Культура и культурность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:57, реферат

Краткое описание

Культурологическое образование стало одним из важнейших направлений в гуманитарной подготовке студентов высших учебных заведений. Культурология содержит значительный материал как понятийно-категорического, так художественно-эстетического характера. Она знакомит студента с культурными достижениями человечества и в то же время дает широкий фон исторических изменений в мировом культурном процессе.

Оглавление

Введение

1. Возникновение и понятие культуры

2. Функции культуры

3. Методы и подходы культурологии

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 42.61 Кб (Скачать)

 

Личная жизнь Канта  служит примером того, что человек  действительно может делать себя сам. Все в его жизни было целесообразно, обдумано, подчинено установленному философом порядку. Жители Кенигсберга  проверяли свои часы по ежедневным выходам Канта на прогулку. Он, подобно  древним мудрецам, полагал, что лишь невозмутимость может быть условием для постижения недоступных обычным  чувствам глубин, природы и человека. Поэтому и волновали Канта, как  говорил он сам, только две вещи: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас.

 

Теория единства и разнообразия культурно-исторического процесса в философии культуры Гердера.

 

Впечатляющая работа по обоснованию  идеи становления и развития мира (включая живую и неживую природу, человека, общественную жизнь) как органического  целого была проделана немецким философом-просветителем  И.Г. Гердером (1744-1803). Он сумел синтезировать  многие культурные достижения своего времени в области науки, искусства  и философии. Идея развития мира как  единого целого оказала большое  влияние на И.В. Гете. Мир уже понимался  не как отдельные фрагменты бытия, а как целостность и совершенство, как тотальность. Весь мир представлялся  культурным образованием, в котором  каждый предмет занимал строго определенное место и находился в связи  с другими предметами. Гете был  уверен, что человек принципиально  не отличается от животного. В 1784 г. в  одном из своих писем он отмечал: «Отличие человека от животного ни в чем отдельном установить нельзя. Скорее уж можно утверждать, что  человек и животное находятся  в теснейшем сродстве друг с другом».

 

Почему так вдохновляла  идея всеобщего единства бытия Гердера, Гете, представителей классической немецкой философии и более поздних  мыслителей? Потому именно, что она  была... идеей. Вдохновляло и привлекало единство идеи, а не бытия. Применительно  к пониманию истории у Вико мы уже говорили, что стремление к осознанию многообразия общественного  развития на каком-то едином основании  представляет, собой попытку увидеть  мир не таким, каков он есть, а  таким, каков он должен быть, каким  он был задуман Богом. Уже не только личность, но и само бытие культуры как бы выпадало из идеи культуры, какой  она понималась к началу XIX в[2].

 

Вернемся к учению Гердера. В трактате «Исследование о происхождении  языка» он пришел к выводу, что язык − создание человеческого разума.

 

Вывод имел большое значение. И не только потому, что был направлен  против теологического понимания культуры. В сущности, Гердер обосновал плодотворную для последующей культурологии мысль о культурообразующей функции языка, которая была вскоре развита в философии языка и культуры В. Гумбольдта (1767-1835). В монументальном сочинении «Идеи к философии истории человечества» Гердер доказывал, что человечество движется к гуманности, разуму и справедливости. Представления Гердера о единстве культуры и ее прогрессирующем характере во многом определили последующее развитие всей немецкой философской мысли.

 

Философия истории Гегеля.

 

Философское учение Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) о развитии культуры является наиболее полным и глубоким учением  рассматриваемого периода. Это учение, будучи одним из источником марксистской философии, во многом определило и марксистское понимание культуры.

 

Гегель рассматривал историю  как «прогресс духа в сознании свободы». Она развертывается и реализует  себя посредством «духа» народов, значимость которых на общем фоне исторического  развития зависит от степени выражения, в чем собственно и состоит  миссия того или иного народа. Вся  мировая история – проявление идеи духа, поэтому ее философия  есть именно настоящее и вечное в  истории. Но это значит, что философия  истории содержит в себе все пройденные моменты развития человечества. «Те  моменты, которые дух, по-видимому, оставил  позади себя, он содержит в себе и  в своей настоящей глубине».

 

Культура, как ее понимал  Гегель, возникает в результате роста  числа потребностей и выступает  средством их удовлетворения. Но частные  и случайные потребности и  стремление к их удовлетворению лишь мешают индивиду осознать себя как  целостность. Между тем такое  осознание и соответствующее  развитие индивида являются его истинным предназначением. Выявить в случайном всеобщее содержание и стать самому таким всеобщим – в этом культура индивида. Она поэтому и служит освобождением его от всего частного и неразвитого.

