МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
Культурология
на тему:
КУЛЬТУРА
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Выполнил:
Оганесян Маргарита Грачевна.
Студентка 1 курса
Юридического факультета
заочного отделения
шифр зачетки 125-ЮЗ/10
группа 10-ЮЗ
Преподаватель:
Шестаков Вячеслав Иванович,
Кандидат педагогических наук ,
доцент
Оценка:
_______________
Подпись
преподавателя _______________
2011г.
План
- Введение_______________________________________________3стр.
- Культура
Возрождения____________________________________5стр.
- Значение
Культуры Эпохи Возрождения_____________________11стр.
- Заключеник______________________________________________13стр.
- Список используемой
литературы___________________________15стр.
1.Введение
Возрождение
- эпоха в истории культуры и
искусства, отразившая начало перехода
от феодализма к капитализму. В классических
формах Возрождение сложилось в
Западной Европе, прежде всего в
Италии, однако аналогичные процессы
протекали в Восточной Европе
и в Азии. В каждой стране данный
тип культуры имел свои особенности,
связанные с ее этническими характеристиками,
специфическими традициями, влиянием
других национальных культур. Возрождение
связано с процессом формирования
светской культуры, гуманистического
сознания. В сходных условиях развивались
сходные процессы в искусстве, философии,
науке, морали, социальной психологии
и идеологии. Итальянские гуманисты
XV века ориентировались на возрождение
античной культуры, мировоззренческие
и эстетические принципы которой
были признаны идеалом, достойным подражания.
В других странах такой ориентации
на античное наследие могло не быть,
но сущность процесса освобождения человека
и утверждения силы, разумности,
красоты, свободы личности, единства
человека и природы свойственны
всем культурам ренессансного типа.
В развитии культуры Возрождения
различают следующие этапы: Раннее
Возрождение, представителями которого
были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли,
Джотто и др.; Высокое Возрождение, представленное
Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем,
Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение,
когда обнаруживается кризис гуманизма
(Шекспир, Сервантес).
Главная особенность Возрождения - целостность
и разносторонность в понимании человека,
жизни и культуры. Резкое возрастание
авторитета искусства не вело к его противопоставлению
науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность
и равноправность различных форм человеческой
деятельности. В эту эпоху высокого уровня
достигли прикладные искусства и архитектура,
соединившие художественное творчество
с техническим конструированием и ремеслом.
Особенность искусства Возрождения в
том, что оно носит ярко выраженный демократический
и реалистический характер, в центре его
стоят человек и природа. Художники достигают
широкого охвата действительности и умеют
правдиво отобразить основные тенденции
своего времени. Они ищут наиболее эффективные
средства и способы для воспроизведения
богатства и разнообразия форм проявления
реального мира. Красота, гармония, изящество
рассматриваются как свойства действительного
мира.
В период позднего Возрождения многие
его нормы изменились, обнаружились черты
кризиса. В Западной Европе это сказалось
в возникновении академизма и маньеризма
в изобразительном искусстве, в наступлении
религиозности и мистицизма на светскую
и гуманистическую культуру. Обозначился
разрыв между искусством и наукой, красотой
и пользой, между духовной и физической
жизнью человека.
Гуманизм
позднего Возрождения обогатился сознанием
противоречивости жизни, трагическим
мироощущением, что проявилось в
творчестве крупнейших его представителей
- Шекспира, Микеланджело.
Эпоха Возрождения имела огромное
положительное значение в истории
мировой культуры. В искусстве
Возрождения воплотился идеал гармонического
и свободного человеческого бытия,
питавший его культуру.
2.Культура
Возрождения
Возрожде́ние,
или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento;
от "ri"
- "снова" или "заново рожденный") — эпоха в истории культуры Европы,
пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические
рамки эпохи — началоXIV—
последняя четверть XVI веков и
в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например,
в Англии и, особенно, в Испании).
Отличительная черта эпохи Возрождения —
светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую
очередь, к человеку и его деятельности).
