Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:46, реферат
Целью настоящего реферата является изучение вопроса взаимосвязи культуры и религии. Актуальность исследования темы обусловлена вопросом пространственного положения нашей Родины на географической карте мира ее разделением на Европу и Азию соответственно подвергающейся влиянию культур и религий Востока и Запада. Особенно интересным на мой взгляд будет изучение означенного вопроса в разрезе становления и генезиса христианской морали.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ 4
1.1. Возникновение христианства 4
1.2. Иудаизм и христианство 5
1.3. Основы христианского учения 7
1.4. Трансформация раннего христианства 9
1.5. Католицизм и реформация 12
1.6. Православная церковь в России 15
1.7. Христианство и традиции европейской культуры 17
1.8. Христианство в странах Востока 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Конечно
здесь нет активной революционности
но сам факт провозглашения эгалитарных
принципов и следования им был вызовом
господствующим общественным порядкам.
Неудивительно что членами первых христианских
общин (особенно после перемещения в начале
нашей эры усилиями сторонников и последователей
апостола Павла центра нового учения с
периферии империи в Рим оказались прежде
всего обиженные и угнетенные бедняки
и рабы неимущие и изгои.
1.4. Трансформация
раннего христианства
Переосмысление раннего христианства в духе паулинизма явилось началом его трансформации в сторону организованной вселенской церкви. В этом смысле именно Павел может считаться первым патриархом (если не основателем) христианства. С Павла точнее с нападок паулинистов на иудаизм берет видимо свое начало и тот резкий антагонизм между христианством и иудаизмом который впоследствии стал столь заметным несмотря на то что Ветхий завет иудеев был включен в христианское Священное писание и что Иисус его мать Мария его ученики включая и апостола Павла были евреями.
Паулинизм способствовал переключению радикальной активности христиан с критики существующих порядков на критику соперничающей религии представители которой оказались теперь виновны во всех грехах отклонениях и даже преступлениях - они ведь в конце концов распяли Христа. Кроме того паулинизм сделал сильный акцент на загробное воздаяние на вознаграждение за терпение и страдания блаженством на том свете. Эти два существенных момента сыграли важную роль в процессе дальнейшей трансформации раннего христианства.
В условиях становившейся все более жесткой догматической основы христианского вероучения уходила в прошлое полная опасностей и преследований но отличавшаяся свободой духа и действий жизнь первоначальных сект и общин возглавлявшихся харизматическими руководителями. На смену им в новых условиях приходили избиравшиеся верующими (а затем и утверждавшиеся сверху) должностные лица - дьяконы епископы пресвитеры. В рамках формировавшейся таким образом церковно-бюрократической структуры на переднем плане вскоре оказались епископы которые вначале были лишь казначеями общин и ведали хозяйственными делами но затем (именно в силу своей прочной позиции в общине) стали играть все более заметную руководящую роль. Уже со II в. епископы занимались толкованием сложных проблем догматики и культа активно выступали против тех общин и сект которые еще не смирились с общим процессом бюрократизации и догматизации христианства и пытались по-своему объяснять те или иные его проблемы. Необходимость борьбы с ересями с остаточным влиянием харизматических лидеров то и дело уводивших ту или иную из общин в сторону от главной линии эволюции учения способствовала дальнейшему укреплению епископальной организации формированию строгой церковно-бюрократической иерархии представители которой консолидировали свое единство на Вселенских соборах. Первые два из них состоялись в 000 и 000 гг. и на них была осуждена арианская ересь; третий в 000 г. осудил ересь несторианскую.
Замена харизматических руководителей бюрократической иерархией - неизбежное явление в условиях формировавшейся церкви с ее строгими канонами и нерушимыми догмами. «Видения» и «божественные откровения» трансформировавшейся и очищавшей себя от «ересей» ортодоксальной церкви более были не нужны. Страдавшие ими харизматические лидеры пророки-проповедники уже в III-IV вв. не только решительно отстранялись от активной церковной деятельности но и просто не допускались к ней. Их удел отныне стал иным: за их счет формировался институт монашества деятельность и «святой дух» которого были поставлены теперь на службу церкви на укрепление ее авторитета причем без особой опасности для ее строгой внутренней структуры так как уединенные и замкнутые высокими стенами монастыри препятствовали широкому распространению оригинальных «видений» осененных благодатью святых отцов в монашеской рясе.