 

Гегелевская философия существенно  углубила представление об исторически необходимом развитии культуры. Каждая фаза или ступень в ее развитии – это очередной этап самореализации духа. Ступени культуры отличаются полнотой присутствия духа или насыщенностью духом. Легко понять эту мысль Гегеля на примере истории искусства, которую он делил на три периода: символический (искусство Востока), классический (античность) и романтический (христианский мир). Романтическое искусство, по его мнению, – последняя фаза художественного развития, высшая форма созерцания духа. Религию Гегель считал ступенью представления, а философию – ступенью понимания духом самого себя.

 

Философия культуры немецкого  романтизма

 

Гегель был во многом прав, отводя романтизму особое место в  культуре и искусстве. Романтизм  – это стремление к максимальному  и непосредственному выражению  человеческой духовности, своеобразное ее возрождение после этапа голого рационализма, присущего мировоззрению  Нового времени в период его формирования.

 

Романтизм является выражением острого противоречия между действительностью  и высоким идеалом, не совместимым  с нею. Для него характерны индивидуализм  и субъективизм, стремление к синтезу  искусства и науки, острое неприятие  всякой систематичности, диалектичность мышления: Ф. Гелъдерлин, к примеру, считал поэзию и философию глубоко родственными формами духовной культуры. И.Ф. Шиллер, различая «наивный» и «сентиментальный» типы художественного творчества, переносил их на исторический анализ культуры, различая непосредственное единство культуры с природой и сознательное стремление к ней как идеальное состояние культуры.

 

И.Ф. Шиллер, А. и Ф. Шлегели, Ф.В. Шеллинг развили гердеровское понимание культуры. Они положили начало сравнительно-историческому изучению культуры, рассматривая ее как единый процесс общечеловеческого развития. С другой стороны, они рассматривали культуру как частную антропологическую проблему, придавали важное значение индивидуальному своеобразию национальных культур. Каждая национальная культура представлялась ими как единство индивидуально-эпического и общедраматического моментов жизни того или иного народа.

 

Философия культуры раннего  славянофильства

 

Взгляды на культуру представителей классической немецкой философии и  немецкого романтизма оказали большое  влияние на русскую общественную мысль первой половины XIX в. В 1823 г. в  России возникло Общество любомудрия. После восстания декабристов  оно было запрещено, но в 1831 г. в Москве начал свою деятельность кружок Станкевича (организатор и руководитель Н.В. Станкевич). В кружке изучалось в  основном философское наследие Гегеля, пропагандировались просветительские гуманистические идеалы. Члены кружка стали впоследствии западниками, славянофилами, революционными демократами.

 

Взгляды славянофилов сложились  в идейных спорах, обострившихся  после опубликования «Философических  писем» П.Я. Чаадаева (1794-1856). В числе  представителей славянофилов были К.С. Аксаков (1817-1860), И.С. Аксаков (1823-1886), И.В. Киреевский (1806-1856), П.В. Киреевский (1808-1856), A.M. Кошелев (1806-1883), Ю.Ф. Самарин (1819-1876), А.С. Хомяков (1804-1860), В.А. Черкасский (1824-1878).

 

Славянофилы близко приняли  гегелевскую идею о призвании  народов. Они настаивали на самобытности и своеобразии русского народа и  славян в целом. Если западники видели своеобразие России лишь в ее отсталости, а ее будущее – в приобщении к цивилизации Запада, то славянофилы  верили в особый тип культуры России, возникший на духовной основе православия, и в особую роль России. В ее отсталости они видели залог ее будущего величия. При этом они ссылались на Гегеля, который отмечал особую весомость  России во всемирной истории и ее богатые возможности.[3]

 

Связь между немецкой философией и славянофильством очевидна. Но это  не означает, что славянофилы полностью  принимали философский идеализм Шеллинга или Гегеля. Они очень критически относились к отвлеченному характеру и рационализму учений немецких философов, видели их ограниченность, необходимость замены идеализма противоположным учением[4].

 

Собственно, сама идея развития «от противоположного» имеет корни в немецком идеализме. Славянофилы же отмечали противоречивый характер развития России и ее культуры, что проявляется в чередовании противоположных направлений в зависимости от смены правителей. Например, А.С. Хомяков иллюстрировал чередование таким образом: Петр III плохой, Екатерина II хорошая, Павел I плохой, Александр I хороший, Николай I плохой, Александр II будет хорошим.

 

Не отрицая идеи общечеловеческой культуры, ранние славянофилы верили, что Россия не должна повторять путь Запада, что славяно-русский путь – путь в культуру будущего. Вместе с тем они не идеализировали прошлое  России, прекрасно видели ее бедность, неустройство, угнетение личности, разбой, безграмотность и т.д.

 

В то время как славянофилы  разрабатывали идеал грядущей российской культуры, западники готовили почву  будущим преобразованиям в России. В частности, в основном они разрабатывали  историческую науку. Это не могло  не повлиять на формирование мировоззрения  последующих поколений русской  интеллигенции, которые в качестве образца брали культуру Запада.

