Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:25, реферат
Античная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания.
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ЭГЕЙСКАЯ (КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА) 3
Культура Крита. 3
Архитектура. 4
Живопись. 5
Катастрофа. 5
Культура Микен. 5
Архитектура. 5
Упадок. 6
ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД (XI-IX ВВ. ДО Н.Э.) 6
Мировоззренческие основы культуры. 6
Литература. 7
Керамика. 7
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.) 8
Мировоззренческие основы культуры. 8
Игры. 8
Письменность и литература. 9
Архитектура. 10
Скульптура. 10
Керамика. 10
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н.Э.) 11
Театр. 11
Архитектура. 12
Скульптура. 13
Живопись. 14
ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.) 14
Литература. 15
Архитектура. 15
Скульптура. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 18
В Афинах существовала
развитая система образования: дети
с семи до шестнадцати лет обучались
в частных платных школах, где
преподавались грамота, литература,
музыка, математика. Большое внимание
уделялось физическому
Театр.
Греческая трагедия
(от слова «трагос», т.е. козел, буквально
означает
«песнь козла») произошла из печальных
песен в честь бога виноградарства
Диониса. Ему был посвящен козел, и участники
празднества одевались в козлиные шкуры.
Предводителем хора был запевала - «корифей».
В VI в.до н.э. Феспидом
Афинским был введен один актер, затем
Эсхилл ввел второго, а Софокл - третьего.
Площадка для выступлений называлась
орхестра. Первоначально зрители сидели
на земле, затем, по инициативе
Эсхилла (примерно 472 г.до н.э.) появилась
«скена» - крытое сооружение небольшого
размера для раздевалки актеров и хранения
театрального реквизита. Передняя часть
скены, обращенная к зрителям, была фоном
драматического действия. Перед скеной
- помостки - проскенион, предшественник
современной сценической площадки. Три
элемента: орхестра для хора, скена с проскениумом
для актеров и «театрон» для зрителей
- основополагающие элементы античного
и современного театра.
Театр Диониса в Афинах имел 100 м в ширину, диаметр орхестры - 24 м, каменные скамьи уходили вверх на 30 м по наклонной и составляли 78 ступенек. Высота скамей 33 см (зрители приносили с собой подушки). Число зрителей - 17 тысяч. В таком огромном театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначавших либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние и т.д.) Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе (котурны). В древнегреческом театре почти не было декораций. Греки изобрели вращающуюся сцену.
В греческом
театре был введен запрет на показ
убийств. Одеон - здание для музыкальных
и поэтических состязаний (в Афинах
- 442 г.до н.э.).
Организация театральных представлений:
первые хоры состояли из 12 человек, со
времен Сократа - 15, затем до 50. Роль режиссера
выполнял дидаскал, хормейстера - хородидаскал.
Были введены условности выступлений:
не более трех человек, произносивших
речи. Проводились репетиции, имелись
судьи, существовал конкурс 5 авторов комедиографов.
Женщины и молодежь не допускались на
комедии из моральных соображений, так
как артисты позволяли себе в словах и
жестах то, что по мнению афинян, их жены
и дети не должны были слышать. Театральное
представление длилось с утра до позднего
вечера, а иногда продолжалось и на следующий
день.
Архитектура.
Архитектура V в.до н.э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. В статуях, высеченных из мрамора или отлитых из бронзы, мастера стремились передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты. Этот образ связан прежде всего с обликом юноши-атлета.
Наибольшего размаха
монументальное строительство достигло
в Афинах . За неполных два десятилетия
(445-427 гг.) в Афинах был воздвигнут ансамбль
Афинского Акрополя, ставший символом
античной Греции. Возведенный в честь
победы над персами, он был средоточием
замечательных творений афинских зодчих
и скульпторов, символом демократического,
свободного государства.
Строительными
работами в V в руководил скульптор Фидий,
друг Перикла.
Фидий посвятил Акрополю шестнадцать
лет своей жизни. Он осуществлял надзор
за возведением зданий, ему подчинялись
отряды ремесленников и каменотесов.
На западе находится парадный вход в Акрополь
- пропилеи, которые построил архитектор
Мнесикл. Пропилеи представляют собой
два дорических портика, один из которых
обращен в сторону города, другой - к вершине
Акрополя.
Портики были увенчаны фронтонами. Слева
к портику пропилей примыкала пинакотека
- картинная галерея, а справа - храм Афины-Ники,
построенный архитектором Калликратом.