Таким образом очищенная от «грехов» молодости христианская церковь стала вполне приемлемым для социально-политических верхов институтом влияние которого в массах делало желанным сближение с ним и использование его на что не преминули обратить внимание римские императоры. Император Константин в начале IV в. поддержал церковь (по его инициативе был созван первый христианский собор) его преемники (кроме Юлиана Отступника правившего сравнительно недолго) последовали его примеру и вскоре христианство стало господствующей религией. Из гонимых христиане стали гонителями о чем свидетельствует в частности погром «языческой» библиотеки в 000 г. в Александрии видном центре эллинской культуры.
Распад
Римской империи в конце IV в. на Западную
и Восточную привел к расколу христианской
церкви. В Западной империи где власть
императора ослабевала позиции церкви
постепенно усиливались. В V в. всесильный
римский епископ был провозглашен Папой
в руках которого вскоре сосредоточилась
огромная власть над всем раздробленным
в политическом отношении западноевропейским
римско-католическим миром. Старательно
поддерживая идею о божественном происхождении
своей власти и собственной непогрешимости
Римский Папа сумел поставить свой авторитет
выше авторитета государей средневековой
Европы соперничавших друг с другом
и искавших его поддержки.
1.5. Католицизм
и реформация
С
благословения римской
Жестокий фанатизм и активная агрессивность католицизма опиравшегося на строго иерархическую централизацию власти церкви во главе с Римским Папой вызывали неудовольствие государей средневековой Европы постепенно преодолевавших феодальную раздробленность и усиливавших свое могущество. Эти государи тоже опирались на авторитет церкви и использовали его о чем свидетельствуют крестовые походы на Иерусалим для освобождения «гроба Господня» от «неверных». Но с течением времени их все более тяготила поставившая себя над ними власть католической церкви. Более того соперничество с церковью в какой-то мере активизировало их деятельность способствуя усилению борьбы за приоритет именно светского начала за освобождение от всесилия религии. И эта борьба дала свои результаты. Покончив с феодальной раздробленностью усилившись за счет городов т. е. поддержки третьего сословия бюргерства заинтересованного в укреплении центральной власти антиклерикальные силы в XIV-XV вв. уже были готовы к тому чтобы бросить вызов всесилию римской церкви. И этот вызов был брошен причем брошен именно в той сфере где всесилие церкви представлялось наиболее полным - в сфере культуры. Наступила эпоха Возрождения (Ренессанса).
Эпоха Возрождения в лице своих гениев и гигантов (Данте и Рабле Рафаэль и Боккаччо Коперник и Галилей Томас Мор и Кампанелла Эразм Роттердамский и Сервантес Леонардо да Винчи и Микеланджело и многие другие) опрокинула веками создававшийся церковный заслон препятствовавший свободе мысли и научному поиску. Оставив как бы в стороне церковные догмы с их мертвящей схоластикой деятели Возрождения щедрой пригоршней черпали из сокровищницы культурных традиций античности возрождая тем самым «языческие» нормы свободы мысли и творчества.
Разумеется Ренессанс как сложное и многостороннее явление был как о том уже шла речь в первой главе подготовлен всем ходом протекавших в Западной Европе социально-экономических процессов. Значение его в этом смысле выходит за пределы только религиозного противостояния католицизму. Однако нанесенный им удар по католической церкви оказался тем камнем который рождает горную лавину. Если гиганты Возрождения реформировали лишь верхний слой культуры возродив принципы гуманизма и свободомыслия то сильнейший удар по основам католицизма был нанесен следовавшей по пятам за Возрождением и бывшей реакцией церкви на него Реформацией.
Преследуя цель сохранить церковь от ударов нанесенных ей Возрождением и выступив против ассимиляции католичеством элементов ренессансной культуры Реформация свелась к решительной реформе основ католического христианства. Ее лидеры - Лютер Кальвин Мюнцер и другие резко выступили против догмата о непогрешимости Папы практики продажи индульгенций мишуры и пышности католического богослужения наконец против преувеличения роли церкви как посредника между человеком и Богом. Начавшись в XVI в. реформационное движение быстро охватило широкие слои населения наиболее развитых стран северной и частично средней Европы - Англии Голландии Швейцарии Германии. Идея упрощения церковной структуры и характера богослужения призыв к строгости и скромности церкви к отказу ее от честолюбивых и властолюбивых политических претензий к противопоставлению внутреннего нравственного самоконтроля исступленной вере фанатиков - все это импонировало нарождавшейся европейской буржуазии и отвечало ее интересам. Протестантизм как это в свое время показал Вебер стал духовной основой и этической нормой складывавшихся буржуазных государств Западной Европы.
