Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:17, творческая работа
Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурном
развитии человечества. В своем творчестве греки использовали опыт более
древних художественных культур, и в первую очередь эгейского искусства.
Истории собственно древнегреческого искусства начинается после падения Микен
и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э.
Искусство Древней
Греции знаменует один из высочайших
взлетов в культурном
развитии человечества. В своем творчестве
греки использовали опыт более
древних художественных культур, и в первую
очередь эгейского искусства.
Истории собственно древнегреческого
искусства начинается после падения Микен
и дорийского переселения и охватывает
11-1 вв. до н. э. В этом историко-
художественном процессе обычно выделяют
4 этапа, которые соответствуют
основным периодам общественного развития
Древней Греции: 11-8 вв. до н. э. –
гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. -- архаика;
5 в – первые 3 четверти 4 в
до н. э. – классика; 4 четверть 4 в – 1 в
до н. э. – эллинизм. Область
распространения древнегреческого искусства
выходила далеко за пределы
современной Греции, охватывая Фракию
на Балканах, значительную часть Малой
Азии, многие о-ва и прибрежные луниты
на Средиземном и Черном морям, где
находились греческие колонии. После походов
Александра Македонского греческая
художественная культура распространилась
по всему Ближнему Востоку.
Древнегреческое искусство полнее всего
раскрыло свои возможности в период
классики, когда переживала рассвет рабовладельческая
демократия, полисы
(города- государства) достигли наивысшего
подъема, а свободные ремесленники и
землевладельцы ощущали себя полноправными
гражданами общества. Результатом
этого был и особо, более демократический
характер идеологии по сравнению с
идеологией рабовладельческих обществ
Древнего Востока и императорского Рима.
На основе всех этих предпосылок и выросла
художественная культура древней
Греции. Ее ведущей отраслью были пластические
искусства, которые по самой
своей природе соответствовали проникнутому
жизнеутверждающим пафосом,
цельному мировосприятию древних греков.
Греки впервые осознали красоту
естественного бытия последнего, в частности
красоту нормально развитого
человеческого тела. Идеальное представление
о человеке и мире, воплощенное в
древнегреческих художественных образах,
не противостоит реальной жизни. Образ
человека в искусстве Древней Греции -
это кристально ясная, очищенная от
случайностей концентрация прекрасных
духовных и физических качеств реального
человека.
Прогресс пластических
искусств в античной Греции был поистине
огромен.
Впервые в истории мировой художественной
культуры сложилась развитая система
реалистических принципов; наряду с культовыми
развились многочисленные
светские формы искусства; возросла его
общественно-воспитательная роль. В
архитектуре были выработаны ордерные
принципы и заложены основы
градостроительства; в скульптуре осознана
выразительность человеческого тела
на основе великолепного знания его анатомической
структуры; в живописи были
созданы первые станковые картины, зародились
принципы светотени и
перспективы; развилась совершенная по
своим декоративным качествам вазопись.
Древнегреческие художники блестяще разрешили
проблему синтеза пластических
искусств, о чем свидетельствуют скульптурные
фризы и фронтоны храмов, образцы
монументальной живописи, статуи, созданные
с расчетом на архитектурное
окружение.
Каждая последующая
эпоха в той или иной мере использовала
опыт
древнегреческого искусства. Особенно
значительной оказывалась его роль в те
периоды, когда искусство руководствовалось
гуманистическими идеалами, и
античная традиция выдвигалась в противовес
спиритуализму и мистике готике и
барокко. Некоторые стороны общественного
бытия и качества общественного
человека никогда не были отражены искусством
в такой классической форме,
которая была найдена древними греками.
ЗОДЧЕСТВО
Высокими достижениями отличалось
зодчество. Архитектурные памятники
ярко
отражают наличие имущественного неравенства
и свидетельствуют о появлении
раннеклассовых монархий. Уже монументальные
критские дворцы XIX-XVI вв.
поражают масштабами. Однако характерно,
что общий план критских дворцов был
как лишь монументальным повторением
плана усадьбы зажиточного земледельца.
Иной уровень архитектурной мысли являют
более поздние дворцы материковых
царей. В основе их лежит центральное ядро
- мегарон, также повторяющего
традиционный план рядового жилища. Он
состоял из передней (продомоса,
главного зала (домоса) с парадным очагом
и задней комнаты. Многие акрополи
были защищены мощными каменными стенами
киклопической кладки толщиной в
среднем 5-8 м. Не менее впечатляет мастерство
архитекторов, создававших
монументальные ульевидные царские гробницы,
фолосы.
Мастерство ахейских зодчих дополнялось
достижениями других видов искусства.
Назовем высокохудожественный полихромный
и рельефный декор внешних и
внутренних стен крупных зданий. Широко
применялись колонны и полуколонны,
резьба по камню и мрамору, росписи стен
сложнейшими композициями.
ИСКУССТВО ВАЗОПИСИ
На протяжении
XX-XIIвв. быстро развивалось искусство
вазовой росписи. Уже в
начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический
орнамент критян был
дополнен мотивом спирали, блестяще разработанным
кикладскими мастерами еще в
предшествующем веке. В дальнейшем, в XIX-XV
вв., во всех областях страны
вазописцы обратились и к натуралистическим
мотивам, воспроизводя растения,
животных и морскую фауну. Должно отметить,
что в некоторых районах сложились
яркие локальные художественные традиции,
четко характеризующие вазопись
каждого центра.
Широта художественных запросов общества
проявилось в пристальном внимании
искусства к человеку и его деятельности.
Блестящим примером являются
многоцветные росписи в домах гора жан
Акротии, исполненные несколькими
мастерами. Особенно важна передача идеи
движения, что принципиально отличает
культуру Эллады в XXX-XII вв. от традиций
одновременных ей других древних
культур. Высокое профессиональное мастерство
позволяло художникам в условиях
ломки общественного мировоззрения быстро
отойти от древних канонов условности
и орнаментальности. И если в искусстве
III тыс. пока известны немногие
памятники, говорящие о тяге художников
к естественности, то в XX-XII вв.
творения многих художников отличаются
умением гармонично сочетать чувство
живой природы с требованиями декоративного
стиля. Особенно примечательно
внимания искусства к внутреннему миру
человека и стремление изобразить
индивидуальные черты изображаемых персонажей.
При этом художники не забывали
о передаче физического облика человека,
воспроизводя обнаженные фигуры в
живописи, скульптуре, торевтике и глиптике.
Примечательно, что даже в рядовых
памятниках искусства можно заметить
уважение к человеку.
ЛИТЕРАТУРА
Литература ранних греков, как других
народов, восходила к традициям древнего
фольклорного творчества, включавшего
сказки, басни, мифы и песни. С
изменением общественных условий началось
быстрое развитие народной поэзии-
эпоса, прославлявшего деяния предков
и героев каждого племени. К середине II
тыс. эпическая традиция греков усложнилась,
в обществе появились
профессиональные поэты-сказатели, аэды.
В их творчестве уже в XVII-XII вв.
заметное место заняли сказания о современных
им важнейших исторических
событиях. Это направление свидетельствовало
об интересе эллинов к своей
истории, сумевших и позднее в устной форме
сохранить свою богатую легендарную
традицию на протяжении почти тысячи лет
до того, как она была записана в IX-
VIII вв.
В XIV-XIII вв. эпическая литература сложилась
в особый вид искусства со
своими специальными правилами речевого
и музыкального исполнения,
стихотворным размером-гекзаметром, обширным
за пасом постоянных характерных
эпитетов, сравнений и описательных формул.
