Мир исламской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 21:03, контрольная работа

Краткое описание

Культура ислама многогранна, но в тоже время она, определенно, базируется на вере и религии. Религия ислам диктует правила поведения в обществе и форму одежды, является советчиком в разрешении любых семейных и правовых споров. Практически все законы ислама высказаны в священной книге мусульман – Коран. Кроме того, культура ислама породила и своеобразную архитектуру.

Оглавление

Введение 3

1. Зарождение и распространение ислама 4

2. Характерные черты мусульманского мировосприятия 6

2.1 Картина мира 6

2.2 Система ценностей 8

2.3 Идея абсолютного предопределения человеческих поступков 12

3. Художественные традиции арабо-мусульманского мира 15

4. Вклад исламской культуры в развитие мировой культуры 18

Заключение 21

Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Контрольная работа мир ислама.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     Самый вместительный гарем в мире был зимний гарем Большого сераля в Стамбуле (Турция), построенный в 1589 г. и имевший 400 помещений. Ко времени смещения с трона Абдула Хамила в 1909 г. количество его обитательниц сократилось с 1200 до 370 наложниц. Так что обращение Корана к мусульманам отказаться от тщеславия отличиться имуществом, наложницами и детьми не лишено смысла. Жаль только, что это обращение часто игнорировалось. Мусульманская культура не отличается строгостью по отношению к тем правоверным, которые в своих гаремах способны содержать до 1000 наложниц.

  Исламская  культура не отвергает равенства  всех мусульман перед Аллахом. Каждый правоверный может рассчитывать на справедливый суд и спасение. Но в исламе нет места для личности, для личности как ценности. Ради спасения людей Аллах не приносил в жертву, своего сына. Вследствие этого в мусульманской культуре невозможна идея Богочеловечества, равенства общества и личности.

     Аллах - абсолютная ценность, и  в жизни человека он не воплощается.  Он постоянно остается чем-то внешним для людей, лежащим за пределами их личного опыта. К людям обращается лишь посланник Аллаха - мессия (махди). Такие махди появляются, чтобы исправить положение на Земле, восстановить справедливость. Но положение от одной эпохи к другой становится все хуже. Идея мессианства в мусульманской культуре дополняется эсхатологией - учением о конце света.

     На Земле сила Аллаха воплощается  в мусульманской общине, в умме. Умма символизирует собой, по  существу, общность всех правоверных. Жизнь каждого мусульманина, его образ мыслей, быт и система ценностей строго контролировались уммой, вне которой индивид становился изгоем и не мог рассчитывать на благочестие и религиозное спасение.

     Отношения мусульман внутри уммы  регламентировались Кораном, сунной и шариатом. Шариат - свод религиозно-этических предписаний ислама. Он был разработан в VII -ХII вв. в Арабском халифате. Шариат исходит из принципа равенства мусульман и выступает в качестве мусульманского права. Мусульманское равенство предполагает, что все не более, чем песчинка по сравнению со всемогущим Аллахом, и каждый покорный воле Аллаха и судьбе является воином ислама (федаином).

     Причастность к исламу, к умме  в мусульманской культуре расценивается выше, чем деление на расы, народы, племена и языковые группы. Мусульманская  культура практически не признает социальной замкнутости сословий, наследственное социальное неравенство. Напротив, религиозно освящен и практически всегда реализовывался принцип социальной мобильности: сила, способности, случай – все это открывает двери наверх перед каждым, достойным того. Раб мог стать эмиром и султаном, бедняк-крестьянин - уважаемым знатоком  ислама, высокопоставленным улемом, солдат - военачальником. Вся система исламской культуры воспитывала в правоверном чувство превосходства над неверными. Так, исламское государство облагало неверных более высоким налогом, чем поклонников Аллаха. Неверный всегда рассматривался в мусульманском государстве как неравный правоверному. И это старались подчеркнуть судьи-кади на всех процессах с участием мусульманина и немусульманина. В отношении к неверным культивировались хитрость и жестокость.  Воспитанию мусульманского фанатизма способствовала система молитв. Мусульманин должен пять раз в сутки совершать молитву: на рассвете, в полдень, во  второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи. Каждая молитва должна свидетельствовать о религиозном рвении и полном подчинении воле Аллаха.

Кроме пятикратной молитвы существуют и другие виды общения с Аллахом: дуа - молитва, содержащая какую-либо конкретную просьбу к Аллаху: маулид - благодарственная или поминальная, ночные молитвы во время поста. Полуденная молитва в пятницу должна совершаться в мечети, ей предшествует проповедь - хутба, в которой трактуются не только религиозные или нравственные вопросы, но и освещаются с позиций ислама политические дела.

