Культура и религия в христианстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:46, реферат

Краткое описание

Целью настоящего реферата является изучение вопроса взаимосвязи культуры и религии. Актуальность исследования темы обусловлена вопросом пространственного положения нашей Родины на географической карте мира ее разделением на Европу и Азию соответственно подвергающейся влиянию культур и религий Востока и Запада. Особенно интересным на мой взгляд будет изучение означенного вопроса в разрезе становления и генезиса христианской морали.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ 4
1.1. Возникновение христианства 4
1.2. Иудаизм и христианство 5
1.3. Основы христианского учения 7
1.4. Трансформация раннего христианства 9
1.5. Католицизм и реформация 12
1.6. Православная церковь в России 15
1.7. Христианство и традиции европейской культуры 17
1.8. Христианство в странах Востока 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

история религии Женя.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

    1.7. Христианство и традиции европейской культуры 

    Христианство  сыграло большую роль в становлении  западноевропейской культуры. Конечно  богатая культура Европы восходит своими корнями и к философии  к  скульптуре и архитектуре  к театру античности  и к сарказму Рабле и Эразма Роттердамского  и к научным подвигам Коперника и Галилея  т. е. ко всему тому  что на протяжении тысячелетий противостояло христианству  боролось с ним. Однако при этом нельзя не отметить и того большого влияния которое оказало христианство на характер и формы культуры  на образ мышления и систему ценностей европейцев. Библия  библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре  внося тем самым немалый вклад в формирование культа обожествленного Христа. Лучшее  что создало европейское зодчество  - церковная архитектура - призвано было прославлять величие Бога и церкви. Музыка в храме (фуги и хоралы Баха)  равно как и церковный хор в православных богослужениях не могли не оказывать своего влияния на музыкальную культуру народов. Церковная музыка и пение были тесно связаны с народной культурой а все созданное под воздействием христианской церкви  наполненное торжественным благолепием служило для прославления божественного  для укрепления веры.

    Библейские  афоризмы  образы  сюжеты  краткие  и емкие понятия («тяжел крест»  «путь на Голгофу»  царь Ирод  предатель Иуда и др.) веками формировали  и питали системы жизненных восприятий  оценок  нравственных понятий. Важнейшие догматы и постулаты церкви о послушании  терпении  воздаянии на том свете формировали у народов представление о неизбежности  ниспосланности свыше тех порядков  которые царят на земле. В лучшем случае можно было надеяться на избавление от них после Страшного суда и второго пришествия Христа. До того - приходилось лишь терпеть и надеяться на воздаяние в царстве небесном.

    Словом  на протяжении долгих веков  даже тысячелетий  нормы быта и морали  представления  и ассоциации  традиции культуры и произведения литературы - все это формировалось под сильным воздействием христианской церкви. Однако важно учесть  что влияние церкви на традиции  культуру и быт народов Европы было  как о том только что шла речь  различным в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях. И это различие в немалой степени способствовало неодинаковым путям  темпам и результатам социальной эволюции стран и народов Европы.

    На  Западе протест против всесилия церкви  приведший к Реформации  дал  сильнейший толчок антиклерикализму  светскому развитию вне русла церковного влияния. На Востоке слияние православной церкви с государством создало значительно более мощную систему незыблемой и освященной авторитетом церкви самодержавно-деспотической традиции  сломать которую оказалось много сложнее. Известно  скольких усилий это потребовало даже в том на редкость благоприятном для реформ варианте  который связан с именем и действиями Петра I  энергично и упорно пробивавшего «окно» в Европу. А ведь это «окно» имело огромное значение: через него проникали импульсы колоссальной разрушительной силы  способствовавшие преобразованиям Петра. Добиваясь этого  Петр упразднил русский патриархат  место которого занял Святейший Синод  ставший послушным орудием императора в его деятельности. 