Устная передача немало
способствовало строго объективному отбору
произведений, которые народ удержал
в своей памяти.
Об уровне поэтического творчества ранних
греков свидетельствуют эпические
поэмы "Илиада" и "Одиссея" -
выдающиеся памятники мировой литературы.
Обе
поэмы относятся к кругу исторических
повествований о походе ахейских войск
после 1240г. до н.э. на Троянское царство.
Следует отметить, что обе поэмы показывают
удивительное созвучие эпоса
пластическому творчеству Греции XVIII-XIIвв.
Их объединяет сила и жизненность
образов, богатство воображения и свободолюбие.
Высокое литературное искусство
ахеян, выдвинув шее на первый план человека
и его роль в своей судьбе, не
смотря на предопределение богов, является
драгоценным вкладом ранней Греции в
мировую культуру.
Помимо художественной литературы, в устной
традиции греков изучаемого времени
хранилось также огромное количество
исторических, генеалогических и
мифологических преданий. Они были широко
известны в устной передаче вплоть до
VII-VI вв., когда их включила распространявшаяся
тогда письменная литера
тура.
ПИСЬМЕННОСТЬ
Письменность в греческой культуре XXII-XII
вв. играла ограниченную роль. Как
и многие народы мира, жители Эллады прежде
всего стали делать рисуночные
записи, известные уже во второй половине
III тыс. Каждый знак этого
пиктографического письма обозначал целое
понятие. Критяне некоторые знаки,
правда немногие, создали под влиянием
египетского иерографического письма,
возникшего еще в IV тыс. Постепенно формы
знаков упрощались, а часть стала
обозначать только слоги. Такое слоговое
(линейное) письмо, сложившееся уже к
1700 г., называется письмом А, которое до
сих пор остается разгаданным.
После 1500 г. в Элладе была выработана более
удобная форма письменности -
слоговое письмо В. Оно включало около
половины знаков слогового письма А,
несколько десятков новых знаков, а также
некоторые знаки древнейшего
рисуночного письма. Система счета, как
и раньше, основывалась на десятичном
счислении. Записи слоговым письмом В
велись по-прежнему слева направо, однако
правила письменности стали более строгими:
слова, разделенные специальным
знаком или пространством, писали по горизонтальным
линиям, отдельные тексты
снабжали заголовками и подзаголовками.
Тексты чертили на глиняных табличках,
выцарапывали на камне, писали кистью
или краской или чернилами на сосудах.
Ахейское письмо было доступно лишь образованным
специалистам. Его знали
служители в царских дворцах и какой-то
слой имущих горожан.
ИСКУССТВО "ТЕМНЫХ
ВЕКОВ"(XI-IX вв.)
Дворцовая цивилизация крито-микенской
эпохи сошла с исторической сцены при
загадочных, до конца еще так и не проясненных
обстоятельствах примерно в
конце XII в. Эпоха же античной цивилизации
начинается лишь через три с
половиной и даже четыре столетия.
Археологические исследования последних
лет позволили выяснить подлинные
масштабы страшной катастрофы, пережитой
микенской цивилизацией на рубеже
XIII-XII вв., а также проследить основные
этапы ее упадка в последующий
период. Логическим завершением этого
процесса была глубокая депрессия,
охватившая основные районы материковой
и островной Греции в течении так
называемого субмикенского периода (1125-1025
гг.). Основная отличительная его
черта - удручающая бедность материальной
культуры, за которой скрывались
резкое снижение жизненного уровня основной
массы населения Греции и столь же
резкий упадок производительных сил страны.
Дошедшие до нас изделия
субмикенских гончаров производят самое
безотрадное впечатление. Они очень
грубы по форме, небрежно сформованы, лишены
даже элементарного изящества. Их
росписи крайне примитивны и невыразительны.
Как правило, в них повторяется
мотив спирали - один из немногих элементов
декоративного убранства,
унаследованных от микенского искусства.
Общая численность изделий из металла,
дошедших от этого периода, крайне
невелика. Крупные предметы, например
оружие, встречаются крайне редко.
Преобладают мелкие поделки вроде фибул
или колец. Судя по всему, население
Греции страдало от хронического недостатка
металла, прежде всего бронзы,
которая в XII - первой половине XI в. еще
оставалась основной всей греческой
индустрии. Объяснение этого дефицита
следует, по-видимому, искать в том
состоянии изоляции от внешнего мира,
в котором балканская Греция оказалась
еще до начала субмикенского периода.
Отрезанные от внешних источников сырья
и
не располагавшие достаточными внутренними
ресурсами металла, греческие общины
вынуждены были ввести режим строжайшей
экономии.
Правда, почти в это же самое время в Греции
появились и первые изделия из
железа. К самому началу периода относятся
разрозненные находки бронзовых
ножей с железными вкладышами. Можно предположить,
что ко второй половине XI
в. техника обработки железа в какой-то
степени была уже освоена самими
греками. Однако очаги железной индустрии
были еще крайне немногочисленны и
едва ли могли обеспечить достаточным
количеством металла все население
страны. Решающий шаг в этом направлении
был сделан лишь в X столетии.
Аналогичный разрыв с микенскими традициями
наблюдается и в сфере культа. Даже
в наиболее крупных греческих святилищах,
{существовавших как микенскую эпоху,
так и в более поздние времена (начиная
примерно с IX-VIII вв.), отсутствуют
какие бы то ни было следы культовой деятельности:
остатки построек, вотивные
статуэтки, даже керамика. Такую ситуацию,
свидетельствующую о замирании
религиозной жизни, археологи обнаруживают,
в частности, в Дельфах, на Делосе,
в святилище Геры на Самосе и в некоторых
других местах. Исключение из общего
правила составляет только Крит, где почитание
богов в традиционных формах
минойского ритуала, как кажется, не прерывалось
на протяжении всего периода.
Если попытаться экстраполировать все
эти симптомы культурного упадка и
регресса в недоступную нашему непосредственному
наблюдению сферу социально-
экономических отношений, мы почти неизбежно
должны будем признать, что в XII-
XI вв. греческое общество было отброшено
далеко назад, на стадию
первобытнообщинного строя и, по существу,
снова вернулось к той исходной
черте, с которой когда-то (вw XVII столетии)
начиналось становление микенской
цивилизации.
КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО
ПЕРИОДА (VIII - VI вв.)
ПИСЬМЕННОСТЬ
Одним из наиболее важных факторов греческой
культуры VIII-VIвв. по праву
считается новая система письменности.
Алфавитное письмо, отчасти
заимствованное у финикийцев, было удобнее
древнего слогового письма микенской
эпохи: оно состояло всего из 24 знаков,
каждый из которых имел твердо
установленное фонетическое значение.
Если в микенском обществе, как и в
других однотипных обществах эпохи бронзы,
искусство письма было доступно лишь
немногим посвященным, входившим в замкнутую
касту писцов-профессионалов, то
теперь оно становится общим достоянием
всех граждан полиса, поскольку каждый
из них мог овладеть навыками письма и
чтения. В отличие от слогового письма,
которое использовалось главным образом
для ведения счетных записей и,
возможно, в какой-то степени для составления
религиозных текстов, новая
система письменности представляла собой
поистине универсальное средство
передачи информации, которое с одинаковым
успехом могло применяться и в
деловой переписке, и для записи лирических
стихов или философских афоризмов.