Особое  место в ритуалах исламской культуры занимает пост рамазан. Он соблюдается  в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному Мухаммедом. В течение всего поста целый день нельзя ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине и т.д. Шариат утверждает, что пост будет нарушен, если в дневное время слизнуть хоть каплю дождя, случайно попавшую на губы. Все запреты снимаются на время ночи.

     Пост предписывает и нравственную воздержанность. В этом месяце особенно предосудительно браниться, врать, клеветать, оскорблять лиц духовного звания.

     Пост, прежде всего, нацелен на укрепление веры в Аллаха. Каждый день до наступления рассвета мусульманин должен произносить особую формулу - нийа, в которой заявляет о намерении поститься и просит Аллаха благословить и укрепить его в этом богоугодном деле. Без произнесения нийи пост недействителен.

     Общей ночной молитвой отмечается  ночь с 26 на 27 рамадана - «ночь  предопределения», когда, по преданию, с неба Мухаммеду спустился  Коран. (Рамадан (рамазан) - девятый  месяц мусульманского лунного  года хиджры. В это время мусульмане  должны соблюдать пост (уразу)).

     Воспитанию фанатизма у мусульман  содействует и культ паломничества  (хаджж). Каждый совершеннолетний  мусульманин обязан совершить  хоть раз в жизни  хаджж,  то есть посетить Мекку, священный  город ислама, где родился пророк  Мухаммед. После этого он получает право на почетный титул «хаджжи». Мекка известна своим храмом - Кааба. Считается,  что это древний языческий храм, известный тем, что там хранится Черный камень - Аль-хаджар уль-асвад,  упавший, по преданию, с неба. Для мусульман Черный камень - святыня, символ Аллаха. Кааба именуется «домом Аллаха».

     Совершив ряд ритуальных действий, паломники получают право вернуться  домой в зеленой чалме, арабском  бурнусе или белой длиннополой  тунике. Эта одежда символизирует  свершение хаджжа.  Наряду с признанием Аллаха единственным богом и  Мухаммеда - его пророком, пятиразовой молитвой, постом и паломничеством в основу мусульманского образа  жизни и мышления включается и пятый элемент - налог в пользу бедных. В Коране это называется «закят» (очищение). Богач как бы очищается перед Аллахом за свои грехи, чрезмерное богатство.

     Закят важен для мусульманского  образа жизни, для исламской  культуры. Он не только символизирует  единство уммы, заботу богатых  о бедных. В нем содержится  оправдание политической и религиозной власти претендовать во имя Аллаха на имущество любого состоятельного мусульманина. Полный произвол властей, грабеж богатеющих торговцев - традиция исламской культуры. Ни один мусульманин не обладает правом уклониться от богоугодного дела помочь бедным, подготовить священную войну против неверных - джихад, содействовать умме своим имуществом.  

2.3.Идея  абсолютного предопределения человеческих  поступков

  Культ  Аллаха логично переходит в  идею предопределенности человеческих  поступков. Аллах все знает и направляет правоверных в их жизни. У Аллаха «ключи тайного; знает их только он. Знает он, что на суше и на море; лист падает только с его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего и сухого, чего не было бы в книге ясной. И он - тот, который успокаивает вас ночью и знает, что вы добываете днем... Потом - к нему ваше возвращение, потом он сообщит вам, что вы делали. Он - властвующий над своими рабами, и посылает он над вами хранителей. А когда приходит к кому-нибудь из вас смерть, наши посланцы... возвращены будут к Аллаху... О да, у него власть, и он - самый быстрый из производящих расчет!» (Коран, 6:58 - 62.).

     Еще Адаму Аллах сказал: «Разве я вам не говорил, что знаю скрытое на небесах и на земле и знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что скрываете?» (Коран. 2:31.).

     Вследствие своего всезнайства Аллах решает судьбу каждого (Там же. 40:12).

     Идея абсолютной предопределенности  человеческих поступков не раз  становилась предметом дискуссий  в среде мусульман-богословов. Еще  в первой половине IX в. мутазилиты с помощью логико-философских средств ставили под сомнение ценность предопределения, ссылаясь на свободу человеческой воли. Только это свободомыслие завершилось печально. Мутазилиты были разгромлены. Коран непогрешим. У Аллаха хранится его оригинал, содержание которого Мухаммед частями изложил своим последователям как откровение Бога.

     Верным Аллаху предопределен  рай. Коран говорит о верующих, которые «выполняют завет Аллаха  и не нарушают обещания.., которые  терпели, стремясь к лику своего господина, и простаивали молитву, и давали из того, чем мы их наделили, и тайно и явно, и отгоняют добром зло. Для этих - воздаяние жилища - сады вечности. Войдут в них те, кто был праведен из их отцов, и супруг, и их потомства. И ангелы входят к ним через все двери: «Мир вам за то, что вы терпели! И прекрасно воздаяние жилища!» (Там же. 13:20-24).

