Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:46, реферат
Целью настоящего реферата является изучение вопроса взаимосвязи культуры и религии. Актуальность исследования темы обусловлена вопросом пространственного положения нашей Родины на географической карте мира ее разделением на Европу и Азию соответственно подвергающейся влиянию культур и религий Востока и Запада. Особенно интересным на мой взгляд будет изучение означенного вопроса в разрезе становления и генезиса христианской морали.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ 4
1.1. Возникновение христианства 4
1.2. Иудаизм и христианство 5
1.3. Основы христианского учения 7
1.4. Трансформация раннего христианства 9
1.5. Католицизм и реформация 12
1.6. Православная церковь в России 15
1.7. Христианство и традиции европейской культуры 17
1.8. Христианство в странах Востока 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
1.7. Христианство
и традиции европейской культуры
Христианство сыграло большую роль в становлении западноевропейской культуры. Конечно богатая культура Европы восходит своими корнями и к философии к скульптуре и архитектуре к театру античности и к сарказму Рабле и Эразма Роттердамского и к научным подвигам Коперника и Галилея т. е. ко всему тому что на протяжении тысячелетий противостояло христианству боролось с ним. Однако при этом нельзя не отметить и того большого влияния которое оказало христианство на характер и формы культуры на образ мышления и систему ценностей европейцев. Библия библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре внося тем самым немалый вклад в формирование культа обожествленного Христа. Лучшее что создало европейское зодчество - церковная архитектура - призвано было прославлять величие Бога и церкви. Музыка в храме (фуги и хоралы Баха) равно как и церковный хор в православных богослужениях не могли не оказывать своего влияния на музыкальную культуру народов. Церковная музыка и пение были тесно связаны с народной культурой а все созданное под воздействием христианской церкви наполненное торжественным благолепием служило для прославления божественного для укрепления веры.
Библейские афоризмы образы сюжеты краткие и емкие понятия («тяжел крест» «путь на Голгофу» царь Ирод предатель Иуда и др.) веками формировали и питали системы жизненных восприятий оценок нравственных понятий. Важнейшие догматы и постулаты церкви о послушании терпении воздаянии на том свете формировали у народов представление о неизбежности ниспосланности свыше тех порядков которые царят на земле. В лучшем случае можно было надеяться на избавление от них после Страшного суда и второго пришествия Христа. До того - приходилось лишь терпеть и надеяться на воздаяние в царстве небесном.
Словом на протяжении долгих веков даже тысячелетий нормы быта и морали представления и ассоциации традиции культуры и произведения литературы - все это формировалось под сильным воздействием христианской церкви. Однако важно учесть что влияние церкви на традиции культуру и быт народов Европы было как о том только что шла речь различным в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях. И это различие в немалой степени способствовало неодинаковым путям темпам и результатам социальной эволюции стран и народов Европы.
На
Западе протест против всесилия церкви
приведший к Реформации дал
сильнейший толчок антиклерикализму
светскому развитию вне русла церковного
влияния. На Востоке слияние православной
церкви с государством создало значительно
более мощную систему незыблемой и освященной
авторитетом церкви самодержавно-деспотической
традиции сломать которую оказалось
много сложнее. Известно скольких усилий
это потребовало даже в том на редкость
благоприятном для реформ варианте
который связан с именем и действиями
Петра I энергично и упорно пробивавшего
«окно» в Европу. А ведь это «окно» имело
огромное значение: через него проникали
импульсы колоссальной разрушительной
силы способствовавшие преобразованиям
Петра. Добиваясь этого Петр упразднил
русский патриархат место которого
занял Святейший Синод ставший послушным
орудием императора в его деятельности.
1.8. Христианство
в странах Востока
Кроме русской остальные православные церкви оказавшиеся в сфере господства исламского мира не получили широкого влияния. Под их духовным воздействием находились лишь греки часть южных славян румыны которые после падения Византии в XV в. попали под власть Оттоманской империи и сравнительно немногочисленные группы христиан в Эфиопии Ливане а также в Египте (копты). Коптская монофизитская церковь сложилась в Египте в первые века нашей эры и отличалась тем что монофизиты - в отличие от византийской христианской церкви - настаивали на единой божественной а не двойственной (богочеловек) сущности Христа. Многочисленная коптская церковь длительное время существовала обособленно и сумела сохранить некоторое влияние после исламизации и арабизации Египта. Правда в процессе исламизации сильно изменились сами египтяне-копты которые ныне внешне мало чем отличаются от окружающего их арабо-мусульманского населения вплоть до обязательной молитвы несколько раз в день. Тем не менее коптская община сохранилась вплоть до наших дней (она насчитывает два-три миллиона членов во главе с патриархом). Более того копты оказали определенное воздействие на формирование и существование эфиопской монофизитской церкви чьи высшие иерархи долгое время назначались коптским патриархом хотя формально главой эфиопской церкви всегда считался сам правитель-негус. Стоит напомнить что после исламизации Египта Эфиопия на протяжении почти полутора тысячелетий была единственной африканской страной где христианство считалось официальной государственной религией.