Стройные ионические колонны на каждой
из двух коротких сторон храма придают
зданию изящество. В центре площади стояла
семиметровая статуя Афины, которая была
своеобразной вертикальной осью всего
ансамбля. Направо за площадью, главный
храм Акрополя - Парфенон, посвященный
Афине. Парфенон был построен архитекторами
Иктином и
Калликратом под общим руководством Фидия.
При сооружении храма архитекторы стремились
к гармоническому сочетанию обоих ордеров,
когда мужественная и строгая дорика согласовывалась
с утонченной и грациозной ионикой. Раскраска
храма подчеркивала конструктивные детали
и образовывала фон, на котором выделялись
скульптурные детали фронтонов и метоп.
Последнее сооружение
Акрополя - Эрехтейон, храм, посвященный
Афине и
Посейдону. Согласно мифам, он стоял на
месте, где в древности происходил спор
Афины и Посейдона. В полу храма было отверстие,
сквозь которое показывали след на скале,
оставленный трезубцем Посейдона, а перед
храмом росла священная маслина. Планировка
Эрехтейона учитывает неровность почвы.
Храм состоит из двух, находящихся на разных
уровнях помещений. Три различных портика
примыкают к нему, в том числе знаменитый
портик кариатид на южной стене. Ощущение
легкости и стройности дает применение
ионического ордера.
Скульптура.
Пифагор Регийский
(480-450). Раскрепощенностью своих фигур,
включающих как бы два движения (исходное
и то, в котором часть фигуры окажется
через мгновенье), он мощно содействовал
развитию реалистического искусства ваяния.
Современники восхищались его находками,
жизненностью и правдивостью образов.
Но, конечно, немногие дошедшие до нас
римские копии с его работ
(как, например, «Мальчик, вынимающий занозу».
Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны
для полной оценки творчества этого смелого
новатора.
Великий скульптор
Мирон, работавший в середине V в
в Афинах, создал статую, оказавшую огромное
влияние на развитие изобразительного
искусства.
Это его бронзовый «Дискобол», известный
нам по нескольким римским копиям, настолько
поврежденным, что лишь их совокупность
позволила как-то воссоздать утраченный
образ.
Искусство другого
великого ваятеля - Поликлета - устанавливает
равновесие человеческой фигуры в покое
или медленном шаге с упором на одну ногу
и соответственно приподнятой рукой. Образцом
такой фигуры служит его знаменитый «Дорифор»
- юноша-копьеносец. В этом образе - гармоническое
сочетание идеальной физической красоты
и одухотворенности. Поликлет задался
целью точно определить пропорции человеческой
фигуры, согласные с его представлением
об идеальной красоте. Свои мысли и выводы
Поликлет изложил в теоретическом трактате
(до нас не дошедшем), которому он дал название
«Канон».
Еще один великий
скульптор V века - Фидий родился
в Афинах и в совершенстве овладел
искусством бронзового литья. Фидий
отлил скульптурную группу из 13 фигур
для Дельфийского храма Аполлона.
Ему принадлежит и
Живопись.
Для греческого
живописца реалистическая передача
природы стала первоочередной задачей.
Знаменитому художнику
470 и 440 гг.) принадлежит в этой области
новшество, ныне представляющееся нам,
возможно наивным, но которое произвело
тогда революцию в живописи.
О творчестве Полигнота
мы можем судить только с чужих слов, правда
очень авторитетных. Его многофигурные
росписи в Афинах и Дельфах погибли безвозвратно.
Прославленный римский естествоиспытатель
Плиний Старший утверждает, что Полигноту
первому удалось передать мимику лица
и прозрачность женских одеяний. А великий
Аристотель подчеркивает, что
Полигнот стремился запечатлеть «моральное
выражение» и что его монументальные росписи
являлись вершиной искусства.
Замечательное его новшество заключалось в следующем. Вместо того, чтобы изображать фигуры в ряд (как это делали его предшественники), он вводил в композицию пейзаж и размещал их на разных уровнях, как бы на склоне горы, частично скрытыми неровностями почвы. Он рассчитывал таким образом создать впечатление глубины, утвердить третье измерение. Однако без светотени и ракурсов, еще не доступных Полигноту, этого нельзя было достигнуть.
ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.)
Последняя треть
V в.до н.э. ознаменовалась тяжелыми для
Греции событиями. Культурное главенство
Афин было признано всем греческим миром,
но попытка Перикла - главы государства
- установить политическое главенство
Афинского государства окончилась неудачей.
