Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 08:44, реферат
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.
Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот
(перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично- христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение термина "Ренессанс", строго говоря, возрождения древности не было и быть не могло. Человек не может вернуться к своему прошлому.
Введение
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.
Возрождение — целая
культурная эпоха в процессе перехода
от средних веков к новому времени,
в течение которой совершался
культурный переворот
(перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны
с изживанием антично- христианского мифологического
мировидения. Несмотря на происхождение
термина "Ренессанс", строго говоря,
возрождения древности не было и быть
не могло. Человек не может вернуться к
своему прошлому. Ренессанс, используя
уроки античности, вводил новшества. Он
возвращал к жизни не все античные жанры,
а только те, которые были созвучны устремлениям
его времени и культуры. Ренессанс соединил
новое прочтение античности с новым прочтением
христианства. Возрождение сблизило эти
два основополагающих начала европейской
культуры.
Основная цель исследования автора показать коренные изменения, произошедшие в мировоззрении людей, метод исследования – исторический.
Истоки Возрождения
Понятие "Возрождение"
многогранно. Спорящие о нем так и не пришли
к общему мнению. Одни считают его "язычеством",
"антихристианством", другие, наоборот,
видят в нем христианско-католические
элементы, отыскивая его корни в христианской
культуре. Отношение к этой проблеме обнаруживает
мировоззрение самих исследователей.
Антихристианский смысл в культуру
Возрождения вкладывается теми, кто отождествляет
христианство с аскетизмом и мироотрицанием.
Среди определений
культурного явления
Искусствоведы, историки, мыслители, писатели
предлагают свои объяснения этому феномену,
обращая внимание на разные признаки.
Если сгруппировать множество самых общих
признаков, можно понять культурный смысл
Возрождения как:
— расцвет культуры;
— переворот в культуре;
— переходный культурный этап;
— восстановление античности.
Каждый из этих признаков
может проявляться независимо от
Ренессанса, но только их комплекс образует
качественно новую ступень
Возрождение — время мощного культурного
расцвета и восстановления многих культурных
традиций греко-римской древности; решительная
культурная перестройка и переходный
этап к новому времени в истории европейской
цивилизации.
Расцвет характеризуют
повышенная энергия культурной деятельности,
создание и реализация новых стимулов
культурного творчества. В этом смысле
Возрождение можно сравнить в истории
мировой культуры с "греческим чудом"
VIII—V вв. до н.э. В основе сравнения лежат:
— особая интенсивность культурной жизни, существование множества ее центров;
— многообразие проявлений творчества, творческая свобода;
— соединение жизненности и эстетичности;
— избыток духовной энергии;
— удивительная концентрация
на небольшом пространственно-
Винчи, Микеланджело могут быть провозглашены
символами культуры Ренессанса.
ОСНОВЫ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Главное в Возрождении — это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма.
Именно в нем и происходит формирование основ новоевропейского
чувства личности —
автономной индивидуалистической личности,
сознающей собственную
Происходит утверждение человеческой
личности в культуре. Впервые произошло
обособление этой личности, выделение
ее из мира.
В итоге произошел
распад целого мира на отдельные
Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, а следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как активное, деятельное начало.
В связи с этим была остро поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в материальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.
В итоге всего
этого утверждения творческого,
деятельного материального
«hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец»,
«человек производитель», суть которого
вылилась, в конечном счете, в емкую афористическую
формулу: «человек — кузнец своего счастья».
У человечества есть, своя биография: младенчество, отрочество и зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не было бы современной цивилизации. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. —
«человечный») —
течения общественной мысли, которое
зародилось в XIV г- в
Италии, а затем на протяжении второй половины
XV—XVI вв. распространилось в других европейских
странах. Все
основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура — чрезвычайно изменились.
В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории. бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками.
Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная одарённость мастеров Ренессанса — они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой. поэзией и философией с изучением точных наук
Понятие творчески богатой, или «ренесссанской личности стало впоследствии нарицательным.
В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
Формирование ренессансной
культуры в Италии происходило в
экономически независимых городах.
В подъеме и расцвете искусства
Возрождения большую роль сыграли
Церковь и великолепные дворы некоронованных
государей
(правящих богатых семейств) — крупнейших
покровителей и заказчиком произведений
живописи, скульптуры и архитектуры.
Главными центрами
культуры Возрождения сначала были
города Флоренция,
Сиена, Пиза, затем — Падуя. Феррара, Генуя.