 

Воззрениями славянофилов можно  условно обозначать завершение второго  этапа становления культурологии. Даже, может быть, не самими по себе воззрениями, а фактом их расхождения с западниками. Это расхождение отразило намечавшееся различие между культурой и цивилизацией в жизни Запада. Отчасти уже славянофилы понимали, что цивилизация – видимость культуры, что цивилизованное общеисторическое развитие народов – нечто иное, чем развитие их культуры. В то время как Маркс обличал пороки современного ему общества, славянофилы в споре с западниками тоже отказывались признать капиталистическую цивилизацию в качестве единственного пути развития русской культуры. Именно потому, что осознавали ее пороки и несовместимость с народными истоками культуры, с образом «загадочной русской души». Славянофилы, идеализируя культуру допетровской Руси (ничего иного они и не могли противопоставить западничеству), вместе с тем пытались восстановить утраченное в рационализме Нового времени средневековое представление о тесной связи культуры с душой человека, его этическими ценностями.

 

Правда, мысль о том, что  живой культуру делает ее связь с  народностью, с чувственностью, развивали  немецкие философы. Еще Гердер восклицал: «Ты, философ, и ты, плебей! Заключите  союз для пользы дела!» Этот романтический  призыв нашел своеобразный отклик в  России, но позже, когда появились  «плебей» и новое – марксистское – мировоззрение. Однако славянофилы  способствовали тому, чтобы такой  отклик прозвучал именно в России. Они также внесли свой вклад в  понимание проблемы культуры в качестве особой, отличной от проблемы общеисторического  развития и его закономерностей.

 

Концепция культуры в «философии жизни».

 

В конце XIX – начале XX в. развивается  иррационалистическое понимание культуры в границах «философии жизни». Понятие  «жизнь», как интуитивно постигаемая  целостная реальность, не тождественная  ни духу, ни материи, является исходным. Представители «философии жизни» выступали  против господства рационализма и методологизма идеалистической философии.

 

В. Дилътей (1833-1911) считал, что жизнь должна быть истолкована через нее же, ее нельзя свести к каким-то проявлениям. Жизнь – это способ бытия человека, и культура есть осуществление этого способа в истории. Жизнь культуры нельзя объяснить, как это делает наука по отношению к природе, ее можно лишь понять путем «вживания», «сопереживания», «чувствования», что достигается при рассмотрении культуры сквозь призму целостности человеческой личности.

 

Ф. Ницше (1844-1900), оказавший  значительное влияние на «философию жизни», считал, что великих людей  делает не сила высоких чувствований, а их продолжительность. Так и  культура, если подходить к ней  в соответствии с пониманием «философии жизни»: ее величие создается продолжительностью чувствований созидающих ее людей.

 

Крупным представителем «философии жизни» был А. Бергсон (1859-1941). Он выделял  замкнутые, или закрытые, культуры, где жизнь определяется инстинктами, и открытые культуры, в которых  ведущей является духовность, стремление к общению с другими культурами, что выводит такую культуру за границы национальности и государственности. В открытых культурах культивируется святость индивидуальной свободы и  равенства всех людей. Ценности личной свободы, равенства провозглашаются  гениями и имеют не принудительный характер, как в закрытых культурах, а характер призывов и личных примеров цивилизацию, что равнозначно переходу от творчества и «деяний» к бесплодию  и механической «работе».

 

Известный английский историк  и социолог А. Тойнби (1889-1975) под влиянием идей Шпенглера переосмыслил все  историческое развитие человечества в  соответствии с теорией круговорота  локальных цивилизаций. История  – это совокупность историй относительно замкнутых цивилизаций, каждая из которых  проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Движущей силой  цивилизации является, по Тойнби, носитель «жизненного порыва», «творческое  меньшинство», отвечающее на исторические «призывы». Если в какой-то момент творческое меньшинство окажется неспособным  ответить на «призыв», оно превращается в господствующее меньшинство, что  ведет в итоге к гибели данной цивилизации.

 

 

Заключение

 

В своем реферате я отобразила оба вопроса, поставленные мною во введении. И теперь можно подвести итог ко всему выше сказанному. Слово культура появилась значительно раньше, чем  понятие.

 

Существует много определений  культуры. Это понятие используется многими науками. Различные стороны  культуры являются предметом изучения археологии, этнографии, истории, философии, социологии, искусствоведения, этики, религиоведения и других гуманитарных дисциплин. В каждой из конкретных наук культура истолковывается по-разному. Более того, существующие определения  очень часто противоречат друг другу  или, по крайней мере, не вполне согласуются  между собой. Разброс определений  понятия культуры вызван многими  причинами.

Информация о работе Культура и культурность