Все это обусловило быстрый рост грамотности
среди населения греческих
полисов, о чем свидетельствуют многочисленные
надписи на камне, металле,
керамике, число которых все более увеличивается
по мере приближения к концу
архаического периода. Древнейшие из них,
например широко известная теперь
эпиграмма на так называемом кубке Нестора
с о. Питекусса, датируется третьей
четвертью VIIIв., что позволяет отнести
заимствование греками знаков
финикийского алфавита либо к первой половине
того же VIIIв., либо даже к
концу предшествующего IX столетия.
Практически в это же время (вторая половина
VIIIв.) были созданы и, скорее
всего, тогда же записаны такие выдающиеся
образцы монументального
героического эпоса, как "Илиада"
и "Одиссея", с которых начинается
история
греческой литературы.
ПОЭЗИЯ
Греческая поэзия послегомеровского времени
(VII-VIвв.) отличается
чрезвычайным тематическим богатством
и многообразием форм и жанров. Из более
поздних форм эпоса известны два основных
его варианта: эпос героический,
представленный так называемыми поэмами
"Цикла", и эпос дидактический,
представленный двумя поэмами Гесиода:
"Труды и дни" и "Теогония".
Получает широкое распространение и вскоре
становится ведущим литературным
направлением эпохи лирическая поэзия,
в свою очередь подразделяющаяся на
несколько основных жанров: элегию, ямб,
монодическую, т.е. предназначенную
для сольного исполнения, и хоровую лирику,
или мелику.
Важнейшей отличительной особенностью
греческой поэзии архаического периода
во
всех основных ее видах и жанрах следует
признать ее ярко выраженную
гуманистическую окрашенность. Пристальное
внимание поэта к конкретной
человеческой личности, к ее внутреннему
миру, индивидуальным психическим
особенностям достаточно ярко ощущается
уже в гомеровских поэмах. "Гомер
открыл новый мир - самого Человека. Это
и есть то, что делает его "Илиаду"
и
"Одиссею" ktema eis aei, произведением
навеки, вечной ценностью" [N.5].
Грандиозная концентрация героических
сказаний в "Илиаде" и "Одиссее"
стала
основой для дальнейшего эпического творчества.
В течение VII и первой
половине VI вв. возник ряд поэм, составленных
в стиле гомеровского эпоса и
рассчитанных на то, чтобы сомкнуться
с "Иллиадой" и "Одиссеей" и,
вместе
сними, образовать единую связнуюлетопись
мифологического предания, так
называемый эпический "кикл" (цикл,круг).
Античная традиция приписывала многие
из этих поэм "Гомеру" и этим подчеркивала
их сюжетную и стилистическую связь
с гомеровским эпосом.[N.4, c.68]
Для греческой поэзии послегомеровского
времени характерен резкий перенос
центра тяжести поэтического повествования
на личность самого поэта. Эта
тенденция ясно ощущается уже в творчестве
Гесиода, особенно в его поэме
"Труды и дни".
Необычайно сложный, богатый и красочный
мир человеческих чувств, мыслей и
переживаний раскрывается перед нами
в произведениях следующего за Гесиодом
поколения греческих поэтов, работавших
в различных жанрах лирики. Чувства
любви и ненависти, печали и радости, глубокого
отчаяния и бодрой уверенности
в будущем, выраженные с предельной, неслыханной
до того времени
откровенностью и прямотой, составляют
основное содержание дошедших до нас от
этих поэтов стихотворных фрагментов,
к сожалению не столь уж многочисленных
и
в большинстве своем очень кратких (нередко
всего две-три строки).
В наиболее откровенной, можно сказать,
нарочито подчеркнутой форме
индивидуалистические веяния эпохи воплотились
в творчестве такого
замечательного поэта-лирика, как Архилох.
Как бы ни понимать его стихи, ясно
одно: индивид, сбросивший тесные узы древней
родовой морали, здесь явно
противопоставляет себя коллективу как
самодовлеющая свободная личность, не
подвластная ничьим мнениям и никаким
законам.
Настроения такого рода должны были восприниматься
как социально опасные и
вызывать протест как в среде ревнителей
старых аристократических порядков,
так и среди поборников новой полисной
идеологии, призывавших сограждан к
умеренности, благоразумию, действенной
любви к отечеству и повиновению
законам. Прямым ответом на стихи Архилоха
звучат исполненные суровой
решимости строки из "воинственных
элегий" спартанского поэта Тиртея:
Славное дело - в передних рядах со врагами
сражаясь,
Храброму мужу в бою смерть за отчизну
принять.
.........................
Гордостью будет служить и для города
и для народа
Тот, кто, шагнув широко, в первый продвинется
ряд,
И преисполнен упорства, забудет о бегстве
позорном,
Жизни своей не щадя и многомощной души.
Если Тиртей делает в своих стихах главный
упор на чувство самопожертвования,
готовность воина и гражданина умереть
за отечество (призыв, звучащий весьма
актуально в таком государстве, как Спарта,
которая в VII-VIвв. вела почти
непрерывные войны со своими соседями),
то другой выдающийся мастер
элегического жанра и вместе с тем прославленный
государственный деятель -
Солон ставит на первое место среди всех
гражданских добродетелей чувство
меры, или умение во всем соблюдать "золотую
середину". В его понимании только
умеренность и благоразумие способны
удержать граждан от алчности и пресыщения
богатством, предотвратить порождаемые
ими междоусобные распри и установить
в
государстве "благозаконие" (евномию).
В то время как одни греческие поэты стремились
постичь в своих стихах сложный
внутренний мир человека и найти оптимальный
вариант его взаимоотношений с
гражданским коллективом полиса, другие
не менее настойчиво пытались
проникнуть в устройство окружающей человека
вселенной и решить загадку ее
происхождения. Одним из таких поэтов-мыслителей
был известный нам Гесиод,
который в своей поэме "Теогония",
или "Происхождение богов", попробовал
представить существующий миропорядок
в его, так сказать, историческом
развитии от мрачного и безликого первородного
Хаоса к светлому и гармоничному
миру возглавляемых Зевсом богов-олимпийцев.
ЗОДЧЕСТВО И СКУЛЬПТУРА
В VII-VIвв. греческие зодчие впервые после
длительного перерыва начали
возводить из камня, известняка или мрамора
монументальные здания храмов. В
VIв. выработался единый общегреческий
тип храма в форме прямоугольной,
вытянутой в длину постройки, со всех сторон
обнесенной колоннадой, иногда
одинарной (периптер), иногда двойной (диптер).
Тогда же определились основные
конструкционные и художественные особенности
двух главных архитектурных
ордеров: дорического, особенно широко
распространившегося на Пелопоннесе и
в
городах Великой Греции (Южная Италия
и Сицилия), и ионического,
пользовавшегося особой популярностью
в греческой части Малой Азии и в
некоторых районах европейской Греции.
Типичными образцами дорического ордера
с такими характерными для него особенностями,
как суровая мощь и тяжеловесная
массивность, могут считаться храм Аполлона
в Коринфе, храмы Посейдонии
(Пестум) на юге Италии и храмы Селинута
в Сицилии. Более изящные, стройные и
вместе с тем отличающиеся некоторой вычурностью
декоративного убранства
постройки ионического ордера были представлены
в этот же период храмами Геры
на о. Самосе, Артемиды в Эфесе (прославленный
памятник архитектуры,
считавшийся одним из "семи чудес света"),
Аполлона в Дидимах недалеко от
Милета.