Соперничество со Спартой привело к открытому
столкновению, которое вошло в историю
под названием
Пелопоннеской войны. Она длилась четверть
века и закончилась поражением
Афин и распадом возглавляемого ими союза
городов.
Эта война ослабила
всю Грецию, усилила и обострила
противоречия рабовладельческого общества.
Социальные конфликты подрывали
прежнее единство гражданского коллектива
и ослабляли мощь города.
Восторжествовавшая Спарта была не в силах
объединить страну и оградить ее от посягательств
мощных соседей, и в середине IV в. Греческие
полисы попадают под власть новой могучей
державы - Македонии. Общественные потрясения
накладывали определенный отпечаток на
мировоззрение людей. В эпоху великого
расцвета идеальный человеческий образ
- это доблестный гражданин города-государства.
Распад полиса поколебал это представление.
Возникают раздумья, рождается беспокойство,
возрастает интерес к индивидуальному
миру человека.
Литература.
Литература эллинистической
эпохи необычайно богата по количеству
произведений и многообразию жанров.
При дворах эллинистических царей
процветала пышная, утонченная, полная
учености придворная поэзия, образцами
которой были идиллии и гимны
Каллимаха из Кирены, эпическая поэма
«Аргонавтика» Аполлония Родоссокго и
др. Поэзия стала искусством для избранных.
Наиболее были распространены малые литературные
формы - элегии и эпилии, в которых преобладали
мифологические и любовные сюжеты. Более
жизненный характер имели короткие и выразительные
эпиграммы. Модными были и сельские мотивы
в поэзии. Картинки из жизни простых пастухов
Сицилии рисует в своих знаменитых буколистических
(пастушеских) идилиях Феокрит из
Сиракуз.
Интересы и
вкусы горожан выражали комедии
и мим (бытовая сценка).
Особенно славились мимы Герода, реалистически
изображавшие городской быт.
Из многочисленных возникшей в конце IV
в.до н.э. в Греции «новой аттической комедии»,
или просто «комедии нравов», наибольшей
популярностью пользовался
Менандр. Темой его комедий («Третейский
суд», «Брюзга», «Щит» и др.) становится
не общественная, как прежде у Аристофана,
а частная жизнь горожан.
Архитектура.
В архитектуре
эллинистического периода преобладает
заметное стремление к подчеркнутой
грандиозности и великолепию. Наряду
с основными архитектурными ордерами
- дорическим и ионическим - все чаще
применяется третий - коринфский, возникший
позднее. Коринфская колонна - самая
пышная и декоративная. В середине
IV в.до н.э. в городе Эфесе заново отстраивается
сгоревший храм Артемиды, который поражал
свои богатством и великолепием и считался
одним из семи чудес света. К чудесам света
причисляли и так называемый Мавзолей
- не дошедшую до нас гробницу персидского
царя Мавзола в городе Галикарнасе в Малой
Азии. В оформлении Мавзолея применились
все три ордера. Он состоял из двух ярусов.
В первом помещалась заупокойная камера,
во втором - заупокойный храм. Здание завершалось
пирамидой, увенчанной четырехконной
колесницей. Высота Мавзолея была 40-50 метров.
Строили зодчие Сати и Пифий.
В этот же период
создаются общественные сооружения
для зрелищ и развлечений. Прежде
всего это театры. Они были рассчитаны
на 15-20 тысяч зрителей и более. Одним из
выдающихся зрелищных сооружений является
театр в
Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим.
На склоне холма расположены скамьи, вмещавшие
до 10 тысяч человек. Сохранившийся до наших
дней театр в
Эпидавре поражает своей идеальной акустикой.
Зрители, сидевшие в последнем ряду на
расстоянии 60 метров от орхестры и на 23
метра выше ее отчетливо слышали каждый
звук.
Также строились
общественные здания нового типа: библиотеки
(в
Александрии, Пергаме, Антиохии и др.),
сооружения научно-практического назначения
- Фаросский маяк в Александрии, «Башня
ветров» в Афинах. Самым выдающимся было
творение Сострата из Книда (III в.до н.э.)
- морской маяк на острове Фарос близ Александрии,
который считался одним из «семи чудес
света» (до нашего времени он не сохранился).
Это была трехъярусная башня высотой 120
м: цоколь был квадратным, средний ярус
имел форму восьмиугольника, а верхний
- круглое сооружение с украшавшими его
статуями.
В верхней части маяка, оборудованной
металлическими зеркалами, постоянно
поддерживался огонь. Маяк служил одновременно
наблюдательным пунктом и крепостью.