям мусульманских  ученых. Аль-Мамуном, халифом и одновременно ученым, была предпринята попытка замерить окружность земли. При его дворе работал математик аль-Хорезми (787- ок. 850), который участвовал в измерениях. Именно благодаря его сочинениям в Европе распространилась цифровая символика с нулем. От арабского слова "сыфр" ("ноль", "пустой"), произошло латинское слово cifra ("цифра"), первоначально означавшее также ноль, откуда через французское слово chifrre произошло русское "шифр". Аль-Хорезми автор научного трактата "Книга о восстановлении и употреблении", в котором были приведены правила решения уравнений, а также употреблен термин "аль-Джебр", откуда и произошло название европейской алгебры. Латинский термин algorithmi ("алгоритм") - это транслитерация арабского имени аль-Хорезми. Сегодня алгоритм - одно из основных понятий математики и кибернетики.

  В VIII-XV вв. в арабских странах появляются так называемые зиджи - справочники  для астрономов и географов с  описанием календарей, указанием  хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами. Европейцы ознакомились с астрономией, плоской и сферической тригонометрией именно из переводов "зиджей" мусульманских ученых, например, как известного астронома аль-Хазини и аль-Батани, который провел самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие ему составить таблицы котангенсов.

  Особое  внимание привлекает одна из необычных  и известнейших фигур средневековья - монаха Герберта из Аурилака (940/950 - 1003). В 999 году он под именем Сильвестр II стал первым Римским Папой французского происхождения. Папа обучался различным наукам в мусульманской Испании, а для этого он изучил арабский язык, которым впоследствии владел в совершенстве. Проведя три года в Толедо, он под руководством мусульманских ученых изучал астрономию, географию, математику, химию и другие науки. Надо признать, что Папа оказался весьма способным учеником, ибо после его возвращения из Испании, европейцы, ошеломленные его познаниями, приняли его за колдуна! Этот анекдотичный факт живо иллюстрирует отставание Европы от мусульманской цивилизации в ту эпоху. Репутация Папы-колдуна сохранилась за Гербертом до самой смерти. Именно благодаря ему европейская арифметика была обновлена введением девяти арабских цифр от 1 до 9. До Герберта эти цифры не использовались за пределами мусульманского мира. Использование арабских цифр заметно упростило решение арифметических задач.

 

   Заключение.

  Ислам – удивительно рациональная религия, обращенная к человеческому разуму, исключительно для пользы его совершенствования и устранения противоречий между духовной и физической природой человека. Это вероучение не является неопределенной, аморфной религией, довольствующейся лишь отчужденными от реальной жизни рекомендациями быть добрыми, хорошими и морально устойчивыми. В своем содержании эта религия утверждает логику здравого смысла, предписывая справедливость во всех сферах жизни в форме высшего закона всем людям Земли, о чем прямо указано в Коране: «Ныне ваша религия обрела законный вид. Я завершил свое благо для вас. Ислам будет вашей религией» (Св. Коран, 5:3).

  Трагедия  человека в странах с современными режимами состоит в том, что во многих странах разнообразные области  жизни не объединяются в единое целое. В них атеистическое, религиозное, научное, психологическое, материальное и духовное сознание противоборствуют друг с другом. Исламу удалось внести в концепцию о человеческой жизни ясность, целостность и гармонию. В 58-ми мусульманских странах земного шара население живет в рамках традиционных, пронесенных через столетия общественных структур. Честность, верность, стыдливость, справедливость – вечные моральные ценности, являющиеся незыблемыми устоями жизни этих народов. Коран явился тем сводом морально-нравственных уложений, который породил, сформировал и дал необозримо долгую жизнь государственному формированию, не имевшему претендентов в истории.

 

   Список использованных источников.

  1. Гуревич П.С. Культурология. – 4 е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2006.
  2. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. – 2 е изд., доп. – М.: ЮНИТИ, 2006.
  3. Мирзахмедов А. Феномен ислама // Социс. – 2008. – №3.
  4. Д.И. Еремеев. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М. 1990.
  5. www.elbrusoid.org/content/dialog/p11239.shtml
  6. www.sufism.ru/quaran.html

Информация о работе Мир исламской культуры