Музыкальная культура Нидерландов в эпоху Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 03:36, реферат

Краткое описание

Эпоха Возрождения, или Ренессанс (фр. renaissance) – поворотный момент в истории культуры европейских народов. В Италии новые веяния появились уже на рубеже XIII-XIV вв., в других странах Европы – в XV-XVI столетиях. Деятели Возрождения признавали человека – его благо и право на свободное развитие личности – высшей ценностью. Такое мировоззрение получило название «гуманизм» (от лат. Humanus – «человеческий», «человечный»).

Оглавление

Введение. Эпоха Возрождения (краткая характеристика) 3
Нидерландская школа – общая характеристика
Нидерланды. Нидерландская школа 4
Периодизация 5
Представители 6
Творчество композиторов Нидерландской школы 11
Жанры церковной музыки – месса в творчестве композиторов нидерландской школы 11
Жанры светской музыки в творчестве композиторов нидерландской школы 14
Инструментальная музыка в творчестве композиторов нидерландской школы 17
Заключение 18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

Muzykalnaja_kultura_Niderlandov_v_ehpokhu_Vozrozhdenija.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА

 

Кафедра специального музыкального инструмента

 

 

 

 

 

Музыкальная культура Нидерландов в эпоху Возрождения

 

 

 

Реферат

по предмету «История музыки»

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса 144 группы

                                                                   Савостьян Андрей Валерьевич

 

 

Гродно, 2014

 Оглавление

          Введение. Эпоха Возрождения (краткая характеристика)           3 

    1. Нидерландская школа – общая характеристика
    1. Нидерланды. Нидерландская школа                                      4
    1. Периодизация                                                                        5
    2. Представители                                                                       6
    1. Творчество композиторов Нидерландской школы              11           
    1. Жанры церковной музыки – месса в творчестве композиторов нидерландской школы                                                            11
    2. Жанры светской музыки в творчестве композиторов нидерландской школы                                                           14
    3. Инструментальная музыка в творчестве композиторов нидерландской школы                                                           17
    1. Заключение                                                                                18

Список использованных источников                                               19

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. Эпоха Возрождения (краткая характеристика)

Эпоха Возрождения, или Ренессанс (фр. renaissance) – поворотный момент в истории культуры европейских народов. В Италии новые веяния появились уже на рубеже XIII-XIV вв., в других странах Европы – в XV-XVI столетиях. Деятели Возрождения признавали человека – его благо и право на свободное развитие личности – высшей ценностью. Такое мировоззрение получило название «гуманизм» (от лат. Humanus – «человеческий», «человечный»). Идеал гармоничного человека гуманисты искали в античности, а древнегреческое и римское искусство служило им образцом для художественного творчества. Стремление «возродить» античную культуру дало имя целой эпохе – Возрождению, периоду между Средневековьем и Новым временем (с середины XVII в. до наших дней).

Полнее всего мировоззрение Ренессанса отражает искусство, в том числе музыка. В этот период, так же как в Средние века, ведущее место принадлежало вокальной церковной музыке. Развитие многоголосия привело к появлению полифонии. При таком виде многоголосия все голоса в произведении равноправны. Многоголосие не просто усложняло произведение, но позволяло автору выразить личное понимание текста, придавало музыке большую эмоциональность. Полифоническое сочинение создавалось по строгим и сложным правилам, требовало от композитора глубоких знаний и виртуозного мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нидерландская школа – общая характеристика.
  1. Нидерланды. Нидерландская школа

Нидерланды – историческая область на северо-западе Европы, которая включает территории современных Бельгии, Голландии, Люксембурга и Северо-восточной Франции. К XV в. Нидерланды достигли высокого экономического и культурного уровня и превратились в процветающую европейскую страну. Наряду с искусством там развиваются и науки. В университетах Нидерландов преподавалась математика, астрономия, география. В Нидерландах впервые создаётся система профессионального обучения музыке в метризах (школы-приюты при соборах), из которых вышли многие композиторы, поскольку там наряду с общим образованием студенты обучались пению, игре на органе, теории музыки.

 

Нидерландская школа, предпочтительно франко-фламандская школа — термин для обозначения группы композиторов французского (валлонского) и фламандского происхождения родом из южных областей исторических Нидерландов, Эно, Брабанта и Фландрии, работавших со второй трети XV до конца XVI веков преимущественно за пределами своей родины — на территории (современных) Италии, Франции, Германии, Австрии. Термин «нидерландская школа» ввёл в обиход науки австрийский музыковед Р.Г. Кизеветтер (1829).

С середины XV в. в европейской профессиональной музыке именно нидерландская школа полифонии прочно заняла ведущее место. Ее истоки были интернациональны: она впитала достижения англичанина Джона Данстейбла (ум. 1453), французской, а позже и итальянской музыкальной культуры. Разносторонне разработав мастерство многоголосия, нидерландские композиторы сформировали его «строгий стиль», развитие которого увенчало готику и вместе с тем привело к становлению музыки уже иного, ренессансного типа. Используя песенное народное творчество, Нидерландская школа обобщила достижения европейского вокально-хорового многоголосия IX – начала XV веков и ознаменовала расцвет классической хоровой полифонии.