Принцип гармонической уравновешенности
целого и его частей, четко выраженный
в самой конструкции греческого храма,
нашел широкое применение и в другой
ведущей отрасли греческого искусства
- монументальной скульптуре, причем в
обоих случаях можно с уверенностью говорить
о социальной обусловленности этой
важной эстетической идеи. Если храм с
колоннадой, напоминающей ряды гоплитов
в фаланге, воспринимался как модель и
вместе с тем символ тесно сплоченного
гражданского коллектива, то образ свободного
индивида, являющегося
неотъемлемой частью этого коллектива,
воплотился в каменных изваяниях, как
одиночных, так и объединенных в пластические
группы. Их первые, еще крайне
несовершенные в художественном отношении
образцы появляются приблизительно в
середине VIIв. до н.э. Одиночная скульптура
конца архаического периода
представлена двумя основными типами:
изображением обнаженного юноши - куроса
и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий
тело хитон девушки - коры.
Постепенно совершенствуясь в передаче
пропорций человеческого тела, добиваясь
все большего жизненного сходства, греческие
скульпторы VIв. научились
преодолевать первоначально свойственную
их статуям статичность.
При всем жизнеподобии лучших образцов
греческой архаической скульптуры почти
все они подчинены определенному эстетическому
стандарту, изображая
прекрасного, идеально сложенного юношу
или взрослого мужчину, совершенно
лишенного при этом каких бы то ни было
индивидуальных физических или
психических особенностей.
ВАЗОВАЯ ЖИВОПИСЬ
Наиболее массовым и доступным видом архаического
греческого искусства была,
безусловно, вазовая живопись. В своей
работе, ориентированной на самого
широкого потребителя, мастера-вазописцы
гораздо меньше, чем скульпторы или
архитекторы, зависели от освященных религией
или государством канонов.
Поэтому их искусство было гораздо более
динамичным, многообразным и быстрее
откликалось на всевозможные художественные
открытия и эксперименты. Вероятно,
именно этим объясняется необыкновенное
тематическое разнообразие, характерное
для греческой вазописи VII-VIвв. Именно
в вазовой живописи раньше, чем в
какой-либо другой отрасли греческого
искусства, за исключением, может быть,
только коропластики и резьбы по кости,
мифологические сцены начали
чередоваться с эпизодами жанрового характера.
При этом не ограничиваясь
сюжетами, заимствованными из жизни аристократической
элиты (сцены пиршеств,
ристалищ на колесницах, атлетических
упражнений и состязаний и т.п.),
греческие вазописцы (особенно в период
расцвета так называемого
чернофигурного стиля в Коринфе, Аттике
и некоторых других районах) не
пренебрегают и жизнью социальных низов,
изображая сцены полевых работ,
ремесленные мастерские, народные празднества
в честь Диониса и даже нелегкий
труд рабов в рудниках. В сценах такого
рода особенно ярко проявились
гуманистические и демократические черты
греческого искусства, которые были
привиты ему окружающей общественной
средой начиная с архаической эпохи.
ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
В V ВЕКЕ
ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК
V век можно считать временем рождения
науки как специальной сферы
деятельности. Натурфилософия архаической
эпохи и первой половины Vв. в
сущности представляла своего рода синтетическую
науку, в которой сливались и
общекосмогонические построения, и наблюдения
и выводы более частного
характера, принадлежащие отдельным научным
дисциплинам. Однако такой характер
древнегреческая наука могла сохранить
только до определенного уровня.
Расширение сферы знания, увеличение его
суммы приводили не только к
отпочковывнию от натурфилософии отдельных
наук, но и (иногда) к конфликту
между ними.
Медицина.
Особенно показателен прогресс в медицине,
связанный в первую очередь с
деятельностью Гиппократа.
Было бы большой ошибкой считать, как это
иногда делают в наши дни, что
греческая медицина возникла в святилищах.
В Греции в эпоху рационализма
существовали две медицинские традиции:медицина
заклинаний, сновидеий,знамений
и чудес в орбите святилищь и медицинское
искусство независимое и целиком
светское,к которому и относился Гиппократ.
Они были паралельны, но совершенно
отличны друг от друга.
В "Гиппократовом сборнике" можно
различить трактаты трех больших групп
врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители
умозрительных спекуляций.
Им противостоят врачи Книдской школы,
у которых уважение к фактам настолько
велико, что они оказываются не в состоянии
шагнуть дальше их.Наконец, в
третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ
со своими учениками, то есть
Косска школа, - имеются врачи, которые,
основываясь на наблюдении, исходя из
него и только из него, настойчиво стремятся
его истолковать и понять. У этих
врачей позитивное мышление: они отказываются
от произвольных предложений и
постоянной константой считают разум.
Эти три школы в равной мере противостоят
медицине святилищ. Но только Косская
школа основала медицину как науку. [N.6]
Математика.
В течение Vв. в самостоятельную научную
дисциплину превращается математика,
освобождаясь от влияния пифагорейцев
и становясь предметом профессиональной
деятельности ученых, не примыкавших ни
к какому философскому направлению.
Важным для развития математики было создание
дедуктивного метода (логический
вывод следствий из небольшого числа исходных
посылок). Прогресс
математического знания особенно заметен
в арифметике, геометрии,
стереометрии. К этому времени относятся
также значительные успехи в
астрономии. Анаксагор был первым ученым,
давшим правильное объяснение
солнечным и лунным затмениям.
Историография.
Лишь применительно к V в. можно говорить
и о рождении историографии: на смену
ионийским логографам приходят историки.
Современные исследователи ставят
рождение истории как науки в связь с оформлением
демократии и соответственно
углублением политического сознания гражданства.
Гражданин, создающий своей
политической деятельностью современную
историю, хотел знать и историю,
которую творили его предки. Именно поэтому
вершиной греческой историографии
стал строго рациональный труд Фукидида.
Переходным звеном от логографов к
Фукидиду можно считать Геродота, которого
Цицерон назвал "отцом истории".
Основная тема "Истории" Геродота
- греко-персидские войны.
Темой труда Фукидида стала история Пелопонесской
войны. Коренной афинянин,
связанный родством с семьей Кимона, блестящий
ученик софистов, Фукидид был
видным представителем верхушки афинского
полиса. Однако его карьера внезапно
оборвалась в 424г., когда он, будучи стратегом,
потерпел поражение у Амфиполя
и был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это
современная ему история. Только в
самом начале он дает в очень краткой форме
общий очерк истории Эллады с
древнейших времен, все остальное содержание
строго ограничено поставленной
задачей. Фукидид сознательно противопоставлял
свой метод методу своих
предшественников - логографов и Геродота.
Его можно считать родоначальником
исторической критики. Фукидид свою задачу
видит в том, чтобы создать
правдивую историю Пелопонесской войны.
Отбрасывая все чудесное (занимавшее
столь значительное место в труде Геродота),
Фукидид пытается объяснить
происходившее только "природой человека".
Тем самым естественнонаучный метод
переносится в сферу политической истории.
История, с точки зрения Фукидида,
не является механистическим процессом,
познаваемым на основе логического
анализа, ибо действуют и слепые силы (стихийные
события, непредвиденное
стечение обстоятельств - словом, все то,
что обнимается понятием "слепой
случай"). Взаимодействие рационального
и иррационального и образует реальный
исторический процесс. Значительную роль
отводит Фукидид и выдающимся
политическим деятелям, особо выделяя
их способность осознать направление
исторического процесса и действовать
в соответствии с ним.
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V
ВЕКА
Значительные перемены, происходившие
в греческой культуре на протяжении Vв.,
отчетливо сказываются в литературе. Начало
века видит закат хоровой лирики -
того жанра литературы, который господствовал
в архаическую эпоху; тогда же
рождается греческая трагедия - наиболее
полно отвечающий духу классического
полиса жанр литературы.
