Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 21:03, контрольная работа
Культура ислама многогранна, но в тоже время она, определенно, базируется на вере и религии. Религия ислам диктует правила поведения в обществе и форму одежды, является советчиком в разрешении любых семейных и правовых споров. Практически все законы ислама высказаны в священной книге мусульман – Коран. Кроме того, культура ислама породила и своеобразную архитектуру.
Введение 3
1. Зарождение и распространение ислама 4
2. Характерные черты мусульманского мировосприятия 6
2.1 Картина мира 6
2.2 Система ценностей 8
2.3 Идея абсолютного предопределения человеческих поступков 12
3. Художественные традиции арабо-мусульманского мира 15
4. Вклад исламской культуры в развитие мировой культуры 18
Заключение 21
Список использованных источников 22
Самый вместительный гарем в мире был зимний гарем Большого сераля в Стамбуле (Турция), построенный в 1589 г. и имевший 400 помещений. Ко времени смещения с трона Абдула Хамила в 1909 г. количество его обитательниц сократилось с 1200 до 370 наложниц. Так что обращение Корана к мусульманам отказаться от тщеславия отличиться имуществом, наложницами и детьми не лишено смысла. Жаль только, что это обращение часто игнорировалось. Мусульманская культура не отличается строгостью по отношению к тем правоверным, которые в своих гаремах способны содержать до 1000 наложниц.
Исламская
культура не отвергает
Аллах - абсолютная ценность, и
в жизни человека он не
На Земле сила Аллаха
Отношения мусульман внутри
Причастность к исламу, к умме в мусульманской культуре расценивается выше, чем деление на расы, народы, племена и языковые группы. Мусульманская культура практически не признает социальной замкнутости сословий, наследственное социальное неравенство. Напротив, религиозно освящен и практически всегда реализовывался принцип социальной мобильности: сила, способности, случай – все это открывает двери наверх перед каждым, достойным того. Раб мог стать эмиром и султаном, бедняк-крестьянин - уважаемым знатоком ислама, высокопоставленным улемом, солдат - военачальником. Вся система исламской культуры воспитывала в правоверном чувство превосходства над неверными. Так, исламское государство облагало неверных более высоким налогом, чем поклонников Аллаха. Неверный всегда рассматривался в мусульманском государстве как неравный правоверному. И это старались подчеркнуть судьи-кади на всех процессах с участием мусульманина и немусульманина. В отношении к неверным культивировались хитрость и жестокость. Воспитанию мусульманского фанатизма способствовала система молитв. Мусульманин должен пять раз в сутки совершать молитву: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи. Каждая молитва должна свидетельствовать о религиозном рвении и полном подчинении воле Аллаха.
Кроме пятикратной молитвы существуют и другие виды общения с Аллахом: дуа - молитва, содержащая какую-либо конкретную просьбу к Аллаху: маулид - благодарственная или поминальная, ночные молитвы во время поста. Полуденная молитва в пятницу должна совершаться в мечети, ей предшествует проповедь - хутба, в которой трактуются не только религиозные или нравственные вопросы, но и освещаются с позиций ислама политические дела.
Особое место в ритуалах исламской культуры занимает пост рамазан. Он соблюдается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному Мухаммедом. В течение всего поста целый день нельзя ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине и т.д. Шариат утверждает, что пост будет нарушен, если в дневное время слизнуть хоть каплю дождя, случайно попавшую на губы. Все запреты снимаются на время ночи.
Пост предписывает и нравственную воздержанность. В этом месяце особенно предосудительно браниться, врать, клеветать, оскорблять лиц духовного звания.
Пост, прежде всего, нацелен на укрепление веры в Аллаха. Каждый день до наступления рассвета мусульманин должен произносить особую формулу - нийа, в которой заявляет о намерении поститься и просит Аллаха благословить и укрепить его в этом богоугодном деле. Без произнесения нийи пост недействителен.
Общей ночной молитвой
Воспитанию фанатизма у
Совершив ряд ритуальных
Закят важен для
2.3.Идея
абсолютного предопределения
Культ
Аллаха логично переходит в
идею предопределенности
Еще Адаму Аллах сказал: «Разве я вам не говорил, что знаю скрытое на небесах и на земле и знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что скрываете?» (Коран. 2:31.).
Вследствие своего всезнайства Аллах решает судьбу каждого (Там же. 40:12).
Идея абсолютной
Верным Аллаху предопределен
рай. Коран говорит о верующих,
которые «выполняют завет
В IX в. Мухаммед ибн Карраму
написал книгу «Могильные
Хотя в Коране нет имен
3. Художественные традиции арабо-мусульманского мира.
Исламская
культура богата философскими
и художественными традициями. Философия
(фалсафа), представленная Фараби, Ибн
Синой, Ибн Рушдом и другими,
внесла весомый вклад в
Ибн-Сина жил в XI в. Он автор фундаментальных трудов, в которых систематизировались все современные ему научные знания. В этой систематизации он последователь Аристотеля. Философское и медицинское наследие Ибн-Сины оказало большое влияние на развитие науки в странах Востока и Запада.
Ибн Рушд (1126-1198) - арабо-испанский
философ. Большинство его
С VIII века существует не собственно арабская, а арабоязычная культура, носителями и творцами которой становятся народы арабского халифата от Индии на Востоке до Франции на Западе. Художественная культура исламского мира имеет особенность, благодаря запрету изображать Аллаха и человека. В ней нет живописи. Искусство арабского Востока ассоциируется с классической поэзией. Поэтическая форма была основной формой бытия культуры бедуинов, возможно, в этом состоит особенность культуры Востока и устной культуры. Основная композиционная форма арабской поэзии – «касыда» – представляет собой поэму из 80-120 строк. Другая стихотворная форма – «кыта» - короткое стихотворение из 8-12 строк. Происходит становление и других форм – героического эпоса, философских рубаи, лирических газелей. Арабо-мусульманский поэтический канон включал три основных раздела: метрику – «аруз», рифму – «кафийю», поэтические тропы и фигуры – «бади». Ограниченная каноном, поэзия развивалась качественно, за счет совершенствования поэтической техники, создания изысканных форм. Халифы, шахи и султаны содержали армию придворных поэтов и не жалели средств, чтобы приблизить к себе поэтическую знаменитость. На поэзию они смотрели как на средство прославления собственной персоны и собственных деяний и хорошо понимали, что прекрасные стихи сразу же становятся достоянием базара - средоточия религиозно-культурной и политической жизни того времени.
Показательно в этом отношении творчество Абуль-касима Фирдоуси (934-1030), великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шах-намэ» («Книга царей»). В ней он воспевал иранских царей - мифических и исторических, но в центре находится эпический герой Рустам, сын своего народа.
Всемирно известно творчество Омар Хайяма (1040- 1123), ученого, философа и бессмертного поэта, создавшего незабываемые рубаи. Каждое четверостишие Хайяма - это маленькая поэма с философским подтекстом. О.Хайяма приглашали многие тогдашние правители мусульманского мира. Правитель Бухары, беседуя с Хайямом, «сажал его с собой рядом на престол в знак наивысшего уважения». Султан сельджукской империи Низам-ул-мульк пригласил Хайяма в Исфаган и даже предложил ему в управление одну из своих областей. Но Хайям никогда не писал хвалебных од правителям, никогда не был придворным льстецом. Он отклонил предложение сельджукского султана. Ему были милей поэзия, математика и философия.
Творчество Джами (1414-1492) является как бы логическим завершением замечательного поэтического движения, начатого Рудаки и Фирдоуси. Поэзию он сочетал с философией, суфизмом, музыкой. Всю свою жизнь он провел в Герате.