    1.8. Христианство в странах Востока 

    Кроме русской  остальные православные церкви  оказавшиеся в сфере  господства исламского мира  не получили широкого влияния. Под их духовным воздействием находились лишь греки  часть южных  славян  румыны  которые после падения Византии в XV в. попали под власть Оттоманской империи  и сравнительно немногочисленные группы христиан в Эфиопии  Ливане  а также в Египте (копты). Коптская монофизитская церковь сложилась в Египте в первые века нашей эры и отличалась тем  что монофизиты - в отличие от византийской христианской церкви - настаивали на единой  божественной  а не двойственной (богочеловек) сущности Христа. Многочисленная коптская церковь длительное время существовала обособленно и сумела сохранить некоторое влияние после исламизации и арабизации Египта. Правда  в процессе исламизации сильно изменились сами египтяне-копты  которые ныне внешне мало чем отличаются от окружающего их арабо-мусульманского населения  вплоть до обязательной молитвы несколько раз в день. Тем не менее  коптская община сохранилась вплоть до наших дней (она насчитывает два-три миллиона членов во главе с патриархом). Более того  копты оказали определенное воздействие на формирование и существование эфиопской монофизитской церкви  чьи высшие иерархи долгое время назначались коптским патриархом  хотя формально главой эфиопской церкви всегда считался сам правитель-негус. Стоит напомнить  что после исламизации Египта Эфиопия на протяжении почти полутора тысячелетий была единственной африканской страной  где христианство считалось официальной государственной религией.

    Близкой к монофизитской считается армяно-григорианская  церковь  порвавшая с Константино-полем  после третьего Вселенского собора (в конце IV в.). Как коптская и эфиопская  армяно-григорианская церковь была достаточно близка греко-византийскому православию. Что же касается этого последнего  то его влияние на Востоке  ограниченное пределами ближней византийской периферии (Сирия  Ливан  Палестина)  после исламизации  как упоминалось  сократилось до минимума. Правда  престиж патриархов Александрийского и Иерусалимского был достаточно высок и после этого  а крестовые походы привели даже к кратковременному освобождению Иерусалима. Но реальных результатов это не дало. И даже те церкви  которые вначале подчинялись ближневосточным патриархам (как  например  грузинская по отношению к Антиохийскому патриархату)  предпочитали становиться самостоятельными  автокефальными. Впрочем  далее Армении и Грузии православие - если не считать территории России - так и не заходило. Исключением можно считать еретические секты  прежде всего несторианскую.

    Несториане - последователи епископа константинопольского Нестория (ум. ок. 000 г.) - были своеобразными  предтечами православия. Гонимые преследователями после смерти их покровителя  они проникли довольно далеко на Восток. Сохраняя свои общины и свою веру на протяжении поколений и веков  нестори-ане познакомили с христианством население Ирана  Монголии  даже Китая. Хотя большого успеха ни в одной из этих стран христианство несторианского толка не достигло  временами оно вызывало интерес со стороны отдельных представителей власть имущих  подчас даже переходивших в христианство.

    Что касается римско-католической церкви  то ее связи с Востоком датируются сравнительно поздним временем и сводятся в основном к миссионерскому движению. Это движение зародилось еще во времена крестовых походов. Однако сколько-нибудь существенных успехов оно добилось лишь в XVI-XVIII вв. Основное направление деятельности миссионеров было связано с освоением Америки  где католицизм особенно преуспел на юге континента (Латинская Америка). Однако деятельность христиан-миссионеров распространялась также и на Азию  Африку  Океанию.

    Миссионерское движение сыграло немалую роль в  истории мировой культуры не столько обращением в христианство местных народов  сколько распространением на Востоке некоторых достижений европейской цивилизации. Это  естественно  подготовило почву для усвоения многими странами и народами Востока более развитых и передовых идей. Не следует  однако  забывать  что по пятам за миссионерами шли купцы и предприниматели  а за ними - завоеватели и колонизаторы  что подчас придает этому движению в целом неприглядную окраску.

    Миссионерское движение в высокоразвитых цивилизациях  в том числе в Индии и Китае  успеха практически не имело  что во многом связано с силой консервативной инерции местных религиозно-культурных традиций. Здесь достижения христианства сводились  прежде всего  к заимствованию некоторых элементов западной культуры  причем в этом отношении Китай оказался менее благодатной почвой  нежели Индия. В периферийных районах Азии  где пласт местной традиции-цивилизации был тоньше  а привычка заимствовать чужое была более устоявшейся  влияние христианства оказывалось порой более заметным и ощутимым  как например  в Юго-Восточной Азии.