Эта ранняя аттическая трагедия конца
VI начала V вв. еще не была драмой в
полном смысле слова. Она являлась одним
из ответлений хоровой лирики, но
отличалась двумя существенными особенностями:
1) кроме хора, выступал актер,
котырый делал сообщение хору, обменивался
репликами с хором или с его
предводителем (корифеем); в то время как
хор не покидал места действия, актер
уходил, возвращался, делал новые сообщения
хору о происходящем за сценой и
при надобности мог менять обличие, исполняя
в свои различные приходы роли
разных лиц; 2) хор принималучастие в игре,
изображая группу лиц, поставленных
в сюжетную связь с теми, кого представлял
актер. Количественные партии актера
были еще очень незначительны, и он, тем
не менее, был носителем динамики
игры, так как в зависимости от его сообщений
менялись лирические настроения
хора. [N.4,с.108]
Аристократическая по происхождению,
идеям, способу выражения хоровая лирика
переходит в Vв. из предыдущего в лице таких
признанных мастеров, как Симонид
Кеосский и Пиндар из Фив - последний и
наиболее яркий певец греческой
аристократии (он сам происходил из фиванского
аристократического рода). Стиль
Пиндара отличается торжественностью,
пышностью, богатством изысканных образов
и эпитетов, зачастую сохраняющих еще
связь с образной системой фольклора.
Большинство дошедших до нас стихотворений
соперника Пиндара Вакхилида также
относится к жанру эпиникиев. В творчестве
Вакхилида отчетливо заметно
стремление приспособить традиционный
жанр к новым задачам, новым условиям
жизни. Ему чужд строгий аристократизм
Пиндара. Хотя и у Вакхилида главная
тема - доблесть, но понимается она уже
по-иному, не как совокупность
традиционных качеств аристократа, а как
способность быть всегда на высоте,
соответствовать любой задаче. Более интересны
его дифирамбы, в которых
лирически разрабатываются отдельные
эпизоды мифов. Характерно, что среди
дифирамбов Вакхилида видное место занимают
те, в которых излагаются афинские
предания, особенно о Тесее.
ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Однако новые общественные условия делали
лирическую поэзию несовременным
жанром, она уходила с авансцены вместе
с породившей ее аристократией. На
смену ей приходит театр - трагедия и комедия.
Театр занимал особое место в
жизни греков и во многом не был похож
на современный. В Афинах театральные
представления происходили первоначально
раз в год (затем - дважды), во время
праздника бога Диониса (Великие Дионисии
- праздник начала весны,
знаменовавший вместе с тем открытие навигации
после зимних ветров
[N.4,с.111]), когда в течение трех дней с утра
до вечера шли спектакли, о
которых затем говорили в течение всего
года. Театр в отличие от хоровой
лирики обращен ко всему демосу, он более
демократичен, он служит трибуной, с
которой обращаются к демосу те, кто стремится
убедить его в правильности
собственных идей и мыслей. Не случайно
своего наивысшего расцвета театр в Vв.
достиг в Афинах, наиболее демократическом
из полисов Эллады. Театр стал
подлинным воспитателем народа, он формировал
взгляды и убеждения свободных
граждан Эллады. Театр был общественным
институтом, включенным в систему
полисных праздников. Театральное зрелище
было массовым, зрителями являлась
большая часть граждан, организация представлений
- одна из самых важных и
почетных литургий; со времени Перикла
государство давало беднейшим гражданам
деньги для оплаты билетов. Театральные
представления носили состязательный
характер, ставились пьесы нескольких
авторов, и жюри, избранное из граждан,
определяло победителя.
ТРАГЕДИЯ
Античная традиция называет первым трагическим
поэтом Феспида и указывает на
534г. как на дату первой постановки трагедии.
Эти ранние трагедии
представляли скорее одно из ответвлений
хоровой лирики, чем собственно
драматические произведения. Только на
рубеже VI и Vвв. трагедия приобретает
свой классический облик.
В образах мифов греческая трагедия отразила
героическую борьбу народа с
внешними врагами, борьбу за политическое
равенство и социальную
справедливость. Трагедия нашла ярчайшее
воплощение в творчестве трех
крупнейших афинских драматургов - Эсхила,
Софокла и Еврипида.
Расцвет греческой трагедии был блестящим,
но коротким. Буквально на
протяжении одного века трагедия возникла,
достигла своих вершин и склонилась
к упадку. И хотя в последующие века трагедия
продолжала существовать, она
никогда более не занимала того места
в жизни греков, которое имела в Vв.,
имена ее посредственных создателей оказались
почти забытыми, а произведения
трех великих трагиков стали предметом
изучения в школах и переписывались из
столетия в столетие.
КОМЕДИЯ
Рождение комедии как особого жанра, видимо,
связано с Сицилией, где протекала
деятельность Эпихарма, который первым
стал активно разрабатывать пародийно-
мифологическую и бытовую тематику в форме
целостных пьес. Античные авторы,
однако, предпочитали называть эти пьесы
драмами, ибо в них почти никакой роли
не играл хор. Несколько позднее появились
комедии и в Афинах, где официальное
признание они получили позднее, чем трагедии:
на Великих Дионисиях комедии
стали ставиться в 488-486гг., а на Ленеях
- около 448г.
"Древняя аттическая комедия представляет
собой нечто исключительно
своеобразное. Архаические и грубые игры
празднеств плодородия причудливо
сплетены в ней с постановкой самых сложных
социальных и культурных проблем,
стоявших перед греческим обществом. Афинская
демократия подняла карнавальную
вольность до ступени серьезной общественной
критики, сохранив при этом
неприкосновенными внешнии формы обрядовой
игры. [N.4,с.155]
Несмотря на признанное влияние Эпихарма,
аттическая комедия отличалась от
сицилийской: ее объект - не мифологическое
прошлое, а живая современность,
злободневные вопросы политической и
культурной жизни полиса, в ней
чрезвычайно силен обличительный пафос.
В аттической комедии эта обличительная
тенденция обычно находит выражение в
издевке над конкретными лицами, часто
в
очень грубой форме. Способом осмеяния
общественных явлений и граждан служит,
как правило, карикатура. Осмеиваемые
лица практически всегда подаются в грубо
карикатурном виде, автора комедии мало
волнует истинный облик героя. Наконец,
сюжет комедии носит нередко фантастический
характер. Бурная политическая
жизнь Афин давала обильный материал для
развития комедии. Наиболее выдающиеся
ее представители - Кратин, Евполид и Аристофан,
но, к сожалению, от
произведений первых двух дошли только
фрагменты, а из 44 комедий Аристофана
сохранились полностью лишь 11.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
И АРХИТЕКТУРА
Согласно наиболее распространенной периодизации
историю греческого
изобразительного искусства и архитектуры
Vв. принято делить на два больших
периода: искусство ранней классики, или
строгого стиля, и искусство высокой,
или развитой, классики. Граница между
ними проходит примерно в середине века,
однако границы в искусстве вообще довольно
условны, и переход из одного
качества в другое происходит постепенно
и в разных сферах искусства с
различной скоростью. Это наблюдение верно
не только для рубежа между ранней и
высокой классикой, но и между архаическим
и раннеклассическим искусством.
Искусство Ранней
классики.
В эпоху ранней классики полисы Малой
Азии теряют ведущее место в развитии
искусства, которое они до того занимали.
Важнейшими центрами деятельности
художников, скульпторов, архитекторов
становятся Северный Пелопоннес, Афины
и
греческий Запад. Искусство этой поры
освещено идеями освободительной борьбы
против персов и торжества полиса. Героический
характер и повышение внимания к
человеку-гражданину, создавшему мир,
где он свободен и где уважается его
достоинство, отличает искусство ранней
классики. Искусство освобождается от
тех жестких рамок, которые сковывали
его в эпоху архаики, это время поисков
нового и в силу этого время интенсивного
развития различных школ и
направлений, создания разнородных произведений.