Появляется интерес к античной культуре,
происходит как бы её «возрождение» —
так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже
у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении
термин был введён в обиход французским
историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время
термин Возрождение превратился в метафору
культурного расцвета: например,Каролингское Возрождение IX века.
XIII - XVI
столетия были временем больших перемен
в экономике, политической и культурной
жизни европейских стран. Бурный рост
городов и развитие ремесел, а позднее
и зарождение мануфактурного производства,
подъем мировой торговли, вовлекавший
в свою орбиту все более отдаленные районы
постепенное размещение главных торговых
путей из Средиземноморья к северу, завершившееся
после падения Византии и великих географических
открытий конца XV и начала XVI века,
преобразили облик средневековой Европы.
Почти повсеместно теперь выдвигаются
на первый план города. Некогда
могущественнейшие силы средневекового
мира - империя и папство - переживал глубокий
кризис. В XVI столетии распадавшаяся
Священная Римская империя германской
нации стала ареной двух первых антифеодальных
революций - Великой крестьянской войны
в Германии и Нидерландского восстания.
Переходный характер эпохи, происходящий
во всех областях жизни процесс освобождения
от средневековых пут и вместе с тем еще
неразвитость становящихся капиталистических
отношений не могли не сказаться на особенностях
художественной культуры и эстетической
мысли того времени.
Все перемены в жизни общества сопровождались
широким обновлением культуры - расцветом
естественных и точных наук, литературы
на национальных языках и, в особенности,
изобразительного искусства. Зародившись
в городах Италии это обновление
захватило затем и другие европейские
страны. Появление книгопечатания открыло
невиданные возможности для распространения
литературных и научных произведений,
а более регулярное и тесное общение между
странами способствовало повсеместному
проникновению новых художественных течений.
Это не означает, что средневековье отступило
перед новыми веяниями: в массовом сознании
традиционные представления сохранялись.
Противостояла новым идеям церковь, используя
средневековое средство - инквизицию.
Идея свободы человеческой личности продолжала
существовать в обществе, разделенном
на сословия. Не исчезала до конца феодальная
форма зависимости крестьян, а в некоторых
странах (Германии, в Центральной Европе)
произошел возврат к крепостничеству.
Феодальная система проявляла достаточно
большую жизнестойкость. Каждая европейская
страна изживала ее по-своему и в своих
хронологических рамках. Капитализм долгое
время существовал как уклад, охватывая
лишь часть производства и в городе, и
в деревне . Тем не менее патриархальная
средневековая медлительность стала отступать
в прошлое.
Огромную роль в этом прорыве сыграли
Великие географические открытия. В 1456
году португальские корабли достигли
Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса
обогнула Африканский континент с юга,
миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая
побережье Африки, португальцы одновременно
посылали корабли в открытый океан, на
запад и юго-запад. В результате на картах
появились неизвестные раньше Азорские
острова и острова Мадейра. В 1492 г. свершилось
великое событие - Х. Колумб, итальянец,
перебравшийся в Испанию, в поисках пути
в Индию пересек Атлантический океан и
высадился у Багамских островов, открыв
новый континент - Америку. В 1498 г. испанский
путешественник Васко да Гама, обогнув
Африку, успешно привел свои корабли к
берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают
в Китай и Японию, о которых раньше имели
лишь самое смутное представление. С 1510
г. начинается завоевание Америки. В XVII
в. была открыта Австралия.
Изменилось представление о форме земли:
кругосветное путешествие португальца
Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку
о том, что она имеет форму шара.
Анализ памятников культуры Возрождения
свидетельствует об отходе от многих
важнейших принципов феодального мировоззрения.
Средневековый аскетизм и презрение ко
всему земному сменяются теперь жадным
интересом к реальному миру, к человеку,
к сознанию красоты и величия природы.