     В IX в. Мухаммед ибн Карраму  написал книгу «Могильные наказания», в которой дополнил культурные  традиции ислама обрядом похорон.  Этот обряд сохраняется и у суннитов, и у шиитов и заключается в том, что два ангела - спрашивающий и истязатель - являются на кладбище в момент похорон правоверного. И от того, как умерший ответит на вопросы спрашивающего ангела, будет складываться наказание усопшего. Для того, чтобы помочь опрашиваемому, на кладбище, после ухода провожающих, у свежей могилы остается мулла, чтобы помочь усопшему, как отвечать этим ангелам - Мункиру и Накиру.

     Хотя в Коране нет имен Мункира  и Накира, сам обряд вполне  в духе ислама, не оставляющего правоверного ни на минуту без присмотра со стороны Аллаха и его помощников. Все в жизни мусульманина предопределено, даже помощь муллы умершему в час «могильного наказания». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Художественные традиции арабо-мусульманского мира.

  Исламская  культура богата философскими  и художественными традициями. Философия  (фалсафа), представленная Фараби, Ибн  Синой, Ибн Рушдом и другими,  внесла весомый вклад в мировую  мысль. Фараби (870-950) развивал идеи  Аристотеля. К нему восходит распространенное в средневековой арабо-исламской философии деление рассуждений на пять типов, исходя из которого решался вопрос о соотношении философии, теологии и религии. Фараби разрабатывал учение об идеальном обществе. Оно должно основываться на принципах, общих и человеческой душе, и отдельного индивида, и жизни в целом. Естественно, что это учение отличалось энциклопедичностью.

     Ибн-Сина  жил в XI в. Он автор фундаментальных трудов, в которых систематизировались все современные ему научные знания. В этой систематизации он  последователь Аристотеля. Философское и медицинское наследие Ибн-Сины оказало большое влияние на развитие науки в странах Востока и Запада.

     Ибн Рушд (1126-1198) - арабо-испанский  философ. Большинство его философских трудов - комментарии к сочинениям Аристотеля. Он утверждал, что истина постигается лишь учеными, так как только они оперируют доказательствами, но отнюдь не теологами. Ибн Рушд доказывал извечность мира, отвергал чудеса, индивидуальное бессмертие, первоначало сущего (бога) отождествлял с природой вещей. 

  С VIII века существует не собственно арабская, а арабоязычная культура, носителями и творцами которой становятся народы арабского халифата от Индии на Востоке  до Франции на Западе. Художественная культура исламского мира имеет особенность, благодаря запрету изображать Аллаха и человека. В ней нет живописи. Искусство арабского Востока ассоциируется с классической поэзией. Поэтическая форма была основной формой бытия культуры бедуинов, возможно, в этом состоит особенность культуры Востока и устной культуры. Основная композиционная форма арабской поэзии – «касыда» – представляет собой поэму из 80-120 строк. Другая стихотворная форма – «кыта» - короткое стихотворение из 8-12 строк.  Происходит становление и других форм – героического эпоса, философских рубаи, лирических газелей. Арабо-мусульманский поэтический канон включал три основных раздела: метрику – «аруз», рифму – «кафийю», поэтические тропы и фигуры – «бади». Ограниченная каноном, поэзия развивалась качественно, за счет совершенствования поэтической техники, создания изысканных форм. Халифы,  шахи и султаны содержали армию придворных поэтов  и  не жалели средств, чтобы приблизить к себе поэтическую знаменитость. На поэзию они смотрели как на средство прославления собственной персоны и собственных деяний и хорошо понимали, что прекрасные  стихи сразу же становятся достоянием базара - средоточия религиозно-культурной и политической жизни того времени.

      Показательно в этом отношении  творчество Абуль-касима Фирдоуси (934-1030), великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шах-намэ» («Книга царей»). В ней он воспевал иранских  царей - мифических и исторических, но в центре находится эпический герой Рустам, сын своего народа.

     Всемирно известно творчество Омар Хайяма (1040- 1123), ученого, философа и бессмертного поэта, создавшего незабываемые рубаи. Каждое четверостишие Хайяма - это маленькая поэма с философским подтекстом. О.Хайяма приглашали многие тогдашние правители мусульманского мира. Правитель Бухары, беседуя с Хайямом, «сажал его с собой рядом на престол в знак наивысшего уважения». Султан сельджукской империи Низам-ул-мульк пригласил Хайяма в Исфаган и даже предложил ему в управление одну из своих областей. Но Хайям никогда не писал хвалебных од правителям, никогда не был придворным льстецом. Он отклонил предложение сельджукского султана. Ему были милей поэзия, математика и философия.

Творчество  Джами (1414-1492) является как бы логическим завершением замечательного поэтического движения, начатого Рудаки и Фирдоуси. Поэзию он сочетал с философией, суфизмом, музыкой. Всю свою жизнь он провел в Герате.

Информация о работе Мир исламской культуры