На смену ранее
господствовавшим в скульптуре двум типам
фигур - куросу и коре - приходит
гораздо большее разнообразие типов; скульптуры
стремятся к передаче сложного
движения человеческого тела. В архитектуре
оформляется классический тип
периптерального храма и его скульптурного
декора.
Этапными в развитии раннеклассической
архитектуры и скульптуры стали такие
сооружения, как сокровищница афинян в
Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина,
так называемый храм Е в Селинунте и храм
Зевса в Олимпии. По скульптурам и
рельефам, украшавшим эти сооружения,
можно ясно проследить, как менялись их
композиция и стиль в разные периоды -
при переходе от архаики к строгому
стилю и далее - к высокой классике, что
именно характерно для каждого из
периодов. Архаическое искусство создало
совершенные в своей законченности, но
условные произведения искусства. Задачей
классики стало изобразить человека в
движении. Мастер поры ранней классики
сделал первый шаг по пути к большому
реализму, к изображению личности, и естественно,
что этот процесс начался с
решения более легкой задачи - передачи
движения человеческого тела. На долю
высокой классики выпала следующая, более
сложная задача - передать движения
души.
Утверждение достоинства и величия человека-гражданина
становится главной
задачей греческой скульптуры эпохи классики.
В статуях, отлитых из бронзы или
высеченных из мрамора, мастера стремятся
передать обобщенный образ человека-
героя во всем совершенстве его физической
и нравственной красоты. Этот идеал
имел большое этическое и общественно-воспитательное
значение. Искусство
оказывало непосредственное воздействие
на чувства и умы современников,
воспитывая в них представление о том,
каким должен быть человек.
Вторая четверть Vв. - годы деятельности
самого выдающегося из художников
ранней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам
древних авторов,
Полигнот, стремясь показать людей в пространстве,
располагал фигуры заднего
плана над передними, частично скрывая
их на неровностях почвы. Этот прием
засвидетельствован и в вазописи. Однако
для вазописи этого времени наиболее
характерно уже не следование за живописью
в области стилистики, а
самостоятельное развитие. В поисках изобразительных
средств вазописцы не
только шли за монументальным искусством,
но, как представители наиболее
демократического вида искусства, кое
в чем и обгоняли его, изображая сцены
из
реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается
упадок чернофигурного стиля
и расцвет краснофигурного, когда для
фигур сохраняли естественный цвет глины,
пространство же между ними заполняли
черным лаком.
Искусство высокой классики, подготовленное
творческими исканиями художников
предшествующего поколения, имеет одну
важную особенность - наиболее
значительным центром его развития становятся
Афины, и влияние афинской
идеологии все более определяет развитие
искусства всей Эллады.
Искусство Высокой
классики.
Искусство высокой классики - явное продолжение
того, что возникло ранее, но
есть одна область, где в это время рождается
принципиально новое, -
урбанистика. Хотя накопление опыта и
некоторых эмпирически найденных
принципов градостроительства было результатом
создания новых городов в период
Великой колонизации, именно на время
высокой классики приходится
теоретическое обобщение этого опыта,
создание цельной концепции и
осуществление ее на практике. Рождение
градостроительства как теоретической
и
практической дисциплины, соединявшей
в себе художественные и утилитарные
цели, связано с именем Гипподама Милетского.
Две основные черты характеризуют
его схему: регулярность плана города,
в котором улицы пересекаются под прямым
углом, создавая систему прямоугольных
кварталов, и зонирование, т. е. четкое
выделение различных по функциональному
назначению районов города.
Ведущим типом зданий по-прежнему оставался
храм. Храмы дорического ордера
активно строятся на греческом Западе:
несколько храмов в Агригенте, среди
которых выделяется так называемый храм
Конкордии (в действительности - Геры
Аргейи), считающийся лучшим из дорийских
храмов в Италии. Однако масштабы
строительства зданий общественного назначения
в Афинах далеко превосходят все
то, что мы наблюдаем в других частях Греции.
Сознательная и целенаправленная
политика афинской демократии, возглавляемой
Периклом, - превратить Афины не
только в самый могучий, но и самый культурный
и прекрасный полис Эллады,
сделать родной город средоточием всего
лучшего, что есть в мире, - находила
практическое воплощение и в широкой строительной
программе.
Архитектура высокой классики характеризуется
поразительной соразмерностью,
сочетающейся с праздничной монументальностью.
Продолжая традиции
предшествующего времени, архитекторы
вместе с тем не следовали рабски
канонам, они смело искали новые средства,
усиливающие выразительность
создаваемых ими сооружений, наиболее
полно отражающие заложенные в них идеи.
При строительстве Парфенона, в частности,
Иктин и Калликрат смело пошли на
соединение в одном здании черт дорического
и ионического ордера: снаружи
Парфенон представляет типичный дорический
периптер, но украшает его
характерный для ионийского ордера сплошной
скульптурный фриз. Соединение
дорики и ионики применено и в Пропилеях.
Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон -
единственный в греческой архитектуре
храм с абсолютно асимметричным планом.
Оригинально и решение одного из его портиков,
где колонны заменены шестью
фигурами девушек-кариатид.
В скульптуре искусство высокой классики
ассоциируется прежде всего с
творчеством Мирона, Фидия и Поликлета.
Мирон завершил искания мастеров
предшествующего времени, стремившихся
передать в скульптуре движение
человека. В самом прославленном из его
созданий - Дискоболе впервые в
греческом искусстве решена задача передачи
моментального перехода от одного
движения к другому, окончательно преодолена
идущая от архаики статичность.
Полностью решив задачу передачи движения,
Мирон, однако, не смог овладеть
искусством выражения возвышенных чувств.
Эта задача выпала на долю Фидия -
крупнейшего из греческих скульпторов.
Фидий прославился своими скульптурными
изображениями божеств, особенно Зевса
и Афины. Ранние его произведения
известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает
колоссальную статую Афины
Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.
Важнейшее место в творчестве Фидия заняло
создание скульптур и рельефов для
Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры,
столь характерный для греческого
искусства, находит здесь свое идеальное
воплощение. Фидию принадлежала общая
идея скульптурного оформления Парфенона
и руководство его осуществлением, им
же выполнена часть скульптур и рельефов.
Художественный идеал торжествующей
демократии находит законченное воплощение
в величественных произведениях
Фидия - бесспорной вершине искусства
высокой классики.
Но, по мнению самих греков, величайшим
творением Фидия была статуя Зевса
Олимпийского. Зевс представлен сидящем
на троне, в правой руке он держал
фигуру богини победы Ники, в левой - символ
власти - скипетр. В этой статуе
также впервые для греческого искусства
Фидий создал образ милостивого бога.
Статую Зевса древние считали одним из
чудес света.
Идеальный гражданин полиса - основная
тема творчества другого скульптора
этого времени - Поликлета из Аргоса. Он
исполнял главным образом статуи
атлетов-победителей в спортивных состязаниях.
Наиболее известна его статуя
Дорифора (юноши с копьем), которую греки
считали образцовым произведением.
Дорифор Поликлета - воплощение физически
и духовно совершенного человека.