Непререкаемое в средние века первенство
богословия над наукой поколеблено
верой в неограниченные возможности человеческого
разума, который становится высшим мерилом
истины. Подчеркивая интерес к человеческому
в противовес божественному, представители
новой светской интеллигенции называли
себя гуманистами, производя это слово
от восходящего к Цицерону понятия "studia
humanitanis", означавшее изучение всего,
что связано с природой человека и его
духовным миром. При всей сложности
и неоднозначности эстетики возрождения
в качестве ее одного из основных принципов
можно выделить абсолютизации человеческой
личности в ее целостности. Для эстетических
трактатов и произведений искусства Возрождения
характерно идеализированное представление
о человеке как о единстве разумного
и чувственного, как о свободном существе
с беспредельными творческими возможностями.
С антропоцентризмом связано в эстетике
Возрождения и понимания прекрасного,
возвышенного, героического. Принцип прекрасной
артистически - творческой человеческой
личности сочетался у теоретиков
Возрождения с попыткой математического
исчисления всякого рода пропорций симметрии
перспективы. Эстетическое и художественное
мышление этой эпохи впервые опирается
на человеческое восприятие как таковое
и на чувственно реальную картину
мира. Здесь бросается в глаза
также субъективистски -индивидуалистическая
жажда жизненных ощущений, независимо
от их религиозного и морального истолкования,
хотя последнее, в принципе, не отрицается.
Эстетика Возрождения ориентирует искусство
на подражание природе. Однако на первом
месте здесь не столько природа, сколько
художник, который в своей творческой
деятельности уподобляется Богу. В
постепенно освобождающемся от церковной
идеологии создателе произведения
искусства больше всего ценится острый
художественный взгляд на вещи, профессиональная
самостоятельность, специальные навыки,
а его создания приобретают уже самодовлеющий,
а не священный характер. Одним из важнейших
принципов восприятия произведений искусства
становится наслаждение, что свидетельствует
о значительной демократической тенденции
в противовес морализаторству и схоластической
"учености" предшествующих эстетических
теорий. Эстетическая мысль Возрождения
содержит не только идею абсолютизации
человеческого индивида в противовес
надмировой божественной личности
в средние века, но и определенное осознание
ограниченности такого индивидуализма,
основанного на абсолютном самоутверждении
личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся
в творчестве У.Шекспира, М.Сервантеса,
Микеланджело и др. В этом противоречивость
культуры, отшедшей от антично - средневековых
абсолютов, но в силу исторических
обстоятельств еще не нашедших новых надежных
устоев.
Связь искусства и науки составляет одну
из характернейших особенностей культуры
Возрождения. Правдивое изображение
мира и человека должно было
опираться на их познание, поэтому
познавательное начало играло в искусстве
этой поры особенно важную роль.
Естественно, что художники искали
опору в науках, нередко стимулируя их
развитие. Эпоха Возрождения отмечена
появлением целой плеяды художников-ученых,
среди которых первое место принадлежит
Леонардо да Винчи.
Постижение человеком мира, наполненного
божественной красотой, становится одной
из мировоззренческих задач возрожденцев.
Мир влечет человека, поскольку он одухотворен
Богом. Но в эпоху Возрождения существовала
и другая тенденция – ощущение человеком
трагичности своего существования. Русский философ Н.Бердяев
считал, что в эпоху Возрождения совершилось
небывалое столкновение языческих и христианских
начал человеческой природы. Именно это
послужило причиной глубокого раздвоения
человека.
а)
Истоки Возрождения
Понятие
"Возрождение" многогранно. Спорящие
о нем так и не пришли к общему
мнению. Одни считают его "язычеством",
"антихристианством", другие, наоборот,
видят в нем христианско-католические
элементы, отыскивая его корни
в христианской культуре. Отношение
к этой проблеме обнаруживает мировоззрение
самих исследователей. Антихристианский
смысл в культуру Возрождения
вкладывается теми, кто отождествляет
христианство с аскетизмом и мироотрицанием.
Среди определений культурного явления
Возрождения нет общепризнанного. Искусствоведы,
историки, мыслители, писатели предлагают
свои объяснения этому феномену, обращая
внимание на разные признаки. Если сгруппировать
множество самых общих признаков, можно
понять культурный смысл Возрождения
как:
— расцвет культуры;
— переворот в культуре;
— переходный культурный этап;
— восстановление
античности.