Нидерландская школа создала универсальную систему законов полифонии – сложный контрапункт строгого стиля, разработала классические образцы вокально-хоровых полифонических жанров, церковных и светских – мессы, мотета, шансон, мадригала и утвердила господство полнозвучного 4-голосия, голоса которого стали равноправными, а также развивала и традиции музыки трехголосного склада.

Вместе с тем, композиторам нидерландской школы принадлежит много светской музыки, прежде всего, многоголосные песни в разных песенных жанрах — на французском (шансон), итальянском, фламандском, немецком и других языках. Духовные и светские черты свободно сочетались в главном «учёном» жанре эпохи – мотете. Несмотря на крайнее разнообразие жанров и композиционных техник, нидерландскую школу принято ассоциировать, прежде всего, с вокальным многоголосием, написанным по всем законам имитационной полифонии.

 

  1. Периодизация

Раскрытие возможностей школы шло стремительно и непрерывно до 1520-х годов, и весь этот период с середины XV в. творчество нидерландских композиторов служило эталоном для других европейских стран, не исключая и Италии.

Таким образом, в нидерландской школе обычно различают несколько периодов развития, причём каждый последующий начинается ещё в рамках предыдущего:

- 1-й период, первая нидерландская школа, ныне её чаще именуют бургундской. Название указывает на деятельность композиторов этого периода при дворах бургундского герцога в середине XV в. Представителями являются Гийом Дюфаи, Жиль Беншуа и Антуан Бюнуа. Для мастеров «первой нидерландской школы» важным оказался творческий опыт английского композитора Джона Данстейбла;

- 2-й период, так называемая «вторая нидерландская школа» – 50-е годы XV в. – начало XVI в. Представителями являются Йоханнес Окегем и Якоб Обрехт;

- 3-й период – 80-е годы XV в. – 1521 г. – творчество Жоскена Депре;

- 4-й период – 1520 – 1560 гг. – творчество Николая Гомберта и Клеменса-де-Папы;

- 5-й период – середина и конец XVI в. – композиторская деятельность Орландо де Лассо и Филиппа де Монте.

Впрочем, этого разделения на периоды музыковеды придерживаются нестрого. К нидерландской школе относят также Антуана Брюмеля, Луазе Компера, Александра Агриколу, Пьера де ла Рю, Хенрика Изака, Генриха Финка, Адриана Вилларта,Чиприано де Роре и других композиторов.

 

  1. Представители нидерландской композиторской школы

Основы полифонической традиции в нидерландской музыке заложил Гийом Дюфаи (около 1400 – 1474) – родоначальник нидерландской полифонии. Именно в сочинениях Дюфаи установилось нормативное 4х-голосие.

Он родился в городе Камбре во Фландрии (провинция на юге Нидерландов) и уже с малых лет пел в церковном хоре. Параллельно будущий музыкант брал частные уроки композиции. В юношеском возрасте Дюфаи уехал в Италию, где и написал первые сочинения – баллады и мотеты. В 1428-1437 гг. он служил певцом в папской капелле в Риме; в эти же годы путешествовал по Италии и Франции. В 1437 г. композитор принял духовный сан. При дворе герцога Савойского (1437-1439 гг.) он сочинял музыку к торжественным церемониям и праздникам. Дюфаи пользовался большим уважением знатных особ – среди его почитателей была, например, чета Медичи (властители итальянского города Флоренция. Главным жанром в творчестве Дюфаи была месса. Кроме церковной музыки Дюфаи сочинял мотеты на светские тексты. В них он также применял сложную полифоническую технику.

Младшими современниками Гийома Дюфаи были Йоханнес (Жан) Окегём (около 1425-1497 гг.) – выдающийся мастер контрапункта и имитации (представление об изощрённой технике нидерландцев часто связывается с его именем (36-голосный канон Окегема – сочетание четырёх 9-тиголосных канонов; «Месса любого тона», допускающая исполнение от разных ступеней звукоряда) и Якоб Обрехт (1450-1505 гг.), который широко использовал в своих сочинениях народные мелодии – в мессах, мотетах и др. Отсюда – жизненный, реалистичный характер творчества.

Как и Дюфаи, Окегём был родом из Фландрии. Всю жизнь он усердно трудился; помимо сочинения музыки исполнял обязанности руководителя капеллы. Композитор создал пятнадцать месс, тринадцать мотетов, более двадцати шансон. Для произведений Окегёма характерны строгость, сосредоточенность, длительное развёртывание плавных мелодических линий. Большое внимание он уделял полифонической технике, стремился, чтобы все части мессы воспринимались как единое целое. Йоханнес Окегём пользовался почётом как у себя на родине, так и за её пределами (был назначен советником короля Франции).