Конечно Реформация отнюдь не означала гибели католицизма. Прибегнув к помощи Контрреформации католическая церковь сумела выстоять и вплоть до сегодняшнего дня вся ее церковная иерархия во главе с Римским Папой являет собой серьезную силу влияние которой ощущается во многих районах мира. Однако эпоха Реформации нанесла католицизму и вообще всесилию христианской церкви такой удар от которого оправиться было уже невозможно. Времена «святой» инквизиции и тотального контроля над мыслью над духовной жизнью людей со стороны церкви стали уходить в безвозвратное прошлое. Католицизм - следом за протестантской церковью - вынужден был согласиться на то что Богу положено «богово» т. е. весьма определенное место в жизни и деятельности людей остальное их время и внимание должны уделяться другим делам не имевшим прямого отношения к религии и не зависевшим от ее вмешательства и оценки. Это естественно не означало что роль церкви была сведена почти к нулю. Еще и в XVIII в. Вольтер активно боровшийся с влиянием церкви не мог выступить против нее с открытым забралом. И все же то отделение церкви от государства и от различных сфер деловой активности людей которое было итогом Реформации сыграно огромную роль в дальнейших судьбах Западной Европы в успешном развитии ее по капиталистическому пути.
1.6. Православная
церковь в России
Особо следует сказать несколько слов о православии в России. Дело в том что по византийскому стандарту зависимая от власти и потому не только политически но и духовно слабая к тому же огражденная от людей труднопонимаемой ими церковнославянской лексикой официальная церковь в России (в отличие от гонимых еретических движений начиная от протопопа Аввакума и кончая более поздними в том числе современными староверами и другими сектантами с их сильными нравственными убеждениями и соответствующим - обычно столь поражающим привыкших к иному - стилем жизни) не сумела создать в обществе где она призвана была быть пастырем жесткой системы нормативной этики. Русская православная церковь оказалась не с состоянии внушить своей пастве должного уважения к святым библейским заповедям и главное превратить эти заповеди в непреложную норму автоматически и жестко соблюдаемую основной массой населения (как того добилась скажем католическая церковь в Латинской Америке). Результатом оказалось не столько неуважение к самой церкви (она пользуясь официальным покровительством властей могла на него рассчитывать) сколько неуважение к моральной норме - в первую очередь в отношениях между людьми. Конечно можно было бы в оправдание заметить что трудно ожидать от крепостного раба хорошего знания и тем более повседневного соблюдения норм высокой морали. Но стоит снова и снова напомнить что индейцы и негры Латинской Америки и южных штатов США чье социальное положение вплоть до середины прошлого века было аналогичным положению русских крепостных относились к соблюдению христианских заповедей и санкционированных церковью моральных норм иначе.
Разумеется население нашей страны не отрицало ни церковных заповедей ни связанных с ними моральных норм и тем более обрядов. Но одно дело - признавать норму и совсем иное - автоматически ее соблюдать. Классическая русская поговорка «Пока гром не грянет мужик не перекрестится» очень наглядно подтверждает именно то о чем идет речь. Церковь не сумела воспитать автоматизм ни в религиозном сознании народа ни тем более в соблюдении им жестких моральных принципов. Отсюда и привычные для российского населения бесцеремонные формы взаимоотношений основанные на нарочитом неуважении как к собеседнику так и к самому себе (чего стоит хотя бы наиболее распространенное у нас матерное обращение людей друг к другу). Отсюда и восходящее к первобытной архаике массовое неуважение к собственности что выражается - мягко скажем - в примиренческом отношении общества к повсеместному и повседневному воровству а также издревле широко распространенное пьянство причем пьянство обычно безмерное когда о соблюдении норм морали рассуждать вовсе не приходится. К этому же корню восходит и теми же причинами объясняется массовое и чаще всего мерзкое даже извращенное сквернословие. Нельзя не упомянуть и о недостаточно высокой культуре и дисциплине труда. К сожалению трудно не прийти к выводу что многие беды преследующие нашу страну включая и драматические события двадцатого века в немалой степени обусловлены слабостями традиционной народной культуры за которые в конечном счете всегда несет ответственность господствующая в обществе религия.
Слабости
русской православной церкви (трудно
сказать насколько они являются
ее виной и насколько - бедой) и
хромота санкционированной ею народной
культуры - особенно духовной т. е. генеральных
моральных принципов - во многом
объясняются осознанной и даже воинственной
политикой православия видевшего своего
заклятого врага только на Западе во
всяком случае прежде всего и именно
там. Главным своим соперником русская
церковь считала католицизм позже
также и протестантизм т. е. основные модификации
развитой христианской цивилизации. Александра
Невского сражавшегося с тевтонскими
рыцарями и ползавшего на коленях перед
татарскими ханами она канонизировала
как святого. И это не было случайностью.
Это был принцип. Принцип который сближал
наше государство (а вместе с ним и церковь)
с восточной командно-административно-