Каждый из этих признаков может проявляться
независимо от Ренессанса, но только их
комплекс образует качественно новую
ступень культуры. Европейское Возрождение
— время мощного культурного расцвета
и восстановления многих культурных традиций
греко-римской древности; решительная
культурная перестройка и переходный
этап к новому времени в истории европейской
цивилизации.
Расцвет характеризуют повышенная энергия
культурной деятельности, создание и реализация
новых стимулов культурного творчества.
В этом смысле Возрождение можно сравнить
в истории мировой культуры с "греческим
чудом" VIII—V вв. до н.э. В основе сравнения
лежат:
— особая
интенсивность культурной жизни, существование
множества ее центров;
— многообразие проявлений творчества,
творческая свобода;
— соединение жизненности и эстетичности;
— избыток духовной энергии;
— удивительная
концентрация на небольшом пространственно-временном
отрезке людей великих, универсально
одаренных, избравших новые пути
творчества. Имена Петрарки, Боккаччо,
Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да
Винчи, Микеланджело могут быть провозглашены
символами культуры Ренессанса.
б)
ОСНОВЫ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Главное
в Возрождении — это выдвижение
на первый план и утверждение в
культуре и обществе человеческой личности,
которое выливается в различные формы
возрожденческого антропоцентризма.
Именно в нем и происходит формирование
основ новоевропейского
чувства личности — автономной индивидуалистической
личности, сознающей собственную ценность,
активно действующей и испытывающей потребность
в свободе. С этого момента человеческая
личность, а не мир, не целое, впервые становится
исходным моментом для формирования системы
восприятия мира. Этот грандиозный перелом
в культуре как раз и происходит в Ренессансе
— новый способ мировидения формируется
в Италии в первой половине XV в. Происходит
утверждение человеческой личности в
культуре. Впервые произошло обособление
этой личности, выделение ее из мира.
В итоге произошел распад целого мира
на отдельные индивидуализированные и
начавшие замыкаться в себе вещи. Однако
в Возрождении и этот процесс не был еще
доведен до конца, ограничиваясь в основном
человеком и гораздо меньше распространяясь
на другие вещи мира.
Результатом стало перемещение человека
в центр материального мира, постепенно
разрастающегося и заслоняющего собой
мир горний, а следовательно, выдвижение
материального мира на первый план и превращение
самого человека в активную творческую
силу в нем. Антропоцентризм первой половины
XV в. выдвигал на первый план не просто
личность, а личность как активное, деятельное
начало.
В связи с этим была остро поставлена
проблема достоинства человека, утверждающегося
в ее рамках достаточно бескомпромиссно
именно в материальном плане. Одной из
основных возрожденческих ценностей
стало понятие «славы» как цели, к которой
должен двигаться человек.
В итоге всего этого утверждения творческого,
деятельного материального начала постепенно
стал вырисовываться новый образ человека,
новый его тип — «hоmо faber» — «человек-созидатель»,
«человек-творец», «человек производитель»,
суть которого вылилась, в конечном счете,
в емкую афористическую формулу: «человек
— кузнец своего счастья».
У человечества есть, своя биография: младенчество,
отрочество и зрелость. Эпоху, которую
называют Возрождением, вернее всего уподобить
периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой
романтикой, поисками индивидуальности,
борьбой с предрассудками прошлого. Без
Возрождения не было бы современной цивилизации.
Искусство Возрождения возникло на основе
гуманизма (от лат. —
«человечный») — течения общественной
мысли, которое зародилось в XIV г- в Италии,
а затем на протяжении второй половины
XV—XVI вв. распространилось в других европейских
странах.
Все основные
виды искусства — живопись, графика,
скульптура, архитектура — чрезвычайно
изменились.
В архитектуре утвердились творчески
переработанные принципы античной ордерной
системы, сложились новые типы общественных
зданий. Живопись обогатилась линейной
и воздушной перспективой, знанием анатомии
и пропорций человеческого тела. В традиционную
религиозную тематику произведений искусства
проникало земное содержание. Усилился
интерес к античной мифологии, истории.
бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду
с монументальными настенными росписями,
украшающими архитектурные сооружения,
появилась картина, возникла живопись
масляными красками.
Искусство ещё не совсем оторвалось от
ремесла, но на первое место уже выступила
творческая индивидуальность художника,
деятельность которого в то время была
на редкость многообразной. Поразительна
универсальная одарённость мастеров Ренессанса
— они часто работали в области архитектуры,
скульптуры, живописи, совмещали увлечение
литературой.
В искусстве Возрождения тесно переплелись
пути научного и художественного постижения
мира и человека. Его познавательный смысл
был неразрывно связан с возвышенной поэтической
красотой, в своём стремлении к естественности
оно не опускалось до мелочной повседневности.
Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
Формирование ренессансной культуры в
Италии происходило в экономически независимых
городах. В подъеме и расцвете искусства
Возрождения большую роль сыграли Церковь
и великолепные дворы некоронованных
государей (правящих богатых семейств)
— крупнейших покровителей и заказчиком
произведений живописи, скульптуры и архитектуры.
Главными центрами культуры Возрождения
сначала были города Флоренция, Сиена,
Пиза, затем — Падуя. Феррара, Генуя. Милан
и позже всех, во второй половине XV в., —
богатая купеческая Венеция. В XVI в столицей
итальянского Возрождения стал Рим. Начиная
с этого времени местные центры искусства.
кроме Венеции, утратили прежнее значение.
3.
ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Таким
образом, стремясь познать культуру
Возрождения, тайны его искусства,
необходимо анализировать традиции
не только Италии, но и других западных
стран, ибо только такое объединение,
связанное одними идеями и воззрениями,
даст полную картину Ренессанса.
Революционное значение Возрождения важно
для всех последующих времен, так как именно
в этот период были заложены основные
гуманистические взгляды, развитие которых
актуально для всего человечества и в
наши дни.
В кульминационные периоды развития культуры,
примером которого является Возрождение,
как правило, выявляются глубокие противоречия,
преодолевая которые возникают новейшие
традиции и приемы. И рядом с самыми революционными
требованиями в области мысли и воли, приводившими
в области морали, науки и искусства к
самым смелым постулатам, рядом с безграничной
дерзостью в разрушении старого и создании
нового, производящего порой впечатление
чего-то очень современного, продолжают
жить и развиваться пережитки старых воззрений.
И самые творческие, продуктивные мысли
проверяются именно в усовершенствовании
и развитии старых идей.
Возрождение открыло собой эру совершенно
нового человека в истории европейской
цивилизации. Это отразилось прежде всего
в мировоззрении, убеждениях, во всех областях
деятельности личности, а также в сфере
ее чувств и эмоций. В эту эпоху воля и
действие шли вместе, старое и новое, объединяясь,
рождало гениальные идеи, образы и произведения;
совершенство творчества отдельной личности
было также значимо, как и деятельность
школ и периодов. Мыслители-гуманисты,
люди искусства ставили перед собой героические
задачи и успешно их решали. Те, кто видел
решение всех проблем в совершенствовании
идей общественного устройства, шли на
смерть и лишения ради всеобщего блага
человечества и создавали предпосылки
для грандиозной деятельности последующих
поколений.
В области философии и наук (как гуманитарных,
так и математических) произошел значительный
скачок в развитии, характеризующийся
гуманистическими идеями, новым взглядом
на человека и его возможности.
В области искусства задачи человека были
завещаны будущему в полуразрушенном
виде, так как основные приемы и принципы
нам понятны, а вот как достигается общее
впечатление от произведения — загадка,
особенно в художественном изображении
человека, его красоты и возвышенности.
Именно эта эпоха дала человечеству огромное
количество всесторонних, титанических,
загадочных личностей — Петрарку, Шекспира,
Джотто, Рафаэля, Тициана, Микеланджело,
для понимания творчества и человеческой
личности которых необходимы столетия.