В конце Vв. в скульптуре начинают проявляться
новые черты, получившие
развитие в следующем веке. В рельефах
балюстрады храма Ники Аптерос
(Бескрылой) на Акрополе Афин особенно
бросается в глаза динамизм. Те же черты
мы видим и в скульптурном изображении
Ники, выполненном Пеонием. Стремлением
к передаче динамических композиций не
исчерпывались искания скульпторов конца
века. В искусстве этих десятилетий большое
место занимают рельефы на
надгробных памятниках. Обычно они создавались
по единому типу: умерший в
кругу близких. Основная черта этого круга
рельефов (наиболее известный -
надгробие Гегесо, дочери Проксена) - изображение
естественных чувств простых
людей. Тем самым в скульптуре решаются
те же задачи, что и в литературе
(трагедия Еврипида).
К сожалению, о великих греческих художниках
(Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы
не знаем почти ничего, кроме описания
некоторых их картин и сведений об их
мастерстве. Можно полагать, что эволюция
живописи в основном шла в том же
самом направлении, что и скульптуры. Согласно
сообщениям древних авторов,
Аполлодор Афинский открыл в конце Vв.
эффект светотени, т. е. положил начало
живописи в современном смысле этого слова.
Паррасий стремился к передаче
средствами живописи душевных движений.
В вазописи второй половины Vв. все
большее место занимают бытовые сцены.
В сознании последующих поколений V век
до н.э. ассоциировался с величайшими
победами, одержанными греками при Марафоне
и Саламине, он воспринимался как
время героических деяний предков, отстоявших
независимость Эллады, спасших ее
свободу. Это было время, когда единая
цель - служить родине вдохновляла
бойцов, когда высшей доблестью было погибнуть
за отечество, а высшим благом
считали благо родного полиса.
ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э.
РИТОРИКА
Представителями риторического направления
в истории были Эфор и Феопомп. Для
их сочинений характерны ярко выраженная
тенденциозность и морализирующий тон.
Эфор (405-330 гг.) известен как создатель
"Всеобщей истории", от которой
уцелели лишь фрагменты. Основой труда
послужила история Эллады, однако много
внимания уделено описаниям и других народов.
Современник Эфора Феопомп (родился в
378 г.) был автором "Истории Греции"
и
"Истории Филиппа Македонского",
тоже не дошедших до нас. Объективность,
очевидно, не относилась к числу его достоинств,
так как современники
единодушно констатировали склонность
автора к злословию.
Ораторское искусство Греции IV века.
Греция IVв. дала плеяду блестящих ораторов.
Начало культивирования устного
слова было положено софистами, которые,
будучи сами выдающимися мастерами
красноречия, обучали и других этому искусству.
Они основали школы, где за
плату каждый желающий мог узнать правила
построения речи, надлежащей манеры
ее произнесения, эффектной подачи материала.
В Афинах, центре культурной
жизни Эллады, все видные политические
деятели были превосходными ораторами.
Свободно владел словом Перикл; его речи,
целенаправленные и убежденные, с
точными и образными сравнениями производили
на слушателей огромное
впечатление.
Известны два основных типа речей - политические
и судебные. Высшим
достижением ораторского искусства признавались
политические речи, а среди них
наиболее важными считались совещательные,
т. е. посвященные обсуждению
конкретных вопросов, которые требовали
принятия конкретных мер. Источники
показывают, что аттическими ораторами
был поставлен и дискутировался вопрос
о
месте, занимаемом ими в государстве и
назначении их выступлений. Большинство
из них полагало, что назначение политических
речей - приносить благо, а долг
оратора как гражданина - обратить дар
слова на пользу родному городу. Темой
обсуждений были злободневные вопросы
современности и более общие проблемы:
основы внутренней и внешней политики,
принципы межполисных отношений,
отношение эллинов к негрекам.
Из представителей старшего поколения
ораторов наибольшей известностью
пользовались Антифонт, Андокид и Горгий.
Выдающимся оратором был Исократ
(436-338гг.), его античные биографы насчитывали
до 60 принадлежащих ему
речей, до наших дней дошла лишь треть.
Демосфен (384-322гг.) также оставил о
себе память как о выдающемся ораторе.
По своим политическим взглядам оратор
- сторонник демократии, которая
ассоциируется у него с независимостью.
Его речи позволили исследователям
воссоздать многие положения демократической
теории: ее понимание государства,
законов, социальных отношений, войн. Преданность
Демосфена демократическому
строю не исключала критического отношения
к его недостаткам. Демосфен
довольно резко указывает на пассивность
граждан, не желающих сражаться за
свои права, на рост аполитичности, неумение
и нежелание действовать быстро и
решительно, склонность к бесконечным
словопрениям, т. е. на все, что
ослабляло позицию Афин и было на руку
Македонии.
Политическими соратниками Демосфена
были Гиперид и Ликург. Гиперид (389-
322гг.), один из лучших аттических ораторов,
принимал деятельное участие в
антимакедонской войне. Ликург (390-325гг.)
интересовался не столько внешней,
сколько внутренней политикой, управлял
афинскими финансами. До нашего времени
дошла лишь одна его речь. Как оратор он
обладал, видимо, большой силой,
логикой, способностью убеждения.
В числе противников Демосфена находились
сторонники промакедонской
группировки Эсхин и Динарх. Эсхин (397-322гг.),
разносторонне образованный
человек, бывший не только талантливым
оратором, но и актером, известен своими
дискуссиями с Демосфеном. О Динархе (родился
в 396г.), которого причисляли к
десяти наиболее прославленным аттическим
ораторам, биографических сведений
меньше, чем о других. Приверженец Македонии,
он приобрел печальную
известность пасквилями против Демосфена.
Два оратора прославили себя не на политическом,
а на судебном поприще. Лисии
(459-380гг.) был метеком, оказавшим много
услуг афинской демократии. Живость
изображения, хорошее знание законов,
удивительное, по отзыву Дионисия
Галикарнасского, изящество речи обеспечивали
ему в судебных разбирательствах
неизменные победы.
Долгая и частая практика выступлений,
появление блестящих и прославленных
ораторов не могли пройти бесследно для
теоретической мысли. В IVв. появилось
фундаментальное исследование, посвященное
красноречию, - "Риторика"
Аристотеля. В ней дан настолько интересный
и глубокий анализ искусства
убеждения, что много столетий спустя,
в наши дни, специалисты по пропаганде
находят там идеи, считавшиеся достижением
только нового времени.
Архитектура.
Показательно, что после Пелопонесской
войны не только сократилось
монументальное строительство, но и переместились
его центры: вместо Аттики
ими стали Пелопоннес и Малая Азия. Павсаний,
оставивший описание наиболее
известных памятников Греции, самым красивым
сооружением Пелопоннеса считал
храм Афины Алеи в Тегее, заменивший старый,
сгоревший в 394г. Он был построен
и украшен знаменитым мастером Скопасом.
Интерес современников вызывала
планировка Мегалополя, города, построенного
аркадянами как центр Аркадского
союза.
Зодчество стало приобретать несколько
иной характер: если раньше в нем
ведущую роль играли храмовые сооружения,
то теперь больше внимания стало
уделяться гражданской архитектуре - театрам,
помещениям для собраний,
палестрам, гимнасиям. Новые тенденции
в архитектуре выразились и в стремлении
создать общеэллинский стиль - койнэ; здесь
происходила та же унификация, что
и в языке. К выдающимся архитекторам этого
времени относились Филон, Скопас,
Поликлет Младший, Пифей.
Подъем переживала архитектура малых
форм, имеющая много общего со
скульптурой. Ее типичным образцом может
служить памятник руководителя хора
Лисикрата, сооруженный им в Афинах после
победа на состязаниях 335г.