    В целом христианство в лице различных  церквей и сект является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой  религией  доминирующей в Европе и Америке  имеющей весомые  позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию)  а также в ряде регионов Азии. Однако именно в Азии  т. е. на том Востоке который является главным объектом нашего внимания  христианство распространено слабее всего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Тема  реферата посвящалась изучению культуры и религии - социально-историчской и теоретико-познавательной проблеме  важность которой традиционно признается и обсуждается в плане сущности  значения  эволюционных изменений  динамики и взаимосвязи этих двух явлении и сфер обществ  жизни. Это проблема мировоззренческого  идеологического и методологического характера определяющая во многом социально-культурные и общественно-политические  особенности и тенденции развития отдельных стран и мирового сообщества в целом. При всех различиях в уровнях развития религия и культура и их соотношения между собой  они всегда являются существенными факторами личной  обществ  и государственной жизни (даже атеизм не представляет здесь исключения  поскольку определяет и утверждает себя через то или иное свое отношение к религии  еще недавно воинственное). Роль религии и культуры велика не только в становлении национальной идентичности  но и в устранении конфликтов на этно-конфессиональной почве  особенно когда развитие межконфессионального диалога  межкультурных связей и сотрудничества становится действенной альтернативой вражды  культурной разобщенности и религиозной  нетерпимости. Религия и культура имеют большое значение в условиях проживания на одной территории и тесных социальных взаимосвязей людей различных национальных культур и верований  поскольку затрагивают  на основе взаимодействия различных религий  и культурно-бытовых традиций  широкий круг вопросов организации их совместной жизни  начиная с пребывания в детских и школьных учреждениях и кончая условиями совместного труда и отдыха.

    Указанные различия требуют к себе особого  внимания при проведении в регионах с населением гетерогенного состава  общей культурной политики  развития системы образования и государственно-правовых отношений. Сложность культурно-конфессиональных отношений обусловлена также их постоянной динамикой  связанной с миграцией населения  появлением проблемы беженцев  возникновением диаспоры  с тенденциями культурного сближения между представителями различных этносов и их ассимиляцией  с миссионерской активностью многих конфессий и с прозелитизмом.

    Проведенное мной исследование актуально с позиции  рассмотрения особой позиции  миссии  России в глобальном культурно-религиозном  аспекте  разделенная по двум континентам  – Европе и Азии  является образцом синтеза религий и культурных традиций Востока и Запада  тем самым очерчивая свою особую историческую роль в мировом процессе.

    Изучение  темы взаимосвязи культуры и религии  в более глубоком разрезе  возможно  продолжить на основании списка литературы приведенного в конце работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  
  1. Азбука  христианства. Словарь-справочник важнейших  понятий и терминов христианского  учения и обряда. Сост.свящ. А.Удовенко - М.: Наука  0000; 000 с.
  2. Васильев Л.С.История религий Востока. Учеб.пособие для вузов - М.: Кн.дом "Университет"  0000; 000 с.
  3. Гильдебранд  Дитрих фон авт. Сущность христианства. Д.Гильдебранд; Пер.с нем. А.И.Смирнова - СПб.: Алетейя  Ступени  0000; 000 с.
  4. Гуревич П.С. Культурология. Учеб.для вузов - М.: Гардарики 0000; 000 с.
  5. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). Курс лекций - М.: Аспект Пресс  0000; 000 с.
  6. Кефели И.Ф. Пуляев В.Т. Сальников В.П. Хрестоматия по культурологии - Т.0 Самосознание русской культуры. Под ред. И.Ф.Кефели  В.Т.Пуляева В.П.Сальникова и др. - СПб.: Петрополис  0000; 000 с.
  7. Культура славян и Русь. [Сб.ст.] - М.: Наука  0000; 000 с.  ил.
  8. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник - М.: Вече  0000; 000 с.
  9. Миркина З.А. Померанц Г.С. Великие религии мира - М.: Рипол  0000; 000 с.  ил.
  10. Рамзевич Н.К. Словарь гуманитария - М.: Былина  0000; 000 с.
  11. Розанов В.В. Собрание сочинений: В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов. Под общ.ред. А.Н.Николюка - М.: Республика  0000; 000 с.  ил.
  12. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре - Т.0 Первый век христианства на Руси. Рос.гос.гуманит.ун-т - М.: Гнозис  0000; 000 с.
  13. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре - Т.0 Три века христианства на Руси (ХII-XIV вв.) - М.: Языки русской культуры  0000; 000 с.
  14. Энциклопедия православной святости - Т.0. В 0-х т.. Авт.-сост. А.И.Рогов  А.Г.Парменов - М.: Лик пресс  0000; 000 с.  ил.
  15. Энциклопедия православной святости - Т.0. В 0-х т.. Авт.-сост. А.И.Рогов  А.Г.Парменов - М.: Лик пресс  0000; 000 с.  ил.

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

  Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Информация о работе Культура и религия в христианстве