Милан и позже всех, во второй половине
XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI
в столицей итальянского
Возрождения стал Рим. Начиная с этого
времени местные центры искусства. кроме
Венеции, утратили прежнее значение.
ПРОТОРЕНЕССАНС
В итальянской культуре
XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских
и готических традиций стали появляться
черты нового искусства — будущего
искусства Возрождения. Потому этот
период его истории и назвали
Проторенессансом (т. е. подготовившим
наступление Ренессанса: от греч.
«протос» — «первый»).
Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских
стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только
в Тоскане и Риме.
В итальянской культуре
переплетались черты старого
и нового. «Последний поэт Средневековья»
и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери
создал итальянский литературный язык.
Начатое Данте продолжили другие великие
Флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка
(1304—1374), родоначальник европейской лирической
поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник
жанра новеллы (небольшого рассказа) в
мировой литературе.
Гордостью эпохи являются
архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Кам-
био и живописец Джотто ди Бондоне.
АРХИТЕКТУРА
Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям,
что выражалось в основном в использовании многих мотивов готики.
Вместе с тем сама итальянская готика на северную не походила: она тяготела к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальным
членениям архитектуры, широким поверхностям стен. Церковь Санта-Кроче, одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в. (фасад создан в XIX в.). Храм отличается широкими пролётами, единым светлым внутренним пространством, вместо сложных готических сводов в нём использовано деревянное потолочное перекрытие. В 1296 г. во
Флоренции начали строить собор Санта-Мария дель Фьоре. Арнольфо ди Камбио хотел увенчать алтарную часть собора огромным куполом. Однако после смерти зодчего в 1310 г. строительство затянулось, его завершили только в период раннего Возрождения. В 1334 г. по проекту Джотто было начато строительство колокольни собора, так называемой кампанилы — стройной прямоугольной башни с поэтажными горизонтальными членениями и красивыми готическими окнами, стрельчатая арочная форма
которых ещё долго
сохранялась в итальянской
Среди наиболее известных
городских дворцов — палаццо
дела Синьория во
Флоренции. Предполагают, что его построил
Арнольфо ди Камбио. Это тяжёлый куб с
высокой башней, облицованный грубым камнем.
На фасаде — окна разной величины, незаметный
вход расположен сбоку. Здание определяет
облик старого городского центра, суровой
громадой вторгаясь на площадь. Могучий
дворец служил символом независимости
Флоренции.
СКУЛЬПТУРА
Раньше, чем в архитектуре
и живописи, новые художественные
искания наметились в скульптуре,
и прежде всего в пизанской
школе, основателем которой был
Никколо Пизано (около 1220 — между
1278 и 1284). Его творчество развивалось
под влиянием античной традиции, он, несомненно,
изучал скульптурное оформление позднеримских
и раннехристианских саркофагов.
Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.),
выполненная им для баптистерия в
Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной
скульптуры и повлияла на её дальнейшее
формирование. Кафедра из белого, розово-красного
и тёмно- зелёного мрамора представляет
собой целое архитектурное сооружение,
легко обозримое со всех сторон.
Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы, однако кафедра принадлежит уже новой эпохе. Главное достижение ваятеля состоит в том, что он сумел придать формам объёмность и
выразительность, а
каждое изображение обладает телесной
мощью. Образы
Пизано статичны, величавы и бесстрастны.
Богоматерь напоминает римскую богиню
Юнону, аллегория Силы в виде обнажённого
атлета — античного героя
Геракла.
Особое место в
истории итальянской скульптуры
конца XIII — начала XIV в. принадлежит
Джованни Пизано (1245 или 1250 — после
1314). Ученик и помощник
Николо Пизано, он стал гораздо более известным
мастером, чем его знаменитый отец. В произведениях
Джованни было много нового и необычного.
Почти ровесник Джотто, он являл собой
полную противоположность мудрой сдержанности
своего флорентийского современника.
Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизанском соборе и церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн.
Сложные многофигурные рельефы, украшающие кафедры в соборе
Пизы и церкви Сант-Андреа в Пистойе, охвачены порывистым движением. Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня. Их жесты естественны, лица выразительны. Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как «Распятие» и «Избиение младенцев».
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
В XV в. искусство Италии
заняло господствующее положение в художественной
жизни Европы. Основы гуманистической
светской (т. е. не церковной) культуры
были заложены во Флоренции, оттеснившей
на второй план
Сиену и Пизу. Флоренцию того времени называли
«цветком Италии, соперницей славного
города Рима. от которого она произошла
и величию которого подражает». Политическая
власть принадлежала здесь купцам и