Якоб Обрехт был певчим в соборах различных городов Нидерландов, руководил капеллами; несколько лет служил при дворе герцога д'Эсте в Ферраре (Италия). Он автор двадцати пяти месс, двадцати мотетов, тридцати шансон. Используя достижения предшественников, Обрехт внёс немало нового в полифоническую традицию. Его музыка полна контрастов, смела, даже когда композитор обращается к традиционным церковным жанрам.

Представителем нидерландской полифонической школы второй половины XV в. был Жоскен Депре (около 1440-1521 или 1524 гг.) – один из крупнейших полифонистов эпохи Возрождения, оказавший большое влияние на творчество композиторов следующего поколения. В юности он служил церковным певчим в Камбре; брал музыкальные уроки у Окегёма. В возрасте двадцати лет молодой музыкант приехал в Италию, пел в Милане у герцогов Сфорца (позднее здесь же служил великий итальянский художник Леонардо да Винчи) и в папской капелле в Риме. В Италии Депре, вероятно, начал сочинять музыку. В самом начале XVI в. он переехал в Париж. К тому времени Депре уже был известен, и его пригласил на должность придворного музыканта французский король Людовик XII. С 1503 г. Депре вновь поселился в Италии, в городе Феррара, при дворе герцога д'Эсте. Депре много сочинял, и его музыка быстро завоевала признание в самых широких кругах: её любили и знать, и простой народ. Композитор создавал не только церковные произведения, но и светские. В частности, он обращался к жанру итальянской народной песни - фроттоле (ит. frottola, от frotta – «толпа»), для которой характерен танцевальный ритм и быстрый темп. В церковную музыку Депре привносил черты светских произведений: свежая, живая интонация нарушала строгую отрешённость и вызывала ощущение радости и полноты бытия. Однако чувство меры композитору никогда не изменяло. Полифоническая техника Депре не отличается изощрённостью. Его произведения элегантно просты, но в них чувствуется мощный интеллект автора. В этом и заключается секрет популярности его творений.

Завершает историю нидерландской музыки Возрождения творчество Орландо Лассо (настоящие имя и фамилия Ролан де Лассо, около 1532-1594 гг.), названного современниками «бельгийским Орфеем» и «князем музыки» и Яна Питерса Свелинка (1562-1621 гг.).

Лассо создал свыше 2000 светских и духовных произведений (мадригалы, вилланеллы, песни, мессы, магнификаты, мотеты, псалмы и др.), насыщенных глубоким и многообразным эмоционально-психологическим содержанием. Виртуозно владея приёмами полифонии строгого стиля, Лассо смело расширил её выразительные средства.

Лассо родился в городе Монс (Фландрия). С детских лет он пел в церковном хоре, поражая прихожан чудесным голосом. Гонзага, герцог итальянского города Мантуя, случайно услышав молодого певчего, пригласил его в собственную капеллу. После Мантуи Лассо недолго работал в Неаполе, а затем переехал в Рим – там он получил место руководителя капеллы одного из соборов. К двадцати пяти годам Лассо уже был известен как композитор, и его сочинения пользовались спросом у нотоиздателей. В 1555 г. вышел первый сборник произведений, содержавший мотеты, мадригалы и шансон. Лассо изучил всё лучшее, что было создано его предшественниками (нидерландскими, французскими, немецкими и итальянскими композиторами), и использовал их опыт в своём творчестве. Будучи личностью неординарной, Лассо стремился преодолеть отвлечённый характер церковной музыки, придать ей индивидуальность. С этой целью композитор иногда использовал жанрово-бытовые мотивы (темы народных песен, танцев), таким образом сближая церковную и светскую традиции. Сложность полифонической техники сочеталась у Лассо с большой эмоциональностью. Ему особенно удавались мадригалы, в текстах которых раскрывалось душевное состояние действующих лиц, например, «Слёзы святого Петра» (1593 г.) на стихи итальянского поэта Луиджи Транзилло. Композитор часто писал для большого числа голосов (пяти - семи), поэтому его произведения трудны для исполнения.

С 1556 г. Орландо Лассо жил в Мюнхене (Германия), где возглавлял капеллу. К концу жизни его авторитет в музыкальных и художественных кругах был очень высок, а слава распространилась по всей Европе.

Ян Питерс Свелинк (1562-1621 гг.) – основоположник одной из ведущих школ игры на органе. В органных произведениях – ричеркарах, каприччио, токкатах, фантазиях – отразилось его виртуозное исполнительское искусство. Полифонические сочинения Свелинка подготовили принципы фуги (полифония свободного стиля). Этого композитора иногда называют последним великим нидерландцем.

 

Нидерландская полифоническая школа оказала большое влияние на развитие музыкальной культуры Европы. Выработанные нидерландскими композиторами принципы полифонии стали универсальными, и многие художественные приёмы использовали в своём творчестве композиторы уже XX столетия.

Информация о работе Музыкальная культура Нидерландов в эпоху Возрождения