Близкой
к монофизитской считается
Несториане - последователи епископа константинопольского Нестория (ум. ок. 000 г.) - были своеобразными предтечами православия. Гонимые преследователями после смерти их покровителя они проникли довольно далеко на Восток. Сохраняя свои общины и свою веру на протяжении поколений и веков нестори-ане познакомили с христианством население Ирана Монголии даже Китая. Хотя большого успеха ни в одной из этих стран христианство несторианского толка не достигло временами оно вызывало интерес со стороны отдельных представителей власть имущих подчас даже переходивших в христианство.
Что касается римско-католической церкви то ее связи с Востоком датируются сравнительно поздним временем и сводятся в основном к миссионерскому движению. Это движение зародилось еще во времена крестовых походов. Однако сколько-нибудь существенных успехов оно добилось лишь в XVI-XVIII вв. Основное направление деятельности миссионеров было связано с освоением Америки где католицизм особенно преуспел на юге континента (Латинская Америка). Однако деятельность христиан-миссионеров распространялась также и на Азию Африку Океанию.
Миссионерское движение сыграло немалую роль в истории мировой культуры не столько обращением в христианство местных народов сколько распространением на Востоке некоторых достижений европейской цивилизации. Это естественно подготовило почву для усвоения многими странами и народами Востока более развитых и передовых идей. Не следует однако забывать что по пятам за миссионерами шли купцы и предприниматели а за ними - завоеватели и колонизаторы что подчас придает этому движению в целом неприглядную окраску.
Миссионерское движение в высокоразвитых цивилизациях в том числе в Индии и Китае успеха практически не имело что во многом связано с силой консервативной инерции местных религиозно-культурных традиций. Здесь достижения христианства сводились прежде всего к заимствованию некоторых элементов западной культуры причем в этом отношении Китай оказался менее благодатной почвой нежели Индия. В периферийных районах Азии где пласт местной традиции-цивилизации был тоньше а привычка заимствовать чужое была более устоявшейся влияние христианства оказывалось порой более заметным и ощутимым как например в Юго-Восточной Азии.
В
целом христианство в лице различных
церквей и сект является ныне едва
ли не наиболее распространенной мировой
религией доминирующей в Европе
и Америке имеющей весомые
позиции в Африке и Океании (включая
Австралию и Новую Зеландию) а также
в ряде регионов Азии. Однако именно в
Азии т. е. на том Востоке который является
главным объектом нашего внимания
христианство распространено слабее всего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема реферата посвящалась изучению культуры и религии - социально-историчской и теоретико-познавательной проблеме важность которой традиционно признается и обсуждается в плане сущности значения эволюционных изменений динамики и взаимосвязи этих двух явлении и сфер обществ жизни. Это проблема мировоззренческого идеологического и методологического характера определяющая во многом социально-культурные и общественно-политические особенности и тенденции развития отдельных стран и мирового сообщества в целом. При всех различиях в уровнях развития религия и культура и их соотношения между собой они всегда являются существенными факторами личной обществ и государственной жизни (даже атеизм не представляет здесь исключения поскольку определяет и утверждает себя через то или иное свое отношение к религии еще недавно воинственное). Роль религии и культуры велика не только в становлении национальной идентичности но и в устранении конфликтов на этно-конфессиональной почве особенно когда развитие межконфессионального диалога межкультурных связей и сотрудничества становится действенной альтернативой вражды культурной разобщенности и религиозной нетерпимости. Религия и культура имеют большое значение в условиях проживания на одной территории и тесных социальных взаимосвязей людей различных национальных культур и верований поскольку затрагивают на основе взаимодействия различных религий и культурно-бытовых традиций широкий круг вопросов организации их совместной жизни начиная с пребывания в детских и школьных учреждениях и кончая условиями совместного труда и отдыха.
Указанные
различия требуют к себе особого
внимания при проведении в регионах
с населением гетерогенного состава
общей культурной политики развития
системы образования и
Проведенное мной исследование актуально с позиции рассмотрения особой позиции миссии России в глобальном культурно-религиозном аспекте разделенная по двум континентам – Европе и Азии является образцом синтеза религий и культурных традиций Востока и Запада тем самым очерчивая свою особую историческую роль в мировом процессе.
Изучение
темы взаимосвязи культуры и религии
в более глубоком разрезе возможно
продолжить на основании списка литературы
приведенного в конце работы.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования