Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 20:32, реферат
Краткое описание
Характерные черты культуры Древней Греции. Древнегреческий полис: политика, правопорядок и законы. Боги греческого Олимпа. От религии к философии - Пифагор, Гераклит, Демокрит, софисты, Сократ, феномен греческого чуда: рождение научного знания и расцвет искусства. Повседневная жизнь в Афинах. Эллинизм. Великое наследие античной Эллады.
Характерные
черты культуры Древней
Греции. Древнегреческий
полис: политика, правопорядок
и законы. Боги греческого
Олимпа. От религии
к философии - Пифагор,
Гераклит, Демокрит,
софисты, Сократ, феномен
греческого чуда: рождение
научного знания и расцвет
искусства. Повседневная
жизнь в Афинах. Эллинизм.
Великое наследие античной
Эллады.
Веками
классическая культура Древней Греции
занимала воображение людей и
очаровывает до сих пор. Она была
преемницей древневосточных культур и
стала колыбелью европейской культуры.
Одной из важнейших черт древнегреческой
культуры является ее интерактивный (от
слова интеракция - взаимодействие) характер.
Действительно, в Грецию ахейцы прибыли
в XXI в. до н.э. с севера и северо-запада
и создали в Афинах, Микенах, Тиринфе, Пилосе
и Фивах свои царства; а около XVI в. до н.э.
завоевали Крит. Именно на Крите и в Пилосе
обнаружено и расшифровано линейное письмо,
которое является уже греческим письмом.
Однако культура ахейцев все еще слишком
была зависима от критской культуры, связанной
с еще нерасшифрованным линейным письмом
и от культуры Киклад. В результате диффузии
(взаимопроникновения) возникла культура,
представлявшая собой своеобразную мешанину
критской и ахейской культур, остатки
которой еще можно увидеть в раскопанных
археологами руинах дворцов в Нилосе,
Микенах и Тиринфе, именно из сокровищницы
ахейской культуры с ее развитой мифологией
черпали сюжеты Гомер и древнегреческие
трагики тысячи лет позже, создавая прекрасные
произведения.
Завоеватели
принесли с собой
прагреческий (индоевропейский)
язык. Интересно, что
по времени это
вторжение совпадает
с появлением хеттов,
также пришедших
с севера, в Малой
Азии и на Ближнем
Востоке. Иными словами,
это был единый
процесс расселения
ариев с их прародины -
Дона и Северного Причерноморья.
Диффузия
культур продолжалась в силу исторических
причин. Прежде всего сыграло свою
роль вторжение дорийцев, имеющих
более низкую культуру, однако это -
внешняя причина. Большая роль в
этом принадлежит
ситуации, сложившейся в Средиземноморье.
Античная Греция не могла прокормить все
свое население. В XIII-XII в. до н.э. бассейн
Восточного Средиземноморья был ареной
сложных миграций, о чем свидетельствуют
древнеегипетские документы, в которых
неоднократно упоминается о нападениях
морских народов. Эти нападения нарушили
политическое равновесие На Ближнем Востоке:
Хеттская держава рухнула, Египет потерял
свои азиатские владения. Все это привело
к тому, что морская торговля замерла,
вот тогда-то среди микенских царств, зажатых
в тиски нужды, начались междоусобные
воины, приведшие к их полному разрушению,
а вместе с этим и к упадку высокоразвитой
дворцовой культуры. Сохранились обожженные
огнем глиняные таблицы; из них известно,
что завоеванные ахейцы вместо того, чтобы
противостоять дорийцам, подчинились
их культуре весь этот процесс взаимодействия
двух культур является историческим основанием
для воссоздания картины ссорющихся между
собой интерактивных элементов двух культур:
искусства, морали и религии.
Интерактивная культура греков
породила интерактивную технику, первым
выражением которой стало военное искусство
и применяемая в нем тактика. Благодаря
этому греки одерживали победы в битвах
и победоносно свершили персидские войны;
первым применил эту технику афинянин
Мильтиад под Марафоном, затем спартанец
Леонид под Фермопилами. Если в войнах
Гомера главную роль играли сила и ловкость
отдельных героев типа Ахилла, то греческая
фаланга имеет закрытую структуру, не
проницаемую для отдельного воина. Эта
фаланга является не просто военным изобретением,
но духовным выражением интерактивной
культуры греческих городов-государств
(полисов). В этих полисах не было ни монархов,
ни жреческих каст, а осуществлялась античная
рабовладельческая демократия.
Демократия
- другая черта
классической древнегреческой культуры.
Государство не существовало "вне"
и "над" гражданами, они сами в своей
живой совокупности и были государством
со всеми его культовыми, гражданскими
и эстетическими установлениями. Отсюда
в значительной мере свободная от оттенка
официальности жизнь и деятельность античного
грека. Это определяло то чувство единства
личного и общественного, этического и
эстетического, конкретного и всеобщего,
интимного и монументального, которое
достигает своего кульминационного выражения
именно в классической культуре. Конечно,
существование такого рода культуры было
возможно лишь в сравнительно небольших
полисах. В эллинистических монархиях
мы имеем дело уже с иной культурой.
Еще
одной характерной чертой классической
греческой культуры
является пронизывающая весь уклад жизни
полиса борьба (агон), состязание, восходившее
к культовым игрищам былой общины. Таков
и спор - агон двух полухорий в классической
комедии, связанный с сельскими хороводами,
с их шуточными плясками-хорами, такова
и форма философского трактата, разработанного
как диалог. Такой момент наличествовал
и в постановках трагедий, связанных с
культом Диониса, проводимых как соревнование
между тремя коллективами, составленными
из хора, актеров и драматурга. Особое
значение спор - агон приобрел в спортивных
состязаниях, получивших свою классическую
форму в Олимпийских играх.
И
наконец, следует отметить такую
яркую черту классической греческой
культуры, антропоцентризм. Именно в
Афинах философ Протагор из Абдер
провозглашает знаменитое
изречение "человек есть мера всех вещей",
а в софокловской "Антигоне" лучше
всего выражено удивление свершениями
человека. Для греков человек был олицетворением
всего сущего, прообразом всего созданого
и создаваемого. Вот почему человеческий
облик, возведенный к прекрасной норме,
был не только преобладающей, но почти
единственной темой классического искусства,
природа же передавалась скупыми намеками.
Ландшафт стал появляться только в эллинистической
живописи. Антропоцентризм характерен
и для других сфер классической греческой
культуры.
Назначение
культуры у древних греков - содействие
гармоническому развитию, духовному
и физическому, умственному и
профессионально-трудовому (искусство,
мастерство) - человека, политическому
и нравственно-духовному -
гражданина. В таких специализированных
сферах культуры, как политическая и правовая
культура, они видели разумное противодействие
любого рода социальным конфликтам и потрясениям,
угрожающим социальной и государственной
целостности. Заслуживает внимания тот
факт, что широкими политическими и иными
правами при относительном равенстве
располагали свободные граждане, весьма
политически организованные и сплоченные.
Именно это и обеспечивало необходимую
прочность полиса, его способность противостоять
численно превосходящим рабам. Так, в пору
расцвета население Афин насчитывало
20 тыс. полноправных граждан, 10 тыс. свободных,
но без политических прав, и 370 тыс. рабов.
Афинское государство вело по отношению
к рабам весьма деятельную политику. Его
органы не только осуществляли постоянный
надзор и охрану рабовладельцев от каких
бы то ни было посягательств со стороны
рабов, но и сами широко применяли рабский
труд, пользовались их услугами, практиковали
не только меры наказания и принуждения,
но и меры поощрения. Каждый раб знал, что
за особые заслуги, оказанные государству,
он будет отпущен на волю и может получить
вознаграждение. Насколько государственный
контроль и политика в отношении рабов
были эффективны в интересах и государства
и рабовладельца, можно судить по тому
факту, что история Афин не знает восстаний
рабов либо их активного участия в уличных
беспорядках и столкновениях враждующих
партий.
Картина
афинской демократии будет неполной,
если из нее исключить закон, способы
и методы поддержания правопорядка.
Это была демократия,
которая ставила закон выше власти и не
допускала действий в политике, управлении,
в судебной практике вне законов, помимо
законов, без соблюдения строго установленных
обычаем и законом процедур. Все это обеспечивало
внутреннюю защищенность гражданской
общины и государства, стабильность правопорядка.
Структура
органов государственной власти
и управления, условия и порядок
несения государственных и общественных
обязанностей, включая службу в армии,
права граждан, порядок их защиты,
а также порядок
отправления правосудия, как правило,
были законодательно оформлены. При этом
правотворчество осуществлялось по принципу
широкой гласности и активного участия
всех граждан. Обсуждение законов методом
состязательного процесса, с обсуждением
всех соображений "за" и "против"
при принятии новых законов способствовало
тому, что законодательство в возможно
допустимых пределах отвечало интересам
большинства граждан.
Система
наказаний в Афинах была весьма разнообразной.
При наиболее серьезных преступлениях
(убийство, государственная
измена, безбожие) назначалась смертная
казнь, причем осужденному предлагалось
самому привести приговор в исполнение
путем принятия яда. Иногда же ему на выбор
предлагались меч или веревка. Во многих
случаях осужденных продавали в рабство:
так поступали с профессиональными разбойниками
и грабителями. При кражах наказание зависело
от того, был ли вор застигнут на месте
кражи. Вора, застигнутого на месте преступления,
можно было схватить и подвергнуть заточению,
а ночного вора - даже убить. Но известны
были и случаи, когда виновный обязывался
уплатить штраф в размере, вдвое превышающем
стоимость украденного имущества. Наказания
для рабов и свободных людей были неодинаковы.
Правосознание
грека-гражданина было в значительной
степени гуманным
к равному себе. Немалая заслуга в развитии
правосознания принадлежала философам,
платным и бесплатным учителям софистам,
чье искусство в условиях гласности было
неотъемлемой частью просвещенной общественной
жизни. Театр, поэзия, изобразительное
искусство были в Афинах не мнимым, а подлинным
достоянием народа, облагораживающим
его нравы. Гуманности правосознания служило
также и религиозное сознание, ориентированное
на пантеон богов Олимпа.
Существенную,
интегральную часть древнегреческой
религии составляли
мифы, сыгравшие исключительную роль в
античной культуре, Эллинам в принципе
было чуждо понятие религии откровения,
кодифицированной в повсеместно признанных
священных книгах. Первоначальные религиозные
представления развивали поэты и писатели,
которые придавали им художественную
форму, моральный смысл, а часто также
и политическое значение. Мифы постоянно
сопутствовали развитию греческой литературы,
доставляя ей на протяжении многих веков
ее существования важнейшие мотивы. Особенно
обильно черпают из мифологической тематики
эпос, трагедия и в значительной мере лирика.
Представление богов и героев, иллюстрация
мифологических мотивов всегда являлись
важнейшими темами живописи и скульптуры.
Насколько Гомер и Гесиод способствовали
определению личности, черт, атрибутов
и сфер деятельности отдельных богов и
героев, настолько Фидий и его последователи
дали пластическое видение их фигур и
придали им определенные физические черты,
одежду и даже черты лица.
В
мифы о богах и героях вплетено
множество сказочных мотивов, произведений народной
фантазии, которые имеют свои аналоги
в фольклоре почти всего мира. Важнейшими
из них являются битвы богатырей с дикими
животными и фантастическими чудовищами,
в которых награда для мужественного победителя
- рука царевны или царский трон (мифы о
Геракле, Тезее, Персее и Эдипе); чудесное
омоложение (миф о Медее и Пелиадах); необычайное
рождение (Афина родилась из головы Зевса,
а Дионис из члена Зевса; люди возникли
из камней, брошенных Девкалионом, и зубов
дракона, посеянных Кадмосом) и превращения
людей в животных или деревья.
Некоторые
мифологические мотивы имеют моральную
окраску, могут также содержать
аллюзии общественной и политической
жизни. Большинство мифологических
повестей осуждает кровосмешение, даже
бессознательное (миф об Эдипе),
человеческие жертвы и каннибализм (миф
о Тезее и о чудесном спасении Фрикса и
Ифигении с жертвенного алтаря), а также
коварство злых жен (миф о жене Тезея, Федре,
которая погубила пасынка, отказавшего
ей в любви). Зевс, младший сын Кроноса,
согласно другим мифологическим версиям,
был его старшим сыном; эта поправка введена,
очевидно, после установления принципа
первородства при наследовании. Миф об
Оресте является иллюстрацией спора о
том, какое право важнее - материнское
или отцовское. Наилучшим примером мифа
политического характера, бесспорно, служит
цикл, связанный с Тезеем, где афиняне
создали свой идеал правителя, предвозвестника
демократического строя.
Особым,
весьма существенным фактором, влияющим
на формирование греческих мифов, были
внешние культурные
влияния. Многочисленные уже с микенских
времен контакты греков с народами Египта,
Малой Азии и других стран древнего Ближнего
Востока не могли не сказаться на мифотворческой
деятельности. Орфический миф о разодранном
Загрее напоминает древнеегипетскую повесть
о смерти изириса. Распространенная тема
битвы героя с чудовищами и дикими животными
имеет многочисленные аналоги в культурах
Востока. Несомненно восточное происхождение
у таких фантастических существ, как сфинкс
и гриф.
В
классическую эпоху (480-300
гг. до н.э.) творчески развиваются старые
мотивы и вводится много новых. Жившие
тогда знаменитые скульпторы - Мирон, Поликлет,
Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп и многие
другие - и художники, произведения которых
безвозвратно погибли, полностью, преобразили
пластическое видение богов древней Эллады.
В V в. до н.э. внимание акцентировалось
на достоинстве и недоступном величии
богов, в следующем веке художники постарались
приблизить божество к человеку, жители
Олимпа приобрели многие человеческие
черты. Отличительными чертами древнегреческой
религии являются обожествление природы
и антропоморфизм. Как говорил Гиппократ,
все божественно и все человечно. Мир греческих
богов и богинь есть тот же человеческий
мир, только идеализированный - люди суть
смертные боги, а боги - бессмертные люди
(Гераклит).
Религиозные
идеи получили свою интерпретацию в
греческой философии, рациональной
по своему характеру. Этот переход от
религии к философии связан с
интерактивной техникой, которая
способствовала новому, рациональному
видению мира. В античной Греции человек
живет как Бог в двух мирах - мире культа
и мире техники, именно техника стала подлинным
предметом философии в форме теоретико-геометрических
конструкций мира, в системах Анаксимандра,
Парменида, Пифагора, Демокрита, Аристотеля
и других мыслителей. Античная мифология
сыграла определенную роль в становлении
теоретической рефлексии, рационального
философского мышления.