Воздвигались такие сооружения обычно
на частные средства.
Популярность в IVв. культа Асклепия, бога
врачевания, привела к постройке в
Эпидавре (60-30е годы) замечательного архитектурного
ансамбля, включающего в
себя храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих,
театр и фолос, или фимелу
(концертный зал).
Скульптура.
Новые требования стали предъявляться
к скульптуре. Если в предшествующий
период считалось необходимым создать
абстрактное воплощение определенных
физических и душевных качеств, усредненный
образ, то теперь ваятели проявляли
внимание к конкретному человеку, его
индивидуальности. Наибольших успехов
в
этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп,
Тимофей, Бриаксид.
Шел поиск средств для передачи оттенков
движения души, настроения. Одно из
них представлено Скопасом, уроженцем
о.Пароса, произведения которого поражали
современников драматизмом и воплощением
сложнейшей гаммы человеческих чувств.
Разрушая прежний идеал, гармонию целого,
Скопас предпочитал изображать людей
и богов в моменты аффекта.
Другое, лирическое направление отразил
в своем искусстве Пракситель, младший
современник Скопаса. Статуи его работы
отличались гармонией и поэтичностью,
утонченностью настроения. По свидетельству
знатока и ценителя прекрасного
Плиния Старшего, особой популярностью
пользовалась "Афродита Книдская".
Чтобы
полюбоваться этой статуей, многие предпринимали
путешествие на Книд. Книдяне
отвергали все предложения купить ее,
даже ценой кассации их огромных долгов.
Красота и одухотворенность человека
воплощены Праксителем также в фигурах
Артемиды и Гермеса с Дионисом.
Стремление показать многообразие характеров
было характерно для Лисиппа.
Плиний Старший полагал, что главная, наиболее
удачная работа мастера - статуя
Апоксиомена, атлета со стригилем (скребком).
Резцу Лисиппа принадлежали также
"Эрот с луком", "Геракл, борющийся
со львом". Впоследствии скульптор стал
придворным художником Александра Македонского
и изваял несколько его
портретов.
Имя афинянина Леохара связано с двумя
хрестоматийными произведениями:
"Аполлоном Бельведерским" и "Ганимедом,
похищаемым орлом". Изысканность и
эффектность Аполлона приводили в восхищение
художников Возрождения, считавших
его эталоном классического стиля. Их
мнение потом было подкреплено
авторитетом теоретика неоклассицизма
И.Винкельманом. Однако в XXв.
искусствоведы перестали разделять восторги
своих предшественников, находя у
Леохара такие недостатки, как театральность
и вылощенность.
Живопись.
О живописи IVв. можно судить в основном
по сведениям, сохранившимся у
античных авторов. Судя по ним, она достигла
высокого уровня не только в
практике, но и в теории. Были широко известны
такие картины основателя
сикионской школы Евмолпа, ученик которого,
Памфил, создал трактат о
художественном мастерстве.
Тенденции Скопаса были близки художнику
Аристиду Старшему, одна из картин
которого изображала умирающую на поле
битвы мать, к груди которой тянется
ребенок. Произведение Никия "Персей
и Андромеда" скопировано на одной из
фресок в Помпеях. Этого художника высоко
ценил Пракситель, доверяя ему
тонирование своих мраморных статуй.
В IVв. достигло расцвета искусство малых
форм, отмеченное грацией и
изяществом. Оно прославлено терракотами
мастеров Танагры. Вазовая живопись,
напротив, вступала в полосу упадка: чересчур
усложнились композиции, возросла
пышность декора, появилась небрежность
в рисунке.
В целом искусство данного периода расценивается
исследователями как время
принципиальных сдвигов, интенсивных
поисков, зарождения тенденций, получивших
свое завершение в эпоху эллинизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как уже было сказано выше всю историю
древней Греции принято делить на две
большие эпохи: 1) микенская цивилизация
и 2) античная цивилизация.
Характерной чертой раннегреческой культуры
было удиви тельное единство ее
стиля, ярко отмеченного самобытностью,
жизненностью и гуманностью. Человек
занимал значительное место в мировоззрении
этого общества; причем художники
уделяли внимание представителям самых
различных профессий и социальных слоев,
внутреннему миру каждого персонажа. Особенность
куль туры ранней Эллады
сказывается в том удивительно гармоничном
сочетании мотивов природы и
требований стиля, которые обнаруживают
произведения ее лучших мастеров
искусства. И если первоначально художники,
особенно критские, стремились
больше к украшательству, то уже с XVII-XVI
вв. творчество Эллады полно
жизненности. Должно заметить, что изучаемой
культуре присуща определенная
традиционность, сохранения ряда понятий
например мотива бегущей спирали,
сохранившегося еще от культуры северобалканских
племен эпохи неолита,
получившего великолепное развитие в
кикладском искусстве III тыс. и
многократно воспроизведено в II тыс. в
орнаменте не только монументальных
царских фолосов, но и в декоре бытовых
предметов, особенно посуды. Вместе со
спиралью народ сохранил и другие традиционные
геометрические мотивы. Поэтому
в эпоху после дорийского переселения,
когда с гибелью дворцов резко
уменьшилось потребность в предметах
роскоши, геометрический стиль вновь занял
ведущее место с искусстве.
В XXX-XII вв. население Греции прошло сложный
путь экономического,
политического и духовного развития. Указанный
отрезок истории характеризуется
интенсивным ростом производства, создавшим
в ряде областей страны условия для
перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому
строю. Параллельное
существование этих двух общественных
систем обусловило своеобразие истории
Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить,
что многие достижения эллинов
того времени явились основой блестящей
культуры греков классической эпохи и
вместе с нею вошли в сокровищницу европейской
культуры.
Затем в течении нескольких веков, называемых
"Темными веками" (XI-IX вв.) в
своем развитии народы Эллады по неизвестным
до сих пор обстоятельствам, можно
сказать, отбрасываются к первобытно-общинному
строю.
За "Темными веками" следует период
Архаики - это время возникновения, в
первую очередь, письменности (на основе
финикийской), потом философии:
математики, натурфилософии, затем необычайное
богатство лирической поэзии и
др. Греки, умело используя достижения
прежних культур Вавилона, Египта,
создают свое собственное искусство, оказавшее
огромное влияние на все
последующие этапы европейской культуры.
В период архаики постепенно была создана
продуманная и ясная система
архитектурных форм, которая стала основой
всего дальнейшего развития
греческого зодчества.
О монументальной живописи архаического
периода ничего не известно. Очевидно,
что она существовала, но по каким-то причинам
не сохранилась. Зато мы можем
судить о вазописи, которое в отличие от
многих других искусств гораздо более
динамично, многообразно и быстрее откликается
на всевозможные художественные
открытия и эксперименты.
Таким образом период архаики можно назвать
периодом резкого скачка в
культурном развитии Греции.
За архаическим периодом следует период
классики (V-IV вв. до н.э.).
В философии V в. основным направлением
будет натурфилософия,
материалистическая в своей основе и пифагореизм,
противостоящий ей. Но чем
больше она отрывается от реальных знаний
тем больше общественный скептицизм к
натурфилософии, выразителями которого
стали софисты.
Возникновение софистического движения
связано с общим усложнением структуры
общества. Они сыграли большую роль в духовном
перевороте в греческом обществе
в середине V в., в результате которого
в центре философии оказывается не мир,
а человек.
Конец V-IV в. - период бурной духовной жизни
Греции, формирования
идеалистических идей Сократа и Платона,
развивавшихся в борьбе с
материалистической философией Демокрита,
и возникновения учения Киников.